Обратная связь
|
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КНР ДО 2020 г. Н.Е.Боревская
Источник: Журнал «Педагогика» 2011/7 с. 108
Над статьёй работала Логачёва Дарья
Аннотация. В основе статьи – анализ «Государственного плана реформы и развития образования КНР на среднесрочной и долгосрочный период (2010-го гг.)», принятого ЦК КПК и Госсоветом КНР в июле 2010 г. Основные положения этого важного государственного документа вошли в 12-й пятилетний план КНР (2011-15 гг.). В статье сделан акцент на цели китайской реформы образования, представлены предложенные Планом механизмы решения ряда проблем и гарантии их реализации. В Плане обозначен целый ряд направлений модернизации системы образования, сходных с теми, по которым идёт Россия и, несмотря на специфику подходов, просматривается достаточное количество аналогий.
Ключевые слова. Китай, модернизация, планирование образования, качество и равенство.
В марте 2011 г. 4-я сессия Всекитайского собрания народных представителей 11-го созыва приняла 12-й пятилетний план, согласно которому в основе экономического развития лежит приоритетность образования. Выполнение пятилетки в сфере образования является в свою очередь лишь шагом на пути реализации «Государственного плана реформы и развития образования КНР на среднесрочный и долгосрочный период(2010-20гг.)» (далее - План). В этом весьма объемном и тщательном обработанном документе (План был принят ЦК КПК и Госсоветом КНР в июле 2010 г. После двухгодичных обсуждений на уровне заинтересованных ведомств и общественности – 2,1 млн. предложений, в том числе путем публикации текста в интерактивной интернет-программе, 40 крупных доработок) обозначен целый ряд направлений модернизации системы образования, сходных с теми, по которым идет Россия. План был высоко оценен ЮНЕСКО как демонстрирующий решимость КНР превратить свою систему образования в одну из лучших в мире, а также Всемирным Банком как предлагающий много инновационных идей и превращающий образование в локомотив развития страны. Тем интересней проанализировать предложенные Планом механизмы решения проблем и гарантии их реализации. Для выработки рекомендаций по реализации включенных в План пилотных программ в ноябре 2010 г. В КНР был организован Национальный консультационный комитет по образованию (64 члена-директора школ, юристы, политические советники и академики).
Прежде всего следует отметить как преемственность Плана по отношению к последнему по времени подобному документу от 1993 г., так и его новаторство (неслучайно в период разработки этого документа в октябре 2009 г. Был назначен новый министр образования). Премьер КНР Вэнь Цзябао потребовал от местных правительств отбросить старые подходы, преодолеть институциональные препоны и искать новые пути развития образования в регионах (из выступления на Всекитайском рабочем совещании по образованию, июль 2010).
Предпосылки и цели модернизации системы образования в КНР: приоритет – качеству. Вслед за изменением экономической модели – переходом от опоры в основном на рост материальных ресурсов к опоре преимущественно на научно-технический прогресс, повышение качества трудовых ресурсов и обновление управленческой структуры – новые требования предъявляются в КНР и к развитию образования. Руководство страны, несмотря на пока еще относительно невысокий по сравнению с развитыми странами интеллектуальный потенциал, делает ставку на превращение огромных людских ресурсов из демографической ноши в «сравнительное преимущество» - богатый человеческий капитал. Основное стратегическое направление реформ – строительство инновационной экономики путем подготовки собственных высококвалифицированных кадров. Согласно Плану, реформирование сферы образования нацелено на повышение качественного уровня населения, развитие образования по научному пути и ускорение социалистической модернизации. На этом пути у КНР немало проблем, ибо пока страна отстает от передовых держав; по экономическим показателям среди 125 стран мира Китай занимает 34-е место, по охвату молодежи высшим образованием – 77-е, по качественным показателям системы образования – 87-е, а по качеству управления системой образования – 92-е место [1, с. 107]. На официальном уровне признано, что система образования «отстает от социально-экономического развития страны. Более того, по мере углубления процессов индустриализации, информатизации, урбанизации, маркетизации и интернационализации встает целый ряд новых вызовов: это и растущее демографическое давление, и ограниченные естественные ресурсы, и загрязнение окружающей среды, и диверсификации экономической модели роста.
В экономическом плане погоня за выживанием в условиях рынка вела к превращению учебного заведения в сферу производства, снижала качество обучения, а в социальном – резко усугубляла неравенство образовательных шансов. Вот почему уже с 2002 г. руководство страны осознало опасности чисто экономической модели развития. Согласно новой парадигме, в центр образования, как и прочих сфер, предлагалось поставить Человека. Постепенно китайские деятели образования настраивались на восстановление культурной функции учебного заведения, которая, прежде всего в отношении вуза, зазвучала как гармонизация отдельной личности и общества в целом. Ректор Пекинского университета проф. Чжоу Цифэн, суммируя уроки, извлеченные университетом из финансового кризиса, подчеркивал, что долгосрочное планирование и стратегия развития университета должны фокусировать на его исторической миссии - накопление знаний и обеспечение доступа к ним, поиск и распространение общечеловеческих ценностей, т.е. на культурной перспективе и базовых ценностях [2, с.217-218]. Тем не менее конкурентоспособность учебных заведений гораздо более актуальна сегодня в КНР. Огромную озабоченность у руководства страны вызывает именно слабая адаптивность выпускников к требованиям рынка и общества, острая нехватка творчески мыслящих и разносторонние подготовленных профессионалов.
С конца 1990-х гг. в КНР был принят курс на превращение высшего образования из элитарного в массовое как необходимое условие перехода на постиндустриальную ступень развития. С тех пор валовой охват молодежи высшей школой поднялся с 9,8 до 24,8%, но, согласно Плану, он превысит 30% только к 2015 г., т.е. Китаю еще предстоит решить задачу обеспечения доступности высшего образования. Да и не только его: в 2009 г. валовой охват обязательной девяти леткой составил 90%, а полным средним образованием 79,2%, поэтому ставится задача универсализации этой ступени обучения к 2020 г. И это при значительной разнице показателей между городом и селом, а также между разными провинциями.
На ступенях полного среднего и высшего образования на первый план выходит забота об эффективности и совершенствовании качества обучения, что непосредственно связывается с модернизацией. А этот процесс, в свою очередь, как и в России, неотрывен от регулярного обновления государственных образовательных стандартов, организации системы жесткого мониторинга реализации всех программ и качества обучения, повышения квалификации педагогов и, наконец, использования Интернет-ресурсов. При этом в качестве базовой для правительств всех уровней ставится задача уменьшения учебной нагрузки на всех ступенях школьного обучения, для решения которой требуется "всестороннее планирование и многоаспектная реализация". В частности, имеется в виду сокращение числа классных тестов и домашних заданий, пересмотр уровня сложности учебного материала на научной основе, реформирование методик тестирования и оценки знаний учеников, установление рамок мониторинга учебной нагрузки и регулярное информирование общественности о результатах. Высвобождение времени направлено на предоставление учащимся возможности обдумывания материала, спортивно-развлекательной деятельности, работы в кружках по интересам. Запрещается ранжирование школ в зависимости от процента выпускников, поступивших в вузы.
Предыдущие стандарты учебных планов (УП) для неполной и старшей ступеней средней школы были приняты соответственно в 2001 и 2003 гг. и внедрялись постепенно параллельно с экспериментированием. В 2007 г. началась подготовка новой редакции стандартов общего обязательного образования (их принятие возможно уже в этом году). В отличие от российских, в УП китайских школ и вузов сделан акцент на идейно-нравственном и эстетическом воспитании. В настоящее время для начальной и неполной средней школы предлагаются новые образовательные стандарты по 14 дисциплинам (не считая факультативов): язык и литература, математика, наука (3—6 классы и 7—9 классы); физика, химия, биология, география, история, история и общество (1 и 2 части), иностранный язык (английский, японский, русский), музыка, рисование, искусство, физкультура и здоровье. Если сравнить их с предшествующими УП, то стандарты для каждого предмета определены в соответствии с тремя критериями (знания и навыки, процесс и методы, эмоционально-ценностные ориентации). Все это привело к значительным переменам в определении характера УП, изложении стандартов содержания и в их структуре.
Стандарты учебных планов старшей ступени средней школы были опубликованы в 2003 г. и начали действовать с 2004 г., а с 2009 г. обсуждаются направления их новой редакции. Сейчас обсуждаются новые стандарты 14 дисциплин: язык и литература, математика, английский, физика, химия, история, география, биология, техника, информационные технологии, физкультура и здоровье, музыка, изобразительное искусство, искусство. Обратим внимание на значительный акцент в них на эстетическом воспитании. Так, предмет «изобразительное ИСКУССТВО» включает три направления: эстетика изобразительного искусства, живопись(рисование) скульптура (ваяние) и пять обязательных модулей: проектирование, технологии, каллиграфия, гравировка печатей, современное искусство масс медиа. «ИСКУССТВО» включает 16 модулей, посвященных культуре и искусству Китая и зарубежных стран (музыка, театр, изобразительное искусство, танец) из них надо выбрать 6 по 18 учебных часов каждый. В связи с усилением внимания к эстетическому воспитанию в учебных планах нового поколения руководители Министерства и отделов образования высказывают озабоченность по поводу заполнения пустующих во многих школах ставок учителей музыки, физкультуры, рисования. Стандарты УП старшей ступени средней школы ставят целью повышение общеобразовательного уровня всех граждан, закладывание основ знаний, навыков и жизненной позиции для непрерывного образования и развития каждого выпускника. В УП входят обязательные дисциплины, факультативы и предметы по выбору приблизительно в равном соотношении.
Обычно УП для 10 кл. состоят в основном из обязательных дисциплин, учащиеся 11 кл. выбирают факультативы в зависимости от будущей профориентации, а в выпускном классе им дано право на более свободный выбор предметов. Вновь, как когда-то в 1920-е гг., активизируется метод проектов. Значительное внимание по-прежнему уделяется идейно-нравственному воспитанию. Кроме того, с первого дня обучения на каждого ученика заводится электронный 'дневник общего развития", в нем ведется подробная запись его поведения в каждодневной жизни и оценка успехов, таким образом к окончанию школы складывается общая оценка личности каждого ученика, которая играет определенную роль при продолжении им обучения. В использовании стандартов различными провинциями и городами наблюдается значительный разнобой. Так, Пекинский отдел образования по сравнению с ранее действовавшими стандартами добавил такие дисциплины, как "техника и информатика", "основы информатики" и "искусство", а также впервые включил разнообразные модули, например "вождение и техническое обслуживание автомобиля", "основы театральной режиссуры и драматургии".
Развитие интересов и склонностей учащихся требует диверсификации методов обучения и самих учебных заведений на данной ступени обучения, по возможности профессиональной подготовки учащихся, а также выпускников, не имеющих возможности продолжить обучение.
Внедрение новой концепции образования потребует совершенствования государственных образовательных стандартов для высшей школы и условий их обеспечения, а также создания механизмов обновления содержания обучения: интеграция дисциплин повлечет за собой их оптимизацию, большую согласованность учебных курсов и реструктуризацию факультетов. Повышению качества подготовки кадров послужат и такие инновационные подходы, как обучение на разных уровнях сложности, право студентов изучать один и тот же курс у разных преподавателей, академическая балльная система, система репетиторов и наставников-менторов (они будут играть определенную роль также в отборе абитуриентов и их зачислении).
Еще тщательней предлагается пестовать наиболее талантливых учащихся: помогать тем, кто хочет перескочить через класс, перейти в другую школу или на иную специальность (профилирующую дисциплину) в вузе, выбрать продвинутый курс.
Среди ныне реализуемых мер повышения качества обучения в вузах предусмотрены следующие:
а) реформа на уровне бакалавриата;
б) план обновления обучения магистров и докторантов;
в) программа совершенствования преподавания философии и общественных наук. Гарантировать качество подготовки бакалавров предлагается с помощью институциональных преобразований, рассматривая его в комплексе с трансформацией системы обучения в колледжах. В числе предлагаемых мер — объединение вузовских лабораторий в единую инфраструктуру, модернизация базы полевых исследований внутри и вне стен университетов, интенсификация практического обучения в соответствии с профессиональной ориентацией, а также слияние воедино свободных искусств и науки. Все эти меры принимаются на фоне модернизации учебных программ и содержания обучения, распространения и совершенствования балльной системы оценок, а также выработки мотиваций, побуждающих студентов к активной учебе и участию в научных разработках.
В связи с тем, что одной из наиболее важных гарантий развития науки и высокотехнологичных отраслей производства китайское руководство считает подготовку кадров высшей квалификации, основные усилия вузовской реформы сосредоточены на совершенствовании магистратуры и особенно докторантуры. Численность обучающихся на этих ступенях высшего образования выросла с 873 тыс. в 1985 г. до 9,8 млн. в 2005 и 12,8 млн. в 2008 г. [3, с. 10]. Повышению качества магистрантов должно способствовать решение правительства посылать их на годовую стажировку в лучшие зарубежные университеты после двух лет обучения в стране. Планируется создать систему ответственности научных руководителей за выполнение исследовательских проектов параллельно с их финансовой поддержкой, а также вводить так называемую "систему двойного наставничества", а именно: в средних и высших технических колледжах использовать в качестве преподавателей опытных инженеров и техников, а также сделать все возможное для увеличения численности преподавателей, имеющих два диплома — педагога и инженера. В колледжах и на предприятиях будут открыты центры подготовки таких кадров. В области вузовских научных разработок рекомендуется сделать акцент на естественных науках, новых технологиях, философии и общественных науках (включая марксизм), активизировать прикладные исследования. Правительство КНР намерено поощрять вузы к обновлению их организационной структуры и созданию взаимодействующих между собой междисциплинарных команд, сочетающих в своей деятельности обучение и исследования, при активном участии магистрантов и докторантов.
Что касается мониторинга функционирования системы образования, то ставится задача совершенствования ныне действующей иерархической модели и замена ее на модель развивающей оценки [4]. В научных кругах КНР активно обсуждается проблема скорейшего внедрения международных критериев, касающихся и качества образования (в том числе оценки учебных достижений и пр.), и его структуры, а также оценки достижений системы образования в стране. С этой целью планируется сотрудничать с первоклассными международными агентствами, работающими в данной области, но в итоге ставится задача разработать подходы к оценке деятельности школ и вузов с учетом национальной специфики. В Министерстве образования КНР уже создан Центр мониторинга качества базового образования, вскоре предполагается создание Национального комитета по мониторингу и оценке качества образования (в том числе и качества учебников) наряду с совершенствованием деятельности посреднических агентств и организаций общественного контроля. Их важнейшими задачами станут сбалансированное развитие системы образования и обеспечение его высокого качества. Что касается вузов, то правительство КНР выражает готовность учредить независимый институт инспекторов, осуществляющих надзор за их административной и академической деятельностью. Также будет поощряться деятельность профессиональных организаций и посреднических агентств с целью проведения ими оценки уровня и качества вузовских учебных дисциплин и курсов, что потребует выработки научно обоснованных и диверсифицированных уровней оценки качества преподавания и обучения с участием правительства, школ, родителей и общественности.
Параллельно с совершенствованием системы мониторинга и анализа качества обучения, потоков учащихся, распределения ресурсов и занятости выпускников в КНР завершается создание национальной и провинциальных баз данных по образованию, планируется формирование Национальной базы электронных образовательных ресурсов, которая включит данные по учебным заведениям всех типов и уровней.
Среди мер, гарантирующих повышение квалификации педагогов — выработка четких квалификационных нормативов при приеме их на работу. Квалификационные критерии учителей начальных и средних школ должны подтверждаться через определенные промежутки времени. С этой целью отделы образования на уровне провинций организуют единые квалификационные экзамены и выдают сертификаты, подтверждающие квалификацию учителей. Отделы образования на уровне уездов в соответствии с законодательными актами несут ответственность за найма учителей, их аккредитацию, переподготовку и аттестацию. Особое внимание уделяется выработке квалификационных критериев при назначении на должности директоров школ, а также мерам по стимулированию их к повышению профессионального уровня и навыков менеджмента. Планом предусмотрено и повышение социального статуса учителей, оплаты их труда (законодательное обеспечение среднего уровня их зарплаты — не ниже, чем у государственных служащих) и социальных гарантий (в частности, строительство домов и общежитий для сельских учителей). Ставится задача обеспечить привилегии в оплате труда и присвоении званий учителям, длительное время проработавшим в тяжелых условиях в отдаленных либо приграничных районах: им обещано увеличить нормативы надбавок, улучшить условия их жизни и труда.
На текущее десятилетие планируется постепенная разработка единых штатных нормативов для учителей начальных и средних школ города и деревни (а также для преподавателей вузов и детских садов), составление для них перечня должностей (званий) и введение должностей (званий) наивысшей квалификации. В частности, учителя школ поселков городского типа, претендующие на высокие должности (звания), обязаны иметь свидетельство о том, что они не менее года проработали в сельской или просто слабой школе. Предлагается также укрепить механизмы мобильности учителей и директоров школ на уровне обязательного образования.
Стратегические цели Плана выражены и в количественных показателях — достижение к 2020 г. более высоких планок развития образования всех уровней: универсализация одного года дошкольного обучения и обязательной девятилетки (2009 г. — 90%); валовой охват полным средним образованием — 90%, высшим — 40%; 20% работающего населения должны иметь высшее образование, что вдвое больше, чем сейчас. Намеченные промежуточные показатели 2015 г. дадут возможность контролировать и корректировать процесс.
Гарантии достижения поставленных целей и задач. Наиболее существенным является совершенствование механизмов финансирования образования. Разрабатываемая новая редакция Закона об образовании и соответствующих нормативных актов к 2012 г. должны полностью гарантировать запланированное еще на конец 1990-х гг. достижение планки государственных расходов на образование в 4% к ВВП (с 1994 г. этот показатель вырос с 2,44% до 3,48% в 2008 г.).
Бюджетное финансирование и сверхприбыли в центре и на местах формируются и распределяются таким образом, чтобы обеспечить растущие запросы сферы образования В качестве непременных условий стабильного развития системы образования названы опережающие темпы роста бюджетных расходов на образование по сравнению с ростом регулярных бюджетных поступлений , рост средних расходов на одного учащегося, общественных вливаний и зарплаты учителей, налоговые и прочие льготы и преференции для сферы образования. Негосударственные инвестиции оцениваются в качестве важной составной вложений в образование. Для расширения их каналов Планом предусмотрено создание благоприятной финансовой, налоговой политики, льгот в отношении землепользования, совершенствование стимулов для спонсорских вложений в образование.
Включение рыночных механизмов в сфере образования КНР с начала 1990-х гг. привело к созданию более дифференцированной гибкой системы подготовки кадров, повышению эффективности функционирования системы образования, в том числе и за счет многоканального финансирования. В отличие от России, достаточно эффективным путем создания учебных заведений в Китае с 1990 г. Стало со учредительство. Весьма распространенной стала модель "переходной структуры", означавшая, что отдельные государственные школы (при сохранении за государством собственности на здание и оборудование) передавались в ведение и управление коллективам и частным лицам и начинали функционировать в соответствии с механизмами негосударственных. Особенно эффективной оказалась такая схема для отстающих городских школ. Правительства на местах тоже получали выгоду, ибо эти школы после официально утвержденного трехлетнего периода становления должны были ежегодно выплачивать местным властям значительную долю сэкономленных средств (иногда до 70%). Однако эта политика вела и к негативным последствиям. Местные правительства постепенно уменьшали финансирование образования, а через три года и вовсе перекладывали все текущие и управленческие расходы на плечи соучредителей. В результате плата за обучение в таких школах была выше, чем в государственных. Возникла и проблема фактической приватизации ряда сильных государственных школ.
Укрепление законодательной базы образования 5 предполагает доработку существующих законов и принятие новых, касающихся государственных экзаменов, образовательных учреждений, пожизненного обучения, дошкольного и семейного воспитания. Местные правительства имеют право разрабатывать местные законоположения, а учебные заведения — соответствующие им Уставы и правила.
Ускоренное создание информационной инфраструктуры в сфере образования включено правительством КНР в общую стратегию информатизации. К 2020 г. планируется покрыть сетью онлайновых образовательных услуг учебные заведения как в городе, так и на селе. Для этого представляется необходимым, в частности, обновление операционных механизмов и методов управления, совершенствование действующих сетей, интеграция имеющихся ресурсов, расширение доступа к интернету, разработка базовых стандартов информатизации системы образования, создание электронных библиотек и виртуальных лабораторий и прочие меры. Одной из важных целей этой реформы является совершенствование и распространение высококачественного дистанционного обучения, гарантирующего получение дипломов на высшей ступени, прежде всего в сельских и отдаленных регионах. Информатизация процессов государственного администрирования системы образования позволит накопить статистику, интенсифицировать мониторинг, повысить эффективность.
В качестве еще одной важной гарантии стабильного и успешного развития системы образования в текущем десятилетии правительство КНР называет выравнивание шансов на получение качественного образования. Выдвижение на авансцену этой "фундаментальной проблемы", активно обсуждавшийся в КНР в последние годы, явно продиктовано протестными настроениями населения. Решать ее предполагается за счет более рационального распределения ресурсов, прежде всего финансовых преференций слаборазвитым, сельским и приграничным регионам, особенно — районам, населенным нацменьшинствами (в Плане содержится целый раздел, посвященный мерам, направленным на стимулирование образования в этих регионах). Региональные различия в КНР весьма значительны. В среднеразвитых центральных регионах Китая годовой доход семей вдвое ниже, чем в процветающих восточных провинциях, а на западе — вдвое ниже, чем в центре (соответственно, в четыре раза ниже, чем на востоке!). Следовательно, и экономическая нагрузка семей на обучение детей, будь то общеобразовательные или профессиональные средние учебные заведения, различается: на бедном западе она составляет 41% от годового дохода семьи, на более состоятельном востоке — всего 14%. Поэтому у семей в восточных провинциях, конечно, больше возможностей качественного обучения детей. И здесь речь идет как о сельских, так и о городских школьниках. Важно отметить, что первые два десятилетия реформ китайское правительство проводило политику концентрации на прорывных направлениях: именно восточные регионы были объявлены базами для экономического рывка страны. Но уже с конца 1990-х гг. политика направлена на экономическое подтягивание отстающих регионов.
Еще один ключевой аспект решения проблемы равного доступа к образованию — создание национальной системы финансовой поддержки учащихся из малообеспеченных семей на уровне необязательного образования, повышение качества обучения в сельских школах, гарантии равных прав на обучение в городских государственных школах детям из семей сельских мигрантов (в 2010 г. их насчитывалось 8 млн.). Пока в Китае обеспечены относительно равные шансы только на ступени неполного среднего образования. Ради этого правительство некоторое время назад запретило функционирование на этом уровне обучения так называемых "ключевых школ". Нельзя не признать, что за последние пять лет ускоренные по сравнению с городом темпы роста вложений в сельские школы (на текущие расходы они выросли в два раза), освобождение их учеников на ступени обязательной девятилетки от любых взносов, бесплатные учебники и пособия учащимся, распространение школ-интернатов и привилегированные условия найма учителей несколько сгладили усугубившийся в процессе модернизации 1980—1990-х гг. культурный разрыв между городом и деревней. Тем не менее оснащенность школ на селе и качество обучения в них по-прежнему отстают, уровень образования сельских жителей старше 15 лет на 2,4 года меньше, чем городских. Остро стоит проблема параллельного распространения там старшей ступени общеобразовательной средней школы (10—12 кл.) и учреждений среднего профессионального образования (УСПО) с тем, чтобы соотношение учащихся в тех и других составило 1:1 (сейчас в УСПО 80% учащихся — это сельская молодежь). Если доля первых к 2008 г. по сравнению с 2000 г. на уровне городов и уездов осталась практически неизменной (соответственно 38,9 и 49,5%), то на селе она сократилась с 15 до 11,6%, а численность учащихся — с 11 до 7,8% [1, с. 75]. Планируется, что к 2020 г. рост численности учащихся старшей ступени средней школы произойдет в основном за счет сельских подростков. В целях стимулирования низкого спроса выпускников неполных сельских средних школ на обучение в УСПО, с 2007 г. ученикам последних, если они из малообеспеченных семей, начали выплачивать еще и социальные стипендии (специальные дотации из центрального бюджета дополняют местное финансирование): их выплачивают в течение первых двух лет обучения, а на третьем году учащиеся получают некоторое вознаграждение за производственную практику. В будущем План впервые предусматривает переход всех сельских УСПО на бесплатное обучение.
Принятые меры пока мало влияют на выбор выпускников: карьерный рост и хорошую зарплату они по-прежнему связывают с общим образованием. Однако переход на старшую ступень средней школы требует сдачи вступительных экзаменов. В связи со значительным неравенством шансов на получение образования только после принятия в 1986 г. закона об обязательном 9-летнем неполном среднем образовании были отменены вступительные экзамены в неполную среднюю школу, но экзамены в старшую среднюю школу остались. В целом по стране доля выпускников неполной средней школы, продолжающих обучение, выросла с 40,6% в 1990 г. до 85,6% в 2009 г. [5]. Но поскольку каждое учебное заведение принимает экзамены по собственному усмотрению, хотя и по государственным программам, то если у способного подростка еще есть шансы поступить в "ключевую" уездную школу, которая уделяет основное внимание подготовке в вуз, то сдать экзамены в престижную городскую школу практически невозможно, а уж тем более малореальной поступить в престижный университет.
Для сглаживания регионального дисбаланса в развитии ВО в Плане намечена оптимизация территориального распределения вузов параллельно с созданием специального фонда поддержки местных учебных заведений и запуском "Плана возрождения высшего образования в центральных и западных регионах" (более отсталых, чем восточные). Ставится задача реализации механизмов индивидуального партнерства вузов западных и восточных регионов. Для абитуриентов из западных провинций будут увеличены квоты поступления. Вузы восточных регионов, исполняя роль локомотива развития ВО, обязаны удвоить поддержку партнеров в западных провинциях, включая создание в последних баз проведения единых учебно-производственных и исследовательских проектов, разработку для наиболее одаренных студентов экспериментальных программ обучения в области фундаментальных исследований и проектов подготовки высококвалифицированных инженеров и медицинских работников.
На повестке дня в КНР — принятие закона о государственных экзаменах, связанное и с обеспечением доступности образования, особенно полного среднего и высшего, и с совершенствованием оценки качества знаний. Эксперименты по реформированию системы экзаменов активно ведутся последние два десятилетия, они касаются как школьных, так и вузовских вступительных экзаменов [6]. Несмотря на стремительный рост количества вузов и численности поступающих в них с конца 1990-х гг., вступительные экзамены в КНР носят конкурсный характер. Особенно это касается престижных исследовательских и учебно-исследовательских университетов, поступление в которые, как и во многих развивающихся странах, отравлено дорогостоящим репетиторством и коррупцией [7]9. Пока приоритетным понятием при организации вступительных экзаменов является "эффективность", а не равенство, поэтому в последние годы доля вновь зачисленной в престижные вузы сельской молодежи сократилась [8, р. 152]. Изменения в приемных экзаменах в вузы (в КНР, в отличие от России, с момента ее основания действует унаследованная от дореволюционного периода система общегосударственных вступительных экзаменов в высшую школу) непосредственно связаны с реформой выпускных школьных экзаменов. И те, и другие десятилетиями основывались на стандартизированных тестах, негативное влияние которых на развитие мыслительных способностей молодежи единодушно отмечает проводить несколько экзаменов на протяжении года (что практикуется, например, в США). Постепенно будут вводиться приемные экзамены на разных уровнях: для поступающих в бакалавриат университетов или колледжей по-прежнему останется Единый государственный экзамен, а в остальные профессиональные высшие учебные заведения приемные экзамены будут организованы на уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения (большинство китайских вузов находятся в провинциальном подчинении), они же будут выбирать собственные методы набора в высшие учебные заведения для взрослых.
Набранные при прохождении Единого государственного экзамена баллы по- прежнему будут решающими при зачислении в вуз, однако они будут дополняться всесторонней проверкой способностей и морального облика абитуриентов с помощью различных методик. Реагируя на недовольство общественности тем, что зачастую случайные результаты приемных экзаменов определяют судьбу молодежи, План предлагает новую систему зачисления в вузы с разными видами испытаний. Так, вузы получают право зачислять особо талантливых на основе собеседований или собственного тестирования, а тех, кто проявил выдающиеся способности в школе, — непосредственно по рекомендациям школ. Показавшие на ЕГЭ неплохие результаты, но не набравшие нужного проходного балла, могут быть зачислены на условиях целевого набора при подписании ими договора с вузом об их распределении в определенные регионы либо в определенные отрасли промышленности или торговли. Будет разработана и "исключительная" процедура зачисления для выпускников школ, отработавших на производстве и внесших особый вклад в практическую деятельность. Иными словами, предусматривается расширение автономии вузов в вопросах набора студентов, который может осуществляться по результатам ЕГЭ, на основе рекомендаций, быть как целевым, так и специализированным.
Все эти новшества, а также перераспределение квот набора между вузами требуют прозрачности и повышенного контроля со стороны правительства и общественности, а также законодательных мер. Однако, несмотря на эти меры и решимость создания Руководящего комитета по проведению Единого государственного экзамена, общественность не без оснований опасается усиления коррупции.
В целом успех образовательной реформы прочно связывается в Плане не только с социально-политическими и экономическими преобразованиями, но и с эволюцией сознания. Совершенствование концепции образования базируется на тезисе "талантом или профессионалом может стать каждый, нужно лишь умело их взращивать". В вопросе формирования модели личности акцент по-прежнему делается на всестороннем развитии. Перед ВО ставится задача подготовить профессионалов высшей пробы, способных участвовать в международной конкуренции, но при этом обладающих твердыми убеждениями и высокоморальных. Путь к этому проложит индивидуально ориентированная педагогика, сочетающая изучение материала со свободными дискуссиями. Однако поощрение творческой активности и независимого мышления студентов, направленное на стимулирование инноваций, приходит в явное противоречие с такими традиционными ценностями, как послушание, поэтому потребует смены не одного поколения и огромных многосторонних усилий. Моральное и идейно-политическое воспитание студенчества, в частности укрепление веры в партию и социализм, упрочение революционных традиций, по-прежнему выдвигаются на первое место.
Согласно Плану, большую работу предполагается провести для ускорения и расширения дополнительного образования, с тем чтобы половина всех работающих могли получать подобное образование. Решить эту задачу предполагается с помощью создания современной системы дистанционного обучения, открытых университетов и новых методов тестирования обучающихся в системе самообразования. Планы развития дополнительного образования будут включаться в общий план социально-экономического развития отдельных отраслей и провинций.
|
|