Обратная связь
|
Лингвистический анализ речи больных с афазией 1. Для каждой из исследованных нами форм афазии характер.. но особое распределение слов по частям речи. 1. у больных с акустико-мнестической афазией отмечается уменьшение доли существительных при резком росте роли наречий, местоимений вводных слов и частиц и при отсутствии изменений доли глагола (Некоторое увеличение доли глагола наблюдалось лишь у одной больной) 2. у больных, страдающим эфферентной моторной афазией,наблюдается обратная картина гиперупотребление имен существительных и снижение Доли наречий, местоимений и предлогов. С ослаблением тяжести нарушения появляется тенденция к повышению доли глаголов и частиц, доля вводных слов не увеличена, это отличает эфферентную моторную афазию от других исследованных нами форм. 3. для больных с динамической афазией Характерно повышение доли вводных слов (и нередко частиц), а также повышение доли глаголов (Повышение доли глаголов неСуществе0 только у больных со значительной компенсацией) Доля наречий у больных этой группы в отличие от больных с акустико-мнестической афазией или не увеличена, или даже снижена, 11. Выделенные, нами при нейропсихологическом исследовании Варианты динамической афазии обнаруживают разные типы распределения слов по частям речи. 1. у больного динамической афазией с нарушением грамматического структурирования имеется существенo уменьшение доли предлогов и местоимений которое отсутствует у больных с нарушением внутреннегo программирования 2. У больного, с нарушением внутреннего программирования высказывания встречаемость частей речи резко меняется в зависимости от степени нарушения программирования. а) При нарушении программирования как развернуть целых, так и отдельных высказываний у больных наблюдается повышение доли существительных и уменьшение доли наречий, что вызывается трудностями развертывания фразы у данных больных; б) у больны с нарушением программирования только развернутых сообщений отмечается уменьшение доли существительных и увеличение доли местоимений 3. у больных, с нарушением как внутреннего программирования, так и грамматического структурирования можно обнаружить смешёние перечисленных выше признаков, характерных для различных вариантов динамической афазии. Теперь... попытаемся дать нейропсихологическую интерпретацию лингвостатических данных. Мы начнем с анализа двух диаметрально противоположных отклонений от нормы, т.е. с анализа особенностей распределения слов по частям речи у больных с эфферентной афазией и акустико-мнестической афазией. Для больных, страдающих акустико-мнестнческо афазией, характерно понижение доли существительных и увеличение доли наречий, местоимений, частиц и вводных слов. Чем вызваныэти отклонения? Как известно, при акустико - мнестической афазии нарушается номинативная функция речи, тогда как предикативная сторона речи в основном сохранена. Это означает, что больной может построить грамматически правильное высказывание, т. е. он может предсказать появление слов одного класса после слов другого класса, но выбор слов внутри нужного класса у него нарушен. У такого больного аграмматичные фразы , «женщина пошел, понимаешь» или мне допустили приходить могут быть результатом вербальных парафазий, т. е. замен слов: мужчина — женщина, разрешили — допустили и т. п. Нарушение операции выбора слов должно быть максимально выражено при поиске слов внутри наиболее многочисленного и наиболее дифференцированного класса. Именно таким классом является класс имен существительных, и именно в употреблении слов этого класса более всего затрудняются больные с акустико-мнестической афазией. Таким образом, отмеченные нами отклонения в распределении слов по частям речи при акустико-мнестической афазии могут быть объяснены нарушением номинативной функции при сохранности предикативной, или, в иных терминах, нарушением операции выбора слов при сохранности операций комбинировании. Рассмотрим далее, как объясняются отклонения в распределении слов по частям речи у больных с эфферентной моторной афазией. Эта форма афазии .. характеризуется нарушениями операции комбинирования на двух уровнях, а именно: распадом кинетической организации речевого акта, приводящим к трудностям актуализации слова, и распадом грамматического структурирования. ... В наиболее грубых случаях мы наблюдаем гиперупотребление одной части речи — имени существительного — при резком снижении или полном отсутствии долей остальных частей речи. При менее тяжелой картине нарушения, когда больной начинает строить простейшие фразы, отмечается повышение доли не только имени существительного, но и глагола, употребление же всех остальных частей речи, особенно предлогов и местоимений, остается сниженным.
Каждому из выделенных нами вариантов динамической афазии соответствует особое распределение слов по частям речи и особое распределение падежных форм существительных.
Для II варианта характерно повышение доли вводных слов и частиц, отчетливое уменьшение доли местоимений и предлогов, некоторая тенденция к увеличению доли глагола. Кроме того, речи больных этого варианта свойственно наличие отклонений в распределении падежных форм и наличие замен в употреблении падежей. Эти отличительные черты II варианта (за исключением гиперупотребления вводных слов и частиц) близки особенностям, отмечаемым у больных с эфферентной афазией. Общее для этих форм афазии понижение доли служебных слов, а также изменения в употреблении падежей могут быть объяснены нарушением грамматического структурирования. Повышение доли одной или двух ведущих частей речи — имен существительных и глаголов — также вызывается этим механизмом: при максимально грубом аграмматизме в речи из информативных слов имеются только существительные; при появлении структур S — Р отмечается гиперупотребление и существительных и глаголов; при меньшей выраженности аграмматизма... из-за сокращенности фраз наблюдается увеличение доли глагола (каждое четвертое слово — глагол); при дальнейшем уменьшении аграмматизма... доли существительных и глаголов приближаются к норме. ...Увеличение доли глаголов у больных описываемых групп не противоречит устоявшемуся мнению о наличии у них «глагольной слабости«: уменьшение фразы до 2—3 слов даже при нередком пропуске глагола ведет к общему повышению роли глаголов. Однако глагольная слабость заключается не в трудностях номинации действия, а в нарушении синтаксических функций русского глагола как организатора целостности предложения, структурной оформленности. В связи с этим, может быть, было бы точнее говорить не о «глагольной», а о «структурной» слабости. Анализ особенностей распределения слов у больных с динамической афазией 1 варианта показывает, что отклонения в распределении различны в зависимости от степени нарушения внутреннего программирования. У больных с нарушением программирования как развернутых, так и отдельных высказываний.., распределение слов близко к распределению слов у больных динамической афазией с нарушением грамматического структурирования в тяжелой степени. Эта близостьвызвана тем, что у больных обеих вышеназванных групп нарушается структура фразы, что вызывает повышение доли существительных и глаголов и понижение доли наречий. Кроме того, у них имеется один и тот же способ компенсации — замена содержательных высказываний, которые нужно каждый раз строить заново, стереотипными автоматизированными речениями. Отсюда общая особенность — повышение доли вводных слов. Однако... имеются и расхождения: у больных с нарушением программирования, в отличие от больных с нарушением грамматического структурирования, нет снижения долей местоимений и предлогов, что связано с отсутствием аграмматизма при афазии этого типа. Что касается больных с нарушением программирования только развернутых высказываний, то у них построение фразы не страдает, хотя имеется тенденция к сокращению длины фразы. В связи с этим у таких больных нет повышения доли существительного и уменьшения доли наречий, отмечаемых у больных с нарушением программирования отдельных высказываний. В то же время при достаточной выраженности тенденции к сокращению длины фразы у больных наблюдается увеличение доли глаголов.., доли вводных слов, которое объясняется тем же стремлением к компенсации своего дефекта. .Обнаруженное нами при нейропсихологическом исследовании различие в механизмах 1 и II вариантов динамической афазии, а именно — нарушение внутреннего программирования высказываний при 1 варианте и нарушение грамматического структурирования при II варианте, позволило объяснить уменьшение доли местоимений и предлогов, характерное для II варианта и отсутствующее у 1 варианта динамической афазии. Кроме того, проведенное нами сравнение лингвостатических характеристик речи больных с динамической афазией II варианта и с эфферентной моторной афазией позволило еще раз показать, что эти формы речевой патологии имеют общее дефектное звено — нарушение грамматического структурирования, но различаются отсутствием моторных (кинетических) трудностей у больных с динамической афазией. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М’, 1975.
Ж М. Глозман
К вопросу о структуре экспрессивного аграмматизма при разных формах афазии
Аграмматизм — нарушение грамматической структуры речи — является одним из распространенных видов нарушения речевой деятельности при афазии.
Впервые этот термин мы встречаем в работе А. Куссмауля (1876), который считал аграмматизм особой формой афазии, определяемой как «потеря способности правильно образовывать слова в грамматическом отношении и синтаксически правильно соединять их во фразы«. А. Куссмауль связывал эти типы нарушений с амнестическими дефектами речи, когда все усилия говорящего направлены на поиски слова, и он не может составить фразу. П. Мари (1903), Г. Пауль (1909) описывали аграмматизм при афазии Брока как нарушения средств выражения разного уровня. В 1913 г. появилась монография А. Пика, полностью посвященная проблеме аграмматизмов. Развивая идеи Джексона, Пик различает этап замысла и этап лингвистического оформления фразы в соответствии с определенной схемой языка, которую можно представить в виде сети, в ячейки которой вставляются слова. Трудности нахождения слов приводят, по мнению Пика, к «телеграфному стилю«, однако аграмматизм может быть связан и с расстройством употребления грамматических категорий, которое Пик, основываясь на теории Джексона, объясняет нарушением контроля за словесной продукцией при поражении тормозных центров, располагаемых им на уровне височной области. К. Клейст (1916) охватывал термином «аграматизм только дефекты построения фразы при моторной афазии, когда «упрощается структура фразы вплоть до «телеграфного стиля: исчезают артикли, связки и флексии, глаголы употребляются в инфинитиве, а необходимые для понимания элементы располагаются серийно, без грамматической связи... Нарушения грамматики речи при височных формах афазии К. Клейст называл «параграмматизмами», считая, что при этом «структура фразы сохраняется, но нарушается выбор грамматических средств и оборотов, происходит их контаминация, наблюдается неправильный порядок слов, неправильно употребляются флексии, связки, конструкции становятся неясными». Советские исследования в этой области характеризуются прежде всего дифференцированным подходом к изучению аграмматизмов на основе четкой квалификации структуры дефектов и их природы. В работах А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, Т. Н. Рябовой, Э. С. Бейн, М. К. Шохор -Троцкой и других описываются характерные симптомы аграмматизма (незаконченность и неполнота структуры предложений, нарушения порядка слов, согласования и управления, трудности формо- и словообразования и т.д.) как при передних, так и при задних формах афазии. Работы эти широко известны. Отметим только, что все они основываются преимущественно на специальных экспериментальных исследованиях речи больных (пробы на составление фраз по данной модели, на вставление служебных и знаменательных слов, пробы на формо- и словообразование, на перевод одной грамматической формы в другую и т. д.). Арсенал методов, разработанных в советской и зарубежной нейропсихологии, очень велик и дает, без сомнения, богатейший материал. Однако для более достоверных выводов о структуре аграмматизмов при разных формах афазии необходим также, как указывали многие исследователи, развернутый и последовательный анализ спонтанной речи больных с афазией... Анализ литературных данных показывает, что 1) симптомы аграмматизмов наблюдаются различными авторами практически при всех формах афазии; 2) тем не менее большинство авторов разграничивают аграмматизмы при моторной и сенсорной афазиях (аграмматизм и параграмматизм, аграмматизм и диссинтаксия и т.д.), хотя и отмечают при этих формах сходные симптомы аграмматизмов. Нами было предпринято нейролингвистическое исследование экспрессивного аграмматизма в спонтанной речи 25 больных с афазией, даже беглое сравнение... текстов убеждает в том, что наиболее грубый распад грамматического оформления высказывания происходит при моторной афазии, однако и при других формах афазии, несмотря на внешнюю развернутость высказываний, выявляются отчетливые дефекты грамматической структуры речи. Остановимся теперь на анализе структуры нарушений, и прежде всего на характере дефектов схемы предложения. У многих больных с афазией, особенно у больных с моторной афазией, речь характеризовалась общей фрагментарностью и неоформленностью синтаксических конструкций. Отсутствовали необходимые члены конструкции — субъект: Эти вражеские бомбили нас тогда (сем.аф.) или произошло со мной 17-го октября (ак.-мн.аф.); предикат: Утром больницу (мот. аф). А потом вот еще снова на автобус в другой госпиталь, еще поближе к Москве (сем.аф.); объект . Это собака ласкает (мот.аф.), но говорил очень... (ак.-мн.аф.). Неполнота фразы компенсировалась избыточностью несентенциональных высказываний: междометий, вводных слов, вставных конструкций: Летом, летом, ну вот, июнь и август, вот такое, ну здесь вот, ну вот, ну море’ (мот.аф.); .Или, допустим, или даже, видимо, он рассказал’ (ак.-мн.аф.). Избыточность вставочных конструкций затрудняет восприятие смысла этих фраз.
Кроме отсутствия или избыточности главных членов предложения у больных афазией были ошибки в употреблении таких обязательных членов синтаксической конструкции, как предлоги, местоимения и союзы Эти ошибки могли быть трех видов: отсутствие, замена или избыточность данного члена. Оказалось, что тип ошибки при употреблении местоимений был связан с формой афазии. Если для моторной и акустико-мнестической афазии относительно более характерны были пропуски местоимений (Ученик плохой отметкой вернулся домой, и ласково встречает собака’), то при семантической, наоборот, относительно чаще наблюдалась их избыточность: Пришел со школы мальчик, который очень он такой хмурый... При моторной афазии также иногда наблюдалась избыточность местоимений в условиях поиска нужной формы местоимения: Потешается над собакой, что он... он, нет, потешается над собакой, что... что они, нет, что она, да она ласкается с братом. Для задних форм афазии характерны были также замены местоимений в косвенной речи: Мать хочет поговорить с ним или спросить, почему ты опять получил двойку (ак.-мн. аф.)... Кроме ошибок по типу неполноты или избыточности членов грамматической конструкции структура фразы нарушалась при афазии в результате нарушения линейного расположения слов... Порядок слов нарушался при всех формах афазии, но особенно отчетливо — при семантической афазии. При моторной афазии типичной ошибкой было отнесение глагола на конец предложения: .На этой картинке мальчик нарисован, а также ненормированная постпозиция определяющего слова: Это — мальчик маленький’, Профессор... август семнадцатого’. Постпозиция определяющих слов была характерна и для семантической афазии: Бродят вот, иногда подходят, значит, медведи полярные. При акустико-мнестической афазии наблюдались случаи неправильного выбора места придаточного предложения: От того, где мы жили, города. Синдромологически можно вычленить для каждой афазии следующие основные типы аграмматизмов (в порядке убывающей выраженности для данной формы афазии). Моторная афазия: отсутствие предиката, избыточность остаточных конструкций, отсутствие объекта, отсутствие субъекта, пропуск предлогов, пропуск местоимений, пропуск союзов, нарушение порядка слов. Семантическая афазия: избыточность вставочных конструкций, избыточность объектов, отсутствие предиката, отсутствие объекта, нарушение порядка слов, избыточность местоимений, избыточность предиката, отсутствие субъекта. Акустико-мнестическая афазия: отсутствие предиката, отсутствие объекта, отсутствие субъекта, избыточность объектов, избыточность вставочных конструкций, отсутствие местоимений, нарушение порядка слов, избыточность предиката, избыточность союзов. Обратимся теперь к анализу второй группы ошибок — нарушения употребления грамматической формы слова. Системы именного и глагольного словоизменения (падежное склонение, изменения по родам и числам, видовременная система глагола) страдали в той или иной мере при всех формах афазии... Однако имелись и некоторые качественные и количественные различия. Так, у больных с моторной афазией чаще, чем у других, возникали ошибки в родовых окончаниях прилагательных: А мальчик, конечно, грустная. При семантической афазии больные затруднялись в родовых формах местоимений (Это другой братишка, это мать ее), а при акустико-мнестической афазии — в родовых окончаниях глаголов: Это была четверг. Та же закономерность наблюдалась и в системе изменений по числам: больные с моторной афазией чаще всего ошибались в числе существительных и прилагательных (Это мальчик маленький, не школьники, а малыши), с семантической афазией — в числе местоимений (.Такое короткие вот эти знаете березы), а больные с акустико-мнестической афазией затруднялись в выборе форм числа глаголов (Приедут к нам врача)... Анализ нарушений грамматического оформления высказывания при разных формах афазии показывает, что аграмматизмы возникали при всех исследованных формах афазии. Это позволяет предположить, что аграмматизм является общеафазическим симптомом.И это вполне понятно, если исходить из того, что речевая деятельность представляет сложный высокоинтегрированный процесс, в котором тесно взаимосвязаны все уровни речи: семантический, грамматический, артикуляторный. Грамматическое оформление высказывания является одним из главнейших этапов порождения речевого высказывания. Проблемы афазии и восстановительного обучения. Тексты / Под ред. Л. С. Цветковой, Ж М. Глозман. — М., 1983. — С. 101—115.
М. Критчли
Афазиология Афазиологическая терминология
Как специалисты по патологии речи и языка все мы используем термин «афазия, предложенный Труссо в 1864 г., или его последующую модификацию — дисфазия По моему мнению, следует отказаться от термина .афазия. в случаях недоразвития речи (в широком смысле этого слова) у ребенка. Мне бы хотелось защитить понятие афазиология, обозначающее учение о феноменах центральных расстройств речи (языка). Афазиолог — это специалист, изучающий расстройство речи в ее разнообразных аспектах. Афазиолог не занимается при этом патологией речевых органов. Клиникой таких расстройств процесса речи, как заикание, запинки, дислалия, врожденный бульбарный паралич и т.д., занимаются другие специалисты. При крайней степени тяжести афазии можно наблюдать вариант, при котором речь ограничена единственным словом (например, да или нет) или звуком, не имеющим смысла. Я называю такое состояние монофазией и таких больных монофазиками. Я бы предложил определить монофазию как крайнюю степень утраты экспрессивной речи (в широком смысле этого слова) вследствие локального поражения мозга, при котором больной не в состоянии издать ничего, кроме нескольких стереотипных выражений, вербальных или невербальных. Неврологи во всем мире используют много разных терминов для обозначения этого типа чрезвычайного ограничения вокализации. Собственный термин Джексона — периодически возвращающееся выражение . Реже прилагательное изменяется и говорят о периодически возвратном выражении. Многие афазиологии во Франции говорят о вербальной стереотипии или вербальном автоматизме. Некоторые русские невропатологи используют понятие «словесный эмбол», однако такая аналогия кажется очень натянутой. Использовались и другие выражения, такие, как осколки слов или речевые формулы. Они также не представляются удачными. Итак, мы, афазиологи, условно принимаем в настоящий момент термины «возвращающиеся выражения», «периодические выражения» и «вербальные стереотипы» как равнозначные. Мы наблюдаем иногда больных, поток речевого высказывания которых оказывается непонятным. В Англии в этих случаях говорят о жаргонофазии... Я беру на себя смелость... предложить термин «жаргонофазия», определяя его как форму речевого нарушения, характеризующуюся изобилием высказываний, большинство которых непонятно для служащего, хотя может быть и понятно для говорящего. У больных с медленно растущей опухолью мозга, афазия выявляется не сразу... Термин преафазия неудачен, поскольку это этимологический гибрид. Более приемлемым кажется термин латентная афазия, или инципиентная (инициальная) афазия«. Имея в виду больных, выздоравливающих после сосудистого заболевания мозга, сопровождавшегося нарушением речи, которое почти исчезло, мы можем использовать термин резидуальная афазия. «Расстройства восприятия в акустической сфере менее известны и реже встречаются. Старинный термин «словесная глухота«, при которой больной не способен понимать значение того, что он слышит, хотя он очень хорошо знает, что воспринимаемые им звуки относятся к речи, уступил место новому термину слуховая имперцепция. В некоторых случаях, однако слуховая имперцепция является частью более широкого дефекта узнавания и неречевых звуков (например, шуршания бумаги, звона колокольчика, тиканья часов). Для обозначения этого более грубого нарушения общепринят также малоудовлетворительный термин слуховая агнозия. Вместе с А. Р. Лурия мы считаем, что одна из основных трудностей, испытываемых больным с сенсорной афазией, состоит в различении между фонемами, сходными друг с другом (например, д и т, б и п и т.д.). Термин парафонемия может быть использован для того, чтобы указать такую неспособность улавливать различия между фонемами, сходными по своим акустическим качествам. Необходимо обсудить еще два термина, которые давно уже фигурируют в неврологической литературе, это аграмматизм и «телеграмматизм«. Аграмматизм, естественно, более характерен для тех больных с афазией, чей родной язык является значительно изменяемым по грамматическим формам. В этих случаях дефект влечет за собой заметные ошибки в применении префиксов и суффиксов. Аграмматизм... может быть определен как афазическое расстройство, которое нарушает скорее синтаксис, чем словарь. «Телеграмматизм — чисто описательное выражение, оно относится к типу афазической речи или афазического письма, в котором предлоги, артикли, восклицания опускаются, в то время как существительные, глаголы и прилагательные, которые обычно более конкретны по своей природе, более или менее сохраняются. В результате стиль устного и письменного выражения мыслей оказывается сжатым и отрывистым, напоминающим бедность языка, используемого при составлении телеграмм.
|
|