Обратная связь
|
ПРОЦЕСС ВЫРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ Как только организация определит свою цель, можно приступать к выстраиванию маркетинговой стратегии, которая поможет достичь этой цели. Мы можем рассматривать разработку маркетинговой стратегии в трех главных уровнях: создание базовой стратегии, создание конкурентного позиционирования компании и внедрение стратегии (рис. 2.3).
Создание эффективной маркетинговой стратегии начинается с подробной и творческой оценки как потенциальных возможностей компании, - ее сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, - так и возможностей и угроз, которые создает ее окружение. На основании такого анализа происходит выбор базовой стратегии компании, определяющей маркетинговые цели и укрупненные ориентиры для их достижения.
На следующем уровне происходит выбор рыночных целей (как клиентов, так и конкурентов). В то же время организация определяет отличительное преимущество, или конкурентное отличие, в обслуживании целевых клиентов лучше, чем это делают конкуренты. Установление целей и определение отличительного преимущества, вместе взятые, составляют конкурентное позиционирование организации и ее предложений.
На уровне определения стратегий должна быть создана маркетинговая организация, способная реализовать стратегию на практике. Структура маркетинговой организации может быть решающим фактором для успеха стратегии. Внедрение стратегии связано также с установлением сочетания продукции, цены, рекламно-пропагандистской деятельности и распределения, которые могут перенести позиционирование и сами продукты и услуги на целевой рынок. И, наконец, должны быть разработаны методы контроля для гарантии того, что внедрение стратегии проходит успешно. Контроль связан как с эффективностью введения стратегии в действие, так и с конечной результативностью этой стратегии. Теперь рассмотрим каждый из трех основных уровней стратегии подробнее.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОЙ СТРАТЕГИИ
Базовая стратегия - это и утверждение целей компании, и общие стратегии, которые она будет использовать для достижения этих целей. Для выработки базовой стратегии необходимо провести подробный анализ и имеющихся ресурсов, и рынка, на котором организация будет работать, ради достижения главной цели организации, или выполнения ее миссии.
Анализ ресурсов организации
Любая организация могла бы составить длинный список ресурсов, которые есть у нее в распоряжении. Однако не все они будут одинаково полезными для выработки маркетинговой стратегии. Точно так же любая организация, если, конечно, это честная организация, могла бы перечислить множество своих слабых мест, но не все они играют роковую роль. При определении базовой стратегии организации стремятся определить отличительные ресурсы (активы и возможности), которые помогают дать определение организации. С этих позиций легче очертить варианты выбора, которыми может воспользоваться организация, и установить, где она может использовать свои достоинства в полной мере, одновременно сведя к минимуму уязвимость слабых мест. Ключевые умения, или ключевые навыки, возможны при любом аспекте деятельности. Они могут идти от навыков рабочей силы в эффективной или экономичной сборке продукции, от навыков руководства в планировании маркетинга или финансовом планировании, или от навыков подразделения исследований и разработок в предложении новых идей, связанных с продукцией, или в создании новых продуктов на основе анализа клиентов. Однако с точки зрения маркетинговой стратегии важен вопрос: можно ли будет использовать их на рынке для создания высочайшей ценности для клиентов.
Отличительные умения компании могут заключаться в ее активах маркетинга - образе и присутствии на рынке, - или в сети распределения, или в послепродажном обслуживании. Решающим фактором в определении отличительного умения выступает то, что оно должно обладать возможностью использования на рынке. От отличительных технических навыков производства продукции будет мало пользы при отсутствии спроса на этот продукт. Отсюда следует, что важная роль управления маркетингом заключается в оценке потенциальных отличительных умений организации в свете их применимости на рынке.
Противовесом отличительным умениям, или применимым достоинствам, служат слабые стороны по отношению к конкурентам, Например, если у конкурентов есть более подходящий или защищенный источник сырья, или более лояльные клиенты, компания должна в полной мере осознавать свои недостатки и разрабатывать стратегии, позволяющие преодолеть или обойти их. Структурные слабые места, присущие операциям компании, которые порождает сам способ работы, устранить бывает сложно или даже невозможно. Необходимо разрабатывать стратегии, направленные на то, чтобы отвлечь конкурентов от этих факторов, сделать эти факторы менее значимыми для успеха конкурентов. Другие слабые места, после того как их обнаружат, гораздо проще устранить или даже превратить в достоинства, если использовать по-другому.
Достоинства и слабые стороны можно эффективно определить только путем систематической и комплексной оценки ресурсов компании и их использования по сравнению с конкурентами. В главе 6 более подробно рассматривается вопрос о том, как это можно сделать.
Анализ обслуживаемых рынков
Анализ рынков, на которых работает или хочет работать компания, должен послужить тому, что организация обратит внимание на возможности и угрозы, стоящие перед ней. Эти возможности и угрозы идут с двух основных направлений: от клиентов (нынешних и потенциальных) и конкурентов (тоже нынешних и потенциальных).
Большая часть рынков так или иначе сегментированы. Они состоят из разнородных клиентов, или клиентов с разными нуждами и желаниями, Вопрос "Как сегментирован рынок?" может послужить полезному пониманию потребностей клиентов и помочь сосредоточиться на конкретных рыночных целях.
В компьютерном бизнесе, например, сегментировать совокупный рынок можно по-разному. Простая сегментация по типу продукции делит рынок на большие машины (мейнфреймы), мини-компьютеры и персональные ЭВМ. Компания !ВМ давно удерживает доминирующее положение на рынке мейнфреймов. Признавая трудности борьбы с таким гигантом, составляющим прямую конкуренцию, конкуренты благоразумно сконцентрировали свои усилия на рынке мини-компьютеров, ориентированном на более мелких пользователей с различными требованиями, и установили доминирующее положение на этом рынке. Аналогично, на рынке, ПК компания Арр1е весьма успешно удерживала лидерство, пока не появились "IBM-совместимые машины", построенные на последующих поколениях микропроцессоров Intel и операционных систем Мicrosoft.
Сапоп - это тоже компьютерный рынок, но другого направления. Компания признала, что пользователям компьютеров нужны не собственно компьютеры. Им нужны также периферийные устройства, которые позволяли бы им использовать компьютер самым выгодным образом. Компания Сапоп заняла прочную нишу на рынке как поставщик цветных струйных принтеров, тогда как принтеры - это хлеб Hewlett-Packard.
Но даже внутри таких широких рынков, основанных на типах продуктов, существует более дробное деление. Тоshibа и Сотраq сосредоточивают свою деятельность на портативных дорожных компьютерах.
В 1990-е годы компании Segа, Nintendо и Sопу добились огромных успехов в развитии рынка компьютерных игр с помощью дешевых компьютеров и программных средств, формирующих привыкание. Компания Sопу, которая появилась на рынке позже других, сейчас лидирует со своими Р1аystations. В течение некоторого времени предсказывали упадок после слияния рынка компьютерных игр с рынком персональных компьютеров, обусловленный увеличением мощности, доступности и дешевизной ПК на основе процессоров Репtiит. Несмотря на прогнозы, рынок оказался на удивление устойчивым, и в марте 2002 года на нем появилась компания Microsoft, запустившая свое предложение Хbох.
После изучения сложившейся и потенциальной сегментации рынка следующим этапом в оценке альтернатив является поиск неиспользованных или использованных в недостаточной степени возможностей рынка. Например, на рынке продуктов питания в настоящее время происходят коренные перемены. Двумя самыми важными изменениями являются рост потребления пищевых полуфабрикатов быстрого приготовления и тенденция к потреблению здоровой пищи. Обе эти перемены открыли новые возможности перед теми компаниями, которые стремятся и могут использовать их для своего преимущества.
Ванден Берг (Van den Bergh), например, увидел потенциал бутербродного маргарина, который не приводит к вредному накапливанию холестерина. Его продукт Florа Рro-Activе и другие этого ряда от Вепесо1 представляют собой бутербродные составы, которые реально снижают уровень холестерина, в то время как другие "легкие масла" способствуют его накоплению.
Возможности открываются тогда, когда происходят радикальные перемены (как в случае с более осознанным отношением к своему здоровью и влиянием этого факта на привычки в еде) на рынке или когда конкурент оказывается неспособным обслуживать существующие потребности. Начальный успех компании Арр1е на рынке микрокомпьютеров был отчасти обусловлен тем, что компания 1ВМ поначалу решила не выходить на рынок, тогда как успех Сотраq и Dе11 строился на том, что 1ВМ не позаботилась об изменении каналов распределения. На рынках могут быть незанятые места, потому что компании не могут их занять (для этого у них нет необходимых навыков и умений), или потому что в силу каких-то соображений они решили не занимать их.
Абель (АЬе11, 1978) остановился на том, какую важную роль играет правильный выбор времени в распознавании возможностей и использование их с выгодой для себя. Его концепция стратегических окон обращает внимание на то, что существуют лишь короткие промежутки времени, в течение которых держится оптимальное соответствие между потребностями рынка и возможностями организации. Инвестиции должны быть рассчитаны по времени, чтобы совпадать с периодами, когда стратегические окна открыты; и, наоборот, следует подумать об изъятии капиталовложений, как только удачное соответствие нарушается. Большая доля успеха японских компаний на мировых рынках в последние два десятилетия двадцатого века объяснялась их способностью выбрать подходящее время для своего выхода на рынок, когда их умения и рыночные потребности приходили в гармоничное соответствие.
Важно не только рассматривать возможности, открывающиеся перед организацией, но и изучать угрозы, перед лицом которых она оказывается, Эти угрозы исходят из двух основных источников - изменений на рынке, которых не осознает компания или с которыми она не может идти в ногу, и деятельности конкурентов, которая ведется с расчетом изменить соотношение сил на рынке.
Изменяющийся мир требует от организации постоянного сбора сведений, чтобы всегда быть в курсе потребностей клиентов. На многих рынках не менее важно не отставать от технических разработок. Карманный калькулятор уничтожил рынок логарифмических линеек в начале 1970-х годов, а электронные часы стали причиной серьезных (хотя и временных) проблем для производителей швейцарских часов в середине 1970-х. Изменяются также и вкусы клиентов. Мода приходит и уходит (и часто не без влияния специалистов по маркетингу), но на рынках, где мода задает тон, очень важно не отставать от нее. В главе 7 можно более подробно ознакомиться с анализом клиентов.
Второй источник угрозы, перед лицом которой может стоять организация, это конкуренты. Ожесточение конкуренции как со стороны внутренних. так и международных конкурентов, - вот что происходит на большинстве рынков. По мере того как конкуренты становятся все изощреннее в поисках рыночных возможностей и разрабатывают программы маркетинга, компания сама должна совершенствовать свою маркетинговую деятельность. В Соединенном Королевстве многие отрасли не смогли или не имели возможности адекватно отреагировать на усиление международной конкуренции и поплатились за это. Показательно, например, что на высоко конкурентном рынке переносных компьютеров первые легкие компьютеры весом до 3 фунтов, - необходимые деловым пользователям, которые устали возить с собой тяжелые машины, - появились не в исполнении компаний, производивших в то время ПК, а в исполнении Sопу, компании, которая использовала основное свое умение - уменьшать размеры. В компаниях, где маркетинг развит сильнее, тщательный конкурентный анализ занимает практически столько же времени, сколько и оценка клиентов и самооценка. Значительные усилия направляются на установление преимуществ и недостатков конкурентов и их вероятных стратегий (см. главу 8).
|
|