Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЗРИТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ (Вильгельм Вундт)

Периферия

 

 

Центр с точкой фиксации

 

Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в точке фиксации, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Только такт, воспринимаемый в данный момент, наиболее отчетлив и находится в фокусе сознания, все остальные такты удерживаются за счет ассоциативной связи с фокусом. Постоянный объем сознания – 6 элементов, которые ассоциативно связаны между собой.

Внимание – одна из характеристик сознания, свойство фокуса сознания.

ПОТОК (Джеймс)

Свойства сознания:

1. Приватность – каждое состояние сознания стремится стать личным. Еси что-то осознается, то за этим стоит личный интерес, эмоциональная окраска. Состояние сознания недоступно никому, кроме его носителя.

2. Изменчивость – ни одно из состояний сознания не может переживаться повторно в том же виде, в котором оно переживалось раньше. Пример: образы могут быть похожими, но не одинаковыми.

3. Непрерывность – субъективно нет разрыва сознания.

4. Селективность или избирательность – поток куда-то направляется. Направление зависит от мотива. Пример: масса раздражителей, но осознается только небольшая часть, отбор значимых раздражителей.

Функция сознания – отбор впечатлений, образов памяти и идей.

ВОЛНА (Титченер)

2 уровня сенсорной ясности

между ними резкий переход, а не плавный!

 

А1

 

 

А2

 

Время попадания на гребень (аккомодация) – готовность гребня принять элемент с конкретными свойствами.

Сколько времени элемент будет удерживаться на гребне – инерция.

 

19. Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.



Дормашев, Романов. Состояния максимального внимания:

  1. Концентрация
  2. Абсорбция
КОНЦЕНТРАЦИЯ АБСОРБЦИЯ
Будничное состояние сознания Необыкновенное состояние
Работа Игра и развлечение
Включает интенсивную умственную деятельность Временное отключение любой внутренне инициируемой деятельности
Усилие, получение практических результатов Снимает напряжение, растворяет Эго
Строгое разделение субъекта и объекта Недифференцированное состояние тотального внимания
Работа Развлечения
  1. «Опыт потока». В этом состоянии субъект активен и в тоже время забывает о себе; не прилагая усилий, он остается чрезвычайно внимателен, ясно и четко осознает цели и результаты своих действий и без расчета на вознаграждение испытывает наслаждение от самого процесса деятельности.
  2. Ожидание (бдительность).

Рассеянность:

  1. Прострация. Возникает в результате усталости, бессонницы, головной боли, монотонной и однообразной работы.
  2. Поэтическая рассеянность. «Роение» мыслей приводит к тому, что внимание, достигающее высоких степеней концентрации в каждый отдельный момент времени, быстро перескакивает с одного объекта на другой и создает противоположный эффект. Пр.: Колридж. Fuga idearum при МДП, ментизм при шизофрении.
  3. Профессорская рассеянность. Псевдо-рассеянность. Максимальная концентрация на одном объекте (обычно теме научных изысканий) в ущерб адекватному реагированию на внешние бытовые обстоятельства. Пр.: Ньютон (?) кинул в кастрюлю часы, а смотрел на яйцо.
  4. Ученическая (студенческая) рассеянность. Порхающее внимание, состояние «пустой головы». Низкая концентрация внимания сопровождается стремительным переключением внимания с одного предмета на другой.
  5. Старческая рассеянность. Плохая концентрация сопровождается низкой переключаемостью. Пожилой человек «застревает» на одном объекте на длительное время, но все же не может эффективно осуществить действие с ним.

Специальные феномены невнимания:

· Дорожный гипноз у водителей-дальнобойщиков

· Пустой взор при чтении

· Ошибки рассеянности у экспертов

· Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

· Феномен невнимательности

 

20. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.

Джеймс. 3 основания для классификкации:

1) По объекту

· Чувственное (сенсорное) – объектами являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств – ощущения и восприятия.

· Умственное (интеллектуальное) – направлено на процессы мышления, памяти, воображения.

2) Аффективная сфера сознания

ü Непосредственное, если объект интересен сам по себе

ü Производное, опосредованное, если объект приобретает интерес лишь по ассоциации

3) Волевая сфера (переживание усилия)

o Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) происходит без усилия

o Произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Всегда опосредовано, т.е. его объект связан с отдаленным интересом.

Усилие Интерес Объект
    Чувственное
Нет (непроизвольное) Непосредственный Интеллектуальное
    Чувственное
Опосредствованный Интеллектуальное
  Чувственное
Есть (произвольное) Опосредствованный Интеллектуальное

 

Гамильтон. 3 три вида внимания.

1) Простое, жизненный непреодолимый акт.

2) Определяемый желанием акт, который, несмотря на произвольность, может быть задержан нашей волей.

3) Акт, намеренно детерминированный волей.

Вундт. Считал различение непроизвольного (несоответствие целям и намерениям субъекта) и произвольного внимания ошибочным.

Классификация внимания.

1) Вынужденное (врожденное, естественное, инстинктивное), детерминанты лежат в видовом опыте организма. Примеры: громкие звуки, яркий свет, сильные боли, холод и жар, интенсивные толчки (удар грома, взрыв, выстрел, яркие вывески, блестящие предметы, зубная боль), движения (падающая звезда, ползущий муравей), ритмичные повторения (капающий кран), внезапное, новое, неожиданное и странное.

2) Невольное внимание - непроизвольное внимание, зависимое от индивидуального опыта субъекта. Складываются в процессе стихийного научения. Пр.: мужчины замечают женщин и наоборот; при голоде и жажде, человек замечает вывески продовольственных магазинов первую очередь.

3) Привычное внимание – особый случай произвольного внимания. Побудительный аспект – сходство с текущими и предшествующими содержаниями сознания. Пр.: водитель автомобиля готов к восприятию дорожных знаков (иногда называют профессиональным вниманием. Рибо считает эту форму внимания – высшей.

4) Собственно произвольное внимание. Возникает в ситуации конфликта, между выбранным объектом и объектом непроизвольного внимания. Пр.: при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих обнаружению и осознанию слабого сигнала. Для этого вида внимания характерно чувство напряжения, так как оно совершается вопреки текущим интересам и желаниям, благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации. Связано с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, идеями и установками.

5) Выжидательное внимание – разновидность произвольного внимания. Пр.: при решении задач на бдительность.

6) Трансформация волевого внимания в спонтанное (послепроизвольное) – вариант развития произвольного внимания. Пр.: Гамильтон. Начинать не легко, но потом человек увлекается.

Виды внимания:

1) Селективное (фокусированное). Пр.: отбор стимуляции, заданной какими-либо признаками и отвержение других потоков стимуляции. Обычно сосредоточение на какой-то деятельности. Исследуют при помощи дихотического предъявления двух сообщений.

2) Распределенное внимание.

3) Непрерывное внимание: при решении монотонных задач.

4) Автоматическое внимание: селекция релевантного источника информации не требует расходов ресурсов внимания.

5) Фокальное внимание намеренно направленно на объект, находящийся в центре сознания.

6) Периферическое внимание распространяется на содержание краевой области сознания. См. следующий вопрос.

Классификация Найдиффера. Она базируется на различении двух измерений внимания – объема (широкий и узкий фокус) и направленности (внешняя, внутренняя).

Ø Широкое внешнее внимание. Характерно для детей с СДВГ, художников, футболистов.

Ø Узкое внешнее. Характерно для программистов и ювелиров.

Ø Широкое внутренне. Характерно для ученых-гуманитариев, философов.

Ø Узкое внутренне. Характерно для ученых-естественников, технарей, фанатиков.

 

21. Характеристика функций и свойств внимания.

Основные функции внимания:

ü Различение

ü Избирательность

ü Настройка

ü Мобилизация организма

Свойства внимания.

Свойства объясняются с помощью метафоры луча прожектора.

  1. направленность → луч прожектора направлен на определенную область пространства потенциальных объектов внимания.
  2. степень, интенсивность → уровень освещенности, мера ясности и отчетливости содержаний, находящихся в фокусе текущего сознательного опыта. В когнитивной психологии → количество ресурсов, вкладываемых в переработку релевантной информации; ее оценивают по уровню или глубине этой переработки.
  3. Объем → телесный угол луча прожектора или площадь пятна света; число простых впечатлений или идей, осознаваемых ясно и отчетливо.
  4. распределение → расщепление луча на два или более направления.
  5. устойчивость (динамика) → оценка частоты колебаний и сдвигов внимания.
    1. Длительность (блоки внимания). Опыты Биллса (колебания внимания при непрерывной работе, № 17в)
    2. Изменение направленности (сдвиги внимания)

ü Непроизвольные (отвлечение внимания)

ü Произвольные (переключение внимания)

ü Инерционность внимания

ü Аккомодация внимания

    1. Изменение степени (колебание внимания).

 

22. Эффекты и критерии наличия внимания.

Эффекты внимания. Классическая психология сознания.

  1. Господство внимания. Это монархический строй сознания.
    1. Действенность. Внимаемое состояние сознания определяет действия человека.
    2. Острота содержания сознания. Внимаемое состояние сознания лучше запоминается.
  2. Аналитический эффект. Внимаемое состояние сознания воспроизводится ясно и отчетливо. Детальность плюс отграниченность от других сходных состояний сознания.
  3. Задержка внимаемого содержания сознания (фиксирующий эффект).
  4. Увеличение интенсивности внимаемого процесса или содержания сознания (усиливающий эффект).

Гиппенрейтер. Критерии (признаки) внимания.

I. Классическая психология сознания: ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания (феноменальный, субъективный критерий). Есть и факультативные субъективные критерии внимания: переживание усилия, эмоция интереса.

II. Продуктивный критерий (объективный). Повышается качество когнитивного (мышление, восприятие) или исполнительного продукта при наличии внимания.

III. Мнемический критерий. Относится к продуктивному, но его особенность в том, что запоминание есть всегда, когда есть внимание (побочный продукт любого внимательного действия).

IV. Внешние реакции. Мимика, поза, поворот головы, фиксация глаз и т.д. Психофизиологические корреляты: ЭЭГ, КГР, зрачковый рефлекс и др.

V. Критерий избирательности. Отбирается только нужная информация. При выполнении 2-х и более действий, часть выполняются на автомате.

 

23. Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических школах.

Проблема внимания: существует внимание или нет!

  1. Аристотель. Внимание – отдельная функция или проявление других функций.
  2. Психология сознания.
    1. Вундт. Внимание – особый процесс сознания или характеристика других процессов сознания.
    2. Титченер. Внимания как особого процесса нет.
    3. Джеймс. Как психолог: Не существует внимания как отдельного механизма. Как философ: внимание есть – усилие внимания=усилие воли.
  3. Ассоцианизм. Моторная теория Рибо и теория волевого внимания Ланге. Внимание существует как отдельный процесс. Эти теории – шаг к деятельностному подходу к вниманию.
  4. Бихевиористы. Внимание – специфическая или тотальная настройка организма.
  5. Гештальтпсихология. На первом этапе возражали Вундту, отрицая его понимание внимания, но возражали и Титченеру. Предложили определение внимания как эго-объектной силы.

Подробнее см. вопросы, посвященные этим теориям.

 

 

Подробно.

13. Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.

Вильгельм Вундт исследовал внимание с помощью метронома. Два ряда по 16 следующих друг за другом ударов. При такте 2\8 максимальный объем, который сознается – 16 ударов – это и есть объем сознания. Мера объема сознания не зависит от скорости, с которой удары следуют друг за другом. Объем сознания – не совокупность всех состояний сознания в данный момент. А составное целое, воспринимаемое в сознании как единое. (См. также №15в).

Сознание – сумма сознаваемых нами состояний. Оно ритмично по своей природе.

Элементы сознания (не существуют в изолированном виде):

1. Процессы

2. Результат экспериментального исследования

3. Результат умозаключения

Классы элементов сознания:

1. Ощущение – связано с объективным опытом

2. Чувствование – связано с субъективным опытом, бывают полярные. Можно плавно переходить от одного к другому.

Свойства элементов:

1. Качество (модальность)

2. Интенсивность

3. НЕТ длительности, т.к. это свойство элемента в составе целого.

Свойства сознания:

1. Узость, ограниченный объем.

2. Ритмичность (можно контролировать)

3. Структура: есть фокус и периферия. В фокусе большая ясность и отчетливость.

4. Интенсивность содержания сознания (4 степени градации)

Функции сознания.

1. Прояснение

2. Соединение всех релевантных аперципируемых

3. Подавление ассоциаативно несвязанных

 

Опыт: на время реакции.

Дают стимул и надо нажать на кнопку.

1. Активная апперцепция – испытуемый знает что это будет за стимул и когда он придет, ждет его. Предвосхищение акта перцепции – окрашенное представление. Мотив внимания предворяет апперцепцию.

 

Напряжение пик

 

апперцепция

 

 

Чувство время реакции

страдательности

Разрешение

 

2. Пассивная апперцепция – испытуемый не знает, что за раздражитель и когда он придет.

 

 

Апперцепция

 

страдательность

 

Различие в начальной фазе сразу после раздражителя.

Фазы апперцепции:

1. Прояснение объекта сознания, переход из периферии в фокус.

2. Подавление содержаний сознания, которые ассоциативно не связаны с объектом. (их выход за пределы сознания)

3. Соединение релевантных объекту содержаний сознания.

Внимание – процесс апперцепции, в результате которого проясняется и делается более отчетливыми апперципируемое содержание сознания, подавляются нерелевантные содержания и соединяются релевантные.

Внимание – психический процесс, происходящий при более ясном восприятии, ограниченной области содержаний (сравнительно со всем полем сознания).

Опыт. Оценка величины внимания.

 

Буквы предъявляют быстро, чтобы исключить движения глаза (один глаз закрыт) и отклонения внимания с поля зрения. Неопытный наблюдатель схватывает 3-4 буквы, а опытный – 6 букв. Дальнейшее упражнение не улучшает результаты. Вывод: 6 простых впечатлений – граница объема сознания (одинакова для звуковых и зрительных).

 

14. Определение и виды внимания по Титченеру.

Внимание – свойство любых процессов сознания.

Виды сознания (внимания):

1. Первичное внимательное сознание (в раннем детстве) – особое воздействие стимула на ЦНС (новые внезапные движущиеся повторяющиеся, стимулы с особыми качествами).
Пример: муравей ползет по руке. Раздражение слабое, но повторяющееся.
Два свойства внимения: аккомодация и инерция.

Аккомодация – предрасположение внимания к известному впечатлению. Из 2-х возбудителей первым гребня внимания достигнет тот, который согласуется с уже имеющимися представлениями.

Эксперимент. Метроном, шкала (транспортир), колокольчик на стрелке метронома. 72 удара/мин. На шкале это – 22°. Инструкция: «скажите, где находится стрелка метронома, в тот момент, когда вы слышите звон колокольчика».

Опыт 1. Испытуемых просили внимательно следить за стрелкой. Результаты: испытуемые говорили, что в момент звона стрелка находилась на отметке в 30°. Т.е., они сначала видели стрелку, а потом, с задержкой слышали звук. Вывод: аккомодация внимания к зрительному стимулу в ущерб слуховому.

Опыт 2. Испытуемых просили внимательно следить за колокольчиком. Результаты. Испытуемые: в момент звона стрелка находилась на отметке в 15°. Т.е., они сначала слышали звук, а потом видели стрелку. Вывод: аккомодация внимания к слуховому стимулу в ущерб зрительному.

Похожие исследования аккомодации внимания можно провести и в эксперименте, где используются часы, а не метроном. Замысел такой же.

Инерция – легче сохранить известное направление внимания, чем проложить ему новый путь. Экспериментальных данных нет.

2. Вторичное внимательное сознание (период обучения)– внимание требует разнонаправленного ответа (борьба между двумя стимулами)
Свойства внимания: степень внимания незначительна, волна неустойчива, продуктивность низкая, человек чувствует усилие (совокупность кожно-кинестетических ощущений, переживание напряженности).
Пример: человек готовится к экзамену и по улице едет пожарная машина. Возникает две линии сознания. Конфликт решается привычкой, сформированной на основе прошлого опыта.

3. Первичное производное внимание (зрелый возраст).

Свойства: волна внимания может продолжаться несколько часов, эмоциональная окраска не обязательна.

Исследование: метод отвлекающих ранжированных стимулов (метод вторичной зондирующей задачи Канемана). Увеличивали степень раздражителя, пока человек его не заметит.

 

15. Джеймс о внимании и его механизмах.

Внимание существует как особый процесс.

Внимание – как исполнительный механизм, задерживает в сознании слабый мотив на 2-3 сек. Затем еще усилие и снова задержка. (Усилие воли и усилие внимания это одно и то же. )

Сильный мотив может уйти на время, а слабый останется благодаря усилиям внимания. Таким образом побеждает слабый мотив. На это способен не каждый человек. Тот, кто способен прикладывать усилия внимания – героическая душа.

Механизмы внимания:

Отбор осуществляется при помощи:

1. Настройка органов чувств

2. Возбуждение идиационного центра. Предварительный, схематический образ того, что может быть воспринято или осознано. Если нет предвнимания, мы никогда не заметим, что происходит, нужна преперцепция. Пример: надо обращать внимание ребенка на детали.

Приток крови к идиационному цнтру. Кровь – как ресурс внимания.

 

 

16. Определение и виды внимания по Рибо.

Моторная теория внимания

Моноидеизм=неподвижность.

Относительный моноидеизм ~ цепь ассоциаций, идущих в коридоре, соответствующем цели, аффективному состоянию и пр.

Составляющие акта внимания:

  1. аффект, эмоции ~ мотив: стремления, влечения, потребности + базовая мотивация, инстинкт самосохранения.
  2. объект: ощущения, образы восприятия, представления, воспоминания, идеи.
  3. движения – волевой акт:
    у каждого представления есть моторный компонент, который можно возбудить или затормозить с помощью движения.
    1. Сосудодвигательные (движения сужения/расширения стенок сосуда)
    2. Дыхательные
    3. Собственно движения

Виды внимания.

  1. Естественное, непроизвольное.
    Врожденное. Естественное внимание обеспечивает игру, сон, питание, самозащиту, размножение. Характерно для животных, маленьких детей, дикарей, наркоманов, гениев.
    Аффект → очень силен, проявляется в чувстве эгоизма, симпатии, страха.
    Объект → узкий круг, видоспецифичен. Объекты тесно связаны с аффектом, эта связь природная, естественная.
    Движения → мало влияют, т.к. очень силен аффект.
  2. Искусственное, произвольное.

Одновременно продукт и условие цивилизации. Ответвляется от естественного внимания. Его задача: сделать привлекательной то, что не имеет природной связи с базовой мотивацией, например трудовая деятельность.
Искусственная, отдаленная связь аффекта и объекта. Движения оказывают влияние на внимание.

Развитие внимания идет вслед за развитием личности, ее мотивационной сферы.

Фазы развития искусственного внимания:

1) Дрессура.
Эта фаза может быть у животных. С помощью внешних сил (в онтогенезе – это взрослый) происходит отклонение от естественных объектов на непривлекательные, но необходимые объекты. Опора на чувстве страха, симпатии, эгоизма; награда и наказание.

2) Подражание и самовоспитание.
Опора на чувстве соревнования, честолюбия, долга, практического интереса.
Внешние силы – коллектив. На этой фазе есть переживание усилия – в основном кожно-кинестетические ощущения + чувство неудовольствия.

3) Организованное, привычное внимание.
У человека формируется определенная мотивация к конкретным видам деятельности, например, влечение и любовь к труду.
Повторение фаз → появление привычки, усилия больше не прикладываются, привычка становится второй натурой. Мало связано с аффектом. Движения играют определяющую роль.

 

17. Определение и виды внимания по Ланге.

Теория волевого внимания.

Внимание служит для адаптации организма.

«моментально» → внимание отлично от продолжительных изменений, вроде обострения органов чувств или мысли, которые также являются условиями улучшения восприятия, но не происходят моментально.

«восприятие» → ощущения, идеи. Восприятие=познание; внимание ≠ восприятие.

«целесообразная реакция» → неважно, в чем она состоит: в движении, в особом приспособлении памяти, если она целесообразна, она подходит под категорию «внимание».

Виды внимания.

  1. Рефлекторное внимание – все те движения организма, служащие для лучшего восприятия раздражений, которые возникают как рефлексы от ощущения этих раздражений.
    Неосознаваемые, автоматические реакции. Пример: настройка органов чувств – аккомодация хрусталика, движения глаз.
  2. Инстинктивное внимание – те приспособления к наилучшему восприятию, которые вызываются инстинктивными эмоциями любопытства и удивления.
    Моторная настройка, которая связана не с определенной модальностью, а генерализована.
    + внутренняя эмоциональная настройка: служит для ускорения перебора возможных перцептивных гипотез.
    Происходит интерпретация ощущений, осуществляется переход от неизвестного и непонятного реального восприятия к его объяснению.
  3. Волевое внимание (произвольное внимание).
    Цели процесса заранее известны. Эти цели, намерения, которые предполагают оживление в памяти схематичного, слабого представления (похоже на преперцепцию по Джеймсу). Задача внимания – усиление этого значкового представления. В волевом внимании существующему образу воспоминанию подыскивается соответствующее реальное ощущение или более конкретное воспоминание.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.