Обратная связь
|
ЭВОЛЮЦИЯ ОТРАСЛИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Критические проблемы, требующие решения в рамках одной отрасли, зависят от этапа ее эволюционного развития. Портер (Роrter, 1980) описывает эволюцию отраслей, включающую три основных этапа: возникновение, переход к зрелости и упадок (рис. 5.3). Эти этапы в целом аналогичны тому, как развивается продукт, следуя более или менее выраженным стадиям жизненного цикла (см. 0'Shaughnessу, 1995, о сравнении жизненного цикла продукта с моделью эволюции отрасли Портера). Тем не менее эволюция отрасли имеет такое же отношение к продукту, какое жизненный цикл продукта имеет к бренду. Например, если в музыкальной индустрии жизненный цикл продукта может быть связан с виниловыми пластинками или компакт-дисками, эволюция отрасли охватывает переход от цилиндров к пластинкам на 78 оборотов, 45 оборотов, виниловым альбомам, 8-дорожечным катушкам, кассетам, компакт-дискам, цифровым аудиозаписям и последующим технологиям.
Этап
| Проблемы
| Стратегии
| Возникновение
| Технологическая неопределенность Коммерческая неопределенность Неопределенность клиентов Неопределенность каналов
| Выделить новаторов и первых
сторонников
Установить стандарты
Снизить риск затрат на "переход"
Способствовать пробным покупкам
| Переход к зрелости
| Медленный рост,падение прибыли Избыточность мощностей,интенсивная конкуренция Увеличение влияния покупателей Расширение ассортимента продукции
| Управление сочетанием элементов
маркетинга
Удержание клиентов, сегментация
Концентрация внимания на продуктивности
Координация
| Упадок
| Замена новыми технологиями Демографические изменения
| Концентрация или отторжение
| Рис. 5.3. Эволюция отрасли
Неопределенность - это наиболее яркая особенность возникающей отрасли. Примером, наглядно демонстрирующим это, являются последние разработки в области трансляций шоу-программ. В данном случае нет технологической неопределенности в отношении базовых технологий, применяемых для проведения прямых трансляций программ по кабельному или спутниковому телевидению, зато наблюдается существенная неопределенность в связи с сочетанием используемых технологий и тем, каким образом их следует оплачивать. В начале 1980-х гг. проходили дискуссии о кабельном телевидении и о безграничных возможностях промышленного переоборудования систем передачи информации путем отказа от кабельных систем в таких городах Соединенного Королевства, как, например, Ливерпуль. В США возникло множество кабельных каналов, не имеющих определенного стандарта, и многие из них просуществовали недолго. Всего через несколько лет на смену огромным потребностям в инфраструктуре кабельного телевидения пришло не менее капиталоемкое, но более элегантное решение в виде спутникового телевидения. Но даже в этом случае существует вопрос, какой мощности использовать спутники (высокой, средней или же низкой), а также как получать доходы от клиентов. В Великобритании к этим проблемам добавилась еще и неопределенность, связанная с нормами британского законодательства, законодательства Европейского Союза и деятельностью вещательных корпораций, некогда бывших олигополистическими поставщиками. Неудивительно, что в условиях такой неопределенности потребители стали не особенно охотно принимать открывшиеся перед ними новые возможности просмотра телепрограмм.
С ранним этапом формирования отрасли могут быть связаны высокие убытки. Примером тому могут служить убытки, понесенные первооткрывателями конкурирующих технологий в индустрии видеопродукции. В середине 1980-х из трех конкурирующих технологий записи видеокассет и видеодисков выжить удалось только одной - технологии VHS. Двое проигравших в этой борьбе (Philips с лазерными дисками и видеомагнитофонами V2000 и Sопу с форматом ВеtаМах) в конце 1980-х и в 1990-е гг. стали более внимательно наблюдать за возникновением отрасли лазерного воспроизведения. Два лидера в данной отрасли сотрудничали в разработке стандарта компакт-диска и широко лицензировали эту технологию для того, чтобы ускорить ее распространение. С установлением единой технологии компакт-диск стал менее чувствительным к недостатку программного обеспечения, из-за чего видеодиски были столь непривлекательными для покупателей. Покупатели все еще сталкивались с потенциально высокими затратами в том случае, если решали поменять имеющиеся у них коллекции альбомов на компакт-диски, но такое отрицательное воздействие уменьшалось благодаря концентрации внимания на сегментах, очень чувствительных к высокотехнологичному качеству, и на крупных потребителях. Компакт-диск также можно было интегрировать в существующие системы "hi-fi", и он быстро превратился в неотъемлемую часть стандартных блочных систем.
На этапе перехода к зрелости неопределенность уменьшается, но активизируется конкуренция. Как правило, быстрый рост, высокие уровни прибыли, слабая конкуренция и очевидное превосходство отрасли на позднем этапе ее возникновения привлекают множество конкурентов. Те, кто стремился избежать неопределенности на ранних этапах, теперь чувствуют, что пришло время выходить на рынок. Момент принятия такого решения обычно совпадает с началом этапа перехода к зрелости, когда конкуренция активизируется, уровни прибыли падают, рост замедляется и наблюдается избыток мощностей из-за того, что в игру вступает множество производителей. К тому же к этому моменту обычно формируется типичный дизайн продукции, и, следовательно, конкуренция должна строиться на основе цены или расширений/дополнений к продукту. С точки зрения технологии, происходит переход к технологическим процессам; с точки зрения маркетинга, имеет место переход от предпринимательства к управлению сочетанием элементов маркетинга; то есть происходит переход в направлении рационализации, наряду с тщательной идентификацией сегментов рынка и сочетанием элементов маркетинга для удовлетворения потребностей этих сегментов.
Нет ничего неожиданного в том, что компаниям, которым не удается заметить этот переход от предпринимательского к более бюрократическому управлению, приходится трудно, Возьмем, к примеру, компанию Sinclair, которая стремилась к дифференцированию рынка в середине 1980-х гг., выступив с предложением микрокомпьютера QL, уже после возникновения установленных промышленных стандартов 1ВМ РС. Аналогичным образом, с серьезными трудностями столкнулась компания Атstrad, когда ее стратегиям, направленным на предпринимательство, снижение затрат и совершенствование каналов распределения, последовалитакие лидеры отрасли, как 1ВМ и Olivetti.
Причиной упадка в отрасли обычно является появление аналогичных продуктов или демографические изменения. Приемлемыми, как правило, бывают две основные стратегии: изъятие инвестиций либо концентрация внимания на эффективных поставках в надежный сегмент рынка. Хотя базовых вариантов совсем не много, задача, связанная с принятием решения, для многих отраслей оказывается не простой из-за существования устойчивых интересов внутри сектора, пришедшего в упадок. Удивительно, что на этом последнем этапе, по сравнению с более ранними стадиями эволюции отрасли, очевидно, существует больше организационных вариантов в отношении того, каким образом следует внедрять базовые стратегии. Может быть принято решение об изъятии инвестиций или о максимальном извлечении доходов компании, попавшей в упадочный сектор. Можно упорно заботиться о существующем уже давно, а сейчас затухающем целевом рынке; или с предпринимательским жаром стараться извлечь выгоду из меняющихся потребностей. Из того, что осталось от таких отраслей, конечно, можно получить немалую прибыль, и в этом на собственном опыте убедилась компания АЕМ, дочернее предприятие RTZ. Эта компания специализируется на производстве самолетов и техническом обслуживании летательных аппаратов, от массового выпуска которых уже в основном отказались ведущие производители авиационных конструкций и двигателей.
Эволюция отрасли отражает интенсивные изменения, которые происходят в отрасли по мере ее перехода от одного этапа развития к другому, Меняются не только важнейшие проблемы, но и в равной степени задачи управления и стили, приемлемые на каждом этапе. Эволюция отрасли также доказывает, что сам успех отрасли может быть причиной поражения некоторых фирм, не умеющих приспособить свои методы и стили работы к изменяющимся условиям. Фирмы, которые были преуспевающими и использовали предпринимательский стиль работы на этапе возникновения отрасли, могут испытывать затруднения на этапе перехода к более бюрократическим методам деятельности. Аналогичным образом фирмы, которые привыкли жить в условиях стабильности и зрелости, могут столкнуться с трудностями в управлении бизнесом на этапе упадка, когда более уместным становится высоко сконцентрированный метод работы в условиях ограниченных затрат. Осознание этапа развития отрасли имеет большое значение для того, чтобы компания могла существовать в новой среде, используя подходящий стиль руководства.
|
|