Функциональные возможности психики и личностные типы. Психическая функция - психическая деятельность, не зависящая от содержания и при различных обстоятельствах остающаяся равной самой себе.
Человек обладает четырьмя функциями - двумя рациональными (мышление и чувство) и двумя иррациональными (ощущение и интуиция). Все четыре функции развиты не одинаково. Одна из них оказывается наиболее развитой. Это ведущая функция, которой мы пользуемся автоматически, и именно она определяет тип личности (мыслительный, чувствующий, ощущающий или интуитивный). Противоположная ей функция является подчиненной и целиком погружена в бессознательное. Подчиненная функция оказывается той же самой природы, что и ведущая (т.е. если ведущей является интуиция, то подчиненной будет ощущение, если ведущей является чувство, то подчиненной будет мышление и т.д.). Остальные функции являются вспомогательными.
Тип личности определяется не только тем, какая функция является ведущей, но и тем, каков характер направленности Эго. Если энергия направлена вовне, то говорят об экстраверсии, если вовнутрь субъекта - то об интроверсии. В соответствии с этими двумя критериями можно выделить 16 типов личности (например, экстравертный мыслительный тип, интровертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип и т.д.)
(Можно выпендриться и сказать про Эго-психологию (А.Фрейд, Э.Эриксон), теорию объектных отношений (Фейренси, М.Кляин, М.Малер, Винникот), Селф-психологию (Х.Кохут) – их общее отличие от классического психоанализа.
Э.Эриксон – эпигенетическая концепция, психосоциальное развитие, кризис идентичности.
2 траектории возможного развития: позитивная (далее: +), негативная (далее: - ) Жизнь – это борьба этих двух траекторий.
1. Раннее младенчество (О - 1 г.) +: базальное доверие: взаимная любовь, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других потребностей. -: базальное недоверие: плохое обращение матери с ребенком, пренебрежение, лишение любви, резкое отлучение от груди, эмоциональная изоляция.
II. Позднее младенчество (1 - 3 г.) +: самостоятельность (автономия): уверенность в себе, ребенок смотрит на себя, как на самостоятельного человека, но еще зависимого от родителей. -: сомнения в себе: гипертрофированное чувство стыда, сомнения в своих способностях, не признанность, недостаточное развитие элементарных навыков, желание скрыть ущербность от людей.
III. Раннее детство (3 - 5 л.) +: активность (инициатива): активное изучение внешнего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое общение. -: пассивность (вина): вялость, отсутствие инициативы, зависимость от других людей, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого общения.
IV. Среднее детство (5-11л.) +: трудолюбие, прилежание: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков, постановка и решение реальных задач, ориентация на будущее. -: чувство собственной неполноценности: слаборазвитые навыки, избежание сложных задач и ситуаций соревнования, ощущение обреченности на посредственное существование, ощущение затишья перед бурей, робкое поведение, комфортность.
V. Половая зрелость, юность – кризис идентичности (11 - 20 л.) +: жизненное самоопределение: развитие временной перспективы, самоопределение " каким быть", экспериментирование себя в разных ролях учения, четкая половая поляризация, формирование личности и мировоззрения, способность быть лидером и подчиненным. -: Путаница ролей: смешение и смещение временных перспектив (мысли не только о будущем, но и о прошлом), стремление разобраться в себе, отношениях с миром, поло-ролевая фиксация (смешение форм поло-ролевого общения), путаница в мировоззрении, неумение сочетать лидерство и подчинение.
VI. Ранняя взрослость (20-40,45л.) +: близость к людям: стремление к контакту с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенность личной жизнью. -: изоляция от людей: избежание людей, особенно близких интимных отношений, трудность характера, неразборчивость в отношениях, непредсказуемость общения, первые симптомы психических расстройств.
VII. Средняя взрослость (40-60л.) +: творчество (генеративность): позитивная творческая работа над собой и другими людьми, зрелая, полноценная разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, обучение и воспитание нового поколения. -: застой (стагнация): эгоизм, непродуктивность в работе, часто ранняя инвалидность, забота лишь о себе, всепрощение себя.
VШ. Поздняя взрослость (60 и более) +: полнота жизни: постоянные раздумья о прошлом, его спокойная взвешенная оценка, принятие прошлой жизни такой, какой она была, понимание и принятие неизбежной смерти. -: отчаяние: ощущение того, что жизнь прожита зря, что время летит слишком быстро, прошлое оценивается негативно, потеря веры в себя и других людей, боязнь смерти.
К.Хорни – развитие невротической личности. Невротические потребности.
4. Бихевиоризм – исключал психику и личность из изучения. Но А.Бандура – теория социального научения (на стыке бихевиоризма и когнитивизма). Модель взаимного детерминизма – реципроктность. Триада взаимных детерминант:
- Поведение;
- Личностные факторы;
- Влияние окружения.
5. Гуманистическая психология.
Ориентация на изучение смысловых структур человека. Предметы анализа: высшие ценности, самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье.
Основные отличия от экзистенциальной психологии:
- у человека – заданные позитивные потенции→хорош по своей природе→нужно только помочь развиваться (как цветок, поливай и все).
- самоактуализация – самоцель.
А.Маслоу – основатель. Пирамида потребностей (но сам Маслоу от нее отказался в конце). 1) Физиологич., 2) в безопасности; 3) в принятии; 4)в уважении, 5) в самоактуализации.
К. Роджерс – клиентцентрированная психотерапия.
Я-концепция: Я-реальное, Я-идеальное. Под влияние общества – деформация →самость не может себя реализовать →неврозы. Базовая потребность – быть самим собой, самореализация.
Не ставил диагноза; не пациент, а клиент; методы эмпатийного слушания, сопереживания; у человека – большой потенциал, о котором он не знает →психотерапия – создание условий для изменения человека.
6. Экзистенциальная психология.
Сущность человека не предзадана, человек есть то, что он сам из себя делает в результате совершаемых им в течение жизни личностных выборов. Существование предшествует сущности. (Сартр)
В.Франкл – логотерапия, терапия смысла.
Критика гуманистов:
Самоактуализация – побочный продукт от поиска человеком смысла.
Самоактуализирующиеся люди – эгоценричны, зациклены на себе.
Потенциализм – потребности врожденны и предзаданы.
7. К.Левин – теория поля. Взаимосвязь личности и мотивации. Первый, кто исследовал динамику развития мотивов личности в конкретной ситуации.
B=F(P,E)=LPs
В – поведение, F- функция, Р – личность, Е – среда.
8. Отечественная психология.
Био-психо-социальная модель.
А.Н. Леонтьев: Личность ≠ Индивид. Личность – особое качество, приобретенное человеком в обществе. Личность – системное качество (Асмолов).
А.Н.Леонтьев – мотивационная структура личности. Два рождения личности по Леонтьеву:
1) 4 года, феномен горькой конфеты – соподчинение мотивов, высший побеждает низший;
2) подростковый возраст – смыслообразующий мотив.
Эльконин – периодизация.
Мотивационная (пунктир) и интеллектульно-познавательной (сплошная) стадии попеременно обгоняют друг друга.
Стадии:
1. Эпоха раннее детство:
0-1 младенчество. ВД – общение со взрослым;
1-3 раннее детство. ВД – предметная.
2. Эпоха детства:
3-6 дошкольный возраст. ВД – сюжетно-ролевая игра.
6-11 мл.школьный возраст. ВД – учебная.
3. Эпоха подростничества:
11-15 младший. ВД – интимно-личностное общение.
15-19 старший. ВД – учебно-профессиональная.
|