Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Значение нейролингвистического исследования актов речевого общения


Осуществление задачи речевой коммуникации, заключающейся в получении и передаче определенной смысловой информации, затруднено у больных с афферентной моторной афазией отчетливыми системнымирасстройствами устной и письменной речи.

Изучение системных расстройств в деятельности речевого общения обнаружило больных с тремя разными клиническими синдромами речевой недостаточности.
Первый синдром наблюдался у больных с первичным расстройством артикуляторного звена гностико-праксического уровня речевой функциональной системы (тип А). Его составляют следующие компоненты:
а) оральная и артикуляторная постцентрального характера апраксия;
б) нарушения моторной реализации собственного высказывания с .запинками и спотыканиями, литеральными парафазиями (реже вербальными), нечеткостью артикуляционных укладов и их сознательными активными поисками; при этом подсказ хорошо помогает нахождению артикуляторной структуры слова;
в) нарушения коммуникативных форм повторения и чтения вслух в той же форме и в той же степени, что и нарушения собственной речи.
Коммуникативные акты понимания речи окружающих и письма у этих больных практически сохранены.
Таким образом, системные расстройства речевой деятельности у больных с первичным расстройством типа А в виде артикуляторной постцентральной апраксии могут быть квалифицированы как синдром постцентральной апраксической дизартрии.
Избирательные нарушения только артикуляторного звена речевой функциональной системы этого типа наблюдаются чрезвычайно редко. В большинстве случаев они комбинируются с легкой недостаточностью и фонологического анализа. В связи с этим у больных имеются легкие нарушения коммуникативных актов понимания речи окружающих, письма и чтения. Это дает основание ошибочно квалифицировать весь синдром как афазию, а не как апраксическую дизартрию, осложненную лишь компонентами афазии.
Второй синдром речевой недостаточности наблюдался нами у больных с первичным расстройством фонологического звена языкового уровня речевой функциональной системы (тип В). Его составляют следующие проявления:
а) нарушения собственной речи, особенно в деятельности называния, с амнезиями слов и искажениями их фонологической структуры и вербальными (реже литеральными) парафазиями; подсказ помогает не всегда;
б) трудности понимания речи окружающих с амнезиями значений слышимых слов и отчуждением их смысла, особенно в задании показывания серий картинок по речевой инструкции;
при этом акустический гнозис речевых сигналов у больных сохранен, они свободно имитируют звуки речи:
в) нарушения повторной речи, выявляющиеся в меру недостаточности у больных собственной речи и понимания речи окружающих и приобретающие значительную выраженность в задании повторения серий слов. Здесь констатируются амнезии элементов серии, их перестановки, вербальные парафазии. Механическое имитационное повторение сохранено;
г) нарушения письма в виде недостаточности фонологических дифференцировок с попытками их компенсации путем использования навыков артикуляторного праксиса;
д) недостаточное понимание читаемого, особенно если чтение осуществляется про себя.
Этот синдром, безусловно, афазического порядка очень близок по ряду его проявлений в актах собственной и повторной речи к тому, что принято называть акустико-мнестической афазией (по А. Р. Лурия) или сенсорной транскортикальной афазией (по классической терминологии).
Наконец, системные расстройства у больных со сложным первичным расстройством артикуляторного звена гностико- праксического уровня речевой функциональной системы и фонологического звена языкового уровня той же системы (тип С) выглядели в речевых актах как самостоятельный третий синдром. Этот синдром характеризуют:
а) оральная и артикуляторная постцентральная апраксия;
б) нарушения собственной речи с замедленностью, запинками, многочисленными литературными и вербальными парафазиями, контаминациями, нечеткой артикуляций и постоянными активными поисками нужных артикуляционных движений. Подсказ иногда помогает больным;
в) менее заметные, но отчетливые нарушения понимания речи окружающих с амнезиями значений слов и отчуждением их смысла;
г) нарушения повторения (механического имитационного и смыслового) с наличием литеральных вербальных парафазий, контаминаций, поисков артикуляционных движений;
д) нарушения письма с распадом фонологической структуры слов, несмотря на их постоянное проговаривание вслух или про себя
е) нарушения чтения вслух и про себя с обилием литеральных парафазий, поисков артикуляционных движений, отчуждением смысла читаемого.
Этот синдром, соответствующий привычной картине афферентной моторной афазии, наблюдался у обследованных больных чаще всего в параллель с наиболее частым у них комбинированным первичным расстройством речи.
Итак, можно заключить, что избирательное первичное расстройство типа А проявляется в актах речевого общения как апраксическая постцентральная дизартрия, избирательное первичное расстройство типа В — как афазический синдром, который может быть обозначен по обусловливающему его первичному расстройству — фонологической афазией.




Негативные и позитивные симптомы афазических синдромов


В истории учения об афазиях Jackson(1874—1884) первым обратил внимание на то, что не все клинически наблюдаемые проявления афазий являются симптомами распада функции, неврологическими симптомами выпадения... Кроме таких симптомов выпадения (негативных симптомов), в каждом случае афазии наблюдаются позитивные симптомы, показывающие, что у больного сохранено, на что он способен в попытках речевого общения.
Основные негативные симптомы:
1. Затруднение в выполнении единичных движений губами и языком по речевой инструкции или по подражанию.
2. Трудности различения артикуляционных укладов по отдельным категориям артикуляционных дифференциальных признаков.
3. Трудности различения значений слов по отдельным категориям фонологических дифференциальных признаков.
4. Затруднения; испытываемые больными в процессах собственной речи, понимания речи окружающих, повторения, чтения и письма с их замедленностью, литеральными и вербальными амнезиями, отчуждением смысла слов, пропусками букв на письме, невозможностью удержания в памяти ряда случайных слов.
Основные позитивные симптомы:
1 Ошибочное выполнение единичных движений губами и языком по речевой инструкции или по подражанию, поиски этих движений.
2. Литеральные замены звуков разного функционального уровня, поисковые артикуляционные движения.
3. Возможности речевого общения на речевом материале высокой избыточности и в избыточных ситуациях.
4. Наличие в процессах собственной речи, понимания речи окружающих, повторения, чтения и письма, кроме указанных выше литеральных парафазий — вербальных парафазий и парагнозий, контаминаций, разнообразных стереотипных выражений (не говорит; ой, девочки и пр.); автоматизированных словесных рядов, например, прямой числовой ряд; зрительно-графических и зрительно-моторных стереотипов (идеографическое письмо, угадывающее) чтение): движений ощупывания своих органов артикуляции и их разглядывание в зеркале; нарочитое прислушивание к своей речи; стремление записать на бумаге то, что нужно запомнить; попытки фиксировать движениями взора порядок предложенных для показывания по речевой инструкции картинок и пр.
.Если негативные симптомы афазического синдрома являются следствием очаговой недостаточности речевой функциональной системы, то позитивные симптомы представляют собой деятельность сохранных звеньев этой системы, а также других систем мозга в поведенческих актах речевого общения.
Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2025 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.