МОДЕЛЬ ПЯТИ СИЛ В ОТРАСЛЕВОЙ КОНКУРЕНЦИИ Портер (Роrter, 1980) предположил, что на уровне стратегических коммерческих единиц конкуренцию формируют пять основных сил, и систематический анализ каждой из них по очереди поможет менеджерам выявить факторы, определяющие конкурентоспособность в определенной отрасли. Наглядная схема влияния пяти сил изображена на рис. 5.1.
Модель пяти сил полезна не только для коммерческих организаций. Она также может пригодиться организациям государственного и некоммерческого секторов, чтобы они научились лучше понимать своих клиентов, поставщиков и другие организации, с которыми, возможно, приходится конкурировать ради получения поддержки (финансовой или иной).
Каждая из пяти сил будет описана ниже.
Соперничество между существующими компаниями
В первую очередь, конкуренция в любой отрасли разворачивается среди существующих участников. Это соперничество, скорее всего, будет наиболее интенсивным в случае преобладания ряда условий:
Рис. 5.1. Пять сил, движущих конкуренцией
• Если конкуренты внутри отрасли занимают приблизительно равное положение по величине и/или доле рынка. Примером может служить британский рынок шоколада, на котором трем основным соперникам, компаниям Сadbury, Schweppews, Nestle и Mars принадлежат примерно одинаковые доли рынка. Между ними ведется очень активная конкурентная борьба за получение дополнительной процентной доли рынка, и это ведет к увеличению расходов на рекламу, интенсивной ценовой конкуренции и к постоянному выпуску на рынок новых продуктов.
• В периоды медленного рыночного роста, особенно если в жизненном цикле продукта они соответствуют этапам зрелости и упадка (см. ниже). При таких обстоятельствах отдельная компания добивается роста только за счет своих конкурентов, и, следовательно, конкуренция усиливается. Удачный пример - рынок мобильных телефонов, рост которого замедлился в начале 2000-х гг., и фирмы, такие как Еricsоп и Nokiа, столкнулись с проблемой избытка производственных мощностей и вступили в ценовую конкуренцию, чтобы сохранить объемы продаж.
• Если препятствия на пути к уходу с рынка достаточно высоки. Если фирме сложно уйти с рынка когда она начала работать на нем, то она, скорее всего, будет жестко конкурировать ради достижения успеха. Высокие первоначальные инвестиции могут создать психологические (или эгоистические) препятствия на пути к уходу с рынка. Высокие затраты в случае сокращения штатов (денежные расходы или социальные последствия) могут остановить фирму на пути к уходу с рынка. Или же присутствие на электронном рынке может оказаться необходимым для того, чтобы фирма имела возможность конкурировать в более прибыльных сегментах (многие государственные почтовые службы вынуждены оставаться в отрасли для того, чтобы продолжать участвовать в дорогостоящих операциях по доставке почты в отдаленные районы).
• При низкой дифференциации продукта. На рынках, где покупатели не видят большой разницы между продуктами, если присущее этим продуктам качество и внешняя ценность воспринимаются как одинаковые, конкуренция ради продаж обычно бывает более интенсивной. Основная причина состоит в том, что затраты клиента на "переключение" - стоимость перехода (финансовые расходы, неудобство и проч.) от одного поставщика к другому - являются низкими.
• Если постоянные расходы относительно высоки. Высокие постоянные расходы требуют достижения более высоких объемов продаж, чтобы покрыть затраты. Соперничество может быть очень активным, пока не будет достигнут необходимый объем. В отраслях,, специализирующихся на энергоснабжении, постоянные расходы на;
производство энергии очень существенны по сравнению с переменными расходами на поставки энергоносителей, что ведет к интенсивной конкуренции между предприятиями - производителями энергии
|