Обратная связь
|
Социальное и культурное давление на организации Можно выделить различные виды давления, оказываемого на организации. Во-первых, и это самое главное, клиенты становятся все более требовательными к приобретаемым ими продуктам и услугам. Покупатели требуют и рассчитывают получить надежные и долговечные продукты в сочетании с быстрым квалифицированным обслуживанием по разумной цене. Более того, покупательский спрос вряд ли отличается долговременной стабильностью. Конкурентоспособность достигается путем предложения высокой ценности для покупателя, но без постоянного совершенствования происходит "миграция ценности" - покупатели переключаются на альтернативные предложения (Slywotzky, 1996).
Компания J. Sainsbury р1с, например, представляет собой семейное предприятие, которому принадлежит сеть супермаркетов. Именно эта сеть магазинов коренным образом повлияла на то, какие продукты питания и вина покупают британцы. В течение жизни целого поколения компания Sainsbury была лидером на рынке продуктов питания, и ее название было синонимом качества, широты выбора и нововведений в сфере торговли продуктами питания и винами. К началу 1990-х гг. эта компания стала британским "инститьюшн". По сравнению с ней, компания Тesco Stores выступала в качестве второго игрока. Первоначально эта компания занималась торговлей уцененными товарами низкого качества, и с ней, прежде всего, связывали девиз ее учредителя - "складывай кипы повыше, продавай товары подешевле", а затем превратилась в оператора супермаркетов. В 1995 году Sainsbury уступила свое лидерство на рынке компании Тезсо. Это сопровождалось резким обвалом стоимости акций компании Sainsbury, и она продолжала терять свою долю на рынке в пользу компании Теsсо. Это произошло потому, что компания Sainsburyв 1990-е годы продолжала следовать стратегии, принятой еще в 1980-е, а Теsсо тем временем разработала стратегию повторного позиционирования, основанную на качестве продуктов и магазинов и подкрепляемую крупными инвестициями в информационные технологии, направленные на значительное совершенствование оперативной продуктивности и увеличение ценности для клиентов. Стратегия Sainsbury устарела. Хуже того, компания не предпринимала действий по выработке логически обоснованной реакции на сложившееся положение (Рiеrсу, 1997).
Вторая важнейшая тенденция, которая, очевидно, будет сохраняться, выражена в том, что клиенты не готовы платить больше за продукты или услуги, явно не обладающие более высокой ценностью. Несомненно, на многих рынках хорошо развитые и надлежащим образом управляемые бренды могут продаваться по более высоким ценам, чем небрендовые продукты. Но в настоящее время диктуемая таким образом разница становится гораздо меньше, чем раньше, и покупатели все чаще оспаривают дополнительную ценность, которую они получают в обмен на дополнительные расходы. Искушенного потребителя вряд ли заинтересуют дешевые некачественные продукты, но, в то же время, его вряд ли можно привлечь с помощью рекламы, основанной исключительно на имидже, Выводы ясны - дифференциация должна быть основана на предоставлении клиентам очевидно более высокой ценности.
Все чаще сомнению подвергается мотив отраслевой прибыли в качестве основной цели коммерческих предприятий. Все больше заинтересованных участников получают признание в качестве лиц, которые вносят свою законную лепту в дело определения целей организации. К заинтересованным участникам относятся собственники организации (обычно это акционеры), менеджеры, управляющие бизнесом (все чаще управление отделяется от владения, поскольку профессиональные менеджеры на протяжении своей карьеры нередко переходят из одной компании в другую), люди, которые работают в организации, ее клиенты, поставщики, чьи средства к существованию зависят от организации, и широкая общественность, на которую оказывает влияние организация. Ожидания менеджеров и других сотрудников организации, связанные с работой, меняются по мере изменения уровня жизни.
Дальнейшие социальные/культурные изменения происходят в отношении к физической окружающей среде из-за обеспокоенности ее состоянием. Влиятельные группы защитников окружающей среды оказывают давление на предприятия настолько, что ведущие нефтяные транснациональные корпорации и прочие компании ежегодно тратят огромные суммы на корпоративную рекламу, демонстрирующую их заботу об окружающей среде. Деятельность организации Grеепреасе начала оказывать огромное влияние на общественное мнение и сейчас отражается на принятии политических решений на национальном и интернациональном уровнях. Следует ожидать, что обеспокоенность состоянием окружающей среды будет расти и, следовательно, станет решающим фактором в управлении первоочередным маркетинговым активом - репутацией компании. Значение давления на бизнес подчеркнул недавний судебный процесс компании ВР против организации Grеепреасе с целью ограничения деятельности последней.
Такие автомобили, как Ford. Ка, Rепаиlt Тwingо и Меrcedes Smart, служат примерами компактных экономичных транспортных средств с малым выбросом загрязняющих веществ. Эти модели разработаны и выпускаются для эксплуатации в городских условиях, с учетом давления со стороны защитников окружающей среды и более строгих законодательных требований в отношении уровней загрязнения воздуха в крупных городах.
Еще более удивительно то, что Reliant Robiп (трехколесный автомобиль с кузовом из стекловолокна, который первоначально был представлен в качестве самого дешевого транспортного средства для потребителей с низким уровнем доходов), получивший столько нелестных отзывов, был спасен от банкротства именно движением "зеленых". В 1997 году Reliant Robiп продавался в Австрии, Монако и Калифорнии как символ положения в обществе молодых специалистов, поскольку это транспортное средство потребляет очень мало бензина, не ржавеет и почти не загрязняет окружающую среду (и к тому же выглядит забавно) (Self, 1997).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА
Конец двадцатого века был ознаменован технологическими изменениями, влияние которых сказалось практически на всех отраслях промышленности.
Например, микропроцессор стал вестником начала постиндустриальной эры и, вероятно, именно это, а не какое-либо иное изобретение оказало наиболее сильное влияние на современную жизнь. Микропроцессоры революционным образом изменили сбор данных, их обработку и распространение. Они стали причиной важнейших изменений в производственных технологиях и способствовали росту темпов технологических изменений. Как указывает Котлер (Коtler, 1997), около 90 процентов ученых всей истории человечества живут и работают в наше время. Такой современный беспрецедентный уровень научно-исследовательской деятельности вносит существенный вклад в увеличение темпов изменений технологий и процессов.
Все это связано с сокращением периода коммерциализации новых изобретений. Например, с момента изобретения фотографии до достижения ею коммерческой жизнеспособности прошло более 100 лет. Аналогичный период для телефона составил 56 лет, для радио - 35 лет, для телевизора - 12 лет, для транзистора - всего 3 года. С другой стороны, с момента первой продажи телефона до подключения к телефонной сети 10 млн абонентов по всему миру прошло 40 лет, тот же период для телевизора составил 18 лет, для персонального компьютера - 15 лет, а для всемирной паутины - всего 5 лет. В 2002 году в компьютерной отрасли был продан миллиардный компьютер, и, как ожидается, еще миллиард компьютеров будут проданы в течение предстоящих 6 лет.
Такое сокращение периода коммерциализации, в свою очередь, привело к сокращению жизненных циклов продуктов, которые сейчас устаревают гораздо быстрее, чем раньше. В японской индустрии электроники, например, время с момента возникновения потребности или спроса на новый продукт до отгрузки крупных партий этой продукции может составить менее пяти месяцев (пример - цветные телевизоры Мatsushita). Компьютерная интеграция производства и дизайна способствует сокращению времени разработки новых продуктов. По существующим оценкам, в автомобильной отрасли это сокращение составило порядка 25 процентов.
Благодаря технологическим изменениям целые отрасли или сферы применения продуктов радикально меняются прямо на глазах- В 1977-78 гг, производители шин с диагональным кордом в США уступили 50 процентов рынка шин производителям покрышек радиального типа всего за 18 месяцев (Foster, 1986b).
Новейшие технологии оказывают сильное влияние на определенные аспекты маркетинга. Появление микрокомпьютеров и их широкое применение в управлении привело к повышенному интересу к сложным системам моделирования рынка и поддержки принятия решений. Все большее количество информации можно хранить, анализировать и извлекать гораздо быстрее, чем раньше. В 1965 году Гордон Мур из компании Intel предсказал экспоненциальный рост возможного количества транзисторов в интегральных схемах. Этот прогноз, ныне известный под названием закон Мура, гласит, что "вычислительная мощность силиконового чипа будет удваиваться каждые 18 месяцев". Предсказание оказалось удивительно точным (рис. 4.4). Изменения, которые произошли в период с 1970 по 1999 год, были беспрецедентными. В журнале Тhe Economist (октябрь 2000 г.) было отмечено, что цена 1 МГц вычислительной мощности снизилась с 7 601 доллара США в 1970 году до всего лишь 0,17 доллара в 1999 году. В то же время, за тот же период стоимость хранения 1 мегабайта информации упала с 5 257 долларов до 0,17 доллара, а стоимость передачи 1 трлн бит данных снизилась со 150 000 долларов до 0,12 доллара,
Предприимчивые компании, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, немедленно ухватились за возможности, предложенные новыми технологиями, для того чтобы быстрее, чем конкуренты, доставлять информацию своим клиентам. Поставщики услуг аудита для мелкой клиентуры (см. главу 6) сейчас могут в режиме он-лайн предоставлять своим клиентам результаты проверок, закончившихся всего 24 часа назад. В условиях стремительно меняющегося рынка успех от поражения отделяет только способность быстро реагировать, приобретенная благодаря почти мгновенно передаваемой информации,
"Хранилища данных", созданные путем сбора информации о клиентах, все чаще становятся основным маркетинговым ресурсом для компаний, обладающих потенциалом формирования более прочных и более длительных, чем у конкурентов, связей с клиентами. Примерами могут служить хранилища данных, накопленные такими розничными компаниями, как Теsсо и Sainsbury's, благодаря распространению
карточек лояльности среди клиентов; авиакомпании собирают информацию о клиентах с целью отслеживания покупательского поведения клиентов, часто путешествующих по воздуху; есть еще данные о клиентах, полученные путем прямого маркетинга продуктов, например, финансовых услуг.
Интернет - глобальная сеть электронных коммуникаций - быстро развивается не только как новое средство маркетинговых коммуникаций, но и в качестве потенциально нового пути выхода на рынок, способного радикально изменить конкурентные структуры в различных отраслях (глава 18). Потребитель уже может бродить по "виртуальному торговому пассажу" и непосредственно приобретать, начиная от продуктов питания и заканчивая страховыми полисами на автомобили и билетами на проезд различными видами транспорта. Даже небольшое предприятие (вложив умеренную сумму в создание собственного вебсайта) может добиться выхода на мировые рынки практически без дополнительных затрат. Таким образом, фундаментально изменяются стоимость проникновения на рынок и конкурентные структуры различных рынков.
|
|