Обратная связь
|
ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Янковская Н.А.
Источник: Журнал «Народное образование» 2011/9 с. 61
Над статьёй работал Кравченко Сергей
В современной науке достаточно хорошо изучены вопросы развития теории педагогики и образования, но условия возникновения и история развития отдельных типов общеобразовательных учреждений в системе народного образования часто остаются вне круга исследуемых вопросов, как узкая, частная проблема при практической реализации педагогических идей и теорий. Усилившийся в последнее десятилетие интерес к реалиям дореволюционных школ и попытки воспроизвести их в современной образовательной системе требуют историке- педагогического обоснования и нового осмысления исторического опыта.
• академическая и университетские гимназии • частные гимназии
• классно-урочная система обучения • модели образовательных систем
Первые гимназии
В различные периоды развития гимназическое образование имело некоторые отличительные особенности, которые зависели как от государственной политики в целом, политики, проводимой правительством в области образования, так и от образовательных запросов общества. Понимание исторически сложившихся особенностей образовательной системы гимназии позволяет ответить на вопросы о том, какие требования предъявляло гимназическое образование к учащимся, каковы были представления об их готовности к обучению в гимназиях в различные исторические маршрут ученика дореволюционной гимназии.
В XVII веке усиление контактов царской России с европейскими странами привело к тому, что многие представители российского общества стали стремиться к овладению иностранными языками, различными науками, и домашнее образование не всегда соответствовало их запросам. В 1667 году москвичи подали на имя царя Алексея Михайловича челобитную, в которой просили открыть гимназион, в котором «трудолюбивые студеи» обучались бы «грамматической хитрости, языкам словенскому, греческому и латинскому и прочим свободным учениям»[1].
Эпохой возникновения российской национальной школьной системы можно считать XVIII столетие. Именно в эпоху петровских преобразований начинает стремительно возрастать роль государства, которое понимает практическую необходимость профессионалов в разных областях и распространения среди населения официальной идеологии. С этого момента государство начинает вырабатывать свои идеалы воспитания. Петровские реформы первой четверти XVIII века проводились во многом выпускниками Киево-Могилянской и Московской академий, которые были пронизаны атмосферой западноевропейской образованности. В связи с социально-экономическими изменениями в жизни страны: формированием режима абсолютизма, трансформацией чиновничьего аппарата, политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, созданием новой армии — потребовалось большое число грамотных чиновников, офицеров, специалистов в технической области, а также учёных, педагогов.
Наряду с профессиональными учебными заведениями (Школа математических и навигаторских наук (1701 год), Артиллерийская и Инженерная школы (1711 год) в Москве, Медико-хирургическая школа и Морская академия (1715 год) в Санкт-Петербурге появляются общеобразовательные школы для дворянства, купечества и духовенства: цифирные, гарнизонные и архиерейские школы. Основной особенностью Школы математических и навигаторских наук, Артиллерийской и Инженерной школ было совмещение в одном учебном заведении общеобразовательной начальной (русские классы), средней (начальные классы) и профессиональной (например, навигаторские классы) школ.
В это время была открыта первая частная гимназия в России — «немецкая школа», созданная при Посольском приказе в 1701 году. За школой закрепилось название «гимназии пастора Глюка», официально она была учреждена лишь в феврале 1705 года, незадолго до смерти своего «основателя».
В этой гимназии ученики делились на три возрастные группы: младшую, среднюю и старшую. В младшей группе изучали латынь, иностранный язык, выбранный при поступлении в школу, и начала арифметики. В средней группе к этим предметам добавлялись такие общеобразовательные дисциплины, как история и география, а также танцы, фехтование, верховая езда, «комплименты». Ученики старшей группы совершенствовались в языках, изучали философию, высшие разделы арифметики (алгебра, тригонометрия, геометрия). Кроме двух обязательных западных языков, факультативно преподавали сирийский, древнееврейский, халдейский, а с 1706 года — турецкий и персидский языки.
Славяно-греко-латинская академия и частная гимназия Эрнеста Глюка были единственными в Москве учебными заведениями «повышенного» уровня образования. Гимназия просуществовала 10 лет, но не пользовалась особой популярностью и постепенно была преобразована в профессиональную школу переводчиков.
Академическая гимназия
Первой государственной общеобразовательной школой в России можно считать академическую гимназию при Санкт-Петербургском университете, которая открылась в 1726 году. В неё сразу поступили 120 учеников — дети дворян и чиновников. Низкий уровень развития и распространения просвещения «в народе» по сравнению с Западной Европой, отсутствие какой-либо системы образования определили выбор нестандартного пути: создание академии в виде «триединого» учреждения (академия — университет — гимназия), т.е. обучающего и научного центра одновременно. Целью младшего академического звена, состоявшего из немецкого (низшего) и латинского (высшего) отделения, было «учение российских юношей» и их подготовка к обучению в университете, а затем и в академии, чтобы «число студентов могло всегда наполняться»[2]. Обучение было семилетним (3 года + 4 года).
Положение о гимназии было составлено в 1731 году. В 1733 году был составлен устав гимназии, поднимавший её до гуманистической германской школы и вводивший в её курс два древних языка: латинский и греческий; чтение римских поэтов, правила ораторского искусства и логику. Число учащихся постоянно уменьшалось, поэтому в гимназию были допущены дети среднего сословия и солдатские дети, которые потом составили главный контингент учеников в гимназии. В 1735 году для увеличения числа учеников были учреждены стипендии; несмотря на это, в 1737 году в гимназии было только 18 учеников. Штат гимназии 1747 года подробно определял число учителей и их обязанности, обязывал всех учителей преподавать на русском языке, что оказалось невозможным, и освобождать учащихся от платы.
Граф К. Г. Разумовский в 1758 году поручил управление гимназией М.В. Ломоносову, который завёл в ней пансион на 40 казеннокоштных воспитанников и устроил низшие русские классы.
В 1765 году в гимназии было открыто отделение для «малолетних». В 1768—1777 годах в старших классах ввели университетское преподавание основ математики и естественных наук на латинском или немецком языках. При княгине Е.Р. Дашковой для гимназии был куплен дом и улучшено содержание воспитанников. Из-за неудовлетворительного состояния дел: недостатка учителей, многочисленности гимназического начальства (ректор, инспектор, конректор, главный инспектор, а иногда два ректора и два инспектора), отсутствия подробного устава в 1805 году гимназия была закрыта.
Университетские гимназии
Второй русской государственной гимназией была гимназия, основанная в 1755 году при Московском университете под именем Университетской или Академической. Целью её было — подготовить воспитанников к усвоению университетских лекций. По составу учащихся она делилась на два отделения: для разночинцев и для дворян. Курс учения был одинаков в обоих отделениях. Каждое из них делилось на четыре школы, которые, в свою очередь, разделялись на классы:
• в первой (российской) были классы: грамматика, стихотворство и красноречие;
• во второй (латинской) — грамматика и синтаксис латинского языка;
• в третьей (научной) — арифметика, геометрия и география, философия;
• в четвёртой — языки европейские и греческий язык (для желающих — восточные).
Во главе гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавателями её были большею частью студенты университета. Ученики делились на казеннокоштных, пансионеров (с платою в 150 рублей), сверхкомплектных и приходящих. Число всех учащихся в начале XIX столетия доходило до 900. После пожара в 1812 году гимназия была закрыта. Несмотря на многочисленные проблемы с педагогическими кадрами, отсутствие хороших учебников и точных программ, гимназия за своё полувековое существование дала России образованных по тому времени людей.
К середине XVIII века гимназия и университет при Академии наук пришли в упадок. Уже в 1728 году в гимназию поступило 26 учеников, и для пополнения гимназии приходилось набирать детей солдат, мастеровых и даже крепостных.
В «Очерках по истории русской культуры» П.Н. Милюков объяснял это тем, что наступил новый период в истории русского образования, когда на смену узкопрофессиональной и сословной школы первой половины XVIII века пришла школа общеобразовательная и бессословная, преследовавшая чисто педагогические цели.
Новыми образовательными и научными центрами России стали Москва и Казань. В этих городах были учреждены университеты, соответственно в 1755 и 1758 годах. При них были открыты гимназии. М.В. Ломоносов писал, что «при университете необходимо должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян»[3]. Они не имели единого учебного плана, и их задачей была подготовка университетских слушателей. В 1788 году, после открытия в Казани главного народного училища, гимназия, за неимением средств, была закрыта, а в 1798 году возобновлена, по новому уставу возлагавшему на неё цель «образования молодых людей для воинской службы, а не для учёного состояния»[4]. В соответствии с этой целью изменился учебный план, были введены новые предметы. Кроме этих гимназий, в XVIII столетии существовало ещё гимназическое отделение в кадетском корпусе для подготовки дворян к гражданской службе.
Реформа образования
Российские гимназии XVIII века служили только «пристройкой» к университету и готовили абитуриентов. Число учащихся в них было невелико. При царствовании Екатерины II были открыты различные учебные заведения и воспитательные дома. Реформа образования началась в конце «века Просвещения». «Устав народным училищам в Российской империи» от 1786 года определил чётко структурированную систему образования: приходская школа — уездное училище — главное народное училище — университет. Он установил в качестве основных средних общеобразовательных учебных заведений главные народные училища, а после их окончания можно было продолжить обучение в университете. Быстрый рост числа организованных по этому проекту училищ, характерный для первых десяти лет, был остановлен с 1792 года, после Французской революции.
За основу реформы была взята прусская система образования, а также идеи просветителей XVIII века о том, что процветание общества невозможно без просвещения граждан, получения энциклопедических знаний, связи разностороннего образования гражданина с воспитанием его души. Этим же уставом рекомендовалось вводить классно-урочную систему обучения. Характерно, что разработчики «Устава...» 1786 года предпочли использовать чужой опыт. Именно главные народные училища были преобразованы в гимназии в соответствии с «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам» от 1804 года, который завершил реформу. В соответствии с ним все звенья народного образования находились в вертикальной зависимости, и перед ними в качестве одной из задач ставилась подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения. В стране начала создаваться сеть учебных заведений разных уровней. Школы двух низших типов были бесплатными и бессословными.
Модели
Мы попытались воссоздать модели образовательных систем каждого периода развития российской гимназии, опираясь на основные положения педагогической теории перехода ученика из одной образовательной системы в другую[5]. Сравнительный анализ моделей образовательных систем гимназического образования в России позволил описать и сопоставить особенности исторических периодов развития гимназического образования, включая государственную политику, цели, специфику содержания, образовательные маршруты учащихся, завершающиеся поступлением в высшие учебные учреждения.
|
|