Обратная связь
|
Значение данного метода для маркетинговой стратегии Модель GЕ основана на использовании показателя рентабельности инвестиций в качестве критерия оценки инвестиционных возможностей, а не на применении критерия потоков наличных, используемого при составлении матрицы рост - удельный вес компании Воstоп Сonsulting Grоир. Направление бизнеса, помещенное в левую верхнюю часть матрицы, то есть характеризующееся высокой привлекательностью в целом, служит примером направления, представляющего собой благоприятную инвестиционную возможность: такое направление бизнеса отличается высоким показателем рентабельности инвестиций.
Модель GЕ имеет большое значение для маркетинговой стратегии. Специалист по анализу или планированию может воспользоваться ею для планирования в три этапа. Во-первых, данная модель может применяться для оценки текущих возможностей, имеющихся у предприятия в условиях существующей стратегии бизнеса, характера отрасли и конкурентной структуры. Во-вторых, можно провести анализ будущей ситуации на рынке и положения компании при условии отсутствия значительных изменений в стратегии. В-третьих, последний процесс можно повторять многократно, каждый раз изучая новые и альтернативные стратегические варианты. Повторяя процесс анализа, можно исходить из различных предпосылок относительно своих целей и инвестиций, вкладываемых в данное направление бизнеса.
Для окончательного выбора стратегии необходима оценка долгосрочных затрат и преимуществ, обусловленных предполагаемыми изменениями, а также изучение реакции конкурентов на любые стратегические перемены. Что касается изменения положения бизнеса, имеется, как правило, несколько основных стратегических вариантов:
1. Инвестиции с целью удержания или сохранения текущего положения бизнеса: инвестиций должно быть достаточно для того, чтобы справляться с изменениями на рынке. Этот вариант, скорее всего, оправдан в условиях рынка, привлекательность которого падает.
2. Инвестиции, направленные на улучшение положения бизнеса на рынке: такая стратегия требует инвестиций, достаточных для проникновения на рынок и, следовательно, укрепления бизнеса. Обычно такую стратегию предпринимают на раннем этапе развития или роста рынка.
3. Инвестиции с целью восстановления: это стратегия, связанная с большими объемами инвестиций, направленных на восстановление или возрождение бизнеса на развитом или сужающемся рынке.
4. Избирательность: такая стратегия направлена на укрепление положения в тех сегментах, где преимущества проникновения или восстановления по своей значимости превосходят затраты, например, превращение "трудных детей" в "звезд" или перевод их в разряд "любимчиков".
5. Низкие инвестиции или "сбор урожая" с данного направления бизнеса: этот вариант применяется в течение определенного периода времени. Обычно направление бизнеса получает избирательные инвестиции в течение короткого периода, а в итоге, при соответствующей цене, из него "выкачивают наличные". Эта стратегия может быть уместной для тех направлений бизнеса, которые занимают сильное положение на сужающихся рынках - например, "дойные коровы".
Существуют и другие стратегические варианты, такие как активное инвестирование с целью проникновения на новые рынки или уход с рынка или отказ от него, обусловленный полной нежизнеспособностью бизнеса.
Недостатки многофакторных подходов
Анализ привлекательности рынка - положения бизнеса сфокусирован на потенциальной прибыли на инвестированный капитал, извлекаемой из альтернативных стратегий бизнеса. В некотором отношении этот анализ можно применять в дополнение к традиционному анализу портфеля, который рассматривает значение потоков наличных для стратегии. Тем не менее данный метод обладает практическими недостатками.
Можно было бы принимать во внимание многие факторы, влияющие на две основные переменные. Эти факторы не обозначены специально, их выбирают менеджеры по своему усмотрению. Проблема состоит в том, все ли значимые факторы, оказывающие влияние, будут учтены специалистами по планированию. Весовые коэффициенты относительной значимости факторов также определяются субъективно, а не на основе какой-либо объективной процедуры. Субъективность может представлять собой проблему, особенно если люди, занимающиеся планированием, неопытны или неспособны принимать необходимые оценочные решения. Тем не менее здесь есть и другая сторона: именно субъективность данного подхода позволяет легче приспособиться к специфическим условиям, в которых находится отдельная фирма. В действительности, ценность такого метода в основном связана с дебатами и дискуссиями, неизбежными в процессе выявления и взвешивания значимых факторов.
Другим недостатком является то, что взаимосвязь между влиятельными факторами и общими показателями (привлекательность рынка и положение бизнеса) как таковыми пока не доказана. Например, руководство признает, что склонность компании к технологическим инновациям обеспечивает силу ее рыночного статуса, но форма и направление такой взаимосвязи не являются определенными и непросто поддаются количественному измерению. Опять же, основанные на имеющейся информации споры относительно характера и формы упомянутой взаимосвязи могут принести немалую пользу.
Несмотря на все недостатки и практические трудности, связанные с оценкой будущих изменений и выбором стратегических решений, позволяющих справиться с этими изменениями, данный метод позволяет сделать выводы, полезные для маркетинговой стратегии. Его недостатки можно в некоторой степени свести к минимуму, если руководство компании в процессе оценки будет опираться на обоснованные суждения (т.е. будет учитывать суждения, основанные на тщательном изучении информации о клиентах, рынках, конкурентах и так далее). Данную модель можно применять для создания качественной картины портфеля продуктов других компаний, что позволит добиться необходимого понимания рыночных позиций конкурентов и силы направлений их бизнеса.
ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ
Независимо от применяемой модели, процесс планирования портфеля состоит из четырех этапов: определение единицы анализа, анализ текущего положения каждой коммерческой единицы, изучение внутренних взаимосвязей между этими коммерческими единицами и, наконец, проектирование будущего портфеля, Для того чтобы проиллюстрировать процесс планирования портфеля, воспользуемся матрицей рост - удельный вес.
Определение единицы анализа
Определение единицы анализа в процессе планирования портфеля - это критический этап, зачастую неудовлетворительно выполняемый на практике. Матрица рост - удельный вес первоначально была предназначена для использования на уровне стратегических единиц бизнеса, обычно получающих определение дочерних подразделений, которые способны работать в качестве независимых, самостоятельных предприятий. Тем не менее в реальном мире границы редко бывают четко очерченными, и их определение может быть сопряжено с довольно сложными проблемами (см. Haspeslagh, 1982; Gluck, 1986).
Практикующие специалисты нередко применяют матрицу рост - удельный вес, чтобы изучать продукты, а не подразделения бизнеса, или чтобы получить графическое представление международных рынков. Такие способы применения не вполне соответствуют первоначальному предназначению матрицы, но ценность данного метода в качестве средства графического представления большого количества информации сохраняется, так что опасности здесь нет. если не забывать о присущих данному методу недостатках.
Если в качестве единицы анализа выбирают продукты, очень важно обратить внимание на то, чтобы рыночные доли и темпы роста были отражены именно для тех конкретных секторов рынка, в которых существуют данные продукты. На рынке "желтых жиров" (сливочного масла и маргарина), например, компания Van den Bergh располагает обширным ассортиментом продуктов, относящихся к различным сегментам рынка. Чтобы модель планирования портфеля на уровне продукта имела смысл, каждый продукт следует оценивать в зависимости от его доли в соответствующем сегменте и динамики развития этого сегмента, а не связывать один продукт с рынком в целом. Аналогичным образом, производители компьютеров должны оценивать рыночные доли и темпы роста в отдельных секторах своего рынка (настольные компьютеры, ноутбуки и т.д.), чтобы сделать полезные выводы.
|
|