Обратная связь
|
Интерпретация организационных характеристик Именование организационной характеристики ресурсом, сильной или слабой особенностью, активом или обязательством связано с риском: неужели нам уже известно, какой будет наша маркетинговая стратегия? Дей (Day, 1997) пишет:
"Каждое предприятие приобретает множество возможностей, позволяющих ему перемещать свои продукты по цепочке начисления стоимости. Только немногие из этих возможностей должны превосходить возможности конкурентов. Это и есть те характерные возможности, которые позволяют сохранить предложение ценности, важное для клиентов и не поддающееся воспроизведению конкурентами".
На самом деле понятно, что различные способы создания превосходной ценности для клиентов требуют использования принципиально разных ресурсов. Например, Триси и Уиерсеме (Тгеасу and Wiersema, 1995b) выделяют три различных "признака ценности", каждый из которых прекрасно подходит для удовлетворения характерных потребностей одного типа клиентов и каждый из которых требует различных ресурсных возможностей (рис. 6.2):
1. Операционное совершенство:поставки среднерыночных продуктов по оптимальной цене с минимальными неудобствами. Примерами могут служить работающие на массовом рынке розничные компании, предлагающие обслуживание "без всяких дополнительных услуг": Aldi в сфере торговли продуктами питания, Matalan в сфере торговли одеждой, а также экспресс-закусочные - McDonalds, Burger King и KFC.
Рис. 6.2. Признаки ценности
Эта стратегия требует от организации достижения превосходства в основных процессах выполнения заказов, управления цепочкой поставок, логистики, предоставления услуг и обработки транзакций.
2. Лидерство по продукции:предложение продуктов, "раздвигающих границы" в сфере характеристик продуктов и услуг. Компания Intel является лидером по продукции в отрасли производства компьютерных микросхем, Nike - в отрасли производства спортивной обуви. Прекрасным примером служит бизнес компании Hewlett-Packard в сфере производства компьютерных принтеров. Эта компания добилась господства на рынке благодаря важнейшим достижениям в технологии, быстрому внедрению новых разновидностей продуктов, снижению цен и готовности атаковать конкурентов. К ключевым процессам, лежащим в основе этой стратегии, относятся: чувство рынка (скрытых потребностей клиентов), открытость новым идеям, быстрота разработки и выпуска на рынок продуктов, интеграция технологий и гибкое производство. Управление и структура могут быть децентрализованными, ориентированными на групповую работу, свободно связанными.
3. Тесная связь с клиентом:удовлетворение потребностей конкретных клиентов в условиях развитых взаимоотношений. Важнейшими требованиями являются: гибкость, мышление "будь по-вашему", овладение искусством "массового производства под заказ", позволяющего удовлетворять характерные потребности микросегментов рынка, и умение поддерживать долгосрочные отношения с клиентами.
Хэмел (Hamel, 1996) убедительно доказывает, что в процессе создания эффективной стратегии "в начале вы не можете предвидеть, чем все закончится". Нужно быть достаточно гибкими для того, чтобы менять свои представления о корпоративных возможностях по мере того как в процессе анализа будут появляться новые варианты маркетинговой стратегии (и наоборот), а также для того, чтобы в результате переосмыслить привлекательность вариантов стратегии, если это потребуется.
Стремясь выявить ключевые ресурсы, Портер (Porter, 1996) указывает на опасности, которые таит в себе "ловушка конкурентного сближения". Он пишет, что опасность, связанная со стремлением компаний к совершенствованию операционной эффективности, состоит не только в том, что мы подменяем эффективность работы стратегией, а в том, что конкурирующие компании становятся все больше похожими друг на друга: "Чем активнее компании занимаются бенчмаркингом (сравнением с контрольными точками), тем более подобными они становятся... Непрерывное совершенствование стало навязчивой идеей менеджеров. Но инструменты совершенствования непреднамеренно подталкивают компании к имитации и единообразию". В попытке оценить корпоративные возможности нам следует направить усилия на поиск источников конкурентной дифференциации и преимущества в тех видах и сферах деятельности, которые важны для клиентов, а не просто являются основами операционной эффективности.
(Также следует помнить об огромном значении методов классификации, группировки тех факторов, которые, по нашему мнению, являются ресурсами организации. Стратегия состоит не только в совершенствовании операций; не может она состоять и в исключительной концентрации внимания на нескольких основных видах компетентности (особенно если это те же факторы, которые наши конкуренты считают своими собственными видами компетентности). Реальное устойчивое преимущество основано на том, каким образом сочетаются различные ресурсы, создавая уникальную базу для уникальной конкурентной стратегии. В
(качестве иллюстрации Портер приводит пример из отрасли проката автомобилей. Такие компании, как Hertz, Avis и National, являются лидирующими брендами, но прибыльность их в целом низкая - эти фирмы зациклились на конкуренции в области операционной эффективности, предлагая однотипные автомобили в однотипных аэропортах, используя при этом одинаковые технологии. С другой стороны, компания Enterprise добивается высочайшей производительности в той же отрасли, имея в своем распоряжении более мелкие точки, расположенные отнюдь не возле аэропортов, не уделяя много внимания рекламе, предлагая более старые автомобили. Компания Enterprise делает все иначе. Здесь работают более опытные сотрудники и действуют группы торговых агентов, заключающих сделки с предприятиями, - компания специализируется на временной замене автомобилей для тех, чье собственное транспортное средство в данный момент не на ходу. Она позволила себе уйти от предложения проката автомобилей в крупнейших аэропортах людям, находящимся в служебных командировках. Суть в том, что каждая отдельно взятая возможность компании Enterprise является вполне обыкновенной, но вместе они представляют собой мощную структуру, позволяющую добиться дифференцированного конкурентного положения и превосходной производительности (Porter, цитата в работе Джексона (Jackson), 1997).
Оценивая ресурсы, менеджерам следует искать преимущества в том, каким образом сочетаются различные факторы, а не просто изучать отдельные ресурсы, имеющиеся в наличии. Поистине критическим может стать вопрос о том, можно ли успешно управлять возможностями в условиях союза нескольких компаний (см. главу 15).
Давление статус-кво
Важно подумать и над тем, чьей точке зрения на ресурсы следовать -ведь почти все выводы в данной сфере основаны на субъективных суждениях. Как верно подметил Хэмел (Hamel, 1996), "бутылочное горлышко у бутылки находится вверху". Высшее руководство может защищать традиционные взгляды потому, что они им близки, и потому, что на их основе были построены карьеры большинства руководителей: "Где вы скорее всего найдете людей с наименее разноплановым опытом, максимальными инвестициями в прошлом и величайшим почтением к стратегическим догмам? Наверху" (Hamel, 1996).
Новые взгляды на ресурсы организации можно обнаружить там, где и не ожидаешь. Хэмел описывает, как в одной компании идея о возможности получения нескольких миллионов долларов пришла в голову секретарше чуть старше 20 лет, а в другой - некоторые из блестящих идей относительно ключевых видов компетентности организации исходили от оператора автопогрузчика. В одной компании, специализирующейся на бухгалтерском учете, партнеры узнали о виртуальной реальности от младшего сотрудника, которому было всего 25 лет.
По крайней мере, пытаясь оценить ресурсы, следует учитывать и мнение тех, кто руководит бизнесом, и мнение других лиц, чья способность проникновения в суть может оказаться исключительно ценной. Например, идея проведения всемирно известной рекламной кампании фирмы Avis под девизом "Мы стараемся больше" принадлежала рекламному i агентству, к которому Роберт Таунсенд обратился за помощью в поиске конкурентного преимущества, которое позволило бы полностью изменить положение компании Avis, в то время переживавшей трудный период. По мнению агентства, у компании не было другого конкурентного преимущества, кроме того факта, что ее сотрудники, очевидно, "старались изо всех сил", возможно, они были просто вынуждены делать это. Это и стало ядром исключительно успешной реверсивной стратегии Avis, и, нужно отметить, сначала исполнительное руководство было против нее, поскольку придерживалось более традиционного взгляда на бизнес проката автомобилей.
Помня обо всех этих тонкостях, можно переходить к основанному на ресурсах взгляду на фирму и к вопросу о корпоративных возможностях.
|
|