Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ.

25. Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика основных подходов к ее решению.

1. Джеймс
Внимание развивается:
непроизвольное → произвольное
непосредственное (прямой интерес) → опосредованное (отдаленный интерес)
чувственное (перцептивное) → интеллектуальное (рефлексивное)

2. Рибо
Натуральное → искусственное
дрессура→подражание→привычное

3. Титченер
Генетическая классификация
первичное → вторичное→ первичное производное

4. Выготский
Внимание как ВПФ
развитие ПФ как натуральной→преимущественное использование внешних стимулов-средств→преимущественное внутренних средств

5. Добрынин
Внимание как одна из форм активности личности. Для развития внимания необходимо развитие личности.

6. Гальперин
Внимание – автоматизированное свернутое умственное действие контроля. Внимание – продукт прижизненного развития (поэтапного формирования умственного контроля). + Опыты Кабыльницкой.

 

18. Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.

Развитие высших форм внимания в детском возрасте. (Выготский)

История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения.

a) Период натурального (примитивного) развития внимания

Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных

нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по

физиологическому принципу доминанты (организующим моментом в работе

нервной системы является наличие одного главенствующего очага возбуждения).

У новорожденного 2 доминанты – пищевая и связанная с переменой положения.



Возникает связь между ними: пищевая реакция, когда ребенку придается обычное

для кормления положение.

В основе развития лежит чисто органический процесс роста, созревания и развития

нервных аппаратов и функций ребенка.

Этот процесс не останавливается в течение всей жизни человека, происходит лишь

замедление темпа (отсюда относительное равновесие и устойчивость, которые мы

видим у взрослого).

b) Культурное развитие внимания.

Изменение самих приемов направления и работы внимания, овладение этими процессами и подчинение их власти человека.

Культурное развитие внимания начинается в раннем возрасте при первом социальном контакте между ребенком и окружающими его взрослыми людьми. Окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием. Затем ребенок и сам овладевает своим вниманием по тому же типу. Внимание направляется на объект при помощи какого-то дополнительного средства или стимула.

Переживание усилия при произвольном внимании

Оно проистекает из той добавочной деятельности, которую Выготский назвал овладением вниманием. Усилие появляется, потому что механизм работает не автоматически. Есть добавочные процесс, есть борьба, попытка направить процессы внимания по другой линии (сопротивление со стороны произвольного внимания).

Функциональная методика двойной стимуляции для исследования опосредованных процессов внимания (Леонтьев)

З группы испытуемых: дошкольники, школьники, взрослые.

c) Без использования стимулов – средств

d) С использованием стимулов – средств (цветные карточки)

Игра в вопросы и ответы. При ответе нельзя называть 2 запрещенных цвета (белый и черный) и нельзя называть 2 раза один и тот же цвет. Зада требует постоянного напряженного внимания.

 

Результаты

 

 

продуктивность

 

внешне

опосредованное

внимание

 

Натуральное, а

затем внутренне

опосредованное

внимание

 

дошкольники школьники взрослые

 

Различие в деятельности опосредованного и неопосредованного внимания возрастает, начиная от дошкольного возраста, достигает максимума в школьном, а затем снова обнаруживает тенденцию к выравниванию.

Продуктивность лучше с использованием карточек.

Объяснение:

  1. Дошкольники еще не могут использовать внешние стимулы – средства. Дети часто просто играют карточками безотносительно к задаче, руководствуются в ответе внушающим влиянием карточки. Наиболее догадливые откладывают в сторону 2 запрещенные карточки (белый и черный) и пользуются теми, что остались перед ними.
  2. Школьники – на стадии их использования. Выводят раз названный цвет из ряда карточек, откладывают его. К запрещенным карточкам постепенно прибавляются использованные, уже названные цвета. Часто наблюдается подчинение средству (руководство только цветом, подсказываемым карточкой, а не ситуацией в целом), что ведет к обессмысливанию ответов.
  3. Взрослые – на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание), они не хотят использовать внешние средства. Они отмечают в уме запрещенные и уже названные цвета, но не передвигают карточек.

Опыт по Келеру.

Ребенок должен выбрать из 2 стоящих перед ним чашек ту, в которой орех. Другая чашка пустая. Обе чашки закрыты крышками из белого картона, сверх которых прикреплены прямоугольники серого и черного цвета (признак, не бросающийся в глаза детям.).

Хотят проследить, как происходит направление внимания.

Внимание ребенка сразу направленно на цель (орех). Он говорит, что выбирает чашку, в которой есть орех.

В 3 года ребенок реагирует на место (выбирает все время правую). Когда это разрушается – начинает выбирать наугад. В 5 лет ребенок часто берет из той чашки, на которой только что проиграл.

Если выигрывает – с жадностью хватает орех. Когда часто проигрывает – не хочет отдавать орех, плачет, отказывается играть дальше.

Самое важное в эксперименте – момент указания на бумажки, обращение внимания ребенка на стимул, с которым он должен связать реакцию (выделение нужного признака). Жест – условие возникновения произвольного внимания, это образование связи. Естественные корни произвольного внимания – в функции указания.

После этого ребенок начинает выигрывать.

19. Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.

Внимание существует. Внимание неразрывно связано с деятельностью; объект внимания – сама деятельность, субъект – личность. Личность и деятельность – понятия рядоположенные, деятельность даже более низкого уровня. Чтобы объяснить внимание надо было разработать теорию личности. К сожалению, Добрынину этого не удалось. Но вклад в психологию был сделан – классификация видов внимания. Основание: уровень и характер активности личности.

1. Вынужденное внимание. Крайняя степень пассивности.

Причины:

а) очень сильные, интенсивные раздражения (громкий выстрел, сильный толчок, яркий блеск молнии)

б) раздражения, занимающие много места в пространстве (большое пятно)

в) длительные раздражения (особенно прерывистые, то возникающие, то исчезающие)

г) движущиеся объекты (муха просто сидит на столе – не видим ее, муха ползет по столу - замечаем)

Основным здесь является принцип контраста. Это не пассивный процесс, тоже нужна активность.

2. Эмоциональное внимание. Внимание вызывается соответствием раздражения нашему внутреннему состоянию. Актуальные потребности субъекта. Пример: нас мучает жажда – мы замечаем все, что с этим связано.

Активность целиком зависит от наших чувств (сопровождается удивлением, любопытством и т.п.).

3. Привычное внимание. Внимание определено прошлым опытом, привычками, цепью ассоциаций. Пример: обращаем внимание на знакомую нам подробность. Пример: профессиональное внимание, нужны навыки, умения, схемы.

4. Произвольное внимание как акт нашей воли, как результат активности личности.

Мы направляем внимание на то, что нас не привлекает, но связанно с поставленными целями, нашей волей. Это внимание и его развитие связанно с возникновением труда.

5. Послепроизвольное внимание. Внимание, не совпадающее целиком не с произвольным, не с непроизвольным вниманием. Усилие исчезает, намерение и цель остаются. Маркс: «человек наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил». Сюда: процесс творческой деятельности.

Как развивать внимание у ребенка? Добрынин: надо развивать личность. Эта позиция является неподкрепленной, т.к. нет теории личности.

 

20. Гальперин о природе внимания и путях его формирования.

Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс.

Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Все это говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности.

Опровержение этого: Исследование умственных действий.

Формирование умственных действий приводит к образованию 1) мыслимое предметное содержание 2) мышление о нем – это и есть внимание. Внутренне внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия.

Таким образом, внимание имеет функцию психического контроля.

Чем тогда отличаются внимание и контроль?

Отдельный, конкретный акт внимания образуется лишь тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным.

Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.

Контроль лишь оценивает деятельность и ее результаты (используя для этого предваряющий образ, мера, образец), а внимание их улучшает.

Применение образа объясняет 2 основных свойства внимания:

  1. избирательность (не всегда выражает интерес)
  2. положительное влияние на всякую деятельность.

Отличительные признаки произвольного внимания: Считается, что это наличие цели и усилий. Оба эти признака несостоятельны. Если мы достаточно знакомы с предметом, то независимо от интереса к нему внимание становится произвольным – без задачи и усилий быть внимательным. Цель и усилия свидетельствуют лишь о том, чего мы хотим, но не о том, чего мы достигаем. Если же усилия остаются безуспешными, то внимание остается непроизвольным.

Произвольное внимание – это контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов его применения. Как действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и осваивается во внешней форме, а затем переходит во внутренний план, и, сократившись, становится произвольным вниманием.

Непроизвольное внимание – это тоже контроль, но он идет за тем, что само бросается в глаза в предмете или в обстановке. Все диктуется объектом.

Формирование непроизвольного внимания у ребенка:

Мы не ставим ребенку задачу контроля, но учим выполнять основную деятельность определенным образом: прослеживать отдельные звенья, их связи и отношения. Таким образом, контроль включается в основную деятельность как способ ее осуществления. Тогда вместе с основной деятельностью происходит и формирование непроизвольного внимания.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.