Обратная связь
|
Априорные методы с составными переменными Недавно традиционные демографические и социально-экономические средства априорной сегментации пополнились более сложными методами, которые популяризируются по крайней мере в области потребительского маркетинга рекламными агентствами и организациями рыночных исследований. К ним относятся субъективные методы и специфичные для маркетинга объективные критерии, описанные в главе 10. Различие между ними и подходами, рассмотренными выше, состоит в том, что в них сразу рассматриваются составные критерии, а сегменты создаются на основе этих составных критериев. Было предложено несколько разных систем потребительской классификации, среди них- классификация жилых районов (ACORN), MOSAIC, ценности и образ жизни (VALS). Эти системы были созданы на основе анализа больших наборов данных (в первых двух случаях- официальных данных переписи населения) с применением методов гнездового анализа. И сегодня они по-прежнему считаются априорными по той причине, что если их составить один раз, то потом любой пользователь может получить их в готовом виде от соответствующих агентств.
Среди априорных методов с составными переменными раньше всех стали применяться перечни человеческих качеств (в 1960-70-х годах). В то время исследователи стремились вывести типологию индивидуальности, которую можно было бы соотнести с решениями о покупке и схемой потребления примерно так же, как и социально-экономические факторы. Методику оценки индивидуальных человеческих качеств для маркетинга позаимствовали у психологов. Давно принятые в психологии тесты, такие как список индивидуальных предпочтений Эдвардса или список 16 PF Кателля были опробованы в маркетинговой среде. К сожалению, эти тесты показали, что они обладают не намного более высокой различительной способностью, чем гораздо более простые демографические и социально-экономические методы.
По сравнению с готовыми демографическими и социально-экономическими методами, перечни личных качеств имеют незначительное и несущественное преимущество. В небольшой степени они действительно могут провести различия между некоторыми продуктами, связанными со значительным вовлечением потребителя, но и в этих случаях они не дают объяснений большей части отличий. Как и в случае с демографическими и социально-экономическими методами, они, похоже, обладают самым высоким различительным потенциалом на рынках, где их определение играет вполне заметную роль. Это, например, курение, которое отражает наркотическую зависимость, и дезодоранты, которые говорят об ощущении беспокойства. Однако неуловимость нюансов в оценке личных качеств обусловливает их меньшую полезность в качестве готового критерия в большинстве случаев. Это связано с тем, что различия между индивидуальностями не настолько ярки и очевидны, как физиологические различия, которые может оценить демография: интроверсия и зависимость - вполне определенные черты личности, но они никоим образом не являются легко определяемыми или связанными с поведением так, как пол или возраст.
В то же время, изучая качества личности как основания для сегментации, специалисты по маркетингу экспериментировали с сочетанием демографических характеристик, стремясь выработать понятие жизненного цикла потребителя. В рамках данной модели для определения этапа жизненного цикла объединяли возраст, семейное положение и размер семьи. Такой подход используется для продажи организованного отдыха, страхования, жилья, продуктов для детей до года и потребительских товаров длительного пользования. В последнее время появилась система классификации SAGACITY, разработанная агентством маркетинговых исследований Research Services Ltd. В данной системе жизненный цикл (материально зависимый от родителей, еще не женатый, семейный и преклонного возраста) сочетается с доходом (более высокий и более низкий) и родом занятий (рабочие - "синие воротнички" и служащие - "белые воротнички"). Крауч и Хаусден (Crouch and Housden, 1996) приводят список из 12 сегментов SAGACITY и показывают, какие типы продуктов вероятнее всего будут приобретать разные сегменты.
Появление геодемографической базы данных системы классификации жилых районов ACORN компании CACI стало одним из самых значительных шагов вперед в создании методов сегментации и таргетинга. В ее основу легли сегменты, выведенные из опубликованной информации о результатах переписи населения, которые позволяют классифицировать жилые районы по типу жилья. Несмотря на то, что за основу взят грубый критерий, огромное преимущество предлагаемой работы связано с собственными исследованиями компании CACI, связывающими группы жилья с демографическими характеристиками и поведением покупателя, а также с возможностями нацеливания на домохозяйства. Поэтому система устанавливает прямую связь между готовым делением и индивидуумами, в отличие от предыдущих методов, которые предлагали только непрямые средства контакта с установленными демографическими или личностными сегментами.
Метод CACI, как и другие априорные методы, имеет недостатки, заключающиеся в вариативности внутри жилых районов и неодинаковости характера покупок по многим классам продуктов. Инглиш (English, 1989) приводит в подтверждение пример, в котором пять переписных участков (отдельные группы жилых районов, насчитывающие по 150 домовладений) проклассифицированы согласно геодемографическим методам. Два из пяти районов были признаны основными потенциальными клиентами почтовой рекламы. Однако при изучении индивидуальных характеристик в пяти группах оказалось, соответственно, 31, 14, 10, 10 и 7 потенциальных клиентов: переписные участки были проклассифицированы в соответствии с правильным количеством потенциальных клиентов, но классификации жилых районов сами по себе оказались неподходящим методом таргетинга. При наличии лишь 31 целевого клиента на самом благоприятном для почтовой рекламы переписном участке 119 из 150 домохозяйств ошибочно попали бы под прицел маркетинговой деятельности. Откровенно говоря, как и в случае с другими рассмотренными ранее средствами готовой сегментации, геодемографические характеристики эффективны только в отношении продуктов, непосредственно связанных с характеристиками жилых районов; например, с потребностью в двойном остеклении, садовом оборудовании и т.п. И даже в этом случае нацеливание на наиболее подходящие переписные участки увеличивает вероятность привлечения целевого клиента с менее чем 10 процентов до более 20 процентов, но промахи все же случаются гораздо чаще, чем попадания в цель. К более современным разработкам относятся MOSAIC компании CCN, PIN компании Pinpoint и SuperProfiles; все они основаны на данных переписи населения, но используют разные статьи и разные методы объединения в группы (Crimp and Wright, 1995).
Сегментация в соответствии с образом жизни предоставляет возможность совмещения геодемографических данных с характеристиками образа жизни. В такой описательной форме они существуют уже некоторое время, и с ними связан первоначальный успех сети складов Storehouse's Habitat и успех консервативной партии на всеобщих выборах 1986 года в Великобритании. Иногда их используют совместно с демографическими характеристиками; в таком случае они составляют вторую часть двухэтапной сегментации. В исследованиях третьего возраста именно так и поступили: вначале признали целевым рынком группу населения старше 65 лет, а затем разделили эту группу в соответствии с образом жизни на сегменты: безразличные, довольные, исследователи, подверженные страху, организаторы, нытики, светские львы и сохраняющие статус-кво. Любому, кто общался более чем с одним человеком преклонного возраста, очевидно, что эти ярлыки гораздо лучше раскрывают суть клиента в возрасте старше 65, чем просто их возраст.
Стэнфордский институт исследований, США, разработал систему сегментации в соответствии с образом жизни. Она называется ценности и образ жизни (VALS), которая выделяет семь категорий: верующие(патриотичные устойчивые традиционалисты, довольные своей жизнью); добивающиеся(состоятельные самоуверенные материалисты средних лет); борцы(честолюбивые молодые совершеннолетние, которые пытаются пробиться в жизни); независимые(импульсивные, экспериментирующие и немного самовлюбленные); социально сознательные(зрелые, преуспевающие, ориентированные на решение конкретных проблем люди, которые любят совершать благие дела); пережившие своих сверстников(старые и бедные люди без особого оптимизма по поводу будущего); старающиеся(недовольные собственным положением и пытающиеся свести концы с концами). Аналогичная система была разработана для использования в маркетинге паневропейских стран; в нее вошли: преуспевающие идеалисты; состоятельные материалисты; довольные верующие; недовольные одинокие старики; оптимистичные борцы(Hindle and Thomas, 1994).
Последние разработки связали сегменты, выделенные в соответствии с образом жизни, с базами данных о клиентах. В Соединенном Королевстве их несколько (Coad, 1989):
■ The Lifestyle Selector.База данных Соединенного Королевства, созданная в 1985 году американской компанией American National Demographics & Lifestyle Company. База данных The Lifestyle Selector собирает сведения из опросных листов, которые вкладываются в упаковку потребительских товаров длительного пользования, или берет данные у розничных торговцев; в ней содержатся данные из более чем 4,5 млн возвращенных опросных листов, заполненных клиентами.
■ Behaviour Bank.Услуга в Соединенном Королевстве, которую оказывает американская компания автоматизированных маркетинговых технологий American Computerized Marketing Technologies Company. Она заключается в сборе данных из синдицированных опросных листов, которые распространяются напрямую потребителям в журналах и газетах; содержатся сведения из более чем 3,5 млн заполненных опросных листов.
■ Omnidata.Это плод совместной работы почтового ведомства Нидерландов и нидерландской Reader's Digest. Компания рассылает свои анкеты всем телефонным абонентам Нидерландов и пытается склонить их к заполнению, аргументируя это тем, что в случае заполнения анкеты они будут получать меньше мусорной почты. Двадцать три процента потребителей ответили, и в Omnidata теперь есть данные о 730 000 из 5 млн домовладений Нидерландов.
■ Postaid.Это шведская организация при PAR, дочерней компании Шведского почтового ведомства. Начала свою работу с 1980-х годов и, как и Нидерландская система, исходит из положения, что людям необходимо дать возможность определить, какую почту они хотят получать. В результате создана база данных с информацией об 1 из 3,7 млн домовладений Швеции.
Большая часть исследований, проведенных на сегодняшний день, была посвящена обобщенным типологиям образа жизни и их сравнительному использованию для дифференцирования отношения потребителей к продукции и их покупательского поведения (Wilmott, 1989). Результаты получились двойственными, но недавние исследования (O'Brien and Ford, 1988) говорят о том, что такие обобщенные типологии не настолько эффективны, как использование в качестве дифференцирующего фактора традиционных переменных, таких как общественный класс или возраст. И хотя относительное достоинство демографических переменных характеристик и образа жизни имеет общую тенденцию изменяться в зависимости от обстоятельств, в проведенных сравнениях образ жизни выглядит наименее убедительно. Поэтому неумолимо напрашивается вывод: сегменты, выделенные на основе факторов образа жизни, как и менее сложных демографических факторов, не являются панацеей для маркетинга. В сочетании с базами данных они могут служить мощным инструментом для перехода от целевых рынков к индивидуальным клиентам, но из-за небольшого охвата ценность их ограничена. С другой стороны, сегменты, выделенные на основании образа жизни, при условии, что они обоснованны, действительно более наглядно представляют клиентов, чем демографические сегменты, и потому могут подсказывать, как лучше составлять рекламные тексты. Как и в случае с одинарными демографическими переменными, невозможно рассчитывать, что классификация будет эффективной и на других рынках, кроме тех, для которых она
особенно хорошо подходит.
Вернемся к компании Lego, которая добилась таких успехов, используя возраст как способ проведения различий между секторами рынка игрушек-конструкторов. Как только личность ребенка начинает развиваться, Lego считает необходимым разрабатывать широкий спектр продуктов, учитывающих разные потребности ребенка. Конструктор Lego Basic рассчитан на детей в возрасте от 3 до 12 лет; его особенность состоит в использовании исходных элементов Lego в том виде, в каком они были придуманы с самого начала. Fabuland - для 4 - 8-летних девочек; выполнены в теме фэнтези, за основу взяты герои из животного мира. Legoland - для детей от 5 до 12 лет на темы: космос, жизнь в средние века, пираты и современный мир пригородов. И Legotechnic -для 7 - 16-летних, посвящены техническим механизмам. Хотя компания признала демографические характеристики главным основанием для сегментации, дальнейшее движение вперед зависело от выявления характеристик клиентов, специфических для рассматриваемого продукта.
Все приведенные выше подходы являются общедоступными, поэтому даже в том случае, когда они действительно предлагают надежные системы сегментации рынка, редко дают возможность специалисту по маркетингу увидеть рынок с уникальных позиций. Суть системы сегментации, выигрышной с точки зрения конкурентных позиций, состоит в том, что такая система должна быть современной, новаторской, оригинальной и обеспечивать такое видение рынка, которого нет у конкурентов. Чтобы иметь такое оригинальное представление, необходимы первичные исследования, при которых предубеждения относительно структуры рынка отбрасываются, и схемы деления выстраиваются на основании оригинальных данных.
|
|