Обратная связь
|
ФИНАНСОВАЯ ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ПОРТФЕЛЯ Правило среднего варианта, предложенное Марковицем (Markowitz, 1952), привело финансистов к разработке метода, значительно отличающегося от тех моделей, которые были описаны выше. Этот метод чаще всего считают способом, применяемым для изучения инвестиционного портфеля на Фондовой бирже, но также он оказался достаточно надежным для анализа на уровне компании.
Модель оценки основного капитала (Сарital Asset Pricing Model, САРМ) основана на применении теории Марковица о портфеле к решениям о распределении ресурсов. В центре внимания этой модели находится норма прибыли, которая должна быть получена от инвестиции при определенном уровне риска. Основополагающий принцип в графической форме изображен на рис. 3.10. Линейный график отражает взаимосвязь
Рис. 3.10. Модель оценки основного капитала
между риском инвестиции и соответствующей ей нормой прибыли. При нулевом риске ожидаемая норма прибыли является самой низкой и называется надежной (безрисковой). Эта ситуация сравнима с той, когда частное лицо, вкладывая деньги в строительное общество или на банковский депозитный счет, получает надежную, но небольшую прибыль. Более рискованной инвестицией было бы вложение средств в различные акции, находящиеся в обращении на рынке ценных бумаг. В этом случае инвестор страдает от нестабильности дивидендов, суммы которых то растут, то уменьшаются в зависимости от экономических циклов, и рискует потерять свой капитал, если цены на акции в целом упадут. Но инвестор рассчитывает получить более высокую прибыль (Rm), которая компенсирует ему неприятности, связанные с более высоким уровнем риска (rm). Еще более рискованной является инвестиция в отдельную фирму: следует ожидать, что колебания цены на акции окажутся более сильными, чем колебания на рынке. Вероятность того, что дивиденды будут нестабильными, в данном случае еще выше. Исходя из этого, следует рассчитывать на то, что вложенный капитал принесет большую прибыль в случае, если инвестиция будет успешной. Очевидно, эта инвестиция является гораздо более рискованной (гс), поэтому взамен инвестор требует более высокого уровня прибыли (Rс). В некотором смысле линия, изображенная на рис. 3.10 и связывающая уровни риска с нормами прибыли, является кривой безразличия, поскольку все инвестиции, независимо от соответствующих им уровней риска и значений прибыли, одинаково полезны для инвестора.
Уровень риска конкретной инвестиции может быть представлен с помощью формулы САРМ:
b=(Rс-R0)/(гс-г0),
позволяющей вычислить коэффициент Ь для ценных бумаг С. Это так называемыйсистематический риск инвестора.
Из этого можно сделать выводы, интересные для управляющего портфелем. Очевидно, каждый стремится к осуществлению инвестиции, производительность которой окажется выше линии R*, то есть к инвестиции, приносящей более высокую прибыль, чем подразумевает данный уровень риска. Конечно, это можно определить уже после свершившихся событий. Многие финансовые аналитики доказывали, что существует общая зависимость между увеличением нестабильности на рынке и систематическим риском (b). Это может означать, например, что инвестиция в новое предприятие подразумевает более высокий систематический риск, чем инвестиция, связанная со зрелым продуктом. На этом основании Франке и Бройлс (Franks and Broyles, 1979) предположили, что продукты следует классифицировать, выделяя проекты группы А, характеризующиеся низким уровнем риска и сокращением затрат; проекты группы В со средним уровнем риска, способствующие расширению диапазона знаний и навыков; и проекты класса С - новые, характеризующиеся высоким уровнем риска. Если воспользоваться терминологией матрицы рост - удельный вес, можно сделать интересные выводы, поскольку "знаки вопроса" и "звезды", скорее всего, находятся на быстро развивающихся и нестабильных рынках, где вероятно существование новых проектов класса С и проектов класса В, способствующих повышению уровня навыков. Затем такое представление накладывается на понятие о цикличности инвестиций наличных, взятое из теории маркетингового портфеля, согласно которому, как ожидается, более рискованные инвестиции в "знаки вопросов" и "звезды" приносят более высокую прибыль, чем инвестиции в "дойных коров". Такое требование является реалистичным, поскольку существует надежда на то, что увеличение рыночной доли в самом начале жизненного цикла продукта будет инвестицией, которая позволит компании расти вместе с рынком и в будущем получать долгосрочную выгоду в виде наличных.
На первый взгляд, из модели САРМ легко сделать вывод, что задача корпоративного управляющего заключается в том, чтобы инвестировать средства в разнообразные рынки продуктов, входящие в портфель, и таким образом сократить риск инвестиций в целом. В частности, кажется неплохой идея о нескольких инвестициях с высоким специфическим риском (b), если все риски уравновешивают друг друга, а средний показатель прибыли остается высоким. На самом деле анализ модели САРМ указывает на то, что благосостояние акционера будет максимальным, если позволить инвестору разнообразить портфель, а не в том случае, если фирма будет осуществлять ряд собственных относительно ограниченных инвестиций. Из этого следует вывод, что руководство должно сконцентрировать внимание не на разнообразии портфеля, а на достижении уровня прибыли, соответствующего степени риска. Другие доказательства свидетельствуют о том, что, очевидно, это так и есть, поскольку для развития портфеля инвестиции в рынки продуктов, которые являются достаточно разнообразными и способны к самостоятельному перемещению, фирма должна превратиться в конгломерат, состоящий из относительно несвязанных между собой видов бизнеса. Хотя такие конгломераты различных направлений бизнеса обычно формируются очень быстро в периоды роста, когда у фирм много наличных, а цены на акции высоки, есть подтверждения тому, что такие фирмы вряд ли способны пережить циклические спады в экономике и нередко в конце концов имеют неудовлетворительную производительность или оказываются жертвами более консервативного и продуманно действующего предприятия-хищника.
Метод анализа портфеля САРМ, вытекающий из финансовой теории, значительно лучше обоснован, чем матрица рост - удельный вес или многофакторный матричный метод анализа портфеля. Эмпирические данные подтверждают описательную обоснованность САРМ, но на практике существуют значительные трудности, связанные с предварительным определением коэффициента b. И, наконец, по мнению Уэнсли (Wensl1еу, 1981), фактическое решение об инвестиции выходит далеко за пределы оценки позитивной чистой стоимости инвестиции. Принимая любые решения о распределении ресурсов, базовое применение САРМ следует сопоставлять со стратегическим анализом конкурентного преимущества.
ПОРТФЕЛЬ РЕСУРСОВ
В дополнение к рассмотрению портфеля SBU, подразделений или продуктов, многие организации в настоящее время концентрируют внимание на планировании своих ресурсов и видов компетентности. Взгляд на организацию с точки зрения ресурсов (RBV) (глава 6), ставший достаточно влиятельной темой в стратегическом мышлении в 1990-е гг. (см. Grant, 1995, превосходное описание данного метода), во главу угла ставит значение развития видов компетентности фирмы, а также ее существующих продуктов, и управление ими.
Согласно основанному на ресурсах взгляду, фирмы, особенно в периоды бурных событий на рынке, должны позаботиться о том, чтобы их стратегии были основаны на богатстве ресурсов фирмы, отличающем ее от конкурентов. Ресурсы принимают форму активов и способностей. К активам может относиться физическое имущество, например, цеха и оборудование, а также нематериальные ценности, такие как бренды и гуд-вилл (раздел об активах маркетинга в главе 6). Способности - это навыки и виды компетентности, которые оказывают влияние на полезное использование имеющихся активов на рынке. К ним могут относиться маркетинговые, производственные, финансовые способности и так далее. Дей (Dау, 1994) классифицирует компетентность, разделяя ее на следующие виды: "снаружи - внутрь" (умение определять потребности клиента и создавать отношения с ключевыми клиентами), "изнутри - наружу" (технические и технологические способности, например, финансовый контроль, позволяющий получить такое преимущество, как снижение себестоимости) и "объединяющие" способности (требующие концентрации внимания как на внешней, так и на внутренней среде).
Любой анализ существующих сильных и слабых сторон компании подразумевает оценку активов и способностей. Их можно рассматривать в качестве портфеля, готового к развертыванию (Наmel and Prahalad, 1994). При разработке стратегии ключевыми вопросами являются следующие:
Как мы можем более полно использовать свои способности? Какие новые способности нужно развить для того, чтобы быть конкурентоспособным в будущем?
В отличие от традиционных методов планирования портфеля, описанных выше, взаимозависимость между способностями и их потенциальным сочетанием может отражать суть их ценности. Компания Yamaha, например, разработала модель цифрового фортепиано DC11 Digital Рiапо, сочетая свою профессиональную компетентность в производстве качественных акустических фортепиано с навыками цифровых технологий, полученных благодаря успеху в создании электронных клавиатур (глава 20).
Хэмел и Прахалад (Наmel and Prahalad, 1994) полагают, что в будущем фирмы будут в большей степени оценивать себя с точки зрения портфеля видов компетентности, чем с точки зрения портфеля продуктов или SBU. Эти авторы утверждают, что на самом деле в основе успеха продукта, по сути, лежат созданные и приобретенные виды компетентности, и что ключом к успеху будущей стратегии является их дальнейшее развитие, расширение и углубление с тем, чтобы сделать доступными для конфигурации и развертывания с использованием новых прогрессивных методов.
На рис. 3.11 показан один из способов объединения портфеля ресурсов, имеющихся в распоряжении организации.
Рис. 3.11. Портфель ресурсов
Два измерения были выбраны таким образом, чтобы отразить вклад имеющихся ресурсов в создание ценности для клиентов (вертикальная ось) и степень, в которой эти ресурсы превосходят ресурсы конкурентов или уступают им (горизонтальная ось). Можно выделить четыре типа ресурсов:
• "Королевские драгоценности". Это ресурсы, которые обеспечивают организации превосходство над конкурентами; они способствуют созданию ценности для клиентов. В качестве источника дифференциации, эти ресурсы необходимо хранить и защищать с целью поддержания конкурентного преимущества. Однако вместе с тем менеджеры должны постоянно проверять, способны ли эти отдельно взятые ресурсы обеспечить стабильный успех. Опасность заключается в том, что компания может "почивать на лаврах", эксплуатируя достижения прошлых лет, в то время как мир вокруг нее, а вместе с ним и потребности клиентов меняются.
• "Черные дыры". Это ресурсы, по которым организация имеет превосходство над конкурентами, но которые не способствуют созданию ценности для клиентов. Это могут быть ресурсы, в прошлом создававшие ценность для клиентов, но больше не являющиеся важными. Мир и клиенты изменились, из-за чего эти ресурсы стали в лучшем случае менее важными, а в худшем - устаревшими. Управляющим нужно долго и внимательно изучать ресурсы под условным названием "черные дыры" и оценивать затраты на их поддержание. Вполне может оказаться, что определенное урезание или уменьшение размеров таких ресурсов позволит высвободить силы и даже наличные, которые можно более эффективно использовать в других направлениях.
• "Ахиллесовы пяты". Если конкуренты обладают силой, а организация является слабой, и если, в то же время, ресурсы играют важную роль в создании ценности для клиентов, из этого, очевидно, следует, что их необходимо укреплять. Это те сферы ресурсов, которые могут стать причиной фатального исхода, если ситуация не будет исправлена.
• "Сони". И наконец, ресурсы, которые не создают ни конкурентного преимущества, ни ценности для клиентов, можно назвать "сонями". В настоящий момент они не являются важными, но руководители должны наблюдать за тем, не станут ли эти ресурсы более значимыми в будущем.
Модель портфеля ресурсов представляет собой сводку ресурсов организации, полезную для выявления сфер, требующих внимания и развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теории портфеля обеспечивают связь между широким спектром видов деятельности компании и соответствующими стратегиями работы на отдельных рынках продуктов. Они обеспечивают методами, позволяющими рассмотреть структуру всех видов деятельности компании на рынке продуктов, сделать выводы об их взаимодействии и продумать стратегии, соответствующие этим видам деятельности.
Теории портфеля, конечно, не дают нам тех ответов, которые надеялись получить первые исследователи в этой сфере, но они остаются ценными инструментами, которыми следует пользоваться с определенной осторожностью, учитывая присущие им недостатки. В табл. 3.4 приводится краткая сводка характеристик описанных методов.
Матрица рост - удельный вес, или Бостонская матрица, - это наиболее привлекательный из всех методов. Она проста, привлекательна на интуитивном уровне, имеет некоторые доказательства в поддержку идей, лежащих в ее основе. Стратегические выводы, сделанные на базе этой матрицы, могут быть важными, даже несмотря на всю простоту этого инструмента. Очевидно, для компании очень важно развивать завтрашние источники существования, одновременно извлекая выгоду из сегодняшних. Простота этой матрицы и ее доступность для понимания делают ее полезным практическим инструментом, если не забывать о присущих ей недостатках.
Таблица 3.4. Модели портфеля
Направ-
леность
модели
| Критерии
| Полнота
| Теорети-
ческая
поддержка
| Эмпирии-
ческое
обоснование
| Простота
исполь-
зования
| Стратегиче-
ская
ценность
| Практи-
ческая
ценность
| Бостонская
матрица
Потоки
наличных
| Доля рынка/
Рост рынка
| Низкая
| Средняя
| Среднее
| Хорошая
| Средняя
| Хорошая
| Матрица
GE. Рента-
бельность
инвестиций
| Сила бизнеса/
Привлекательность рынка
| Высокая
| Низкая
| Низкое
| Средняя
| Средняя
| Хорошая
| CAMP
(Модель
оценки
осново\ного
капитала)
Бета-коэф-
фициент
| Риск/
прибыль
| Очень низкая
| Высокая
| Высокое
| Низкая
| Высокая
| Низкая
| Многофакторные матрицы, такие как матрица компании GЕ, подразумевают потребность в более широком взгляде на сильные стороны бизнеса и привлекательность рынка. Опасность в связи с их применением состоит в том, что используемые весовые коэффициенты и оценки обычно рассматривают все изучаемые коммерческие единицы в сфере центральной, средней или полной привлекательности. Для многофакторных матриц характерно низкое теоретическое и эмпирическое обоснование, но выводы просты, и компании, конечно же, должны очень тщательно продумывать инвестиции в рынки, обладающие низкой или средней привлекательностью, или в рынки, на которых эти компании являются слабыми по сравнению с конкурентами. Такая матрица, конечно, более громоздка в использовании, чем матрица рост - удельный вес и зависит от гораздо более субъективных решений, но она доступна для понимания и проста в практическом применении. В качестве одного из методов анализа полного портфеля видов деятельности компании матрицы рост - удельный вес и GЕ очень хорошо дополняют друг друга.
Методу САРМ присуща элегантность и простота великого научного открытия. В нем содержатся очень важные истины в отношении инвестиций в портфель. Он приводит нас к трудным для понимания выводам о том, как фирмы должны управлять своей деятельностью. Стратегическое значение этой теории очень велико. В ее основе лежит теоретический фундамент и эмпирическая поддержка, обусловленная описательной способностью данной модели. К сожалению, на практическом уровне, она не столь проста в применении, а в плане маркетинга имеет небольшую практическую ценность. Возможно, одна из опасностей, связанных с моделью САРМ, заключена в ее применении без стратегического видения. Очень просто увидеть риск в новых предприятиях, но гораздо сложнее рассчитать высокую долговременную прибыль, получение которой возможно. Это может привести компании к тому, что они изменят свой курс в направлении поддержки сегодняшних источников существования и сохранения их путем урезания затрат, вместо того чтобы вкладывать средства в более рискованные направления бизнеса. Такие модели не дают полного ответа на все вопросы, связанные с анализом портфеля компании, зато гарантируют наличие очень ценного отправного пункта.
Благодаря новейшим взглядам на управление портфелем были выявлены важнейшие причины, которыми обусловлена внутренняя прочность организации, - это активы и способности, имеющиеся в распоряжении фирмы. Все чаще управление фирмой принимает вид управления портфелем ресурсов, и руководство стремится создавать, расширять и видоизменять эти ресурсы таким образом, чтобы дать возможность существующим предложениям реализовать свой потенциал, создать и использовать новые благоприятные возможности.
И все же несмотря на то, что модели анализа портфеля обеспечивают глубочайшее понимание направлений бизнеса и рынков, к которым обращено внимание организации, недопустимо, чтобы эти модели вытеснили творческие и инновационные разработки, управляющие эффективной маркетинговой стратегией. Дело в том, что эти модели описывают мир таким, каким он является сейчас, но не показывают, каким он станете будущем (Рiеrсу, 2002). Модели анализа портфеля служат важной и полезной основой стратегического мышления, но они не принимают стратегических решений вместо менеджеров.
Часть 2
Анализ конкурентного рынка
Изменяющаяся рыночная среда
|
|