Обратная связь
|
Название и репутация компании Одним из важнейших активов, связанных с клиентами, является репутация или имидж компании. Такие компании, как Mercedes, BMW и Rolls-Royce обладают четко выраженным образом поставщика целого ряда ценностей для клиента (надежность, долговечность, престиж, качество продукта в целом) на рынках, где они работают.
Название компании переносит актив на все продукты компании, в которых он четко просматривается. Действительно, во многих случаях, когда корпоративная идентичность представляет собой сильный актив, она превращается в бренд и используется для обозначения множества разнообразных продуктов (например, Virgin, Kodak и Sainsbury's - это не только названия компаний, но и бренды, обладающие существенными привилегиями с точки зрения клиентов).
В то же время имидж и репутация компании могут быть и отрицательными активами, т.е. пассивами. Такое влияние может выходить далеко за пределы мнения клиентов о качестве продукции. В ходе исследования Огилви и Матера (Ogilvy and Mather) в 1996 году было проведено сравнение мнений потребителей об одних компаниях как о "ловких негодяях" в противовес другим - "совестливым и неподкупным". Верхние строки этического рейтинга заняли компании Marks & Spencer, Boots, Virgin Atlantic, Cadbury и The Body Shop. В самом низу списка оказались: Camelot (британский оператор лотерейного бизнеса), газета The Sun, предприятие коммунальных услуг Yorkshire Water, букмекерские компании William Hill и Ladbrokes, а также Sky TV (Bell, 1996). Серьезность этого вопроса подчеркивает и тот факт, что потребители все менее охотно имеют дело с компаниями, поведение которых считают неэтичным (Bernoth, 1996).
Также большое значение имеет то, как фирмы относятся к недоброй славе о себе. Так, например, репутация компании Firestone, производителя автопокрышек, серьезно пострадала из-за публичного скандала с компанией Ford о причинах 170 смертельных случаев в результате автомобильных катастроф и сотен аварий, произошедших в США с автомобилями модели Ford Explorer, оснащенных шинами Firestone. Компанией Ford в итоге было изъято 13 млн автопокрышек; затраты составили 3 млрд долларов США {Marketing Business, июль/август 2001).
Автомобили Skoda больше всего известны в Британии в качестве мишени для острот, отражающих широко распространенное, но ошибочное мнение о том, что это автомобили очень низкого качества. В 1995 году компания Skoda, готовясь к выпуску на рынок Великобритании новой модели, провела анонимные тесты для оценки потребителями транспортного средства. Те, кто не знал марки автомобиля, дали ему более высокую оценку как по дизайну, так и по стоимости. Если участникам тестирования становилось известно название Skoda, отношение к дизайну было не столь благосклонным, да и оценки стоимости были значительно ниже. Впоследствии в рекламной кампании такой имидж обыграли в шуточной форме, показывая покупателей, довольных своими автомобилями, но стесняющихся того, что приобрели "Шкоду".
Таким образом, мы постепенно переходим от названия и репутации компании к брендингу.
Брендинг
Корпоративная идентичность и использование брендов остаются основой многих представлений о маркетинге. Например, агентство Interbrand сообщает о десяти наиболее ценных брендах в мире. Результаты представлены в табл. 6.1 (и регулярно обновляются на вебсайте компании).
Таблица 6.1. Десять ведущих брендов
*Оценка основана на: I) "весе" компании - степени ее господства на рынке, 2) "длине" - протяженности ее рынков, 3) "ширине" - оценке по возрастным, религиозным и прочим аспектам, 4) "глубине" - приверженности клиентов.
Источник: Interbrand (1996, 2001)
Этот список вызвал массу комментариев, поскольку, согласно полученной оценке, Coca-Cola впервые опередила McDonald's. Британскими брендами, занявшими самые высокие места в рейтинге компании Interbrand в 2000 году, стали: Reuters (46-е место), Shell (60-е), Burger King (61-e), Smirnoff (62-е), Johnny Walker (67-е) и Guinness (74-е). Не удивительно, что верхние строки в оценочных списках занимают бренды из США, на долю которых приходится 73 процента стоимости среди всех глобальных брендов. Второе место по стоимости брендов занимает Япония (6 процентов), за ней следует Германия (также 6 процентов) и Великобритания (4 процента) (Ambler, 2001).
Такие списки, конечно, не являются исчерпывающими, поскольку "победителей" выбирают больше по выбранным критериям, чем по реальной стоимости данного бренда.
Еще более важно то, что среди компаний, корпоративная идентичность которых является скорее пассивом или несуществующими активами, больше внимания уделяется созданию или приобретению отдельных брендов в качестве активов. Например, компания Beechams специально приступила к приобретению брендов, которые обладают соответствующей рыночной репутацией. Бренд Bovril был куплен для того, чтобы способствовать продвижению на рынок бульонных кубиков (поскольку Bovril - это признанное наименование бренда на том же рынке мясных экстрактов).
Компании, которым недостаточно корпоративной идентичности, основанной на клиентах, такие как Rank Hovis McDougall (RHM), превратили имеющиеся у них разнообразные бренды в свои основные активы. Так, например, бренд Bisto, знаменитый на британском рынке лидер в сфере производства соусов, был выгодно использован компанией RHM для продвижения на рынок супов и соусов.
Как и в случае с репутацией, в течение долгого времени при оценке стоимости компании стоимость брендов относилась к "гудвиллу". В 1988 году, во время приобретения компанией Nestle кондитерской фирмы Rowntree, покупатель заплатил в шесть раз больше балансовой стоимости активов компании, чтобы заполучить в свое распоряжение бренды Kit-Kat, Quality Street, Smarties, Rolo и Yorkie.
Автомобильная промышленность Великобритании, наверное, является одним из наиболее удачных примеров активов, основанных на брендах или марках. На протяжении многих лет компания Rover Group и ее предшественники располагали ценными активами в виде марок автомобилей Rover, Wolseley, MG, Austin Healey и Jaguar. В течение короткого периода времени, когда компании BMW принадлежало то, что в немецкой печати назвали "Английским пациентом" (по названию нашумевшего фильма), BMW пыталась внедрить ценности бренда BMW в продукцию и операции группы Rover в качестве объединяющего фактора для всей компании и ее цепочки поставок. Когда компания BMW продала Rover за 10 фунтов стерлингов консорциуму во главе с бывшим исполнительным директором компании Джоном Тауэром, негласно было признано, что ей не удалось передать этой группе необходимые ценности бренда, а без них BMW вряд ли представляла бы себе будущее компании.
В другом секторе автомобильного рынка автомобили компании Rolls-Royce (теперь являющейся частью Vickers и полностью независимой от компании Rolls-Royce Aero Engine) возродили название Bentley. Фирма Bentley стала частью компании Rolls-Royce в 1930-е гг., представляя собой марку успешного "спортивного" автомобиля, но ее потенциал так и не был полностью реализован - по сути, это был просто другой значок на капоте того же автомобиля. Тем не менее, как показало исследование рынка, для реальных и потенциальных покупателей слова "Bentley" и "Rolls-Royce" имели совершенно разное значение. В то время как Rolls считали автомобилем, в котором возят тех, "кто добился успеха в жизни", Bentley рассматривали в качестве "спортивного автомобиля для самостоятельного вождения". Bentley стал синонимом занижения благосостояния в отличие от богатства, которое владелец автомобиля Rolls-Royce даже не пытается скрыть. Автомобиль марки Bentley был повторно выпущен на рынок для того, чтобы воспользоваться преимуществом и сделать этот спортивный автомобиль, имеющий двигатель с турбонадду-вом, привлекательным непосредственно для молодых, активных и в то же время богатых водителей. На этом рынке он вполне успешно конкурирует с марками автомобилей Porsche, Mercedes и Jaguar.
Брендинг работает и на уровне личностей. Например, недавно спортсмены и спортсменки стали патентовать свои имена и прозвища, используемые в мерчандайзинге и рекламе. Футболисты Алан Ширер (Alan Shearer), Поль Гасконь (Paul Gascoigne) и Райан Гиггс (Ryan Giggs) зарегистрировали свои фамилии и прозвища "Газза" (Gazza), Тиггси" (Giggsy) и "Гиггс И" (Giggs 11). Эрик Кантона (Eric Cantona), бывший игрок "Манчестер Юнайтед" запатентовал свое имя и слоган "Ох, ах Кантона", скандируемый болельщиками. Автогонщик Деймон Хилл зарегистрировал фотографию своих глаз, глядящих сквозь стекло гоночного шлема (впоследствии это изображение было использовано в рекламе, например, фирмы Anderson Consulting). Дики Берд, бывший международный арбитр по крикету, выпустил пивную кружку в виде своей фигуры. Каждый из перечисленных выше лиц имеет право на получение примерно 10-процентного отчисления от продаж продуктов в случае использования зарегистрированных имен, слоганов и прозвищ. Только в Соединенном Королевстве объем коммерческой деятельности в сфере футбольной экипировки в 1996 году составил 100 млн фунтов стерлингов, не включая футбольные бутсы - а это еще ПО млн фунтов стерлингов. На многие из этих товаров, которые сейчас продаются на рынке, нанесены имена игроков (The Guardian, 30 августа 1997). Аналогично и в США используются имена крупнейших звезд баскетбола и футбола. Фактически, по ряду причин брендинг остается исключительно актуальной маркетинговой проблемой:
■ Создавать бренды непросто:например, из 50 ведущих брендов торговли продуктами питания в Великобритании всего несколько являются новыми: 4 бренда появились в 1800-е годы, 16 - в период с 1900 по 1950 г., 21 бренд - с 1950 по 1975 г., и всего 9 брендов появилось после 1975 года. Исходя из простых соображений экономики, бренды, однажды завоевавшие признание, необходимо использовать в полной мере.
■ Бренды увеличивают ценность для клиентов:приведем классический пример. При анонимном тестировании 51 процент потребителей отдали предпочтение напитку Pepsi, а не Coca-Cola, но во время "открытых" тестов 65 процентов выбирают напиток Coca-Cola: предпочтения к безалкогольным напиткам основываются на имидже бренда, а не на вкусе продукта (de Chernatony and MacDonald, 1992).
■ Бренды создают обороняемую конкурентную позицию:печеные бобы Heinz - это эталонный и старый бренд. В 1996 году некоторые виды печеных бобов под собственными брендами супермаркетов продавались по цене всего 3 пенса за банку. Сила же этого бренда такова, что покупатели Heinz не только остаются лояльными при цене ровно в девять раз выше названной, но, фактически, компания Heinz могла бы в этот момент и повысить цены на свою продукцию. За всю "войну" падение доходов Heinz составило всего 4 процента.
■ Бренды способствуют удержанию клиентов:результаты исследования, финансированного коалицией брендового капитала США (US Coalition for Brand Equity), свидетельствуют о том, что лояльность к бренду делает покупателей менее восприимчивыми к кампаниям конкурентов по продвижению продуктов и способствует тому, чтобы они более охотно пробовали новые продукты и услуги под тем же брендом. Исследование 400 брендов на протяжении восьми лет, проведенное организацией "Информационные ресурсы" (Information Resources), показало, что у преуспевающих брендов увеличение на 30 процентов объема продаж, считающееся результатом новой рекламы, происходит благодаря привлечению новых клиентов, но на 70 процентов - благодаря существующим покупателям (Каnner, 1996).
■ Бренды могут трансформировать рынки:сектор финансовых услуг в Великобритании в течение длительного времени ассоциировался со слабым брендингом и низкой осведомленностью о брендах. Такие названия, как Provident, Perpetual и Scottish, наводят на мысль о бережливости, и только. Компания Virgin Direct и банк Sainsbury быстро и с минимальными затратами заполучили долю на рынке финансовых услуг благодаря проникновению своих мощных брендов в этот сектор.
■ Бренды демонстрируют финансовую эффективность:согласно результатам исследования, проведенного компаниями Citibank и Interbrand в 1997 году, компании, бизнес которых базируется на брендах, в течение 15 лет имеют превосходство на рынке ценных бумаг. Но в том же исследовании отмечена опасная тенденция урезания инвестиции в бренды некоторыми их владельцами в середине 1990-х гг., что отрицательно сказалось на производительности компаний (Smith, 1997).
■ Бренды могут пересекать государственные границы:глобаль ные бренды становятся все более распространенными, и многие фирмы пытаются привести свои бренды к единому стандарту на международных рынках, по мере того как клиентура также приобретает глобальный характер. Например, компания мобильных коммуникаций Vodafone недавно провела "миграцию" среди своих региональных брендов, создав один глобальный бренд Vodafone. Греческая дочерняя компания, ранее носившая название Panafon, затем - Panafon-Vodafone, в январе 2002 года стала называться просто Vodafone. Затем та же судьба постигла немецкий бренд Vodafone D2, переименованный в марте, и шведский Europolitan Vodafone - в апреле. Чтобы облегчить процесс миграции, фирма взяла на вооружение стратегию двойного брендинга, т.е. в течение ограниченного периода времени название Vodafone употреблялось вместе с оригинальным названием, что способствовало узнаваемости бренда клиентами (Marketing Business, март 2002).
|
|