Обратная связь
|
БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ/ГНЕЗДОВЫЕ ПОДХОДЫ К СЕГМЕНТАЦИИ В отличие от методов сегментации рынка, рассмотренных выше, более поздние подходы не отталкиваются от предубеждений о структуре рынка. Анализ проводится с целью обнаружения сегментов, которые есть на рынке сами по себе, а не для того, чтобы искусственно втиснуть клиентов в предопределенные категории.
Рис. 11.1. Модель исследований в области сегментации
Источник: по материалам Мейера и Сондерса (Maier and Saunders, 1990)
Ниже мы будем рассматривать, как организации могут реализовать этот творческий подход. При обсуждении будем руководствоваться моделью, разработанной Мейером и Сондерсом (Maier and Saunders, 1990) (рис. 11.1). Процесс начинается с желания творчески сегментировать рынок и заканчивается наблюдением за целесообразностью сохранения сегмента на будущее.
Очерчивание границ
Для того чтобы оригинально и творчески сегментировать рынок, необходимо не только знать его, но и разбираться в технических аспектах данного процесса. В связи с этим часто появляется необходимость в диалоге между менеджером, который заказывает исследования в области сегментации, и агентством или лицом, которое будет проводить необходимые исследования. Ценность окончательных результатов сегментации будет зависеть от того, в какой степени указанные лица смогут ликвидировать разрыв между техническими требованиями методов сегментации и практическими знаниями из области управления маркетингом и сбытом. Традиционно работу по "наведению мостов" возлагают на исследователя (которым обычно выступает разработчик модели или эксперт в области маркетинга), но принимая во внимание, что менеджер по маркетингу будет полагаться на результаты и будет отвечать за их внедрение, он (или она), безусловно, будет заинтересован в достижении взаимопонимания. Если эксперта или разработчика модели отклонят как исполнителя в случае нерешенной технической проблемы, то менеджера по маркетингу ожидает провал на рынке. Поручая работу агентству, менеджер по маркетингу обязательно должен знать, как проверить агентство и убедиться, что его методы подходят для организации и предположения истинны.
Включение в процесс сегментирования рынка исследователя в области маркетинга или разработчика маркетинговых моделей равноценно организации продаж. Если в самом начале не складываются хорошие отношения, перспективы дальнейшего продвижения невелики. Исследователь должен вызвать доверие к себе, продемонстрировав соответствующую компетенцию, придерживаясь культуры клиента. Как и при продаже, полезно вначале собрать информацию об отрасли, компании и персонале. И особенно полезно с практической точки зрения быстро перенять терминологию, которой пользуются в компании. Такая подготовительная работа ускоряет взаимопонимание, необходимое для успешного внедрения модели.
Роли продавца и исследователя в области маркетинга должны быть разными, поскольку, несмотря на то что продавец обычно торгует ограниченным набором продуктов, исследователь в области маркетинга теоретически должен уметь безошибочно выбирать соответствующие методы, подходящие для данной организации. К сожалению, это лишь идеальная ситуация, поскольку многие агентства, работающие в области маркетинговых исследований, питают склонность к методам, хорошо им знакомым, или, возможно, даже разработанным самостоятельно. Поэтому заказывая проведение исследований в области сегментации, менеджер по маркетингу должен быть достаточно эрудированным в этом вопросе, чтобы не поддаться попыткам агентств взяться за работу при ограниченном выборе решений. Остерегайтесь исследователей, стоящих на позициях "был бы метод - а уж применить его можно"\
Главные уроки, которые необходимо помнить, приступая к проекту сегментации: первое общение имеет решающее значение, и успех сегментации зависит от того, будут ли менеджер по маркетингу и исследователь в области маркетинга понимать проблемы друг друга, - не обязательно досконально знать, чем занимается каждый, но наверняка иметь возможность задавать нужные вопросы.
На этом начальном этапе важно согласовать целевую направленность проекта, рынок продуктов, который необходимо исследовать, и предполагаемый способ использования результатов. Компании с большим ассортиментом продукции могут предпочесть провести вначале сегментацию для одного продукта, а затем перейти к остальным, если пробная сегментация окажется удачной. Кроме того, могут быть такие рыночные структуры, - как, например, деление рынков на промышленные и потребительские, - которые предполагают двухэтапный подход: на первом этапе рынок делится на легко определяемые группы, а второй этап связан собственно с анализом в области сегментации. Проводя сегментационный анализ рынка врачей общей практики, Мейер и Сондерс (Maier and Saunders, 1990) применили такой процесс, разделив вначале врачей на терапевтов и больничных врачей, - такое разграничение необходимо в силу различия их работы. На втором этапе они сконцентрировались на определении сегментов в соответствии с использованием продуктов внутри рынков врачей общей практики.
Согласование цели снижает вероятность неправильного понимания на начальном этапе и максимально повышает шансы на то, что результаты можно будет примерить в практической деятельности.
Сбор данных
Данные, необходимые для исследований в области сегментации, можно разделить на те, которые используются в соединении с гнездовым анализом для выделения сегментов, и которые используются в качестве вспомогательных для описания установленных сегментов. Гнездовой анализ позволяет использовать любые основания, но опыт показывает, что самыми действенными являются критерии, связанные с отношением и поведением, направленным на рассматриваемый класс продуктов. К таким данным могут относиться степень использования продукции, полезности, которые хочет получить клиент, покупательское поведение, используемые СМИ и т.д.
Однако прежде чем собирать такие данные, необходимо точнее определиться с тем, какие вопросы следует задавать. Обычно вначале с помощью качественных методов исследований, таких как опросы групп, определяют соответствующее отношение клиентов или интересующие их полезности, прежде чем использовать их в соответствующих исследованиях.
В частности, для эффективной сегментации полезностей необычайно важно предварительно провести всесторонние качественные исследования, чтобы быть уверенными в том, что все возможные полезности продукта или услуги тщательно исследованы. Полезности, которые, по мнению компании, приносит продукт, могут не совпадать с полезностями, которые, с точки зрения клиентов, они получают. Чтобы последующий анализ был действенным, важно знать точку зрения клиентов, а также пользоваться их терминологией в последующих исследованиях.
После проведения качественного анализа исследования в области сегментации обычно предполагают количественный анализ для получения данных, представляющих изучаемое население или рынок. Метод сбо pa данных зависит от ситуации. Если цель состоит в определении целевых рынков в соответствии с отношением или мнениями клиентов, сбор данных обычно происходит в форме личных интервью с использованием семантической шкалы, по которой степень согласия оценивается в соответствии с количеством утверждений. Полученные результаты служат аналогом данных, полученных шкалированием в определенном диапазоне, которые являются общепринятым основанием для гнездового анализа.
В отличие от описанной ситуации, если в процессе исследований сегментацию предполагается использовать совместно с базами данных, которые могут опираться на прямую почтовую рекламу, источников данных будет не так много. Например, в вышеупомянутых классификациях образа жизни используются простые контрольные списки, так что клиентов можно классифицировать в соответствии с их интересами. В исследованиях в области сегментации баз данных, проведенных Мейе-ром и Сондерсом (Maier and Saunders, 1990), за основу были взяты отчеты врачей общей практики об использовании продуктов. Безусловным недостатком методов, построенных на использовании баз данных, является то, что сбор данных для них ограничен качеством данных, которые можно получить из гарантийного талона или анкеты, заполняемой опрашиваемыми лицами. Здесь неизбежна обратная зависимость между охватом сегментационных баз данных и качеством данных, на которых они строятся.
Если исследования проводятся с целью сбора данных для сегментации, то они обычно бывают двух типов. Основное внимание направлено на данные, которые будут использованы для сегментации рынка: полезности, которые хотят получить клиенты, стереотипы использования, отношения и так далее. Но кроме этого, в процессе исследований будет собрана информация и о традиционных демографических и социально-экономических факторах. Их можно будет впоследствии соотнести с уже готовыми сегментами (они не используются для установления сегментов), что позволит точнее обрисовать их. Например, исследования в области сегментации полезности могут показать, что значительная группа покупателей автомобилей хочет получить экономичные и экологически безвредные автомобили. Однако для того, чтобы программу маркетинга можно было ориентировать на них, необходимо получить более полное представление об их покупательной способности, привычках использования средств массовой информации и о других факторах. Часто возраст и общественный класс используются в качестве промежуточных переменных; если эти факторы определяют разницу между сегментами, их можно использовать для выбора СМИ.
Анализ данных
Как только будут получены данные о том, по какому признаку выделять сегменты, их необходимо проанализировать, чтобы установить любые группы, или кластеры, существующие естественным образом. Методы, используемые для определения таких групп, носят родовое название "гнездового анализа" (см. Saunders, 1999).
Необходимо понимать, что гнездовой анализ - не единый аналитический метод, а целый класс методов, которые, имея одну цель - выявить классы, однородные по внутреннему составу, но различные между собой, -используют для этого разные методы. Такое многообразие подходов с практической точки зрения и открывает возможности, и создает проблемы. Это означает, что подход можно привести в соответствие с конкретными задачами анализа, но при этом необходимо иметь техническую квалификацию для того, чтобы выбрать и применить наиболее подходящий метод. Неудивительно, что по результатам наблюдений гнездовой анализ используется относительно редко и малопонятен для практических специалистов из области маркетинга, но находит более широкое применение среди компаний, специализирующихся на рыночных исследованиях. В недавней серии обследований Хасси и Хулей (Hussey and Hooley, 1995) установили, что среди лучших европейских компаний лишь одна из семи (15 процентов) сообщила о регулярном использовании гнездового анализа при проведении своих маркетинговых исследований. Тогда как среди профессиональных компаний, специализирующихся в области маркетинговых исследований, показатель использования поднялся до трех из пяти (60 процентов). Шире всего методы используются в Нидерландах (73 процента), Франции (68 процентов) и Германии (67 процентов), но в меньшей степени - в Испании (47 процентов) и Соединенном Королевстве (52 процента).
Наиболее распространенный подход к группировке потребителей методом гнездового анализа называется иерархическим гнездовым делением. В рамках данного подхода каждый респондент изначально рассматривается отдельно. Затем каждого респондента объединяют с другими, которые дали аналогичные или очень похожие ответы на вопросы, по которым проводится деление. На следующем этапе происходит дальнейшее объединение групп респондентов, имеющих незначительные различия между собой. Анализ продолжается в интерактивной форме до тех пор, пока все респонденты не будут объединены в одну большую группу -кластер. Затем исследователь проводит анализ в обратном порядке, используя суждения и наработанную статистику, чтобы установить, в какой момент анализа группы, имеющие несовместимые различия, были объединены в одну.
Однако даже при иерархическом гнездовом делении существует великое множество способов оценки сходства респондентов и работы с группами респондентов. Группирование можно проводить, например, на основании сравнения средних показателей по группам, ближайших соседей в двух группах или дальних соседей в каждой группе. Основные альтернативные методы обобщены в табл. 11.1.
Источник: по материалам Панджа и Стюарта (Punj and Stewart, 1983)
Сравнительные исследования четко показывают, что для маркетинговых приложений особенно удачно подходят метод Уорда (Ward, 1963), который представляет собой один из методов минимального расхождения, как показано в табл. 11.1, и подход К средних из группы методов интерактивного деления. На самом деле исследователю не нужно выбирать между ними, поскольку их можно использовать совместно. При этом метод Уорда будет использован для определения исходного количества кластеров, допустим, семи, а подход К средних - для уточнения решения о делении на семь кластеров путем перемещения наблюдаемых групп.
При желании после того, как будет найдено самое оптимальное решение о делении на семь кластеров, можно вновь обратиться к методу Уорда и с его помощью найти решение о делении на шесть кластеров, которое затем вновь оптимизировать с помощью К средних и т.д. Такой подход может показаться громоздким с точки зрения вычислений, но, к счастью, созданы программы, позволяющие применять данный процесс. Основным программным пакетом является ПК-версия одного их популярных пакетов SPSS, на время написания - в версии 11. Поэтому придя к пониманию, что метод Уорда в сочетании с методом К средних является наиболее подходящим способом выделения сегментов, основанных на кластерах, исследователь избавляется от необходимости перебирать многочисленные альтернативы кластеров и может выбирать среди существующих программ деления на кластеры.
Рис. 11.2. Разделение объектов на группы в двумерном пространстве
Несмотря на наличие множества рекомендаций о том, какой из методов лучше применить, определение наиболее оптимального количества сегментов, которые предстоит выбрать на основе анализа, основывается на суждении. Наработанная статистика послужит руководством к определению того, в каком месте укрупнение привело к объединению двух совершенно не сходных между собой групп. Внутренняя однородность группы будет нарушена. Это отправная точка, и в некоторых случаях, когда сегментация прорисовывается ясно, она будет наилучшим выбором. На рис. 11.2 представлен пример, в котором есть три достаточно четко определенных сегмента на основе двух исследованных измерений. В данном случае "визуальный контроль" графика положений каждого объекта (в исследованиях из области сегментации объектами обычно выступают отдельные респонденты) показывает, что в каждом из двух измерений три кластера объектов имеют подобное, но не идентичное пространственное распределение объектов.
Однако в большинстве случаев предполагается несколько измерений, в которых будет происходить деление на группы, и несколько вариантов решений, возможно, предполагающих наличие от трех до десяти групп. После сужения на основе изучения статистических данных аналитик должен проверить результаты каждого решения для маркетинга, задав себе вопрос: "Если я буду рассматривать эти две группы по отдельности, а не вместе, изменит ли это что-нибудь в том, как я буду проводить для них маркетинг?". При ответе "мало что изменится" группы, как правило, следует объединять. Это творческий элемент сегментации, в котором суждение имеет решающее значение!
И, наконец, необходимо отметить, что базы данных образа жизни и геодемографических характеристик полагаются на некоторую форму гнездового анализа в группировании подобных клиентов. Например, результаты, полученные для Классификации жилых районов ACORN или MOSAIC, основываются на суждении о том, сколько групп необходимо для адекватного представления всего населения, как и специально разработанных методов.
После того как сегменты будут установлены и описаны по другим критериям, необходимо их подтвердить.
Подтверждение сегментов
Достоинством и сложностью Гнездового анализа является его способность создавать казалось бы значимые группы на основе значимых данных. Этот момент, а также то, что алгоритмы путают, часто приводит к тому, что методы вызывают скептическое отношение к себе. Ввиду таких неясностей подтверждение обоснованности сегментов становится важной частью исследований.
Один из методов подтверждения обоснованности, который пользуется вниманием, упоминался раньше. Если для формирования групп использовалось поведение или отношение к классу продуктов, степень отличия таких групп еще и по демографическим или психографическим признакам является критерием обоснованности группы. Если оказывается, что группа формируется из людей с разными убеждениями, отношениями и поведением, можно ожидать, что они могут также иметь разные демографические или психографические характеристики. Равным образом, с точки зрения практической деятельности можно сказать, что если сегменты идентичны между собой в демографическом или психографическом отношении, будет очень сложно внедрить любой план, основанный на таком делении.
Если сегменты предлагались на основе выборочных данных, и есть надежда экстраполировать эти результаты на более широкие слои населения, необходимо проверить надежность решения, ответив на вопрос: "Являются ли результаты истинными для всего населения?" Самым распространенным способом является перекрестная проверка. Она состоит в том, что собранные данные делятся произвольным образом на две части; одна используется для формирования набора групп, а вторая - для проверки результатов. Проще всего провести одинаковый гнездовой анализ на обеих выборках и сравнить результаты, чтобы определить, подобны ли группы по своему размеру и характеристикам.
Поскольку сравнение двух решений, принятых по результатам гнездового анализа, как правило, процесс достаточно субъективный, некоторые авторы рекомендуют использовать для перекрестной проверки дифференцирующий анализ. Данный подход также заключается в том, что берутся две выборки, и на каждой проводится автономный гнездовой анализ. Затем одну выборку используют для построения дифференцирующей модели, в которую подставляются элементы из других выборок. Достоверность оценивается путем сравнения распределения, полученного с помощью дифференцирующего анализа, и распределения, полученного с помощью гнездового анализа. Интегрированные пакеты прикладных программ для анализа данных, такие как SPSS PC, позволяют быстро и эффективно выполнять такие анализы.
Описанную выше статистическую проверку необходимо дополнить проверкой операционной, которая устанавливает, имеют ли сегменты значение в управленческом смысле. На первом уровне под этим понимаются сегменты, имеющие номинальную достоверность и предоставляющие маркетинговые возможности. При необходимости дальнейшего подтверждения можно провести эксперимент, позволяющий узнать, одинаково отвечают в сегментах или по-разному. Например, Мейер и Сондерс (Maier and Saunders, 1990) использовали кампанию прямой почтовой рекламы для выборки врачей общей практики, чтобы убедиться, что их сегменты уловили основные различия в ответах врачей при самостоятельном заполнении анкет.
Внедрение сегментации
Внедрение лучше всего рассматривать не как этап исследований в области сегментации, а как цель всего процесса. Внедрение стало одним из центральных вопросов моделирования рынка. Успешная (подтвержденная) модель адекватно представляет моделируемое явление, и внедрение изменяет процесс принятия решений, но успешное внедрение улучшает процесс принятия решений. Во многих случаях целесообразно переступить рамки концепции реализации, перейдя к концепции внедрения. Под этим подразумевается, что результаты исследований не просто будут использованы однократно, но их примут и будут использовать снова и снова. Это в свою очередь говорит о том, что внедрение начинается не только в начале процесса исследований в области сегментации, но и продолжается еще долго после того, как менеджер по маркетингу впервые использует полученные результаты.
Поэтому успешное внедрение сегментации зависит не только от правильного переноса модели в действие. Весь процесс построения модели должен выполняться с мыслью о внедрении. В частности, исследователь в области сегментации должен быть связан с потенциальным пользователем, чтобы заручиться его участием и гарантировать, что результаты соответствуют его потребностям и ожиданиям. Исследования в области сегментации, не нашедшие внедрения, являются поистине академическими в циничном смысле этого слова.
Выбор сегмента и разработка стратегии представляют собой два решающих этапа технического регламента исследований в области сегментации. Это управленческие задачи, стоящие в центре маркетинговой стратегии; от них зависит успех внедрения. Им посвящена глава 12, где эти задачи увязываются с более широкими вопросами стратегического позиционирования.
Отслеживание
Исследования в области сегментации позволяют получить "моментальный снимок" состояния рынка, в каком он находился за несколько месяцев до внедрения результатов. Неизбежные задержки означают, что с самого начала результаты устаревают, и с течением времени и по мере того, как изменяются потребители, они неминуемо будут все больше отдаляться от реальности. Близорукость моделирования (Lilien and Kotler, 1983) развивается в том случае, когда успешное внедрение ведет к убеждению, что исследования открыли специфичные для рынка "законы", отменяющие необходимость проведения дальнейшего анализа. Истина заключается как раз в противном: успех означает, что моделирование необходимо продолжать. Клиенты и конкуренты меняются. Успешное внедрение само по себе также может изменить рынок и поведение конкурентов.
Отслеживание систем сегментации на предмет стабильности или изменений со временем имеет решающее значение в условиях быстрых изменений на рынке. По мере внедрения стратегий сегментации и позиционирования они неизбежно изменяют рыночную модель и представления, желания и потребности клиентов. Отслеживая влияние различных кампаний на сегментацию, можно уточнить и детализировать подходящий для клиентов тип деятельности по стимулированию сбыта. Если сегменты окажутся нестабильными, проявят признаки постепенных изменений или радикальной перемены, данный факт сам по себе может представлять отличнейшую возможность. Он может указывать на появление нового сегмента или на то, что потребности сегмента уточняются, и потому позволяет активной компании получить конкурентное преимущество, если она первой отреагирует на изменения.
Исследования в области позиционирования часто проводят параллельно с исследованиями в области сегментации. Действительно, количественные подходы, представленные ниже, обычно преследуют цель разработать многомерную модель, представляющую позиционирование объектов (которыми обычно выступают бренды или компании) и сегменты клиентов.
|
|