ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. I. Среда, наследственность и развитие личности.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке относится к числу вечных вопросов.
1) Теории «среды». Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «внешней» детерминации считают, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Пр.: Поведение личности ребенка изменяется в детском саду, школе, семье, на спортивной площадке.
Существует большое количество теорий «среды» от теории «чистой доски» до теории «ситуационизма» (В. Мишель). С точки зрения последней, люди становятся честными, агрессивными, альтруистичными и т.д. под давлением со стороны «ситуации». В пользу этих теорий проведено множество экспериментальных исследований.
2) Концепция «наследственности», напротив, объясняет развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека, его генотипом. Какой бы пагубной ни была среда, настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти даже в неблагоприятных условиях.
Параметры индивидуального действия личности, которые невозможно объяснить с позиции теории «среды» (Х. Хекхаузен):
- Степень соответствия действия человека действиям других людей. Чем больше поведение отклоняется от типичных действий большинства, тем вероятнее, что за ним стоят внутренние предрасположенности к действиям (диспозиции).
- Степень соответствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое ремы ситуациях.
- Параметр индивидуального действия – степень его соответствия действиям, которые имели место в прошлых сходных ситуациях (стабильность во времени).
В поддержку обеих теорий было проведено множество экспериментальных исследований, где пытались прогнозировать поведение на основе его врожденных свойств и на основе варьирований ситуаций. Экспериментальные факты, полученные в результате исследований, зачастую интерпретируются сторонниками теорий « среды» и « наследственности» по-разному. Пр.: С точки зрения теории «наследственности» наличие в родословной И. С. Баха музыкантов – доказательство передачи музыкальных способностей из одного поколения в другое. Сторонники же концепций «среды» видят в этом социально-психологический механизм», иллюстрирующий роль традиций, психологического климата в семье Баха.
Раскрывая ограниченность обоих подходов, А. М. Эткинд обращает внимание на то, что за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, и различия между людьми, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев.
3) Двухфакторные теории детерминации развития личности, рассматривающие взаимодействие наследственности и среды.
а) Теория конвергенции 2 факторов (В. Штерн): личность выступает как продукт социальной среды (социального фактора), так и наследственных предиспозиций (биологического фактора).
б) Теория конфронтации 2 факторов (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.)
Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Внешне конфронтация двух факторов выглядит как конфликт между влечениями личности и культурой, обществом. Во внутреннем плане эта конфронтация выражается в конфликте между «Оно» (природное начало) и «Сверх-Я» (усвоенные под давлением принципа реальности социальные нормы).
Неофрейдизм. Попытки ограничить сферу действия либидозных порывов как объяснительного принципа развития личности («социологизация» психоанализа). К биологическому фактору прибавляется социально-экономический фактор. Однако и психоанализ, и его современные варианты имеют одну методологическую основу: схема противоборства двух факторов, обеспечивающих адаптацию индивида и вида, а также историю их эволюции.
Критика двойной детерминации развития личности. (Эти же положения являются методологическими предпосылками обеих теорий).
- Антропоцентрическая парадигма мышления. Человек рассматривается вне общества.
- Абсолютизация филогенетических, социогенетических, онтогенетических закономерностей развития человека. Человек рассматривается вне эволюции образа жизни.
- Человек помещается в «искусственные миры» (мир безличных социальных норм) вместо «мира человека в обществе».
- Гомеостатическая модель развития психики человека. Стремление к достижению равновесия. Однако обязательным условием развития человека является возникновение неадаптивных проявлений поведения человека, особенно в критических, непредвиденных ситуациях.
Теперь о детерминации развития личности в отечественной психологии. А.Г.Асмолов.
Движущая сила развития личности – в противоречиях, которые рождаются в деятельности.
По мере развития личности биологическое и историческое время все более превращается в психологическое время жизни личности, строящей свои планы и воплощающей свою жизненную программу в социальном образе жизни данного общества («время жизни» превращается в его «время жить»).
Итак, выделяют три момента системной детерминации развития личности:
· Индивидные свойства человека – предпосылки развития.
· Социально-исторический образ жизни – источник развития.
· Совместная деятельность – основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
Изучение движущих сил развития личности предполагает также изучение мотивации развития индивидуальности.
Все теории, рассматривающие эту мотивацию, можно разделить на три основных подхода:
1. Принцип стремления к равновесию (психоанализ, необихевиоризм, когнитивная психология).
2. Принцип стремления к напряжению. Персоналитический подход – Маслоу, Олпорт.
Оба принципа имеют общие черты:
· Динамическое описание движущих сил
· Подчинение активности некоторой заранее предусмотренной цели
· Человек – преимущественно адаптивное существо.
3. Принцип саморазвития личности. Отечественная психология.
Положения:
· Движущая сила развития личности – борьба противоположностей, противоречия и гармония этих противоположностей.
· Источник саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности.
По Д. Н. Узнадзе, источником саморазвития личности является функциональная тенденция.
Движущие силы развития личности – потребности во впечатлениях (Л. И. Божович), потребности в общении (М. И. Лисина). Это источники мотивации развития личности, возникающие в самом процессе взаимодействия субъекта с миром. В. А. Петровский считает, что человеку присуща явно неадаптивная тенденция, проявляющаяся в постановке сверхзадач («надситуативная активность»), которая является источником зарождения любой новой деятельности.
Периодизация развития личности. Начнем с отечественных.
Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Периодизация Выготского
кризис новорожденности (до 2 мес.)
младенческий возраст (до 1 года)
кризис 1 года
раннее детство (1-3 года)
кризис 3 лет
дошкольный возраст (3-7 лет)
кризис 7 лет
школьный возраст (7-13 лет)
кризис 13 лет
пубертатный возраст (13-17 лет)
кризис 17 лет
Личность – активный субъект, элемент разнопорядковых систем, в которые он включается.
I. А.Н.Леонтьев. Личность ≠ Индивид. Личность – особое качество, приобретенное человеком в обществе. Личность – системное качество (Асмолов).
А.Н.Леонтьев – мотивационная структура личности. Два рождения личности по Леонтьеву:
1) 4 года, феномен горькой конфеты – соподчинение мотивов, высший побеждает низший;
2) подростковый возраст – смыслообразующий мотив.
II. Эльконин – периодизация.
Мотивационная (пунктир) и интеллектульно-познавательной (сплошная) стадии попеременно обгоняют друг друга.
Стадии:
1. Эпоха раннее детство:
0-1 младенчество. ВД – общение со взрослым;
1-3 раннее детство. ВД – предметная.
2. Эпоха детства:
3-6 дошкольный возраст. ВД – сюжетно-ролевая игра.
6-11 мл.школьный возраст. ВД – учебная.
3. Эпоха подростничества:
11-15 младший. ВД – интимно-личностное общение.
15-19 старший. ВД – учебно-профессиональная.
Зарубежные классификации.
1. Э.Эриксон – психосоциальное/эпигенетическое развитие.
2 траектории возможного развития: позитивная (далее: +), негативная (далее: - ) Жизнь – это борьба этих двух траекторий.
2. З.Фрейд – психосексуальное развитие.
- оральная стадия (0-18 мес) – Отделение себя от матери. Защ.мех. интроекция.
- анальная (1,5-3) – приучение к туалету, самоконтроль. Защ.мех. – проекция, рационализация, реактивные образования.
- фаллическая (3-6) – Эдипов комплекс - идентификация с родителем того же пола.
- Латентный период (6-12) – сублимация на развитие социальных связей.
- генитальная (12-18) – интимные отношения и общественно полезный труд, достановление идентичности.
3. С.Холл – теория рекапитуляции. ребенок в своем развитии повторяет все стадии развития психики, которые прошло человечество. Порядок и скорость прохождения каждой стадии врождены и заданы генетически, а потому при формировании индивидуальной психики невозможно ни миновать какую-то стадию, ни перейти на следующую ступень раньше определенного времени. На этом основании Холл делает вывод о том, что именно уровень психического развития должен определять содержание и форму обучения, которое полностью от него зависит. Механизмом, который способствует переходу с одной стадии развития на другую, является игра. На основании Р. т. Гетчинсон разработал периодизацию психического развития, в которой критерием деления на возрастные этапы явился способ добывания пищи.
Периоды:
1. Период дикости. Период длится до 5 лет, максимума достигает в 3 года.
2. Период охоты и захвата добычи (с 4 до 12 лет, максимум в 7 лет).
3. Период пастушества (9-14, максимум в 10 лет).
4. Земледельческий период (12-16, максимум в 14 лет).
5. Промышленно-торговый (с 14 и до взрослости, максимум в 18-20 лет).
|