Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии


Мы изучали не отдельные проявления речи афазиков и алаликов, а общие закономерности нарушения или недоразвития языковых систем. Это исследование представляет опыт сравнительного изучения особенностей функционирования языковых систем при афазии и алалии в системе и границах родного языка, испытуемых. Задачами его было: IУ выделение типов речевого расстройства при афазии и алалии и классификация их, т.е. лингвистическая классификация форм афазии и алалии; 2) определение принципов построения дифференцированной методики педагогической работы с афазиками и алаликами.
В результате исследования были установлены некоторые общие закономерности нарушения и недоразвития языковых систем, а также некоторые общие закономерности проявления афазии и алалии в целом.
I. В проявлении афазии были выделены не только речевые, но и неречевые расстройства, что согласуется с данными ряда исследователей (Ананьев Б. Г., Лурия А. Р. и др.). Неречевые расстройства могут быть простыми (слуховая агнозия, артикуляторная апраксия) и сложными агностико-апрактическими. Например, при некоторых формах афазии и алалии наблюдается агностико-апра ктическое расстройство, проявляющееся в затруднениях при дифференциации по пространственным и временным соотношениям на основании оценки конкретной наглядной ситуации.
2. В общем комплексе проявлений афазии и алалии всегда выделяется одно ведущее расстройство, которым определяются все остальные проявления и без определения которого невозможна компенсация... При афазии в качестве ведущих могут выступать простые и сложные неречевые и различные речевые расстройства. ... Не было обнаружено алалии с ведущим нарушением морфологического анализа. Изучение ведущих расстройств показало следующее: простые неречевые расстройства, а также речевые расстройства, проявляющиеся в нарушении фонематического или морфологического анализа, всегда бывают связаны с избирательной неполноценностью речедвигательного или слухового анализатора. При артикуляторной апраксии и слуховой агнозии нарушается относительно элементарная деятельность этих анализаторов. Нарушение фонематического или морфологического анализа вызывается избирательной неполноценностью высшего слухового или проприоцептивного анализа и синтеза. Были выделены две формы ведущего расстройства функции фонематического анализа. При одной на первый план выступает неполно- ценность слуховой, при другой — проприоцептивной компоненты этой сложной функции. Агностико-апрактические расстройства связаны с нарушением нормальной работы двух анализаторов — двигательного и зрительного. В одних случаях на первый план выступает неполноценность зрительного, в других — двигательного анализатора. Ведущие расстройства общих речевых функций не бывают связаны с избирательным нарушением аналитико-синтетической деятельности какого-нибудь одного анализатора. Однако при формах афазии и алалии с таким ведущим расстройством бывает затруднено установление межанализаторных связей.
З. Ведущим расстройством определяется и вся картина афазии и алалии в целом, и особенности нарушения или недоразвития языковых систем.
При ведущем расстройстве, связанном с избирательной неполноценностью речедвигательного анализатора, афазия и алалия проявляются как моторные; при ведущем расстройстве, связанном с избирательной неполноценностью слухового анализатора, — как сенсорные. При афазии и алалии с ведущим агностико-апрактическим расстройством грубо нарушается и осмысление речи окружающих, и самостоятельная речь. Афазия и алалия, связанные с ведущим нарушением общих речевых функций проявляются как амнестические.
Было установлено, что в зависимости от характера ведущего расстройства нарушение языковых систем может быть первичным и вторичным, избирательным или неизбирательным, равномерным или неравномерным. Формы первичного и вторичного нарушения языковых систем были выделены на основании противопоставления по следующим признакам. Первичное нарушение языковых систем определяется избирательным расстройством аналитико-синтетической деятельности речедвигательного или слухового анализатора. Формы вторичного нарушения языковых систем не бывают связаны с избирательной неполноценностью аналитико-синтетической деятельности указанных двух анализаторов. При первичном нарушении языковых систем проявление неполноценности их и проявление ведущего расстройства определяются нарушением одной и той же функции одного и того же анализатора, поэтому их невозможно или трудно раз граничить. Например, при афазии и алалии с ведущим расстройством фонематического анализа бывает избирательно нарушена или недоразвита фонематическая система. Неполноценность ее проявляется главным образом в затруднениях при фонематическом анализе слов. В данном случае проявление ведущего расстройства и проявление неполноценности избирательно нарушенной языковой системы неразделимы. При вторичном нарушении языковых систем проявление неполноценности их и проявление ведущего расстройства определяются нарушением различных функций анализаторов и могуг быть четко разграничены. Например, вторичное нарушение и недоразвитие языковых систем наблюдается при формах афазии и алалии с ведущим расстройством дифференциации и обобщения по пространственным и временным соотношениям. С таким ведущим неречевым расстройством связано отражающее его нарушение словесных и грамматических понятий. Указанное неречевое ведущее расстройство определяется избирательным нарушением двигательного анализатора. Нарушением грамматических и словесных понятий вызывается вторичное расстройство нормального функционирования языковых систем, проявляющееся в затруднениях при фонематическом и морфологическом анализе и синтезе. Фонематический и морфологический анализ — функция слухового и речедвигательного анализатора, которые в данном случае нарушаются вторично. Из сказанного видно, что при описанной форме афазии и алалии проявление ведущего расстройства и проявление вторичного нарушения языковых систем определяются нарушением функций различных анализаторов и могут быть четко разграничены.
При избирательном нарушении или недоразвитии языковых систем одна или одни языковые системы нарушаются тяжело, другие относительно легко. При равномерном нарушении языковых систем тяжело нарушаются все формы языкового анализа, при неравномерном — только некоторые.
4. Нормальное функционирование языковых систем проявляется в текущем языковом анализе и синтезе и в следовой речевой деятельности. т.е. в вызывании представлений о структурах слов и предложений. При афазии и алалии всегда нарушаются обе указанные формы речевой деятельности. Поэтому при всех формах афазии и алалии неполноценность языковых систем проявляется и в нарушении языкового анализа и синтеза, и в амнестических расстройствах (затруднениях при вызывании представлений о структурах слов и предложения). Однако было установлено, что при одних формах афазии и алалии на первый план наступает нарушение языкового анализа и синтеза, при других — амнестические расстройства. Таким образом были выделены два типа нарушения нормального функционирования языковых систем. Было установлено, что двум типам нарушения языковыхсистем соответствуют два типа нарушения деятельности анализаторов. При формах афазии и алалии, связанных с избирательным нарушением аналитико-синтетической деятельности одного какого-нибудь анализатора, неполноценность языковых систем проявляется главным образом в нарушении языкового анализа и синтеза. При формах афазии и алалии, не связанных с нарушением аналитико-сиктетической деятельности одного какого-нибудь анализатора, неполноценность языковых систем проявляется главным образом в амнестических расстройствах. Выше было сказано, что при формах афазии и алалии второй группы наблюдаются избирательно выраженные затруднения при установлении межанализаторных связей. Значит, избирательному нарушению следовой речевой деятельности соответствует такое особое расстройство деятельности анализаторов, которое приводит к ослаблению межанализаторных связей. Физиологические механизмы этого расстройства еще не определены.
При классификации мы учитывали ведущее расстройство, особенности нарушения или недоразвития языковых систем, общий характер проявления афазии и алалии в целом. Все изученные нами формы афазии были разбиты на три группы: первая — формы привычного нарушения или недоразвития языковых систем, вторая — вторичного нарушения или недоразвития языковых систем, связанная с ведущим агностико-апрактическим расстройством, третья — связанная с ведущим нарушением общих речевых функций.



 


Лингвистическая классификация форм афазии


Большинство форм афазии первой группы проявляются в избирательном равномерном нарушении или фонематической системы, или морфологической системы словообразования. В качестве ведущего расстройства выступают артикуляторная апраксия, слуховая агнозия, нарушение фонематического или морфологического анализа. Афазии второй группы проявляются в неравномерном нарушении словесных и грамматических понятий и в неравномерном же нарушении всех языковых систем. Речевое расстройство определяется ведущим неречевым и отражает его. Все формы афазии первой и второй групп вызываются избирательным нарушением аналитико-синтетической деятельности одного какого-нибудь анализатора. При этом неполноценность языковых систем проявляется главным образом в нарушении текущего языкового анализа и синтеза.
При афазиях третьей группы на первый план выступает не нарушение аналитико-синтетической деятельности одного какого-нибудь анализатора, а затруднения при установлении межанализаторных связей. В проявлении афазии на первый план выступают не нарушения языкового анализа и синтеза, а амнестические расстройства. Эти две особенности являются наиболее характерными, отличающими формы афазии третьей группы от форм афазии двух первых групп. При афазиях третьей, как и при афазиях первой группы языковые системы нарушаются избирательно и равномерно.
Внутри каждой из выделенных групп предусматривается дальнейшее подразделение. При классификации форм афазии первой группы было учтено общепринятое положение, согласно которому выделяются моторная и сенсорная афазия. Соответственно были выделены три формы первичного нарушения языковых систем при моторной афазии и три формы первичного нарушения языковых систем при сенсорной афазии.
При моторной афазии первичное избирательное нарушение фонематической системы проявляются в нарушении произношения, затруднениях при фонематическом анализе и слуховой дифференциации произносительно близких фонем, при сенсорной афазии — в затруднениях при слуховой дифференциации речи, фонематическом анализе и произносительной дифференциации акустически близких фонем. Если избирательное нарушение этой системы связано с ведущим расстройством характера артикуляторной апраксии или слуховой агнозии, на первый план выступает нарушение произношения или слуховой дифференциации звуков речи. В одном случае афазия преодолевается путем упражнений в фонематическом анализе слов и в произношении, в другом — путем упражнений в фонематическом анализе и слуховой дифференциации. Если избирательное нарушение фонематической системы связано с ведущим собственно речевым расстройством, на первый план выступает нарушение фонематического анализа и синтеза. Афазия преодолевается путем упражнений в фонематическом анализе, работа над восстановлением произношения или слуховой дифференциации не нужна.
Избирательное первичное нарушение морфологической системы словообразования наблюдается только при одной из форм моторной афазии первой группы и проявляется в затруднениях при осмыслении и самостоятельном использовании словообразующих суффиксов и приставок. Афазия преодолевается путем упражнений в морфологическом анализе слов и словообразовании по аналогии.
Афазии второй группы дифференцируются по характеру ведущего агностико-апрактического расстройства. Были выделены две формы афазии этой группы. При одной, связанной с избирательным нарушением двигательного анализатора, ведущее расстройство проявляется в избирательном нарушении дифференциации и обобщения по пространственным и временным соотношениям, а в речевом расстройстве на первый план выступает нарушение грамматических понятий. При второй форме афазии второй группы, связанной с избирательным нарушением зрительного анализатора, ведущее расстройство проявляется в избирательном нарушении дифференциации и обобщения по форме, величине и количеству, а в речевом расстройстве на первый план выступает нарушение словесных понятий. В одном и другом случае нарушается функционирование всех языковых систем, но по-разному. Например, при первой форме афазии второй группы неполноценность морфологической системы слово- образования проявляется главным образом в нарушении глаголь- ного префиксального словообразования, при второй — главным образом в нарушении именного суффиксального. При первой форме система грамматического словоизменения нарушается больше, чем система словообразования, при второй — наоборот. Афазия компенсируется путем работы над преодолением ведущего неречевого расстройства, в результате чего начинается спонтанное восстановление функционирования языковых систем. В одном случае приходится опираться на зрительный анализ и синтез, в другом — на проприоцептивный.
...Внутри третьей группы выделяются две формы вторичного нарушения языковых систем. При одной ведущее расстройство проявляется в нарушении повторения, при другой — в нарушении функции использования звуков речи при смысловой дифференциации. В одном и другом случае афазия компенсируется путем одновременной работы над восстановлением языковых систем и над восстановлением или оживлением представлений о предметах и о соотношениях между ними.
Встречаются затруднения при установлении дифференциального диагноза между выделенными нами формами афазии третьей группы и некоторыми сходными с ними формами афазии первой и второй группы. Так, тяжело выраженная афазия с ведущим нарушением функции использования звуков речи при смысловой дифференциации (сенсорная амнестическая афазия) проявляется в затруднениях при осмыслении слов и может быть принята за сенсорную афазию первой группы. При сенсорной амнестической афазии наблюдается агностико-апрактическое расстройство. Это расстройство напоминает агностико-апрактическое нарушение, выступающее в качестве ведущего при моторной синтаксической афазии (афазии первой формы второй группы). Поэтому относительно легко выраженную сенсорную амнестическую афазию можно принять за моторную синтаксическую. Моторная амнестическая афазия третьей группы может быть принята за моторную афазию первой между перечисленными формами афазии существует большое принципиальное различие. Так, при сенсорной амнестической афазии на первый план выступает нарушение смыслоразличительной функции фонем — звуки речи перестают использоваться как условные речевые сигналы. При данной форме афазии это расстройство не бывает связано с нарушением элементарного или высшего слухового анализа и синтеза (слуховая дифференциация и фонематический анализ слов восстанавливаются легко) При формах сенсорной афазии первой группы на первый план выступает нарушение элементарного или высшего слухового анализа и синтеза, с чем бывает связано вторичное нарушение смыслоразличительной функции фонем. При сенсорной амнестической и при моторной синтаксической афазии наблюдается тяжелый импрессивный и экспрессивный аграмматизм. В первом случае это расстройство бывает связано с ведущим нарушением смыслоразличительной функции фонем: грамматические признаки перестают использоваться в качестве смыслоразличительных единиц. Во втором случае аграмматизм вызывается и определяется ведущим неречевым агностико-апрактическим расстройством. Таким образом, при указанных формах афазии системы образования и использования грамматических форм нарушаются на разных уровнях их функционирования.
Сопоставление моторной амнестической афазии, проявляющейся в избирательном нарушении фонематической системы с формами избирательного нарушения этой системы при моторной афазии первой группы показывает следующее: при формах моторной афазии первой группы неполноценность фонематической системы проявляется главным образом в нарушении элементарного или высшего проприоцептивного анализа и синтеза и в элементарных двигательных расстройствах. При моторной амнестической афазии неполноценность фонематической системы проявляется главным образом в затруднениях при вызывании представлений о фонематических структурах слов. . ..Данное нарушение не бывает связано с избирательной неполноценностью речедвигательного анализатора при амнестической моторной афазии элементарный и высший проприоцептивный анализ нарушается вторично в момент установления контактов между слуховым и речедвигательным анализаторами. Поэтому при моторной амнестической афазии особенно тяжело нарушается повторение, т.е. такая форма речевой деятельности, при которой

на первый план выступает необходимость установления контактов между слуховым и речедвигательным анализаторами.
Лингвистическая классификация форм алалии также близка к лингвистической классификации форм афазии. Так, по характеру недоразвития речи все изученные формы алалии разделяются на три группы: первая с первичным недоразвитием языковых систем, вторая — СВторичным недоразвитием их при ведущем агностико-апрактическом расстройстве, третья — с вторичным недоразвитием языковых систем при ведущем нарушении общих языковых функций. Внутри каждой группы предусматривается дальнейшее подразделение. Классификация форм алалии второй и третьей групп полностью соответствует классификации форм афазии второй и третьей групп. Между классификациями форм алалии и афазии первой группы есть различие: не была обнаружена форма алалии, Соответствующая форме афазии с избирательным нарушением морфологической системы словообразования.
Проявления афазии и алалии меняются в зависимости от степени Выраженности (тяжести речевого расстройства, уровня его компенсации). Поэтому при лингвистической классификации приходится объединять в одной форме разные клинические картины. Этого заставляет обратить особое внимание на выделение ведущего расстройства. В одной форме объединяются такие клинические картины, все проявления которых определяются одним и тем же ведущим расстройством. Например, тяжелая сенсорная амнестическая афазия проявляется в затруднениях при осмыслении Услышанных слов. По мере того, как под влиянием логопедических занятий понимание речи начинает Восстанавливаться, на первый план выступают сперва затруднения при вызывании слов, затем стойкий импрессивный и экспрессивный аграмматизм. Все эти проявления объясняются одним и тем же ведущим расстройством — нарушением функции использования звуков речи при смысловой дифференциации.
В результате лингвистической классификации были выделены параллельные формы афазии и алалии, в проявлении которых наблюдается не только сходство, но и различие.
Было выявлено различие в проявлении элементарных двигательных расстройств (ведущих и неведущих), наблюдающихся при формах моторной алалии и афазии первой группы: при алалии эти двигательные расстройства бывают менее дифференцированными, чем при афазии. Например, расстройство характера двигательной персеверации при алалии проявляется в затруднениях при переключении не только от одной артикуляторной установки к другой, но и от одного ручного движения к другому. В результате этого при моторной алалии первой группы с ведущим расстройством фонематического анализа часто наблюдаются вторичная рисуночная и графическая персеверация, что приводит к затруднениям при обучении письму, рисованию, письменному счету.
При формах афазии и алалии с ведущим расстройством характера слуховой агнозии наблюдается неустойчивость слуховых порогов. Однако при алалии этот симптом выражен значительно больше, чем при афазии. Неустойчивость слуховых порогов при сенсорной алалии часто бывает выражена очень резко. Поэтому ребенка-алалика можно принять за тугоухого. дифференциальный диагноз по основному дефекту между сенсорной афазией и тугоухостью устанавливается обычно легко.
Особого внимания заслуживают расхождения в проявлении сенсорной амнестической алалии и афазии. Как было сказано выше, при сенсорной амнестической афазии наблюдается относительно легко выраженное агностико-апрактическое расстройство, проявляющееся в затруднениях при вызывании представлений о предметах и о соотношениях между ними. При амнестической сенсорной алалии выраженного агностико-апрактического расстройства обычно не наблюдается. Это расхождение, очевидно, объясняется историей формирования указанных представлений: у афазиков они формировались в процессе опосредования речью. У детей, страдающих сенсорной амнестической алалией, представления о предметах и о соотношениях между ними формировались, как у глухонемых, без опосредования речью. Отсюда может быть сделан дальнейший вывод о том, что при сенсорной амнестической афазии агностико-апрактическое расстройство является вторичным следствием речевого.
Сопоставление форм синтаксической моторной афазии и алалии, с одной стороны, и формы сенсорной амнестической афазии и алалии, с другой, показало, что нужно различать два уровня формирования обобщений, составляющих содержание грамматических понятий — наглядной и собственно речевой: в про- явлении синтаксической моторной афазии и алалии на первый план выступает агностико-апрактическое расстройство — грамматические понятия не формируются, потому что тяжело нарушены дифференциация и обобщение по наглядным признакам. При сенсорной амнестической афазии и алалии затруднено отвлечение от конкретной ситуации и обобщение посредством речевых обозначений.
Сопоставление разработанной нами классификации форм афазии и алалии с топическими классификациями их показывает, что между этими классификациями существует соответствие... Так, выделение по лингвистической классификации формы моторной и сенсорной афазии и алалии могут быть сопоставлены с выделенными по топическим классификациям формами моторной и сенсорной афазии и алалии. Это сопоставление показывает, что лингвистическая классификация форм моторной и сенсорной афазии и алалии является более дифференцированной по сравнению с их топической классификацией. Например, акустической афазии А. Р. Лурия в лингвистической классификации соответствуют три формы сенсорной афазии первой группы. Выделение по лингвистической классификации афазии второй и третьей групп следует сопоставлять с клиническими описаниями форм — проводниковой, амнестической, семантической и оптической афазии. Однако между клинической и лингвистической классификациями перечисленных форм афазии существуют сложные перекрещивающиеся соотношения. Например, выделенная нами сенсорная амнестическая афазия соответствует одной из двух форм амнестической афазии, Выделенных Гольдштейном. Однако большинство исследователей (Голан и другие) — термином амнестическая афазия обозначают такую клиническую картину, которая должна быть увязана с легко выраженной оптической афазией. В клинической картине семантической афазии (Хэд, Лурия) слиты две выделенные нами формы афазии — сенсорная амнестическая и моторная синтаксическая.
Методика логопедической работы с афатиками и алаликами была построена на основе их лингвистической классификации. Кроме того, были учтены общие закономерности проявления афазии и алалии, выявленные путем их сравнительного анализа.
1. Многие исследователи афазии (Гращенков Н. И., Лурия А. Р., Членов А. Г. и др.) указывали на то, что не все проявления этого расстройства связаны с повреждением мозговой ткани, некоторые из них вызываются наблюдающимся при афазии функциональным торможением. Было также установлено, что при афазии наблюдаются патологические взаимодействия между анализаторами. Эти положения были подтверждены и в результате нашего исследования. Кроме того, нами было выявлено, что при формах афазии и алалии первой и второй групп наблюдается особое взаимодействие между избирательно нарушенными и другими, функционально с ними связанными анализаторами. Это взаимодействие мы обозначили условно термином сопряженное возбуждение и торможение. Как при афазии, так и при алалии проявление сопряженного возбуждения и торможения определяется формой афазии и функциональными соотношениями между анализаторами. Тормозные влияния возникают при воздействии на избирательно нарушенный анализатор, возбуждающи

— при воздействии на функционально с ним связанные анализаторы. Например, при моторной афазии и алалии первой группы тормозные воздействия возникают при воздействии на речедвигательный анализатор, возбуждающие — при воздействии на слуховой. При моторной синтаксической афазии и алалии тормозные влияния возникают при воздействии на двигательный анализатор, возбуждающие — при воздействии на зрительный анализатор. При формах афазии и алалии первой группы (с первичным нарушением языковых систем) проявление сопряженного возбуждения и торможения определяется также историей индивидуального формирования языковых систем, прежде всего фонематической. В формировании этой последней системы до обучения грамоте принимают участие два анализатора (слуховой и речедвигательный), с начала обучения грамоте — три (речедвигательный, слуховой и зрительный). Этим объясняется то, что при формах афазии первой группы .сопряженное торможение и возбуждение наблюдается в пределах трех упомянутых анализаторов, при формах алалии первой группы в пределах двух. При формах афазии и алалии третьей группы наблюдаются особые закономерности проявления сопряженного торможения и возбуждения: торможение возникает при попытках установить нарушенные межанализаторные связи. Торможение ослабляется в результате возбуждения аналитико-синтетической деятельности внутри разобщенных анализаторов.
2. Выделены следующие общие принципы построения педагогической работы с афатиками и алаликами: а) работа строится по принципу использования обходного пути. Применение этого принципа определяется закономерностями сопряженного торможения и возбуждения). б) Основной задачей логопедической работы с афатиками и алаликами является восстановление стереотипов речевой деятельности, отражающих закономерности построения языковых систем. Опыт показал, что эти стереотипы сохранены у афатиков в стертом виде и могут быть восстановлены, в) Согласно общепринятой точке зрения (Гращенков, Лурия, Бейн и др.) восстановление речи у афатиков осуществляется в результате перестройки функции методом воспитания и автоматизации новых речевых навыков. Особенностью нашей методики восстановительной терапии является то, что мы работаем не над воспитанием новых навыков, а над восстановлением функции методом активации сохранных ее компонентов. Мы считаем, что не следует длительно упражнять больного на одних и тех же образцах. Нужно использовать во время занятий как можно большё примеров одного и того же типа. Таким путем оживляются речевые стереотипы и функция восстанавливается в целом.

Этот метод мы назвали методом растормаживания’. г) При работе над воспитанием речи у алаликов языковые системы и общие стереотипы их функционирования формируются заново методом систематической работы над воспитанием новых навыков. д) При работе над формированием или оживлением стереотипов речевой деятельности учитываются закономерности их нормального функционирования, формирования в детстве, особенности нарушения или недоразвития.
Педагогическая работа дифференцируется прежде всего по группам афазии и алалии. При афазии первой и третьей групп проводится систематическая работа над восстановлением языковых систем методом растормаживания, при алалии методом воспитания навыков. При формах афазии второй группы специальная работа над восстановлением языковых систем не нужна, при алалии нужна, но становится возможной только после преодоления ведущего расстройства. . ..дальнейшая дифференциация логопедической работы определяется ведущим расстройством.

Орфинская В. К Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии. Л., 1960.

А. Р. Лурия






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2025 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.