Определение значения рСа в анализируемом растворе. Измеряют величину потенциала электрода в анализируемом растворе и по калибровочному графику определяют концентрацию ионов кальция. Время установления потенциала обычно не превышает 1 мин.
По окончании работы электрод хранить в растворе 0,01 моль/л СаСl2. Если перерыв в работе более 5 суток, то электрод следует хранить закрытым колпачком в сухом виде и перед следующими измерениями вымачивать в 0,01 М растворе СаСl2.
Для повышения точности измерений надо корректировать калибровочный график, проводя измерения по калибровочным растворам в начале каждого рабочего дня.
Следует учитывать, что величина рСа коррелирует с концентрацией свободных ионов кальция в исследуемой среде. При наличии комплексообразования или иных явлений, вызывающих связывание ионов кальция, его аналитическая концентрация может сильно отличаться от концентрации свободных ионов и не определяться прямой ионометрией, требуя, например, потенциометрического титрования или применения метода стандартных добавок.
Влияние посторонних ионов удовлетворительно описывается уравнением, предложенным комиссией I PAC:
где zm – заряд иона М.
Вопросы для самоподготовки
1. Понятие о растворах и их свойствах. Законы, характеризующие эти свойства.
2. Сформулируйте законы электропроводности: Кольрауша, Аррениуса и Оствальда; охарактеризуйте удельную и эквивалентную электропроводности и их зависимости.
3. Опишите криоскопический, кондуктометрический и потенциометрический методы исследования, их сущность и применение.
4. Ионное произведение воды, понятие о рН, рОН и рК растворов. Общая, активная и обменная кислотности и методы их определения .
5. Буферные растворы, их классификация и основные свойства. Механизм буферного действия, буферная емкость и ее определение.
6. Электроды, их строение, электродный потенциал и его уравнение.
7. Типы электродов и гальванических элементов, применяемых при определении рН.
ЗАДАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ 4
ЗАДАНИЕ 1. Определение концентрации, молярной массы и величины осмотического давления растворов неэлектролитов
Криоскопическим методом.
Цель работы.
1. Освоить методику криоскопического метода исследования.
2. Определить концентрацию, молекулярную массу и осмотическое давление исследуемого раствора (см. с. 280-282 ).
3. Рассчитать относительную ошибку работы.
ЗАДАНИЕ 2. Определение количества растворенных веществ и величины осмотического давления почвенных или растительных вытяжек.
Цель работы.
1. Освоить методику криоскопического метода исследования.
2. Определить общее содержание растворенных веществ в вытяжках исследуемых почв и растений (см. с. 280-282 ).
3. Сделать выводы.
ЗАДАНИЕ 3. Определение изотонического коэффициента, кажущейся степени электролитической диссоциации, осмотического давления и ионной силы растворов сильных электролитов.
Цель работы.
1. Освоить методику криоскопического метода исследования.
2. Определить изотонический коэффициент (см. с. 280-282).
Рассчитать осмотическое давление, кажущуюся степень диссоциации и ионную силу раствора.
ЗАДАНИЕ 4. Определение степени и константы электролитической диссоциации методом электропроводности.
Цель работы.
1. Освоить метод кондуктометрии.
2. Определить степень и константу электролитической диссоциации растворов NH4OH или CH3COOH (см. с. 282-283 ).
3. Рассчитать относительную ошибку работы.
4. Изобразить графически χ =¦(С), α = ¦(С) и λv = ¦(V).
5. Сделать выводы.
ЗАДАНИЕ 5. Определение содержания различных ионов в растворах методом кондуктометрического титрования.
Цель работы.
1.Освоить методику кондуктометрического титрования.
2.Определить содержание заданных ионов (Н+, ОН-, Cl-, SO42- и др.) в растворах (см. с. 283-284).
3.Рассчитать относительную ошибку работы.
ЗАДАНИЕ 6. Определение рН и буферной емкости почвенных
растворов потенциометрическим методом.
Цель работы.
1. Освоить колориметрический и потенциометрический методом определения рН (см. с.285-286 ).
2. Определить величины рН и буферной емкости почвенных вытяжек образцов почв различных горизонтов.
3. Сопоставить данные рН и буферных емкостей и сделать выводы.
ЗАДАНИЕ 7. Приготовление буферных растворов и изучение
их свойств.
Цель работы.
1.Освоить методику потенциометрического метода.
2.Приготовить буферную смесь и изучить ее свойства (см.с.286-
288).
3. Рассчитать буферную емкость и сделать выводы.
ЗАДАНИЕ 8.Приготовление буферных растворов и расчет активности водородных ионов.
Цель работы:
1. Освоить методику потенциометрического метода.
2. Составить буферные системы согласно заданию и измерить величины их рН (см. с 288-289).
3. Рассчитать активность водородных ионов в растворах.
4. Определить ошибку работы и сделать выводы.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ
ЗАДАНИЕ 1 –3. Методика измерения криоскопическим методом
1. Подготовка к работе. Собирают криоскоп, во внутреннюю пробирку наливают 50 см3 дистиллированной воды, опускают термометр и мешалку. Во внешний сосуд помещают охлажденную смесь, состоящую из снега или измельченного льда и соли, реакция растворения которой сопровождается поглощением тепла (например, NaCl) в соотношении с 1 : 3.
2. Измерение температуры замерзания растворителя (Тз).
При помощи специального проволочного смесителя осторожно перемешивают растворитель (Н2О) в пробирке до момента появления кристаллов, фиксируют и записывают в табл. 4.13 значения Тз. При необходимости большей точности измерение температуры проводят с помощью термометра Бекмана. Пробирку вынимают из криоскопа, нагревают рукой или струей воды до исчезновения кристаллов и опыт по определению температуры замерзания повторяют, находя среднее значение Тз.
Таблица 4.13 Результаты криоскопических исследований
Исследуемое вещество (хим. формула) ___, m = 0,5 -1,0 г. Растворитель – вода, W = 50 г
| Измерение Тз
|
| Росм,
н/м2
| М
| Сm, моль/кг
| I
| α
| μ
|
|
| среднее
| Растворитель
|
|
|
| —-
| ——
| —
| ——
| —
| —
| —
| Раствор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Измерение температуры замерзания раствора ( ).
В пробирку, содержащую 50 см3 воды добавляют точно взвешенную навеску (0,5-1 г) исследуемого вещества, помещают ее в охлаждающую смесь и равномерно перемешивают раствор, измеряют его температуру замерзания. Опыт повторяют, определяют среднее значение Т, данные записывают в табл. 4.13.
4. Вычисления.Понижение температуры замерзания раствора (LТз) находят как разность между температурами замерзания раствора(Тз,р-ра) и растворителя(Тз,о)
LТз = Тз(,о)- Тз(,р-ра.) , (4.152)
Зная LТЗ можно рассчитать:
для неэлектролитов:
а) - молярную концентрацию, Сm
; (4.153)
б) - осмотическое давление, Росм
; (4.154)
где: Росм – осмотическое давление; R – универсальная газовая постоянная (см. приложение); Т - температура окружающей среды, К;
в) - молекулярную массу растворенного вещества, М
; (4.155)
для электролитов:
а )- изотонический коэффициент (i) :
i = , (4.156)
где ;
б) - кажущуюся степень диссоциации электролита (a) :
(4.157)
где: n – количество ионов, на которые диссоциирует данный электролит;
- в) - ионную силу раствора (m,) - см. ур-ние 4.23.
ЗАДАНИЕ 4. Методика измерения кондуктометрическим методом
Для определения степени и константы электролитическй диссоциации с помощью кондуктометра (см. правила работы) измеряют удельную электропроводность растворов различной концентрации (например, NH4OH, CH3COOH). Затем, используя уравнения (4.159, 4.160), рассчитывают эквивалентную электропроводность(lv) и степень диссоциации (a)по формуле:
, (4.159)
где - эквивалентная электропроводность бесконечно или предельно разбавленного раствора, находится по закону Кольрауша как сумма подвижностей ионов при предельном разбавлении:
. (4.160)
Значения и см. Приложение.
Таблица 4.15 Результаты работы по методу электропроводности
Раствор
| С,
кмоль/м3
| ,
См/м
| λV,
См.м2/кмоль
| Α
| Кд˙
|
|
|
|
|
|
|
Для слабых электролитов согласно закону разбавления Оствальда можно определить константу электролитической диссоциации
. (4.161)
Результаты измерений и расчетов заносят в табл. 4.15 и согласно цели работы строят графические зависимости, рассчитывают ошибку работы (см. Приложение) и делают выводы.
ЗАДАНИЕ 5. Методика кондуктометрического титрования
Метод основан на измерении электропроводности раствора при титровании. Применяется для определения содержания различных ионов, без предварительного выделения, в том числе в окрашенных и мутных растворах.
Проведение эксперимента возможно только при соблюдении следующих условий:
1) при титровании определяемый ион (или ионы) должен образовывать малорастворимое или малодиссоциируемое соединение;
2) ион, имеющий большую подвижность ( ) должен заменяться ионом, имеющим меньшую подвижность (см. Приложение).
Для выполнения работы берут определенный объем ( Vx) исследуемого раствора и измеряют его электропроводность. Затем из бюретки добавляют точно отмеренный объем раствора реагента ( 0,5 – 1,0 см3 ) известной концентрации, тщательно перемешивают и вновь измеряют электропроводность. Данные заносят в таблицу 4.16.
Таблица 4.16 Результаты кондуктометрического титрования
№№
п/п
| Объем раствора реагента, см3
| L, См
| Примечание
|
|
|
|
| Титрование продолжают до тех пор, пока 3-4 измерения не покажут увеличение электропроводности. По экспериментальным данным строят кривую кондуктометрического титрования (см. рис. 4.24), по которой находят объем раствора реагента в точке эквивалентности (V1) и рассчитывают концентрацию исследуемого раствора (Сх) по формуле:
, (4.162)
где: С1 – молярная концентрация эквивалента реагента.
Кроме того, рассчитывают содержание определяемого иона (mx)
mx =Cx V Э 10 -3 , г (4.163),
ошибку измерений и делают выводы;
|