Источники взгляда на фирму с точки зрения ее ресурсов RBV в настоящее время принят в большинстве современных трудов, посвященных стратегии (см., например, Grant, 1995; Mahoney, 1995; Wernerfelt, 1995 - исчерпывающее описание данной теории). Основополагающий принцип RBV состоит в том, что для устойчивости стратегии она должна быть жестко подчинена ресурсам и возможностям фирмы. Грант (1995) так сформулировал свою точку зрения: "В общем, чем выше темпы изменений в среде, окружающей компанию, тем больше она должна стремиться к тому, чтобы основывать долгосрочную стратегию на своих внутренних ресурсах и возможностях, вместо того, чтобы концентрировать внимание на внешнем рынке".
Грант приводит пример о производителях пишущих машинок, в 1980-е гг. оказавшихся перед лицом революции, связанной с распространением ПК. Грант полагает, что в данном случае можно было выбрать только одну из двух стратегий: либо продолжать работу на традиционном рынке и попытаться овладеть технологией электронной обработки текстов, либо искать выходы на другие рынки, где можно было бы воспользоваться существующими видами компетентности и возможностями. Переход компании Olivetti от производства пишущих машинок к компьютерам служит примером следования первой стратегии. Переход других компаний на рынок принтеров с целью полезного использования имеющихся ресурсов - пример выбора второй стратегии. Впрочем, недальновидным можно назвать мнение, согласно которому эти стратегии являются единственно возможными или взаимоисключающими.
Несмотря на такую ограниченность взглядов, RBV предлагает ряд полезных способов, позволяющих глубже понять природу корпоративных ресурсов. Существует несколько различных взглядов на определение и классификацию ресурсов:
■ все, что можно считать сильной или слабой особенностью фирмы (Wernerfelt, 1984);
■ резервы имеющихся факторов, принадлежащих фирме или контролируемых ею (Amit and Shoemaker, 1993);
■ совокупность активов, возможностей, организационных процессов, особенностей фирмы, информации и знаний (Barney, 1991).
Как бы там ни было, Дей (Day, 1994) предложил применять одну особенно полезную систему, позволяющую отделить активыкомпании от ее возможностей.
Согласно терминологии Дея, активы организации - это ценности, накопленные предприятием, например, полученные в результате инвестиций в масштабное производство, заводы, участки и в брендовый капитал. Возможности являются отражением синергии между этими активами и позволяют использовать их на благо компании. В соответствии с этими определениями терминов, возможности - это сложные совокупности навыков и коллективного обучения, обеспечивающие превосходную координацию функциональных видов деятельности на основе организационных процессов.
В настоящей главе мы допускаем, что ресурсы состоят из активов и возможностей, и употребляем термины "возможности" и "виды компетентности" в качестве взаимозаменяемых. Структурная основа анализа, которая будет рассмотрена ниже, схематически изображена на рис. 6.4.
Активы организации
В качестве ценных ресурсов активы организации могут в целом быть материальными или нематериальными и включать в себя следующее:
■ физические активы:такие как земля, помещения и проч., собственные или контролируемые;
■ финансовые активы:в материальной форме - наличные на руках, а также в нематериальном виде - например, кредитоспособность или оцененная кредитоспособность;
■ эксплуатационные активы:материальные - заводы и оборудование для производства продуктов и услуг, нематериальные - системы и процессы;
■ кадровые активы:люди, работающие на фирме (материальные активы) и их качества, черты характера и умения (нематериальные);
■ маркетинговые активы:в первую очередь нематериальные, такие как отношения с клиентами и посредниками, бренд и его репутация, лояльность клиентов и текущее позиционирование на рынке (см. ниже активы, основанные на клиентах);
■ правовые активы:такие как патенты и авторские права или репутация фирмы в связи с судебными спорами (такие компании, как McDonald's и Virgin, известны готовностью обращаться в суд ради защиты своих прав, что не решаются делать их конкуренты);
■ системные:материальные - базы данных и управленческие информационные системы, нематериальные - системы поддержки принятия решений.
Наш подход к оценке этих типов ресурсов представлен ниже.
Организационные возможности
В то время как активы представляют собой один тип ресурсов согласно RBV, возможности или виды компетентности - это другой тип. Это умение предприятия организовывать, управлять, координировать или предпринимать конкретные виды деятельности в совокупности (Teece at al., 1992), что тесно связано с рассмотрением ключевых видов компетентности, которое приводится ниже. По сути, возможности относятся к умению фирмы использовать свои активы при помощи организационных процессов ради достижения желаемого результата. Хулей и др. (Hooley at al., 1998) предлагают типологию возможностей по двум основным измерениям, как показано на рис. 6.4, в зависимости от того, являются ли они стратегическими или операционными, и от того, основаны ли они на возможностях индивидуумов или находятся на определенном корпоративном уровне.
Во-первых, возможности делятся на стратегические, функциональные и операционные:
■ Стратегические возможностилежат в основе определения направления фирмы. К ним относятся такие вопросы, как преобладающая логика или ориентация, направляющая действия руководства (что серьезно сказывается на стратегическом направлении), способность организации к обучению (приобретение, усвоение информации и действия, основанные на ней), а также способность высшего руководства внедрять стратегии.
■ Функциональные возможностисвязаны с выполнением функциональных задач. К этой группе относятся маркетинговые возможности (см. ниже), способности к финансовому управлению и управлению операциями. Дей (1994) удачно разделил их на категории возможностей под названиями "изнутри-наружу", "снаружи-внутрь" и возможности "охвата" (см. ниже).
■ Операционные возможностикасаются выполнения индивидуальных линейных задач, таких как управление оборудованием, применение информационных систем и выполнение заказов.
Во-вторых, возможности могут принадлежать индивидуумам, группам или существовать на корпоративном уровне:
■ Индивидуальные виды компетентности- это навыки и умения людей в организации, включающие умение критически анализировать и оценивать данную ситуацию (будь то президент компании, оценивающий стратегическую проблему, или цеховой рабочий, оценивающий серьезность неполадок в оборудовании).
■ Групповые виды компетентности- когда индивидуальные умения совместно представлены в объединенных группах или в специальных
неформальных коллективах, связанных с решением задач. Хотя умения индивидуумов, несомненно, очень важны, не менее значимой является способность каждого к конструктивной работе в коллективе.
■ Виды компетентности на корпоративном уровнесвязаны с возможностями фирмы в целом выполнять стратегические, функциональные или операционные задачи. Сюда можно отнести способность компании к проведению внутреннего обучения, чтобы не только отдельные лица владели важнейшей информацией, но и происходил обмен ею в компании.
Всегда существует риск того, что перечни, подобные приведенным выше, покажутся произвольно составленными и упрощенными, когда речь пойдет об изучении конкретной организации. Но, возможно, фундаментальное значение RBV состоит в том, что он подчеркивает один факт: многие важнейшие ресурсы и возможности создаются на протяжении всего существования компании; они являются результатом продолжительного накопления знаний и длительных процессов обучения. Обычно эти ресурсы и возможности нельзя быстро и легко изменить. Этот подход обогащает наше понимание потенциала компании на рынке, и мы видим, что этот потенциал может быть связан с вопросом об ориентации на рынок за счет конкурентного позиционирования фирмы (т.е. выбора рыночных целей и стремления к конкурентному преимуществу).
RBV также может быть связана с проблемой основных видов компетентности, которая будет рассмотрена ниже. Все это - попытки решить одну и ту же задачу, касающуюся понимания того, чего компания может достичь благодаря использованию своих возможностей на рынке.
|