Обратная связь
|
НЬЮ-ЙОРКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА. Заметки преподавателя
Дронова М.Ю.
Источник: Журнал «Начальная школа» 2008/10 с. 107
Над статьёй работала Дроздова Александра
От редакции
Не ставя задачи теоретического осмысления процесса образования в государственных американских школах, автор делите» с читателями некоторыми наблюдениями за работой публичных школ Нью-Йорка, сравнивает процесс организации обучения в российской и американской начальной и основной школах, находя, что проблем* построения процесса образования в Москве и Нью-Йорке схожи.
В Нью-Йорке, как и в США в целом, благополучно сосуществуют две системы образовательных учреждении: государственная и частная. Деятельность государственных и в определенной степени частных учебных заведений регламентируется как общими нормами федерального законодательства, так и специальными нормами законодательства штата Нью-Йорк. Финансирование государственных школ осуществляется в основном за счет бюджетов штага и города, а также за счет бюджетов муниципальных районов, на территории которых расположены школы. Несмотря на такое количество источников финансирования, денег американским школам, как правило, не хватает. Постоянно идут споры об объёмах финансирования школ и зарплате учителей, районными отделами образования и мэрией Нью-Йорка, парламентом и губернатором штата. При этом преподаватели государственных школ Нью-Йорка не являются малооплачиваемыми слоями населения США. Они обладают большим количеством льгот, которые помогают оплачивать жилье, медицинские услуги, транспорт, приобретать методическую литературу. Очень дорого стоит частное репетиторство: в среднем около ста долларов за занятие. Для сравнения: килограмм отборною мяса в Нью-Йорке стоит 8-10 долларов, талон цельного молока (3,79 л \грамм) 3.5 доллара.
В государственных школах штата (начальной и средней) могут бесплатно обучаться любые лица в возрасте от пяти до двадцати одного года, независимо от места их постоянного проживания, если они не имеют среднего образования. На практике это означает, что кроме детей, родители которых являются гражданами США или имеют вид на постоянное жительство в стране, в государственных школах Нью- Йорка имеют право бесплатно обучаться дети иностранцев, легально находящихся на территории США. Никому не может быть отказано в приеме в государственную школу, и никто не может быть исключен из нее по расовым признакам (цвету кожи), политическим или иным убеждениям, национальному или социальному происхождению. Следует подчеркнуть, что бесплатно обучаться в школах Нью-Йорка могут только дети, проживающие на территории города. В других случаях родители должны оплачивать обучение ребенка. Нарушение данного правила приводит к тому, что родители ребенка и администрация школы, в которой он обучается, должны заплатить штраф и даже могут быть привлечены к уголовной ответственности. Так, например, на директора одной из бруклинских школ Нью-Йорка, не проживающего на территории данного города, было заведено уголовное дело за то, что его собственный ребенок бесплатно обучался в школе, где он был руководителем. Директор был вынужден оставить свой пост.
***
Российские дети, родители которых находятся в командировке и работают в различных российских учреждениях Нью-Йорка и на постоянной основе в ООН, активно посещают американские школы. Главной причиной этого является желание родителей создать наиболее благоприятные условия для овладения детьми английским языком. При записи в школы требуются справка из генконсульства России о том, что ребенок проживает на территории Нью- Йорка, и справка из школы, где ребенок учился до этого.
Следует отметить, что российских детей в нью-йоркские школы берут с большим желанием, так как они значительно превосходят по уровню интеллекта и учебной подготовке не только детей – выходцев из латиноамериканских стран, но также детей – коренных американцев. Практика показывает, что школьники, даже те, кто весьма посредственно учились в российской школе, находятся в числе лучших учащихся американских школ, естественно, если они владеют английским языком в достаточном объеме. Особо учителями американских школ отмечается уровень знаний российских детей по математике. Справедливости ради надо сказать еще и о том, что и родители наших детей заслуживают в глазах администрации американских школ самой большой похвалы, так как проявляют постоянный интерес к процессу обучения своих детей и в состоянии оказать им полноценную помощь в учебе.
Вместе с тем учителя, работающие в российской школе при постоянном представительстве России при ООН, отмечают слабый уровень подготовки общеучебной и по отдельным предметам у детей, которые послеобучения в американской школе возвращаются в нашу школу. Российские учителя отмечают, что эти школьники после нескольких лет обучения в нью-йоркских школах не только имеют низкий уровень знаний и абсолютно сформированные навыки по таким предметам, как математика, физика или химия, но и не владеют самыми необходимыми общеучебными умениями и навыками. К таким умениям и навыкам прежде всего следует отнести письмо и чтение, без которых, как известно, процесс успешного обучения практически невозможен. Учителям российской школы приходится хороню потрудиться, чтобы ликвидировать указанные пробелы. Эти выводы сделаны на основе наблюдений преподавателей российской школы, а также бесед автора с учениками, которые обручались в разное время в американских школах.
Американские же учителя отмечают достаточно высокий уровень подготовленности наших учеников, приходящих к ним учиться. Приведем один из фактов, подтверждающих высокий уровень российского ШКОЛЬНОГО образования. За период пребывания автора в Нью-Йорке все шесть выпускников российской школы при представительстве России при ООН, поступавших в различные колледжи Нью-Йорка, были приняты и на сегодняшний день успешно там обучаются. Причем трое из них учатся в престижных и дорогих учебных учреждениях на бесплатной основе, так как попали в первую сотню выпускников, набравших наибольшее количество баллов при написании тестов (аналог ЕГЭ). По существующему на сегодняшний день в США положению первые сто лучших выпускников имеют право обучаться в любом высшем учебном заведении США на бесплатной основе их проживания в Нью-Йорке, хотя школы находятся в частично муниципальном подчинении. Такой подход к выбору школ приводит к появлению проблемы, которая заключается в том, что некоторые школы оказываются переполненными, а в других для полного укомплектования классов детей не хватает. Учителя, работающие в «хороших» школах, сильно перегружены. Материально их работа никак не поощряется. Это вызывает у преподавателей таких школ справедливое недовольство, происходят и трудно разрешаются различные производственные конфликты. Со стороны родителей учеников неоднократно предпринимались попытки способствовать тому, чтобы зарплата преподавателя школы напрямую зависела от качества знаний, получаемых учащимися, но все они не увенчались успехом.
Причина заключается в следующем: указанное предложение не находит поддержки у основной массы учителей, которые активно этому сопротивляются, справедливо считая, что, прежде чем вводить такое положение, необходимо тщательно разработать критерии, позволяющие объективно оценивать работу преподавателей. Таких критериев на сегодняшний день нет. Зарплата преподавателя государственной школы Нью-Йорка зависит только от стажа его работы в школе.
Количество учеников в классах государственных учебных заведений сопоставимо с количеством учеников в московских школах: от 20 до 30. Интересен принцип комплектования классов: каждый учебный год ученики «перетасовываются», т.е. ежегодно ребенок учится в новом коллективе с новыми товарищами. Американские психологи считают, что при таком подходе у ребенка легче формируются навыки общения с различными людьми, с наименьшими потерями отсеиваются негативные связи, возникающие в детском коллективе, устраняются нежелательные контакты, плохо влияющие на формирование личности. Предполагается, что в дальнейшем такой подход поможет ученику комфортно себя чувствовать как в знакомом, так и в незнакомом обществе, легко устанавливать дружеские связи. Большое внимание уделяется процессу формирования коллектива класса. Достигается это, прежде всего, организацией совместных игр, различных соревновании и состязаний. Формирование комфортного климата в школе осуществляется с помощью службы психологов. Разбор каждой конфликтной ситуации проводится очень тщательно, с всесторонним анализом действий всех конфликтующих сторон. Каждый из участников конфликта обязан подробнейшим образом описать свои действия, при этом поступки и учителей, и учеников рассматриваются с равных позиций, оценка их действий осуществляется непредвзято. В американской школе нельзя унижать и оскорблять ни ученика, ни преподавателя.
Для учеников в государственных школ США предусмотрена система наказаний: от побуждения школьника к признанию своей вины и покаянию до отчисления его из школы на несколько недель, а если это не помогает, то и насовсем. Кроме того, провинившихся учеников привлекают к тому, что мы называем общественно-полезным трудом, например к проведению уборки школьной столовой.
Учебный год и американской школе делится, как и в России, на четыре периода. Каждый из периодом не заканчивается, как у нас, каникулами: сроки наступления каникул никак не связаны с окончаниями периодов обучения. Это каникулы рождественские, летние (самые продолжительные), а также каникулы в феврале и апреле. По окончании любого из учебных периодов подводятся итоги успеваемости каждого школьника по всем изучаемым предметам и выводится средний балл. Успехи американских учащихся оцениваются по десятибалльной системе. В зависимости от количества набранных баллов определяется положение ребенка в классе и школе. (Промежуточные итоги подводятся также по окончании каждого месяца.) О своих успехах каждый ученик информируется строго индивидуально. Он получает листок, на котором все подробно расписано, причем этот листок кладется на нарту обратной стороной вверх, чтобы никто из других детей не мог видеть результаты учебы ребенка. Даже время, когда раздаются эти листки, выбирается таким образом, чтобы после получения листка результатов у детей практически не оставалось времени для общения с одноклассниками: дети получают свои «табели» непосредственно перед выходом из школы.
Очень тщательно ведется учет посещаемости занятий каждым учеником, причем этим занимаются не классные руководители, как в нашей школе, а специальная служба, созданная в каждой американской школе. Если ребенок не появляется в школе и указанная служба не имеет никаких официальных сведений о причинах его отсутствия, тут же ее представители связываются с родителями и информируют их об этом. В зависимости от складывающихся обстоятельств предпринимаются определенные действия. Такой подход позволяет иметь полную информацию о месте пребывания ребенка в течение учебного времени. Школьник практически постоянно находится под присмотром взрослых. Родители обладают исчерпывающей информацией о всех мероприятиях, которые проводятся школой, и степени занятости в них их ребенка. Всесторонне поощряется участие родителей в школьныхмероприятиях.
В США существует закон, запрещающий продажу спиртных напитков, включая пиво, лицам моложе двадцати одного года. Важно, что ни одному продавцу не придет в голову нарушить данный закон: если он это сделает, наказание неизбежно.
За все время пребывания в Нью-Йорке автор ни разу не видела ни одного подростка, который бы распивал какие-нибудь спиртные напитки, даже пиво, а вот подростков, которые занимались спортом, участвовали в различных забегах, играли в баскетбол, волейбол и т.д., видела постоянно. В Нью-Йорке очень много мест, где подростки могут заниматься спортом. Площадки открыты до позднего вечера, хорошо освещены, и практически везде жители города пользуются ими бесплатно.
В американских школах основные силы тратятся не на слабоуспевающих учеников, а на тех, кто хорошо учится и, что немаловажно, хочет учиться. Существует целая система поощрений для таких школьников и их родителей, направленная на то, чтобы создать наиболее комфортные условия для поступления таких детей в наиболее престижные учебные заведения. Так, в дни школьных каникул детям, которые хорошо учатся, предлагается бесплатно посещать специальные подготовительные курсы, готовящие их к поступлению в колледж. Или: лучшим ученикам школ было предложено написать сочинение на определенные темы; ученики, получившие за свои работы наибольшее количество баллов, были награждены персональными компьютерами с бесплатным выходом в Интернет. Получение таких призов должно было, по замыслу организаторов данной акции, стимулировать стремление школьников к повышению качества знании Вручение наград проходило очень торжественно; на церемонию школьники были приглашены вместе с родителями.
Администрация школ особо поощряет занятия учеников тем, что в наших школах раньше называлось «общественной работой». Ученики нью-йоркских школ должны принимать участие в организации и проведении тех или иных общественных школьных мероприятий, оказывать помощь гражданам пенсионного возраста, в том числе в домах престарелых, убирать и благоустраивать городскую территорию, парки, работать в публичных библиотеках и выполнять множество других полезных для общества дел. За участие в таких мероприятиях ученик получает определённое количество баллов, которые постепенно накапливаются. В дальнейшем эти баллы учитываются при поступлении молодого человека в тот или иной колледж и при получении им различных субсидий на оплату своего образования. Такой подход в той или иной степени стимулирует общественную деятельность учащихся, которые настроены на получение хорошего образования и престижной работы. Американские власти и общественность заинтересованы в том, чтобы таких молодых людей было как можно больше.
Общие методические подходы к построению процесса обучения в американских школах напоминают таковые в российской школе. У американцев та же поурочная система, количество учебных часов ежедневно и в течение недели сопоставимо с количеством учебных часов в нашей школе. В государственных школах Нью-Йорка школьники учатся пять дней в неделю, с 8.20 до 15.00. Продолжительность урока практически такая же, как у нас (43 минуты). Набор учебных предметов повторяет российский, их изучение проходит с использованием учебников, которые, как правило, прекрасно изданы в учебных книгах много дополнительного познавательного материала, на первый взгляд не связанного с изучаемым предметом.На наш взгляд, это практикуется для того, чтобы сделать для детей общение с учебником максимально привлекательным. В учебниках много различных материалов и заданий, которые непосредственно отражают взаимодействие школьника с окружающей действительностью и призваны помочь ему адаптироваться в ней.
Большое внимание уделяется формированию у детей практических навыков, которые должны им пригодиться в дальнейшей самостоятельной жизни. Например, школьникам предлагается усвоить алгоритм для составления налоговой декларации; у них формируются умения выписывать чеки для оплаты коммунальных услуг, рассчитывать семейный бюджет. Интересна методика проведения занятий по предмету, который у нас называют ОБЖ. Объяснение нового материала начинается с разбора какой-нибудь конкретной жизненной ситуации, в которую может попасть каждый ученик: заблудиться в лесу, провалиться в яму, застрять в лифте, стать объектом нападения человека или животного. При разборе ситуации учителем и учащимися осуществляется оценка действий каждого конкретною участника событий, делается общий вывод, укалывается, что было сделано правильно, а что неправильно. В заключение вырабатывается алгоритм действий, которым должен воспользоваться ребенок, если в дальнейшей своей жизни он вдруг попадет в одну из аналогичных ситуаций. Затем детям предлагаются различные тесты и задания, при выполнении которых у них формируются практические умения и навыки, помогающие им проявлять адекватную реакцию в соответствующих случаях.
Объем домашних заданий достаточно велик. Письменные задания в основном выполняются в тетрадях на печатной основе. Это приводит к тому, что у детей не вырабатывается устойчивого навыка письма. Ученики американских школ пишут, как правило, печатными буквами.
Техническое оснащение учебного процесса достаточно высокое. Активно используется различные видеоматериалы. В классах школ стоят по одному-два компьютера, но они решают скорее информационную задачу, нежели обучающую.
Наибольшее количество учебного времени уделяется изучению таких предметов, как английский язык и математика (например, в VI классе - 8 часов в неделю). Много учебного времени уделяется физической подготовке (4-5 часов в неделю).
Проводится очень много учебных занятий на свежем воздухе. Неоднократно мы видели, как целые классы во главе с учителем приходят в парки. Уроки проводятся также в музеях города, в которых созданы самые благоприятные условия для таких занятий.
В субботние дни школы работают по особому графику. Детям предлагаются бесплатные занятия в различных секциях по интересам и наклонностям.
Особое внимание в организации процесса обучения в американских школах уделяется вопросам безопасности. В каждой школе есть группа охранников (секьюрити) в обязанности которых входит очень многое. Они должны, например, не только следить за тем чтобы на территорию школы проникли посторонние, не были пронесены оружие и наркотики, но также и контролировать поведение учащихся на переменах. Детей младших классов развозят по домам на специально оборудован оборудованных автобусах или их забирают родители). Школьные секьюрити следят за тем, чтобы все дети тем или иным путем покинули территорию школы Интересен такой факт: по утрам когда детей доставляют вшколы, на перекрестках в районах школ стоят специальные люди, чаще женщины, которые обеспечивают беспрепятственный переход детей через дорогу, но при том, что практически каждый перекресток в Нью-Йорке оборудован светофором.
В государственных школах Нью-Йорка учащиеся бесплатно обеспечиваются учебными материалами, включая учебники. Питание, проезд на школьных автобусах для детей младших классов также являются бесплатными. Учащимся старших классов выдают специальные проездные билеты. Власти Нью-Йорка много внимания уделяют улучшению качества школьного образования в городе, выделяя на это значительные финансовые средства. Это косвенно подтверждают те избирательные кампании, которые проводятся в городе, в частности, последняя кампания по выборам мэра Нью Йорка. Пи один кандидат не может рассчитывать на победу в выборах, если не будет в своей программе уделять внимание проблемам школьного образования.
|
|