СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ Конкурентное позиционирование компании - это утверждение ее рыночных целей, то есть того, чем будет конкурировать компания, и отличительного преимущества, или того, как она будет конкурировать. Позиционирование вырабатывается для того, чтобы достичь целей, положенных в основу базовой стратегии. Для компании, цель которой состоит в получении доли рынка, а общий метод достижения этой цели - привлечение на свою сторону клиентов конкурирующих организаций, конкурентным позиционированием будет утверждение, как именно и в какой конкретно части рынка это произойдет.
Рыночные цели
В то время как при рассмотрении базовой стратегии нам понадобилось провести анализ клиентов и конкурентов для определения потенциальных возможностей и угроз, конкурентное позиционирование выбирает только те цели, которые больше всего подходят для использования достоинств и сведения к минимуму уязвимости компании, обусловленной ее слабостями.
При выборе рыночной цели следует учитывать ряд факторов. Их можно разделить на две категории: оценка привлекательности рынка и оценка текущих или потенциальных достоинств компании в обслуживании этого рынка (см. Robinson еt а1., 1978; Роrter, 1987).
Привлекательность рынка складывается из многочисленных факторов, во многих случаях несовместимых между собой. Однако при прочих равных условиях рынок, как правило, будет привлекательнее, если для него справедливо следующее:
Он большой.
Он развивается.
Широкие возможности для выхода на рынок.
Конкуренция и соперничество низкие.
На рынок трудно попасть, но легко выйти.
Рынок неуязвим.
Рынки, которые обладают всеми этими свойствами, существуют недолго, если они вообще есть. Они практически по определению обречены привлекать к себе многочисленных конкурентов, и поэтому со временем становятся менее привлекательными для других компаний, выходящих на него. Для мелких или средних компаний более привлекательными могут оказаться небольшие и/или статичные рынки, непривлекательные для более серьезных конкурентов. На рынках, куда трудно попасть из-за высоких барьеров (таких как патентованные технологии, высокая стоимость переманивания клиентов и т.п.), компания сможет лучше защитить свое положение от атак конкурентов (см. главу 14).
Все рынки в той или иной мере уязвимы к внешним факторам, неподвластным контролю, таким как общие экономические условия, постановления правительства или политические реформы. В то же время одни рынки являются более уязвимыми, другие - менее. Это особенно верно, когда речь идет о выборе одного из альтернативных международных рынков. В международном плане компании Соединенного Королевства пользуются одним из способов оценки уязвимости внешними политическими событиями - через Министерство торговли и отраслевой департамент обеспечения экспортного контроля. При министерстве действует официальная служба обеспечения экспортного контроля Соединенного Королевства, которая помогает организовать благоприятные финансовые условия и кредитное страхование. Система предусматривает бесплатные консультации по поводу рисков, связанных с выходом на конкретный рынок, а также страхование от неплатежей. За 2000 год система приняла в страховку организации, оцененные более чем в 4 млрд фунтов стерлингов.
Что касается внутренних рынков, то здесь для определения уязвимости компания должна взвесить возможности различных влиятельных групп. Прочность и потенциальная прочность компании в обслуживании конкретного рынка должны рассматриваться относительно потребностей клиентов и прочности конкурентов. При прочих равных условиях прочность компании на рынке в данный момент будет сильнее (по отношению к конкурентам), если для нее справедливо следующее:
Компании принадлежит большая доля рынка.
Она развивается быстрее, чем рынок.
У нее есть уникальные и высоко ценимые продукты или услуги.
У нее есть продукты, непревзойденные по качеству.
У нее лучше разница между себестоимостью и продажной ценой.
У нее есть активы маркетинга, которые можно использовать.
Она может добиться эффективности в производстве и маркетинге.
У нее есть защищенное первенство в технологии.
Как и при оценке привлекательности рынка, маловероятно, чтобы на каком-нибудь рынке нашлась компания со всеми перечисленными выше признаками. В любом случае руководству придется оценивать относительную значимость каждого аспекта, чтобы составить мнение о прочности в обслуживании данного рынка в целом (выбор целевого рынка более подробно рассматривается в главе 12).
Выбрав рыночную цель или цели на основе данных о привлекательности рынка и имеющейся на сегодняшний день или потенциальной прочности компании в обслуживании рынка, компания вырабатывает свое отличительное преимущество, или конкурентное отличие в обслуживании рынка.
Отличительное преимущество
Отличительное преимущество можно строить на любой из сильных сторон, составляющих прочность компании, или умений, выделяющих ее на фоне конкурентов. Компания, выбирая как она будет строить конкурентное преимущество, руководствуется следующими важнейшими факторами: в основу должна быть положена ценность для клиентов (например, более низкая цена, выше качество и лучше обслуживание); в нем должны использоваться навыки компании, которые конкурентам трудно будет перенять.
Портер (Роrter, 1980) утверждал, что конкурентное преимущество можно строить одним из двух (хотя может быть и больше) способов: на основе установления превосходства в области затрат или дифференциации (рис. 2.7).
Высокая
Низкая
Высокие Низкие
Относительные затраты
Рис. 2.7. Пути к конкурентному преимуществу
|