О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ ПАНАМА. Дугель В.А.
Источник: Журнал «Начальная школа» 2007/4 с. 93
Над статьёй работала Дроздова Александра
Начальная школа в Республике Панама представленная как государственными, так и частными школами, может иметь статус школы (быть собственно начальной школой как одним из видов школ), а может быть ступенью общеобразовательной неполной и полной средней школы.
Государственные начальные школы (ГНШ) делятся на три основные типа: городские, сельские и индигена. Городская и сельская школы в Панаме аналогичны этим типам школ в России. Индигена характеризуется как тип учебного заведения, функционирующего на территориях компактного проживания коренного населения Америки. Каждый из основных типов школ может быть представлен полнокомплектными и малокомплектными школами.
Всего в Панаме ГНШ (как учебных заведений) 2910; из них городских 251, сельских 2101, индигена 558. А всего школ, в которых существует начальная ступень образования (включающая начальную, неполную среднюю — девятилетнюю и полную среднюю — двенадцатилетнюю школы) – 3227; из них городских 379, сельских 2256, индигена 592. Полнокомплектных школ (городо-сельских, индигена) в Панаме 745; малокомпклетных (городских, сельских, индигена) — 2165.
Согласно ступеням обучения, школа в Панаме может называться либо начальной (с I по VI класс), либо неполной средней или неполным колледжем (с 1 по IX класс), либо колледжем (с I по XII класс).
Всего в ГНШ обучается 385 390 учащихся. Из них в городских школах - 162 814 человек, сельских — 164 139 человек, иидигена — 58 437 человек. В полнокомплектных школах обучается 284 040 человек, в малокомплектных — 101 350 человек.
В ГНШ работают 15 636 учителей, из этого количества 5842 — в городской школе; 7413 — в сельской школе и 2381 — в школах индигена. Частные школы находятся в населенных пунктах, где проживает много народа. Разница между ГНШ и частными школами заключается в том, что в учебном плане частной школы число часов в неделю на 2 больше, чем в ГНШ.
В Панаме зарегистрированы 284 частные школы. В частных школах обучается 44 762 учащихся.
Кроме ГНШ и частных школ, в Панаме есть школы, где учатся дети с задержкой в умственном и психическом развитии. Это городские школы. Дети, обучающиеся в школах данного типа, — горожане, а также принесенные из сельской местности территорий индигена. Школ для детей с задержкой и развитии 25. В них учатся 7050 человек (4223 мальчика, 2827девочек).
В начальной школе Панамы учителей, имеющих диплом о среднем специальном образовании, — 8080, о высшем специальном образовании — 6306, о высшем (непедагогическом) образовании — 1178, получивших общее среднее образование — 72.
В школах Панамы существует система повторного обучения (по типу второгодничества), когда дети, не прошедшие программу обучения (имеющие неудовлетворительные текущие результаты, не прошедшие программу обучения по болезни или какой-либо другой причине), остаются на повторный курс и не переводятся в следующий класс. Число таких детей составляет более 20 000 человек.
Начальные школы в Панаме делятся на категории в зависимости от количества учителей, работающих в них. Так, в школах без категории работают от 1 до 4 учителей, в школах IV категории — от 5 до 7 учителей, III категории — от 8 до 14 учителей, II категории — от 15 до 24 учителей, I категории — от 25 до 45 учителей и, наконец, в школах специальной категории — от 46 учителей и более.
Школ без категории в Панаме 2041, школ IV категории — 367, III категории — 244, II категории — 138, I категории — 98, специальной категории — 22 школы.
В общеобразовательной, в частности начальной, школе Панамы существует стипендиальная система оплаты учебного труда школьников. Денежные средства на выплату стипендий выделяют Министерство образования, муниципальные власти, государственный фонд поддержки образования и другие государственные и частные предприятия и организации. Стипендии учащимся выделяются в связи с успешной учебой, недостаточной материальной обеспеченностью в семье (отсутствием одного или двух родителей, бедностью или неблагополучием семьи).
Всего учащихся, получающих стипендии, 12 313 человек.
Министерство образования совместно с частными предприятиями и государственными учреждениями выделяет денежные средства для каждой школы, особенно находящейся в сельской местности и индигена (некоторые из этих школ находятся в труднодоступной для транспорта местности). Все школы через каждые три месяца вплоть до окончания учебного года получают денежные средства на ежедневное питание всех детей. Проверяющий от Министерства образования постоянно следит за расходами на питание каждой школы.
Планирование содержания образования
Содержание учебной деятельности в начальной школе Республики Панама строится на основе государственного образовательного стандарта. Поскольку начальное образование является важной составной частью основного общего образования, учебный план начальной школы разрабатывается исходя из тех же принципов, что и учебный план основной школы.
В учебном плане, начиная с класса, предметы распределяются по трем о мастям знаний: гуманистической, научной и технологической.
Гуманистическая область предполагает формирование знаний о сохранении и развитии национальных ценностей — культуры коренных народов, общественных и экономических отношений. В эту область знаний включаются предметы: испанский язык; религия и моральные ценности; обществоведение; английский язык; изобразительное искусство и музыка.
Научная область позволяет кучащимся получать научные и практические знания, усваивать основы наук, укреплять психическое и физическое здоровье. Для этого предлагаются предметы: математика; природоведение; физкультура
Технологическая область служит средством углубления в гуманистическую и научную области в целях формирования целостной личности, поиска приложения интересов и способностей учащихся, определение их призвания и, в перспективе, их научного и технологического развития.
Технология, таким образом, представлена как прикладная часть учебных предметов гуманистической и научной областей. Кроме того, технология включена в учебный план как отдельный предмет, отражающий технологическую область знаний и человеческой деятельности.
Учебный план является «открытым» (содержит открытое пространство): возможно его расширение, которое используется для планирования дополнительной внеучебной деятельности, способствующей в совокупности с основными областями знаний интегральному формированию личности.
Организация дополнительной деятельности планируется воспитательным центром с учетом особенностей и интересов школьного учреждения и соответствующего микрорайона в целях их взаимодействия в процессе формирования личности школьника. Наличие в учебном плане открытого пространства внеучебной деятельности позволяет реализовать важные организационные принципы интегрального развития учащихся. Это:
· гибкость, означающая, что в каждой школе возможно решать, какие виды деятельности выбирать, в какое время их проводить, при каких условиях;
· контекстуализация, позволяющая строить внеучебную деятельность в прямой связи с интересами, знаниями, намерениями, возможностями и способностями учеников, особенностями школы и средового сообщества;
· участие всех членов воспитательного сообщества (учителей, учеников, родителей, руководства школы, властных структур и др. в проведении культурно-массовых мероприятий, спортивных чемпионатов, осуществлении социальной помощи, клубной работы, деятельности творческих мастерских; в поддержке других инициатив.
Конечная цель деятельности в открытом пространстве учебного плана состоит и том, чтобы способствовать становлению целостной личности каждого ребенка: утверждать человеческие и гражданские ценности; укреплять способность видеть, понимать и преобразовывать реальность; давать учащимся возможность для художественного самовыражения, этических и эстетических чувств: побуждать радость деятельности в группах, участие в работе с энтузиазмом и желанием, создавать теплую дружескую атмосферу. При этом деятельность обучающего персонала, руководителей и всего сообщества, согласно их профессиональным обязанностям и педагогическому мастерству, направлена на развитие интересов и способностей детей.
Воспитательная работа в условиях открытого пространства внеучебной деятельности требует четкого планирования, которое позволяет определять цели и устанавливать стратегию развития детей, прогнозировать дальнейший ход событий.
Осуществляется планирование работы следующим образом. Учителя разрабатывают двухмесячное планирование для учащихся параллельных классов, определяющие виды деятельности, которые будут реализованы. Может предусматриваться совместная деятельность учеников нескольких классов.
На каждую неделю назначаются учителя, отвечающие за проведение мероприятий и участие в них всех школьников. Планирование должно включать цели планируемой деятельности, обязательные условия и средства ее осуществления, критерии оценки. Назначенное на определенный день мероприятие для успешной его реализации требует участия в деятельности всего воспитательного сообщества. По окончании мероприятия необходимо провести оценку положительных и отрицательных сторон различных видов деятельности.
Есть и другая точка зрения на планирование. Внеучебная деятельность в открытом пространстве может быть распределена между классами — по параллелям или годам обучения.
Работа в открытом пространстве не является объектом оценки. В учебном плане деятельность в открытом пространстве представлена строкой Е.С.А.; на нее в каждом классе начальной школы выделяется 3 часа в неделю.
Учебный план общеобразовательной школы
Фрагмент по начальной школе
Область знаний
| Учебные предметы
| Классы
| I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| Гуманистическая
| Испанский язык
|
|
|
|
|
|
| Религия и моральные ценности
|
|
|
|
|
|
| Обществоведение
|
|
|
|
|
|
| Английский язык
|
|
|
|
|
|
| Изобразительное искусство
|
|
|
|
|
|
| Научная
| Математика
|
|
|
|
|
|
| Природоведение
|
|
|
|
|
|
| Физкультура
|
|
|
|
|
|
| Технологическая
| Технология
| -
| -
|
|
|
|
| Часов в неделю
|
|
|
|
|
|
| Е.С.А.
|
|
|
|
|
|
| Общее число часов
|
|
|
|
|
|
|
|