Обратная связь
|
УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ВО ФРАНЦИИ Л. В. Орлова
Источник: Журнал «Педагогика» 2008/7 с. 105
Над статьёй работала Панова Мария
Имея многовековые традиции в области образования, Франция постоянно ищет пути обновления и совершенствования системы его управления. Определение образовательной политики на государственном уровне, разработка стратегии развития школьного образования на других административных уровнях заслуживает внимательного изучения.
Прежде чем приступить к описанию и анализу системы управления школьным образованием Франции, дадим краткую характеристику административно-территориального устройства этой страны. На первый взгляд, оно может показаться сложным, поскольку Франция — одно из немногих государств — членов Европейского Союза, имеющее четыре иерархических уровня управления: государство, регион, департамент, коммуна. Три последних являются одновременно административно-территориальными округами государства и децентрализованными территориальными коллективами. В правовом отношении децентрализованный коллектив является юридическим лицом (со своим наименованием, территорией, бюджетом, штатами служащих и т.д.), наделенным собственной компетенцией и определенной автономией по отношению к центральной власти. Во Франции насчитывается 26 регионов, 100 департаментов и 37 тыс. коммун [1, с. 71—74].
Соответственно, органы управления школьным образованием распределяются по четырем административно-территориальным уровням. В каждом учебном заведении имеется еще и пятый — школьный, или институциональный. Реализацию образовательной политики в общегосударственном масштабе осуществляет Министерство национального образования, высшего образования и научных исследований (далее — Министерство национального образования).
Министр национального образования назначается на должность декретом Президента Французской Республики по представлению премьер-министра. На министра возложена обязанность разрабатывать и осуществлять политику правительства в том, что касается доступа граждан к образованию. Он также управляет развитием систем начального, среднего и высшего образования, оценивает их эффективность [2, р. 21].
В последнее время (после принятия Декрета от 17 мая 2006 г.) изменилось количество управлений и служб. Ранее в министерстве насчитывалось 14 структурных подразделений. Школьное образование находилось в ведении двух управлений: делами начальных школ занималось управление школами, а за деятельность лицеев и коллежей отвечало управление лицеями и коллежами. Сейчас ответственность за школы, коллежи и лицеи несет Генеральное управление школьным образованием. В настоящий момент в Министерстве национального образования действуют три генеральных управления, пять управлений и три службы. Сфера ответственности структурных подразделений представлена в таблице.
В состав центральной администрации министерства входят генеральные директора и директора, возглавляющие перечисленные в таблице управления, атташе, находящиеся в подчинении у директоров, секретари центральной администрации, помощники по административной части. Все вопросы школьного образования находятся в ведении генерального директора управления школьным образованием.
Наряду с названными управлениями в структуре Министерства национального образования имеются различные прикомандированные органы (Высший совет по образованию, Национальная обсерватория по безопасности, Национальный комитет по оцениванию, Национальная обсерватория по чтению; Арбитр национального образования); Генеральные инспекции (Генеральная инспекция управления национальным образованием и научных исследований, Генеральная инспекция национального образования, Генеральная инспекция библиотек); центральные консультативные органы (Верховный совет по образованию, Национальный совет по высшему образованию и научным исследованиям; Конференция руководите-лей средних учебных заведений, Территориальный Совет по национальному образованию, паритетные административные комиссии, паритетные технические комитеты) [3, р. 36—38].
Представителем министра национального образования на региональном уровне является ректор учебного округа, называемого академией. Французская метрополия и ее заморские территории разделены на 30 учебных округов (26 во Франции и по одному в Гваделупе, Гвиане, Мартинике, Реюньоне). Как чиновник высшего ранга на региональном уровне ректор академии несет ответственность за все общественные службы национального образования в своем учебном округе, от дошкольного обучения до высшего образования. В состав региональной администрации управления образованием входят генеральный секретарь академии, директор кабинета, директор по связям и человеческим ресурсам, региональные педагогические инспектора, директора департаментских служб национального образования (они же инспектора академии), технические советники, персонал ректорских служб (советники, атташе, помощники, секретари, уполномоченные технических служб) [4, р. 33—34].
При распределении полномочий между государством и децентрализованными территориальными коллективами в ведение региональных учебных округов были переданы лицеи общего образования. Региональные органы управления отвечают за их строительство, ремонт, расширение, оснащение и функционирование. Осуществление данных операций предусматривается перспективными программами, принимаемыми администрацией округа в соответствии с перспективной схемой развития образования. Государство предусматривает для средних учебных заведений бюджетное финансирование на зарплату штатным преподавателям, комплектование техническим персоналом и снабжение учебниками и учебными пособиями. Крупные ассигнования выделяются на осуществление общенациональной программы внедрения новых технологий, оснащение учебных заведений средствами информатики [1, с. 160].
На департаментском уровне управления образованием чиновником высшего ранга является директор служб национального образования. На свой пост он назначается декретом Президента Республики по предложению министра национального образования. Директор служб руководит всеми образовательными учреждениями департамента, кроме учреждений высшего образования. Находясь посередине иерархической лестницы, он исполняет директивы чиновников высших эшелонов, в частности ректора учебного округа, но в то же время на своем уровне имеет собственную власть, предоставленную ему министром.
Законы о децентрализации 1982, 1983 и 1985 гг. предоставили департаментам право принимать решения в рамках планов работы учебных заведений о строительстве, ремонте и материально-техническом снабжении коллежей. Подготовка, назначение и оплата труда преподавателей, обеспечение коллежей необходимым оборудованием, предоставление дополнительных кредитов учебным заведениям, расположенным в так называемых зонах приоритетного обучения, остается в ведении государственных органов управления школьным образованием.
Префект департамента — единственный представитель государственной власти и правительства — правомочен принимать решения, относящиеся к системе образования. Однако вопросы школьной жизни, воспитательной работы, управления кадрами, а также организации и опеки учебных заведений находятся вне его компетенции. Решение перечисленных вопросов — прерогатива директора службы национального образования, имеющего свой штат сотрудников, среди которых один или несколько заместителей, технические советники, инспектора национального образования [4, р. 31].
Основные полномочия директора службы национального образования распространяются на сферу начальной и средней ступени школы. В сфере начального образования он принимает решения о назначениях или отставке преподавателей школ, управляет кадрами и контролирует деятельность учебных заведений при помощи инспекторов национального образования. В сфере среднего образования директор службы национального образования несет ответственность по всем вопросам, касающимся организации педагогической структуры и кадров коллежей, осуществляет надзор за деятельностью лицеев, вносит предложения по оценке работы руководителей учреждений, выполняет некоторые задачи управления преподавательским и техническим персоналом.
Помимо этого, директор службы национального образования департамента имеет ряд значительных прерогатив в вопросах школьного обучения и жизни школы: надзор за соблюдением обязательности образования, прием учеников и их перевод в следующий класс, ориентация выпускников коллежей, учебные стипендии в старших классах и в технических учебных заведениях, контроль за частными учебными заведениями, работающими по государственном)' контракт)' [5, р. 11—12].
Следующий уровень в системе управления школьным образованием — муниципальный, самый массовый в управленческой вертикали образовательной отрасли. Во Франции все муниципалитеты называются коммунами, независимо от числа жителей. В правовом отношении коммуна является юридическим лицом так же, как департамент и регион, имеет свой совещательный орган — муниципальный совет (где имеется муниципальный советник по делам школ) и свою исполнительную власть — мэра. В соответствии с законом о децентрализации от 22 июля 1983 г. муниципальным советом коммуны принимаются решения о создании и размещении сети начальных и материнских школ после рассмотрения данных вопросов представителями государственных органов. Коммуна несет расходы по содержанию школ, являясь собственником помещений, занимается их расширением, производит ремонт, отвечает за их оборудование и функционирование. В 91% коммун муниципалитеты бесплатно обеспечивают учащихся учебниками. Нередко бесплатно предоставляются и индивидуальные школьные принадлежности. Государство сохраняет за собой ответственность за содержание и организацию воспитания детей и несет расходы, связанные с оплатой педагогического персонала [5, р. 49].
Школьный уровень управления образованием представлен руководством учебного заведения, а также органами внутри-школьного самоуправления. Деление школьного образования на самостоятельные блоки (начальная школа, коллеж, лицей) обусловливает разные роли руководителей учебных заведений. В соответствии с декретом от 24 февраля 1989 г. руководство начальными школами, включающими два и более классов, осуществляется директором школы, который входит в состав корпуса работников образования или корпуса учителей и назначается инспектором учебного округа по согласованию с паритетной административной комиссией департамента. Для назначения на должность директора школы необходимо числиться в списке кандидатов, утвержденном ректором академии. В отличие от коллежа и лицея начальная школа не имеет юридической самостоятельности. Находясь в ведении коммуны, она административно подчиняется инспектору национального образования, курирующему территорию, на которой она находится. Инспектор осуществляет надзор за выполнением директив учебно-методического характера, контролируя преподавателей и служащих школ и оценивая их работу [4, р. 89].
Коллеж и лицей — это местные государственные учебные заведения, обладающие статусом юридического лица и финансовой самостоятельностью. Администрация коллежа состоит из директора, заместителя и советника по вопросам образования. Руководитель коллежа называется "принципалом" (principal). Главный администратор лицея носит титул "провизор" (proviseur). В выполнении им педагогических, воспитательных и административных обязанностей ему помогают заместитель, главный советник по воспитательной работе, советник по ориентации. Главы средних учебных заведений (коллежей и лицеев) занимаются вопросами управления на низшем иерархическом уровне корпуса административного персонала системы национального образования Франции. Они обеспечивают исполнение решений, принимаемых министром, ректором или инспектором академии, следя за четким выполнением своими подчиненными программ и инструкций, составляемых на более высоких ступенях иерархической лестницы [4, р. 64].
В 1980-х гг. Министерство национального образования ввело в практику регулярную оценку деятельности всех руководителей средних учебных заведений (их было тогда 13 тыс. человек) из расчета — одна инспекционная проверка каждые пять лет. При этом руководителя школы заранее предупреждали о предстоящем инспектировании, он подготавливал необходимую документацию и выступал перед инспекционной комиссией, в которую входили специалисты по вопросам управления. Однако подобная система была слишком громоздкой, а потому и не прижилась.
Во Франции отказались от попытки оценивать работу директоров школ, а через нее — эффективность всей системы школьного образования. Была поставлена несколько другая цель — ежегодно давать оценку профессиональных качеств каждого руководителя. Такая оценка производится во время кадровых перемещений и ежегодно охватывает чуть более 4 тыс. человек, т.е. примерно треть всех руководителей средних учебных заведений. Эта система позволяет учесть самые актуальные требования, предъявляемые к ним. В большинстве случаев оценка производится на региональном уровне, а ее результаты утверждаются Министерством национального образования. В некоторых учебных округах систематически разрабатываются оценочные сетки и правила аудита. В целом же предметом оценки является в первую очередь способность руководителя работать с людьми, а уже затем — его умение управлять организационными структурами [6, с. 11—12]. Несмотря на наличие постоянного наблюдения, контроля, анализа деятельности нижестоящих органов управления, школьных образовательных учреждений, педагогических работников, официально утвержденных форм контроля нет.
Основные формы школьного самоуправления представлены во Франции административным советом, педагогическими группами, педагогическим советом и советами классов. Высшим коллегиальным органом управления школой является административный совет, регулирующий жизнь учебного заведения. Его деятельность определена рядом законодательных актов (Decret 85-924 du 30 aout 1985; Loi d’oriantation 1989). В зависимости от масштабов учебного заведения административный совет состоит из 24 или 30 членов: это представители территориальных властей, администрации школы, выборные представители школьного персонала, родителей и учеников. В настоящее время этот коллегиальный орган правомочен принимать решения по широкому кругу вопросов, касающихся:
- определения принципов, в рамках которых используется на практике автономия учебного заведения в области преподавания и воспитания;
- утверждения плана работы учреждения;
- регулярного отчета о педагогической работе, в котором ежегодно подводятся итоги выполнения плана работы, указываются достигнутые результаты и цели на будущее;
- решения организационных вопросов, утверждения правил внутреннего распорядка;
- утверждения бюджета и финансового отчета учреждения;
- согласия на заключение договоров.
Административный совет вправе высказывать свое мнение и любые пожелания относительно деятельности учебного заведения. Глава учреждения консультируется с советом по вопросам, относящимся к общей административной работе. Все решения, касающиеся школьной жизни, утверждаются административным советом по предложению руководителя школы [2, р. 247].
Педагогические группы создаются с целью обеспечения взаимодействия учителей по координированию учебных занятий, выбору школьных учебников, учебного оборудования и педагогических методик, а также по оценке работы каждого ученика. Группы выполняют начальную стадию разработки школьного проекта, учитывая специфику учебного заведения. Педагогические группы, объединяющие всех преподавателей одного класса или одной группы учащихся, образуют педагогический совет. Педсовет рассматривает работы каждого учащегося с целью оценки его способностей и оказания ему помощи в занятиях и в выборе дальнейшей учебы. Совет составляет годовой отчет о работе каждого ученика и на его основе вносит предложения по учебной ориентации школьника [2, р. 352].
Советы классов появились во французских средних школах в конце 1960-х гг. как новая форма сотрудничества и совместного участия взрослых и детей в педагогическом процессе. Реформа 1975 г. придала их деятельности законные основания. Совет класса рассматривает все вопросы, касающиеся жизни класса, организации занятий, помощи отстающим в учебе. В его состав входят все учителя, ведущие занятия в данном классе (12—13 человек), два делегата от родителей, два представителя учащихся, советник по учебной ориентации, советник по воспитательной работе, школьный врач и социальный работник. Возглавляет совет руководитель учебного заведения или уполномоченное им лицо. Классному совету принадлежит решающая роль в принятии решений об учебной или профессиональной ориентации каждого учащегося. Он рассматривает предложенные советом преподавателей данного класса возможные пути ориентации или повторения обучения, после чего, учитывая всю имеющуюся информацию об учащемся, выносит свое решение. При работе совета класса не проводится голосования — председатель совета стремится к достижению консенсуса с учетом всех замечаний и мнений [2, с. 251—252].
Общая тенденция к автономии учебных заведений во Франции, их большая самостоятельность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса создали предпосылки демократизации внутришкольного управления. Созданные советы школ, классов, педагогов открывают перспективы для их реального участия в управлении школьным образованием. Их деятельность — отражение идеи партисипативности, согласно которой каждый, кого касаются решения в сфере школьного образования, должен принимать участие в их разработке и определении конечных результатов (Франция — одна из немногих европейских стран, где партисипативные органы существуют на всех уровнях управления образованием).
В стране накоплен заслуживающий внимания опыт организации мониторинга общественного мнения по вопросам образования. Школа постоянно находится в центре дебатов, в которых принимают участие самые широкие слои населения. Например, в инициированной в ноябре 2003 г. Министерством образования общественной дискуссии о будущем школы приняли участие около миллиона жителей страны. Для подготовки, проведения и подведения итогов общенациональных дебатов была создана комиссия, в которую вошли бывшие министры образования, деятели науки и культуры, представители родителей, преподавателей, директоров предприятий и эксперты. Возглавил комиссию известный во Франции специалист по вопросам образования Клод Тело.
Комиссия инициировала около 21 тыс. собраний в школьных учреждениях, в органах управления на территориальном уровне. Жители Франции могли высказываться на сайте Интернета, созданном специально для всеобщего участия и открытом до сентября 2004 г. После окончания цикла общих собраний на сайте насчитывалось 325 тыс. посещений и было собрано 41 тыс. предложений и замечаний. Обсуждения повлекли за собой составление кратких обзоров и опубликование заключительного доклада комиссии. Результаты этого размышления необычайного масштаба были использованы при подготовке закона о системе школьного образования [7, р. 3].
Одна из важнейших тем широкого обсуждения — деятельность органов управления системой школьного образования. Критике были подвергнуты высокая степень централизации и бюрократический консерватизм. Несмотря на законы о децентрализации 1982, 1983 и 1985 гг., государство сохранило важнейшие компетенции и различные способы влияния на принятие управленческих решений местного уровня. В 1993 г. 59% властных полномочий удерживалось центром, 10% — принадлежало региональной администрации, 21% — промежуточным эшелонам власти (во Франции это — управленческие органы департаментов и коммун) и 10% — администрации учебных заведений. Для сравнения: в Великобритании эти пропорции составляют 36, 7, 25 и 32%, а в США — 6, 36, 34 и 24% [8, р. 29]. Кроме того, центр и местная администрация могут показаться самой совершенной моделью бюрократии на французский лад: вездесущность иерархии, высочайшая степень сегментации направлений, служб и задач, строгая стандартизация деятельности.
Тем не менее, в управлении системой школьного образования происходят значительные изменения. Так, например, Генеральная инспекция национального образования играет более важную роль, чем раньше. Она призвана оказывать консультативную помощь и оценивать образовательную политику на государственном (реформы, подготовка кадров, программы, методы преподавания) и на территориальном уровне (анализ деятельности учебных округов — академий). Многочисленные полномочия предоставляются ректоратам и инспекторским корпусам учебных округов, которые должны принимать участие в школьных проектах и давать толчок к развитию всех педагогических инноваций. Роль региональных инспекторов заключается не только в проверках преподавателей, но и в проведении консультаций для руководства учебных округов и школьных учреждений. К сожалению, нововведения часто сталкиваются с препятствиями на местном уровне. Администрации тяжело перейти от традиционной роли "командующего" к роли "вдохновителя идей". Множество нововведений не были внедрены на "местах" или проводились со значительными изменениями, существенно отличаясь от того, что планировали реформаторы. "Эта тенденция будет возрастать при увеличении автономизации органов территориального управления и руководства учебных заведений", — считает Агнес Ван Зантен, автор большого числа публикаций на тему государственной образовательной политики [9, р. 35].
На пути осуществления образовательной политики возникает узловой вопрос — об измерении эффективности и продуктивности реформ, об их оценивании. Очевидны преимущества, которые может дать объективная информация об учебных заведениях. Оценка деятельности школ побуждает к размышлениям федеральные и региональные власти. Руководители системы школьного образования в регионах, департаментах и коммунах могут скорректировать свою политику и более эффективно управлять учебными заведениями. Результаты оценки позволяют ответить на многие вопросы. Объективное оценивание помогает руководителям учебных заведений и педагогическим коллективам лучше понимать существующее в школах положение вещей и косвенным образом влияет на стратегическое планирование. С одной стороны, оценка деятельности школы отражает эффективность и качество государственных учебных заведений, а с другой — демократический принцип свободного доступа граждан к информации и "равенства шансов для всех".
Эти разнообразные проблемы организации деятельности органов управления школьным образованием Франции обсуждались во время мониторинга общественного мнения, который был организован Министерством национального образования Франции. Общегосударственное обсуждение проблем школьного образования послужило центральной администрации средством ознакомления с ситуацией на "местах". "Обеспечение равенства возможностей, определение задач преподавателей, борьба с насилием в стенах школьных учреждений, выработка мнения по поводу целей и смысла образовательной системы — дело всех граждан и их представителей. Что же естественнее, чем дебаты самого широкого масштаба?" — сказал занимавший тогда пост министра образования, молодежи и науки Люк Ферри 15 сентября 2003 г. во время представления общенациональных дебатов на тему школьного образования [7, р. 4].
Это беспрецедентное всенародное совещание было вызвано необходимостью деятельного поиска общего понимания проблем развития образования и способствовало консолидации государства, общественности, образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей. Общенациональные дебаты 2004 г. во Франции могут служить другим странам примером обновления и обогащения системы школьного образования.
Еще одним достижением управления школьным образованием можно считать его нормативно-правовое обеспечение. Правовую защиту школьников призван обеспечить Кодекс образования Франции, введенный в действие распоряжением Президента Французской Республики № 2000-549 от 15 июня 2000 г. До этого времени законодательство в сфере образования включало более 100 законов, многие из которых были приняты еще в XIX в., например:
- Закон Гизо 1833 г., возлагающий на коммуны ответственность за открытие начальных школ, на департаменты — за создание учительских институтов;
- так называемые Фундаментальные Законы Жюля Ферри 1881, 1882, 1886 гг., вводившие в отношении начальной школы принципы обязательности и бесплатности образования;
- Закон Фалу 1850 г., утвердивший свободу образования;
- Закон Гобле 1886 г., заменивший в начальной школе христианскую мораль светской моралью и основами гражданственности [10, р. 72—75].
Законодательные и регламентарные положения, относящиеся к разным историческим эпохам, усложняли образовательное законодательство и ограничивали возможности его эффективного применения. Эти обстоятельства стали в конечном счете одной из основных причин, по которой разработке Кодекса образования было отведено приоритетное место в программе кодификации французского законодательства, предпринятой по инициативе правительства в 1989 г. и окончательно утвержденной законом в 2000 г. Ее сущность заключается в отборе, классификации и расположении существующих положений в соответствии с логически обоснованной цельной иерархией и в их последующем редактировании [11, с. 30]. В международном масштабе французский опыт кодификации образовательной сферы является уникальным, не повторенным пока ни в одной другой стране.
Законодательная часть Кодекса образования Франции состоит из девяти книг, сгруппированных в четыре части. Первая часть (книги I и II) посвящена общим принципам и управлению образованием. Вторая часть (книги с III по IV) отведена вопросам школьного образования. В третьей части (книги с VI по VIII) приведены положения, относящиеся к высшему образованию. Четвертая часть (книга IX) объединяет правовые нормы, регулирующие кадровые вопросы. Положения Кодекса распределены по 762 статьям, имеющим сквозную нумерацию. Его содержание ограничивается пока законодательной частью. Что касается регламентарных положений и нормативов, они в настоящее время находятся на стадии доработки и, по прогнозам специалистов, увидят свет в ближайшем будущем.
В статье L. 111-1 действующего Кодекса (первая цифра соответствует номеру книги, вторая — номеру раздела в данной книге и третья — номеру главы в разделе) образование признается первым национальным приоритетом [11, с. 36]. О приоритетности образовательной сферы свидетельствует и тот факт, что ежегодно на национальную образовательную систему, а также на научно-исследовательскую деятельность в этой области выделяются самые крупные бюджетные ассигнования — более 20% государственных расходов [12, с. 64]. Публичное, бесплатное, светское и обязательное образование играет основополагающую роль в построении самоидентификации граждан страны и является основным инструментом интеграции, социального единства и равенства возможностей.
Французская модель управления школьным образованием раскрывается в Книге II Кодекса, где четко распределены и согласованы компетенции, полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики: образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и государственных управленческих структур. В настоящее время во Франции актуализируется принцип децентрализации в управлении всех уровней (под децентрализацией традиционно понимается комплекс мер, направленных на передачу компетенций государства местным органам, которые являются представителями министерской власти). Процесс децентрализации начался в рамках крупной реформы, стартовавшей с принятия закона от 2 марта 1982 г., который утвердил статус новой территориально-административной единицы — региона. Юридической основой децентрализации системы образования стали законы, принятые в 1982, 1983 и 1985 гг. [13, с. 67—69].
Передача полномочий местным органам власти закреплена действующим Кодексом образования. Она основана на следующих положениях:
- разные типы учебных заведений находятся в подчинении тех или иных органов территориального управления (начальные школы — в подчинении коммун, коллежи — департаментов, лицеи — регионов);
- каждая территориально-административная единица имеет в отношении подчиненных ей учебных заведений одинаковый пакет полномочий (решение вопросов о строительстве учебных заведений, их реконструкции, капитальном ремонте, оборудовании и текущей деятельности);
- в компетенции государства остаются вопросы управления кадрами, регламентирование учебного процесса (учебные программы, количество часов преподавания, условия выдачи дипломов определяются постановлениями министерства, вопросы профориентации, педагогических методик — его циркулярами и инструкциями) и финансирование (оплата труда преподавателей, приобретение компьютерной техники, офисного, электронного и технологического оборудования, приобретение школьных учебников и выделение средств на исследовательские и экспериментальные работы);
- государство сохраняет ответственность за весь общественный сектор образования [11, с. 85—96].
Таким образом, тенденция к децентрализации не противоречит идее сохранения за государством главной ответственности за образование, которое должно оставаться национальным. Именно государство определяет цели образовательной политики, играет определяющую роль в развитии и ориентации образования, несет главную ответственность за его содержание. Децентрализация способствует лучшему распределению задач и увеличению ответственности территориальных коллективов в сфере школьного образования, поднимает уровень демократизации его управления. Правовой основой регулирования взаимоотношений государственных, региональных, департаментских, муниципальных и институциональных органов управления школьным образованием является Кодекс образования Франции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Франция: Справочное издание Министерства иностранных дел Франции. М., 1999.
2. Le livre bleu des personnels de direction. CNDP Ministere de I'Education Nationale, CRDP Orleans, 1999.
3. Dupont-Marillia F. L'essentiel des Institutions scolaires et universitaires. Paris, 2007.
4. Le systeme educatif en France / Sous la di-rection de Bernard Toulemonde. Paris, La documentation Franqaise, 2006.
5. Le systeme educatif en France et son admi-nistration / Collection franco-russe de documents d'information. 1993. № 22.
6. Адриан Ж. Как измеряются эффективность и продуктивность // Директор школы. 1999. № 8.
7. Raynal F. L'avenir de Vecole en debat // Label France. 2004. № 54, avril-juin.
8. Dutercq Y. La politique franqaise de decent-ralisation en education: bilan et perspectives // La Documentation franqaise. 2003. № 293, aout- sept.
9. Pan Zanten A. Les politiques educatives entre le dire et le faire // Sciences Humaines. 2004. № 153, oct.
10. La Borderie R. Lexique de Ueducation. Paris, 1998.
11. Кодекс образования Франции. Законода-тельная часть. М., 2003.
12. Бочарникова И. Экономика школы: в странах мира // Народное образование. 2004. № 10.
13. Адриан Ж. Десять лет спустя: Французская школа после децентрализации // Директор школы. 1995. № 2.
|
|