ОБ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ БОЛГАРСКОЙ ШКОЛЫ Здравка Новакова
Источник: Журнал «Начальная школа» 2007/1 с.111
Над статьёй работала Дроздова Александра
Вопросы, что изучать на уроках математики в начальной школе и конкретно в каждом классе и как структурировать отобранный математический материал, являются трудными и дискуссионными. В Болгарии периодически происходят изменения содержания обучения математике в целях его совершенствования.
Содержание курса математики связано с целями и задачами обучения, с возрастными особенностями маленьких учеников, потребностями практики. Для болгарской системы обучения характерно следующее.
Математический материал излагается спиралевидно. Так, например, каждое расширение области чисел включает изученные до этого числа, действия с ними, свойства действий, причем изученные свойства и правила дополняются, расширяются, обобщаются, рассматриваются на более высоком теоретическом уровне. То же самое относится и к геометрическому материалу. Осуществляется переход от конкретных представлений об отдельных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и др.) к общим представлениям, которые облегчают формирование со ответствующих понятий в старших классах.
Построение математического материала характеризуется тенденцией к одновременному совместному (в одном уроке) или параллельному (в последовательных уроках) – изучению взаимообратных арифметических действий. Так, в I классе сложение и вычитание чисел в пределах 10 изучается одновременно, во II классе; происходит одновременное изучение табличною умножения и деления и т.д. Параллельное изучение взаимообратных действий имеет определенное развивающее значение для учеников, кроме того, оно облегчает автоматизацию сложения и вычитания чисел в пределах 10; сложения однозначных чисел, когда сумма является двузначным числом, и соответствующих случаев вычитания; табличного умножения и деления.
Типичным для обучения математике в начальных классах является приобретение арифметических и геометрических знаний в единстве, причем ведущую роль играет арифметическое содержание. При изучении геометрического материала по возможности подыскивается его связь с арифметическим материалом.
В обобщенном виде содержание, включенное в учебные программы (для I класса в 2001 г., для II класса - в 2002 г., для III и IV классов - в 2003 г.), следующее.
I класс
Числа
Числа от 0 до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Связь между действиями сложения и вычитания.
Плоскостные фигуры
Квадрат, круг, треугольник, многоугольник, отрезок. Черчение отрезка заданной длины.
Намерение
Единицы измерения длины - сантиметр; массы - килограмм: времени, стоимости. Измерение длины отрезка в сантиметрах. Сложение и вычитание изученных однородных единиц измерения.
Моделирование
Текстовые задачи с одним подсчетом, которые: а) раскрывают смысл действий сложения и вычитания; б) предлагают найти число, которое больше или меньше на несколько единиц данного числа (в примой форме): в) предлагают сравнить два числа по их разности. Составление текстовых задач учениками на основе практических действий, по рисунку, по заданному числовому выражению и лр.; решение задачи.
II класс
Числа
Числа от 21 до 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное и сочетательное свойства сложения. Связь между действиями сложения и вычитания. Нахождение неизвестного слагаемого. Табличное умножение и деление. Переместительное и сочетательное свойства умножения. Связь между действиями умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя. Порядок выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих скобки.
Плоскостные фигуры
Виды треугольников в зависимости от их сторон. Черчение квадрата и прямоугольника на квадратной сетке.
Измерение
Единицы измерения длины - метр, дециметр: времени - минута, сутки, неделя, месяц, год. Действия с изученными однородными единицами измерения. Нахождение периметра треугольника, квадрата, прямоугольника.
Моделирование
Текстовые задачи с одним подсчётом, которые; а) раскрывают смысл действий умножения и деления; б) требуют найти число, которое в несколько раз больше или меньше заданного числа (в прямой форме); в) требуют сравнить два числа по их частному. Текстовые задачи с двумя подсчетами. Составление текстовых задач учениками по рисунку, по заданному числовому выражению; решение задачи по чертежу.
III класс
Числа
Числа от 101 до 1 000. Действия сложения и вычитания чисел в пределах 1 000. Умножение и деление чисел на однозначное число в пределах 1 000. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Деление суммы на число. Ознакомление с одной второй, одной третьей, одной четвертой и одной десятой долями на базе деления на 2, з, 4 и 10. Нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного делимого.
Плоскостные фигуры
Прямая линия, кривая линия, луч, угол. Квадрат как вид прямоугольника. Виды углов, виды треугольников в зависимости от их углов. Черчение треугольника на квадратной сетке.
Измерение
Единицы измерения длины миллиметр, километр; массы грамм, тонна; времени секунда, век. Действия с изученными однородными единицами измерения.
Моделирование
Текстовые задачи с одним подсчетом в косвенной форме. Текстовые задачи с тремя подсчетами. Составление текстовых задач учениками.
IV класс
Числа
Числа от 1 001 до 1 000 000 000 (и больше). Римские цифры. Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число. Умножение и деление разности на число. Нахождение неизвестного вычитаемого и неизвестного делителя. Выполнение изученных действий с помощью электронного калькулятора.
Плоскостные фигуры
Окружность. Черчение окружности.
Измерение
Единицы измерения величины угла — градус; площади — квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, декар. Измерение угла транспортиром. Нахождение площади прямоугольника. Действия с изученными однородными единицами измерения.
Моделирование
Текстовые задачи с тремя и более подсчетами. Составление текстовых задач учениками.
Если сравнить программы по математике для I-IV классов 2001-2003 гг. с предыдущими программами (1990-1993), можно выделить следующие различия.
Количество часов по учебному плану для II и III классов уменьшено на полчаса — 3,5 часа в неделю вместо 4 часов по старой программе. Для I и IV классов количество часов остается прежним — 4 часа в неделю.
Учебное содержание, предусмотренное для I-IV классов, сокращено. Не изучается:
Деление с остатком (что, по нашему мнению, неправильно); умножение и деление на трехзначное и многозначное число; емкость и единицы измерения емкости (полагаем, это пробел); четырехугольник (полагаем, это тоже пробел); перпендикулярные и параллельные прямые; сложение и вычитание отрезков и углов. Не вводится буквенная символика (обозначение числа буквой), связанные с ней уравнения первой степени с одним неизвестным и задачи на нахождение числового значения алгебраического выражения (в качестве подготовки к решению уравнений включаются задачи, в которых неизвестное число обозначено окошком).
Сделана попытка упрощения изучаемого математического материала с учетом возможностей восприятия младших школьников. Так, например, изучение прямой линии Предусмотрено в III классе, а не в I (как это было по старой программе); то же самое относится и к квадрату как виду прямоугольника. Площадь прямоугольника изучается j в IV классе, а не в III и др.
В IV классе предусматривается использование электронного калькулятора. По старой программе в учебник для II класса был включен один необязательный урок, посвященный электронному калькулятору, но на практике калькулятор не использовался.
Делается акцент на возможностях осуществления межпредметных связей.
Специальное внимание уделяется развитию умений работать в группе, формированию навыков защиты окружающей среды и собственного здоровья.
На базе новых программ по математике были разработаны учебные комплекты. Представленные разными авторскими коллективами учебные комплекты по математике для каждого класса сначала были одобрены специальной комиссией, после чего отправлены во все школы Болгарии, и учителя их аттестовали по предложенной шкале баллов. Министерство образования и науки одобрило три комплекта для каждого класса, получившие большее число баллов.
Руководителем коллектива, написавшего один из одобренных министерством учебных комплектов по математике для I и 1V классов, является автор этой статьи. Комплект для каждого класса этого коллектива включает учебник с учебными карточками, три учебные тетради и книгу для учителя. Остановлюсь коротко на основных идеях, использованных при разработке этих комплектов.
Основным принципом, на основе которого построены учебные комплекты для I-IV классов, является доступность подачи математических знаний. Наш авторский коллектив искал по возможности самый простой для маленьких учеников способ представления математического содержания, подходящее иллюстрирование, связанное с реальными, близкими к жизни детей - ситуациями. Разработка разных способов решения задач предоставляет каждому ученику возможность выбрать самый легкий для него способ.
Например, при решении задачи: «Миша о собрал 8 подснежников, а Спас — 4 подснежника. Сколько всего подснежников собрали оба мальчика?» можно использовать представленные в учебнике для I класса изображения трех мальчиков, которые разными способами вычисляют сумму 8 + 4. Один мальчик рисует подснежники и после этого считает их, второй присчитывает г (9, 10, 11, 12), а третий дополняет до 10(8 + 2 = 10; 10 + 2 = 12). Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник — вводятся в I классе с помощью соответствующих геометрических тел, знакомых ученикам. Например, квадрат и круг вводятся как отпечатки, которые остаются от кубика и цилиндрического ведерка на песке морского берега.
Все случаи с таблицами умножения на 2,3, 4, ..., 10 иллюстрированы. Например, для таблицы умножения на 5 иллюстрация в учебнике для II класса выглядит так: одна упаковка с 5 кистями для рисования, две упаковки с 5 кистями каждая и т.д.
В основу построения учебных комплектов для I—IV классов положена мотивировка изучаемого математического материала.
Текстовые задачи убеждают учеников в практической значимости получаемых ими знаний, ориентируют их на практическую деятельность. Этому помогают и включенные в наш учебник IV класса темы для внеклассной групповой работы. Например, ученикам предлагается выбрать и приобрести мебель для двухкомнатной квартиры с помощью кредита, взятого в банке; спланировать расход денег, полученных школой в дар, и др.
Учебные комплекты разработаны сообразно с деятельностным подходом. Включенные задачи требуют от учеников выполнения различной деятельности: подсчет; черчение; измерение на предмете, модели, чертеже; работа с моделями геометрических фигур; раскрашивание, рисование; извлечение информации из картины, текста; участие в играх с математическим содержанием.
Например, решая задачу: «Вырежи углы на второй карточке учебника» (учебник математики для III класса), ученики знакомятся с острым и тупым углами с помощью наложения вырезанного прямого угла на другие вырезанные углы.
В учебных комплектах от I до IV класса широко используется рисование — для обнаружения результата определенного действия, для выяснения содержания текстовой задачи, а также для проверки ее решения.
Например, решение задачи: «Александр любит рисовать снежную бабу с большой метлой. У него 18 пастелей. Разложи их в 3 коробки поровну. Сколько пастелей положишь в каждую коробку?» (учебник математики для II класса) ученики осуществляют с помощью рисования, «раскладывая» пастели: в одну коробку, во вторую, в третью, снова в первую, вторую и т.д.
При решении в III классе задачи: «Отец Димитра плотник. Димитр покрасил сделанные отцом 32 колесика и начал прикреплять их к деревянным вагончикам — к каждому вагончику по 4 колесика. На сколько вагончиков хватит у него колесиков?» ученики находят ответ, последовательно обводя окружностью каждые 4 колесика из 32, нарисованных в учебнике.
Для понимания содержания текстовой задачи: «Двенадцать учеников танцуют, взявшись за руки. Их на 3 больше, чем учеников, танцующих врозь. Сколько учеников танцуют сами по себе?», (формулированной в учебнике математики для III класса в косвенной форме, от учеников требуется дорисовать рисунок и решить задачу. Для осмысления решения текстовых задач в косвенной форме можно использовать и соответствующий чертеж.
Разработанные учебные комплекты способствуют осуществлению проблемного обучения, развивающего познавательную самостоятельность учеников, их творческие способности. Этому помогает включенная во все учебники для I — IV классов рубрика «Я открываю». Задачи, с помощью которых выясняется новое учебное содержание, решены не полностью, а предполагают включение учащихся в процесс решения, перенос изученных знаний и умений в новые ситуации, творчество со стороны учеников. При закреплении и обобщении знаний и умений предлагаются задания творческого характера: составление текстовых задач; решение задач различными способами; задачи, которые допускают больше решений, — их надо исчерпать или указать их определенное число.
Например, прежде чем вывести алгоритм деления на двузначное число, ученикам в учебнике для IV класса предлагается найти частное 224: 14 — они должны догадаться использовать умножение на двузначное число, что уже изучено.
Для задачи: «У Влади 36 марок, а у Тошко в 4 раза меньше. На сколько больше марок у Влади? А на сколько меньше марок у Тошко?» ученики должны найти верное решение среди трех, данных в учебнике для II класса.
Включены задачи, для решения которых ученики должны сами искать все или некоторые числовые данные, что приобщает учащихся к использованию основных источников информации: прейскурантов, расписаний поездов, карт шоссейных дорог, каталогов и др. Эти источники даны как рисунки к соответствующей задаче, или ученики находят их сами.
Учебные комплекты содействуют усвоению предусмотренного программой математического материала, формированию умении и навыков. Специальное внимание уделяется автоматизации действий: сложения и вычитания чисел в пределах 10 и в пределах 20, табличного умножения и деления. В книгах для учителя соответствующего класса разработаны игры, которые помогают такой автоматизации. Например, в ходе игры «Волшебный мешочек» ученик вынимает из мешочка лист с задачей, и все ученики поднимают ответ — карточку, вырезанную из приложения к учебнику для I класса. В книге для учителя (I класс) разработаны и соответствующие «табло», которые облегчают автоматизацию таблиц; каждое «табло» содержит и подходящий рисунок. Делается акцент на предупреждении типичных ошибок, которые допускают ученики. Этому помогает присутствие в учебниках двух персонажей — девочек-близняшек, причем одна из них всегда дает неправильный ответ, а другая — правильный. «Какая из девочек ответила верно?» — должны определить ученики.
К задачам на отгадывание загадок, обнаружение отсутствующих слов в стихотворениях, поиск ответов на поставленные вопросы в учебниках математики представлены и буквы, соответствующие неверным решениям; наша цель - преодолеть типичные ошибки.
Учебные комплекты для I—IV классов способствуют организации самостоятельной работы учеников как обучающего, так и проверочного характера. Каждый учебник по математике содержит по меньшей мере 10 самостоятельных работ для проверки знаний и умений учеников, причем для каждой задачи указано соответствующее число очков для оценки. Эти самостоятельные работы составлены в форме состязаний и турниров. Перед каждым турниром в учебнике дана страница с дополнительными задачами «Это интересно» и страница из блокнота ученика Николая «Я знаю», на которой систематизированы изученные математические знания и умения, — для успешного участия в турнире.
Например, на последней странице учебника для IV класса нарисован путь на незнакомую планету, до которой ученики «долетят» в учебном году. Сообразно полученным результатам они закрашивают соответствующей краской дорогу до космических станций и спутников по пути к планете. Когда они достигают ее в конце IV класса, каждый ученик приклеивает свою фотографию.
В книгах для учителя предлагаются задачи на проверку знаний и умений учеников по математике в начале соответствующего класса (входной уровень) и в конце учебного года (уровень выхода), причем разработаны показатели проверки и оценки их выполнения.
Учебные комплекты предоставляют возможность осуществлять работу в группе, что активизирует учеников, побуждает их к самостоятельной деятельности. В книгах для учителя отмечены задачи, подходящие для групповой работы. Такие задачи стимулируют учеников к высказыванию разных точек зрения, поиску различных решений, а это повод для сопоставления, сравнения. У учеников воспитываются критичность и самокритичность, развиваются способности к общению, дискуссии, сотрудничеству. В учебник для IV класса включены и задачи для внеклассной групповой работы (по четырем темам). Например, от группы «исследователей» требуется собрать сведения о спутниках планет, космических полетах до Луны и придумать интересные задачи с использованием этих данных. Результаты каждой внеклассной групповой работы демонстрируются перед классом на отдельном уроке математики; в их обсуждении участвуют все ученики.
В учебные комплекты, но математике включён материал, дающий ученикам возможность осуществлять самоконтроль (например, использовать связи между взаимообратными действиями). Некоторые из задач сопровождаются образцами отдельных этапов решения, ответами. Страницы «Давайте играть» учебника для IV класса содержат ответы на более трудные задачи, включенные в уроки перед соответствующим турниром. Содержащиеся в учебниках самостоятельные работы, при выполнении которых ученики раскрашивают рисунки в соответствии с показанными ими результатами, содействуют формированию самооценки.
Учебные комплекты предоставляют возможности для осуществления связей со всеми изучаемыми предметами, среди которых болгарский язык и литература, родиноведение, окружающий мир, человек и общество, человек и природа, изобразительное искусство, музыка, домашний быт и техника, физическое воспитание и спорт, безопасность дорожного движения.
Разработанные учебные комплекты построены сообразно гуманно-личностному подходу. Мы постарались сделать их адресными, обращенными к целостной личности ученика с ее потребностями, интересами, стремлениями. Наша цель состоит в том, чтобы эмоционально-мотивационный компонент, образное и логическое мышление активизировались не поэтапно, а одновременно, в неделимом единстве. Обеспечено присутствие эмоционального момента в каждом уроке. Включение постоянных героев в комплекты от I до IV класса (8 учеников из различных городов и сел Болгарии, среди которых один турецкого происхождения, один — римского и один — армянского, пара двойняшек, волшебник Аргеом (арифметика и геометрия), придумывающий задачи для самых догадливых, ученик Знайка, который знает все из старшего класса, клоун Кико который придумывает математические игры и ведет рубрику «Давайте играть) сюжетная разработка уроков; присутствие любопытных данных, интересных рубрик обеспечивают необходимый эмоциональный фон.
В процесс обучения включены элементы искусства как фактор стимулирования интегральной психической активности учеников: драматизация текстовых задач, широкое применение рисования в качестве средства для осмысления задач и контроля. В книгах для учителя рекомендуется при самостоятельной работе использовать музыкальный фон — произведения классики (А. Корелли, А. Вивальди, Г. Генделя, В.А. Моцарта, Ф.Й. Гайдна, П. Чайковского и др.).
Для каждого класса в книге для учителя разработан «Праздник математики», на котором присутствуют родители. Все ученики участвуют в нем, самостоятельно или в нарах, предлагают свои задачи и отмечают правильность и быстроту их решения остальными учениками. До начала праздника ученики сами изготавливают награды для победителей. Такие праздники активизируют учащихся, повышают их интерес к математике. Для каждого праздника в учебнике дана карточка, по которой под тихую музыку работают ученики.
В книгах для учителя для III и IV классов представлен опыт составления сборника по математике учениками соответствующею масса. Каждый ученик подготавливает по одной странице сборника, придумав интересную задачу, сделав рисунок или подобрав соответствующую картинку, вписывает имя, отчество и фамилию и приклеивает свою фотографию.
Учебные комплекты для I—IV классов позволяют учителю строить работу так, чтобы его отношение к ученикам было всегда внимательным, ободряющим, стимулирующим, укрепляющим их веру в свои возможности. Это способствует воспитанию в детях толерантности доброты, отзывчивости, стремления к взаимопомощи. Посредством содержания текстовых задач воспитывается уважение к родителям, пожилым людям, учителям, традициям, человечность, стремление к защите природы и собственного здоровья. Все это способствует осуществлению благородной задачи гуманизации обучения математике в начальных классах школы.
|