Обратная связь
|
Программа мероприятий маркетинга Сочетание элементов маркетинга - продукции, цены, рекламно-пропаган-дистской деятельности и размещения - является средством, с помощью которого компания преобразует свою стратегию из утверждения о намерении в реальные действия на рынке. Каждый из элементов программы должен быть рассчитан таким образом, чтобы вместе приводить к необходимому позиционированию.
Если рассматривать вопрос в таком свете, становится очевидным, что решения по элементам, составляющим программу мероприятий, таким как ценообразование или рекламные кампании, нельзя рассматривать в отрыве от стратегии, которой придерживается компания. Позиционирование продукта или услуги как самых дорогих продуктов или услуг на конкурентном рынке, которое отличает предложения компании от предложений конкурентов по высокому качеству продукции, можно уничтожить, если назначить чересчур низкую цену. Аналогичным образом, чтобы компания могла добиться такого позиционирования, сам продукт должен обладать заявленным качеством, а развернутая рекламно-пропагандистская деятельность должна сообщать об этом качестве. Выбранные компанией каналы распределения и используемые или созданные ею физические системы размещения должны обеспечивать доставку продуктов или услуг целевым клиентам.
Если элементы, составляющие программу мероприятий маркетинга, не действуют в одном направлении, а противоречат друг другу, позиционирование будет запутанным и непонятным для клиентов.
Организация
От того, как будут организованы мероприятия маркетинга и работа подразделения маркетинга, будет зависеть успешность внедрения стратегии.
На элементарном уровне крайне важно, чтобы в наличии имелись необходимая рабочая сила и финансовые ресурсы. Но при наличии ресурсов их организация также может повлиять на способность эффективно внедрять стратегии. Традиционными формами организации, которые существуют в маркетинге, являются функциональное управление и управление по продуктам (брендам).
Прифункциональной организации подразделение маркетинга состоит из специалистов по различным видам маркетинговой деятельности, подотчетных координатору маркетинговой деятельности организации (менеджеру или директору). К обычным функциям подразделения относятся управление сбытом, рыночные исследования и разработка новых продуктов. Расширенным вариантом функциональной системы является географическая организация, при которой внутри каждого вида деятельности (как управление сбытом) менеджеры отвечают за конкретные географические рынки. Функциональные системы отличаются простотой структуры и стимулируют высокий уровень компетентности в каждом направлении деятельности. Часто именно такие системы на первом этапе создают компании, принявшие решение повысить статус маркетинговой деятельности в целом. Часто они применяются в случаях, когда количество и уровень сложности продуктов или услуг, предлагаемых компанией на рынке, ограничены.
Управление по продуктам (брендам), впервые введенное в 1927 году американской международной компанией Рrocter & GатЫе для своей проблемной марки мыла Сатау, возлагает ответственность за всю маркетинговую деятельность, связанную с конкретным продуктом, на одного менеджера, занимающегося разработкой, производством и сбытом продукта. Для диверсифицированных компаний с множеством различных продуктов система имеет огромное преимущество: под началом одного лица координируются все связанные между собой виды маркетинговой деятельности, а значит повышается вероятность того, что все они будут действовать заодно. В более крупных компаниях менеджеры по выпуску продукции могут в любой момент при необходимости обратиться к профессионалам-специалистам по направлениям деятельности.
Радикальные изменения в среде маркетинга, которые произошли за последнее время, заставили многие компании переосмыслить роль менеджера по выпуску продукции. Современные потребители сталкиваются с огромным количеством брендов, число которых день ото дня увеличивается, и сейчас они больше склоняются к стимулирующим сделкам, чем к брендам. В результате компании отказываются от рекламы своей продукции по всей стране в пользу ценообразования и рекламно-пропагандистской деятельности в точках продажи. Менеджеры по брендам традиционно сосредоточивали свою деятельность на долгосрочных стратегиях создания брендов, нацеленных на массового потребителя. Но реалии сегодняшнего рынка диктуют необходимость в более краткосрочных стратегиях создания продаж, рассчитанных на местные рынки.
Второй значительной силой, которая оказывает влияние на управление по брендам, выступает власть розничных торговцев. Более крупные, более влиятельные и лучше информированные розничные торговцы сейчас требуют и добиваются передачи им маркетинговой деятельности, направленной на создание спроса, в обмен на дефицитное место на их полках. Увеличение расходов на маркетинговые мероприятия, направленное на создание спроса на уровне торговых организаций, оставляет меньше свободных средств на рекламу по всей стране - главное средство маркетинга в распоряжении менеджера по брендам (Теinowits, 1988; Dewar and Schultz, 1989).
Чтобы справиться с этими переменами, Сатрbell Soups ввела должностьменеджера по продаже брендов. Эта должность объединяет в одном лице менеджера по выпуску продукции и менеджера по сбыту. В обязанности такого менеджера входит работа с брендами на местах, работа с торговой сферой и разработка стратегий развития брендов, более точно привязанных к местности, Менеджеры проводят больше времени в местах продажи, работая с продавцами, знакомясь с тем, что происходит в магазинах, и ближе узнавая клиентов.
Другие компании, такие как Со1gateе-Ра1тоlivе, Рrocter & GатЫе, Кraft апd Lever Brothers, приняли в своих компанияхуправление по категориям (Spethman, 1992). При такой системе менеджеры по брендам подотчетны менеджеру категории продукции, который несет полную ответственность за весь ассортимент близких изделий. Например, в компании Рrocter & GатЫе менеджер по бренду Оаы)п - жидкому моющему средству для посуды - подотчетен менеджеру, отвечающему за Dawп, Ivory, Joy и другие жидкие моющие средства для небольших загрязнений. Менеджер по жидким моющим средствам для небольших загрязнений, в свою очередь, подотчетен менеджеру, отвечающему за все виды фасованного мыла и моющих средств компании Рrocter & GатЫе, в том числе за моющие средства для посуды, жидкие и порошковые моющие средства для белья. В такой организации есть множество преимуществ. Во-первых, при планировании менеджеры по категориям смотрят гораздо шире, чем менеджеры по брендам. Не сосредоточиваясь на конкретных брендах, они планируют предложение компании, в целой категории, Во-вторых, она более точно соответствует процессам закупки розничных торговцев. Недавно розничные торговцы стали возлагать на своих индивидуальных покупателей ответственность за работу со всеми поставщиками конкретной категории продукции. Система управления по категориям лучше подходит для новой системы "покупок по категориям", введенной розничными торговцами.
Некоторые компании, в том числе Nabiscо, стали объединять управление по категориям сгруппами, занимающимися конкретным брендом, илигруппами, занимающимися конкретной категорией. Вместо того чтобы назначать нескольких менеджеров по брендам, Nаbiscо создала три группы, занимающиеся бисквитами: одна занималась сдобными бисквитами для взрослых, вторая - диетическими бисквитами и третья - бисквитами для детей, Руководимая менеджером по категориям, каждая группа, занимающаяся конкретной категорией, имеет в своем составе нескольких специалистов по маркетингу/ менеджеров по брендам, менеджера по планированию продаж и специалиста по маркетинговой информации, которые занимаются стратегией развития бренда, рекламой и стимулированием сбыта. В каждую группу входят также специалисты других подразделений компании: менеджер финансовой службы, специалист в области научных исследований и разработок и представители производства, проектирования и распределения. Таким образом, менеджеры по категориям выступают в роли малых предприятий, несущих полную ответственность за результаты работы с данной категорией продукции и располагающих полным комплектом персонала, который помогает им планировать и внедрять стратегии маркетинга для данной категории.
Для компаний, которые продают один ассортимент близких изделий на различных типах рынков с разными потребностями и предпочтениями, больше всего подойдеторганизация управления по рынкам.Многие компании организованы в соответствии с типами рынков. Организация управления по рынкам аналогична организации управления по продуктам. Менеджеры по рынкам отвечают за составление перспективных и годовых планов продаж и прибыли на своих рынках. Основное преимущество такой системы состоит в том, что компания организована в соответствии с потребностями конкретных групп клиентов.
В 1992 году Elida-Gibbs, отделение продуктов личной гигиены компании Unilever, ликвидировала должности менеджера по брендам и развитию продаж. У них было много прочных брендов, таких как Рears, Faberge Brut, Signal и Тimotei, но они стремились улучшить свои услуги, предоставляемые розничным торговцам, и уделить больше внимания развитию брендов. Для этого создали две новые должности: менеджера по развитию брендов и менеджера по развитию клиентов.Менеджеры по развитию клиентов работают в тесном сотрудничестве с клиентами; кроме того, они взяли на себя многие обязанности, которые раньше выполняли менеджеры по брендам. Таким образом, создается возможность для улучшения координации продаж, операционной деятельности и маркетинговых кампаний. Благодаря преобразованиям уменеджеров по развитию брендов остается больше времени для стратегического развития брендов и инноваций. Они имеют право соединять технические и управленческие ресурсы, чтобы воплощать проекты.
Реорганизация Elida-Gibbs выходит за рамки продаж и маркетинга. Главным в этом подходе является коллективная работа разных служб, и этот момент распространяется и на торговые залы. Компания уже испытывает на себе благотворное влияние проведенных перемен. Менеджеры по развитию клиентов добились увеличения количества правильно заполненных бланков с 72 до 90 процентов. А менеджеры по развитию брендов разработали Aquatonic (аэрозольный дезодорант) за шесть месяцев - менее чем за половину обычного времени.
Кроме того, больше внимания уделяется подходам организаций, построенным на основе ключевых процессов создания ценности и передачи ее клиентам, чем традиционным структурам и механизмам. Традиционные методы работы организаций часто рассматриваются как чересчур медлительные, невосприимчивые к изменениям и громоздкие, чтобы справиться с быстро меняющимися рынками, конкуренцией нового типа со стороны Интернет-компаний и стратегиями, построенными на союзах и партнерствах. Одним из таких подходов является, например,организация венчурного маркетинга (Aufreiter еt а1., 2000). Именно этот подход позволил Starbucks менее чем за год раскрутить на национальном уровне свой Frappucinо - идею линейного менеджера. В первый год обращения на рынке Frappucinо принес компании Starbucks 11 процентов от всех ее продаж в США. Если говорить о вопросе в общем плане, сейчас необходимо более эффективно интегрировать ресурсы компании вокруг процесса создания ценности, иногда не считаясь с традиционными структурами организации (Нulbert еt а1., 2003).
Какую бы структуру или организацию ни выбрала компания, ей понадобятся люди с навыками, необходимыми для выполнения разных маркетинговых задач. Имеются два источника кадровых ресурсов; персонал самой компании или специалисты, привлеченные со стороны. При выходе на новые рынки привлечение профессионалов со стороны может быть методом приобретения необходимой собственной компетентности, требующим наименьших затрат времени и сил. Навыки можно улучшать и развивать в ходе программ обучения, проводимого в компании или силами независимых организаций подготовки кадров.
Контроль
В ходе реализации маркетинговой стратегии важная роль отводится подразделению маркетинга (мониторинг и контроль деятельности).
Контроль работы можно осуществлять двумя основными способами:
по рыночной деятельности и по финансовой деятельности. Показатели рыночной деятельности, такие как продажи, доля рынка, отношения клиентов и их лояльность, а также их изменения с течением времени можно вновь соотнести с исходными целями проводимой стратегии. Но показатели результатов работы не должны включать те факторы, которые использовались при постановке целей, для гарантии того, что в стремлении к достижению этих целей организация не упустила из виду более важные последствия.
Результат финансовой деятельности определяется путем отслеживания отдачи от продукта по отношению к ресурсам, задействованным для получения этой отдачи. Во многих случаях маркетинговая и финансовая деятельность вступают в противоречие между собой. Если маркетинговые цели заключаются в долгосрочном доминировании на рынке, краткосрочная финансовая деятельность может пострадать. Если основанием для вознаграждения менеджеров (т.е. повышения в должности или увеличения оплаты) служат краткосрочные финансовые результаты, не исключено, что долгосрочные маркетинговые цели будут принесены в жертву краткосрочным прибылям. Сравнивая стратегии, проводимые на некоторых рынках Соединенного Королевства японскими компаниями и их британскими конкурентами, Дойль и др. (Dоу1е еt а1., 1986) обнаружил, что японцы более расположены строить рыночную деятельность с учетом отдаленной перспективы, чем многие британские фирмы, ориентированные на краткосрочные прибыли.
В последнее время внимание сосредоточивается на разработке "системы показателей маркетинга" как более подходящем способе увязки маркетинговой деятельности с финансовыми доходами организации (Аmbler, 2000). Эмблер приводит самые важные маркетинговые показатели, которыми пользуются компании:
• относительный уровень качества в восприятии клиентов;
• лояльность/удержание клиентов;
• общее количество клиентов;
• удовлетворение клиентов;
• относительная цена (доля рынка/объем);
• доля рынка (объем или стоимость);
• качество в восприятии клиентов/уважение;
• жалобы (степень недовольства);
• знакомство;
• распределение/наличие.
Эмблер говорит о том, что увязывание маркетинга с результатами деятельности организации требует, чтобы высшему руководству регулярно предоставляли сведения по этим показателям в сравнении с прогнозными цифрами и с результатами конкурентов; при этом необходимо выяснить и контролировать факторы, формирующие поведение покупателей.
И последним важным элементом во внедрении стратегии является планирование на случай непредвиденных ситуаций, то есть поиск ответа на вопрос: "Что мы будем делать, если..?" Планирование на случай непредвиденных ситуаций требует определенного прогнозирования реакции конкурентов на разработанные планы в случае их внедрения с последующей оценкой вероятных действий конкурентов. Прогнозирование ряда вероятных сценариев развития событий в будущем и составление планов действий в зависимости от того, какой из этих сценариев будет реализован, является планированием условных сценариев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В стратегическое планирование маркетинга входит определение базовой стратегии, создание конкурентного позиционирования компании и ее предложений и внедрение этой стратегии.
Сказанное выше в равной мере относится и к организации, работающей с одним продуктом, и к крупному конгломерату, в состав которого входит множество различных организаций. Однако для конгломерата задача планирования усложняется. Здесь требуется планирование портфеля, обеспечение такого сочетания организаций внутри корпорации, которое служило бы достижению общих корпоративных целей. Планирование портфеля рассматривается в главе 3.
Анализ портфеля
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ
Любая организация, занимающаяся различными видами деятельности,
должна искать способы, позволяющие оценить равновесие между направлениями бизнеса в ее портфеле и помогающие управлять распределением ресурсов между ними. За последние 30 лет, чтобы облегчить этот процесс, разработан целый ряд моделей планирования портфеля. Самой первой и самой элементарной моделью была матрица рост - удельный вес в обороте рынка, созданная Бостонской консалтинговой группой (Вoston Consulting Group). Более сложные модели были разработаны консультантами Артуром Д. Литтлом и МакКинси, а также коммерческими компаниями, такими как Shell и General Electronic. Тем не менее все эти модели преследуют ряд основных целей (Grant, 1995):
1. Разработка стратегий бизнеса и распределение ресурсов (как финансовых, так и административных). Путем оценки положения предприятия в отрасли, а также перспектив развития этой отрасли в течение среднего или длительного периода времени можно определить инвестиционные приоритеты отдельных направлений бизнеса. Те предприятия, которые занимают сильные позиции на привлекательных рынках, вероятно, окажутся самодостаточными в финансовом смысле. Но в то же время они потребуют внимательного руководства, гарантирующего постепенную реализацию ими своего потенциала. Как правило, можно выделить стратегии удержания и строительства. Слабые направления бизнеса на привлекательных рынках могут потребовать дополнительных инвестиций, направленных на укрепление положения в будущем. Продукты в секторах со снижающейся деловой активностью могут быть менее достойны выделения ресурсов, если только реверсивные стратегии не изменят направление рыночных тенденций на прямо противоположное. На сужающихся рынках продукты нередко существуют ради потоков наличных, что позволяет выделять ресурсы на те направления из портфеля, которые обладают большим потенциалом.
2. Анализ равновесия в портфеле. Анализ портфеля не только позволяет предложить стратегии развития отдельных видов бизнеса, но и способствует оценке общего баланса портфеля с точки зрения потоков наличных, будущих перспектив и рисков (рис. 3.2). Равновесие потоков наличных достигается, когда инвестиции в направления бизнеса, обладающие определенным потенциалом, обеспечены сегодняшними или прошлыми источниками существования. Степень, в которой поток наличных выбивается из равновесия, предполагает возможности для расширения или поглощения других предприятий (в середине 1990-х гг. сообщалось о том, что компания Microsoft, сидя на горе наличных примерно в 7 млрд долларов США. ищет прибыльные новые синергетические предприятия для инвестиций) или обусловливает необходимость получения капитала от внешних инвесторов (рис. 3.3 и 3.4). Важнейшим элементом планирования портфеля является его содействие оценке будущих перспектив организации в целом. Слишком сильная зависимость портфеля от устаревших продуктов может указывать на благополучие текущих потоков наличных, но если эти наличные не будут вложены в продукты завтрашнего дня, долгосрочное будущее компании окажется под вопросом. Слишком большой объем инвестиций в будущее без достаточно надежных потоков наличных в настоящем может быть признаком непомерно объемного портфеля, И, наконец, оценка рисков, связанных с отдельными направлениями бизнеса, дает фирме возможность распределить общий риск, благодаря чему не все ее предприятия будут излишне рискованными, а отдельные более смелые начинания будут уравновешены, возможно, хотя и не столь прибыльными, зато более предсказуемыми видами деятельности.
|
|