Обратная связь
|
УЧАСТНИКИ ОБЩЕГО ДЕЛА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В ОРГАНИЗАЦИИ Зачем существуют организации? Для коммерческих организаций ответ прост: для того, чтобы зарабатывать прибыль на свои инвестиции для акционеров и владельцев этих организаций. Для некоммерческих организаций, таких как благотворительные учреждения, доверительные организации, общественные службы и им подобные, ответом может быть желание служить определенным группам людей. Но организации, как коммерческие, так и некоммерческие, редко руководствуются такими простыми целями. К принятию решений часто приводят многочисленные потребности, в одних случаях - дополняющие друг друга, в других - конкурирующие между собой. Например, решение Джеймса Дайсона перенести свое производство бытовых электроприборов из Соединенного Королевства на Дальний Восток, которое он принял в начале 2002 года по соображениям себестоимости (ответственность перед акционерами работать эффективно), привело к заметному отдалению его от местного сообщества. Последствия такого решения отразились на количестве рабочих мест и средств к жизни в данной местности (ответственность перед сотрудниками и местным сообществом).
Все организации служат многочисленным участникам общего дела (Harrison and St John, 1994; Mitchell et аl., 1997). Но одни из них будут иметь большее значение, чем другие, для принятия решений и распределения ресурсов (Row1еу, 1997; Ogden and Watson, 1999). Например, при изучении переходной экономики стран Центральной и Восточной Европы было установлено, что во многих государственных предприятиях основными заинтересованными участниками общего дела были их сотрудники, и цели организаций строились на обеспечении непрерывного трудоустройства (Ноо1еу еt аl., 2000). Такая направленность сохранилась во многих бывших государственных предприятиях и после их приватизации и продажи в коммерческий сектор. Для многих обследованных коммерческих фирм главные цели строились на рентабельности и прибылях на инвестиции.
В отношении коммерческих организаций можно установить ряд основных заинтересованных участников общего дела (рис. 1.4) (Green1еу and Foxall, 1996, 1997). К ним относятся акционеры и владельцы, менеджеры, работники, клиенты и поставщики. Тогда как ориентированная на рынок культура, которую мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы поднять клиентов как можно выше в рейтинге приоритетов, для большинства организаций реальная ситуация будет иметь вид сложного переплетения интересов всех соответствующих участников общего дела.
Дойль (Dоу1е, 2000) рассматривает мотивы и ожидания разных групп заинтересованных участников общего дела;
• Акционеры бывают двух основных типов. Это, в первую очередь, лица с эмоциональной и длительной личной привязанностью к организации. Однако в наши дни акционерами все чаще бывают финансовые инвесторы, как частные, так и юридические лица, которые стремятся максимально увеличить стоимость своих долгосрочных инвестиций. Парадоксально, но это стремление к долгосрочной ценности для акционеров может привести многие фирмы к принятию краткосрочных решений для того, чтобы максимально увеличить стоимость акций или дивиденды.
Рис.1.4. Участники общего дела, заинтересованные в организации
• Работники также могут быть длительно привержены компании. Их приоритетами, как правило, является некое сочетание вознаграждения (в виде заработной платы и оклада), удовлетворения от работы и уверенности (гарантия занятости). Это может не сочетаться с ценностью компании для акционеров. Редкие сотрудники согласятся, что потеря ими своего рабочего места в процессе сокращения - подходящая цена за повышение стоимости акций! В то же время некоторые организации серьезно занимаются изучением того, что движет их сотрудниками. Например, шведская страховая компания Skandia регулярно опрашивает сотрудников с целью согласования их личных целей и целей корпорации (Fortune, 11 марта 2002). Группа предприятий розничной торговли Соединенного Королевства The John Lewis Partnership, которая управляет работой 26 универсамов и 136 супермаркетов Waitrose с товарооборотом свыше 4 млрд фунтов стерлингов, привлекает всех своих 38000 работников к принятию решений путем участия в собраниях между руководством и выбранными представителями трудового коллектива. Текучесть кадров у них низкая, работники участвуют в прибылях и имеют право на творческие отпуска.
• Менеджеров также интересует индивидуальное вознаграждение в виде зарплаты и престижа. Профессиональные менеджеры могут быть не слишком привязанными к фирме в долгосрочном плане и рассматривать свою должность как временный этап в своем долгом карьерном пути. Успех работы менеджеров часто оценивают по краткосрочным достижениям (например, в области продаж или эффективности), которые не обязательно тождественны улучшению результатов работы компании в долгосрочной перспективе.
• Клиенты являются основным источником ценности для акционеров. Как отмечает Дойль (Dоу1е, 2000), "даже наиболее целеустремленный финансовый менеджер понимает, что источником долгосрочного притока денежных средств в компании служат ее довольные клиенты". Но здесь скрыта внутренняя опасность того, что компания может добиваться удовлетворения клиентов, жертвуя всеми остальными интересами. Более низкие цены или более высокое качество предложений, чем у конкурентов, очевидно, приведут "клиентов в восторг", но если лежащие в основе таких предложений затраты будут превышать цену, которую готовы заплатить клиенты, организация ненадолго задержится в бизнесе. В этом отношении слепая погоня за тем, чтобы удовлетворить клиентов, может идти вразрез с созданием долгосрочной ценности для акционеров. Многочисленные неудачные экстравагантные предложения, появившиеся в последнее время от интернет-компаний, подтверждают, что создание ценности для клиентов должно уравновешиваться другими методами.
• Поставщики и дистрибьюторы имеют свой интерес в организации. Поставщики, обслуживая компании, рассчитывают на достижение собственных целей. Поставщики могут надеяться еще на надежность, предсказуемость и на приемлемую маржу. Когда в 1999 -2000 годах предприятие розничной торговли Мarks & Spenser (М&S) из Соединенного Королевства столкнулось с финансовыми проблемами, многие из долгосрочных отношений с его поставщиками, такими как Сourtaulds,, были нарушены. М8S стала получать материалы от большего числа источников, чтобы снизить затраты, и доверию в отношениях поставщиков, которые строились годами, очень быстро пришел конец, что в ряде случаев повлекло за собой возбуждение судебных процессов. Дистрибьюторы также являются лицами, заинтересованными в организации. В индустрии автомобилестроения дистрибьюторы по продаже автомобилей обычно бывают тесно связаны с индивидуальными производителями автомобилей эксклюзивными франшизами (хотя Суд европейских сообществ, вероятно, изменит такое положение). Успех или неудача производителя в разработке и продаже подходящих автомобилей для данного рынка напрямую отразится на дистрибьюторе. И дистрибьютор тоже может надеяться на предсказуемость и непрерывность работы с приемлемой маржой.
Определить заинтересованных участников общего дела и их потребности для некоммерческих организаций бывает еще сложнее:
• Владельцев организации бывает трудно установить, и сложно определить их интересы. Например, кому "принадлежит" католическая церковь, или Гринпис, или лейбористская партия? Многие скажут, что владельцами являются те, кто поддерживает такие организации, - прихожане церкви, активисты и члены. А может, владельцами являются "сотрудники" (например, Папа Римский и духовенство)? Если речь идет об организациях, таких как здравоохранение, или органы полиции, или учреждения образования, выступает ли их владельцем общество в целом, налогоплательщики, которые оплачивают расходы, или действующее правительство, задающее приоритеты и цели?
· Клиентами можно назвать тех, кому организация стремится служить. Клиентами католической церкви могут быть люди, которые приходят слушать мессу по воскресеньям. Однако клиентами могут быть и более широкие круги, которых церковь хотела бы призвать в свое лоно и на влияние и убеждения которых хотела бы повлиять. Кто является клиентом службы здравоохранения - пациенты? А, может быть, те, кто не нуждается в обслуживании, внимательно следя за своим здоровьем? Кого отнесем к клиентам системы высшего образования? Студентов? Их родителей, которые финансируют обучение? Или работодателей, которые подыскивают себе квалифицированных специалистов из числа выпускников? Кого можно назвать клиентом службы полиции? Общество в целом, которое нуждается в защите от преступников? Самих преступников? Или налогоплательщиков, которые содержат эти службы? Разные определения клиентов могут привести к разной трактовке того, к чему они стремятся, в чем состоят их ожидания и потребности. Неспособность установить и удовлетворить потребности разных клиентов разрушает рыночную позицию. Например, пока врачи и офицеры полиции всеми силами сопротивляются идее, что они существуют ради клиентов, их позиции рушатся из-за появления альтернативной медицины и частных секьюрити.
· Работников, которыми завершается список, определить достаточно легко. Но их мотивы могут быть куда сложнее, чем в коммерческом секторе. Что заставляет медсестер работать на такой тяжелой работе долгими часами за сравнительно небольшое финансовое вознаграждение? Почему люди добровольно приходят работать в благотворительные магазины без всякой оплаты? Почему активисты рискуют собственными жизнями, чтобы не допустить захоронения нефтепромысловых платформ или ядерных отходов в море? В некоммерческом секторе работники могут получать финансовое вознаграждение, а могут работать на добровольных началах. Однако часто не финансовые соображения являются для них главными мотивирующими факторами; в гораздо большей степени их мотивы строятся на удовлетворении оттого, что они служат делу, которым дорожат или которое имеет для них большое значение.
Несмотря на то что интересы многих из рассмотренных выше участников общего дела могут дополнять друг друга, иногда они могут вступать в противоречия (С1arkson, 1995). Например, стремление акционеров к долгосрочному созданию ценности может идти вразрез с потребностями поставщиков и дистрибьюторов в непрерывности работы, надежности и выгодной марже. Требования, налагаемые на компанию в связи с тем, что она следует желаниям и потребностям своих клиентов, могут оказать огромное воздействие на роль и деятельность менеджеров и работников; не все эти воздействия будут восприняты с радостью. Такая дисгармония может усугубляться, если отдельные участники общего дела будут выступать сразу в нескольких ипостасях. Например, менеджер и работники в коммерческих организациях могут быть еще и их акционерами. А время от времени они могли бы быть даже собственными клиентами!
В любой организации можно увидеть несколько направлений, ориентирующих ее на разных участников общего дела. Но мы бы взялись утверждать, что сильная ориентация на рынок, как было сказано в начале данной главы, может быть цементирующей силой, способствующей достижению других целей участников общего дела.
|
|