Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕОРИИ СПЕЦИФИЧНОСТИ МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА.

1. Исследование мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.

 

1913: Бихевиоризм в лице Дж. Уотсона выдвинул перед психологией задачу: изучать человека чтобы вскрыть закономерности его поведения. Классический бихевиоризм не интересуется психикой и внутрипсихическими процессами. Формула S→R, где совокупность реакций составляет «поведение» человека, которое носит автоматический характер. Изучая реальное поведении, бихевиоризм встречается с усложнёнными видами реакций, следовательно приходится говорить о сложных устойчивых и меняющихся реакциях.

Критика: Может быть реакция без какого-либо стимула, тогда причиной реакции является побудительные силы (drives):

- Инстинкты (в биологическом понимании);

- Физиологические изменения в организме.

Схема выстраивания поведения: дисбаланс → побуждение → поисковая активность.

1930-ые: предпосылки появления необихевиоризма.

  1. Не существует простой реакции R на стимул S. Реакция очень сложна так как на неё помимо стимула влияют:

ü Прошлый опыт (видовой);

ü Привычки (личный опыт);

ü Вся сложившаяся динамическая система поведения.

  1. Поведение не укладывается в схему S→R; необходимо вводить какие-либо дополнительные «промежуточные переменные».
  2. Внутренние силы, которые определяют поведение закреплены в психике в виде потребностей, устремлении. Поэтому на аналогичные стимулы могут возникать разные реакции.

S→R1

S→R2

­

Влияние внутренних психических процессов

Основные концепции необихевиоризма:

Толмен: Когнитивный бихевиоризм.

Халл: Гипотетико-дедуктивная концепция.

Скиннер: Оперантный бихевиоризм.



Мотивация – источник активности и направленности поведения организма; то, что побуждает, поддерживает, направляет.

I. Толмен выделяет 3 группы промежуточных переменных:

1). Система потребностей;

2). Система ценностных мотивов;

3). «Бихевиоральное поле» (ситуация в которой совершается действие).

 

ПОТРЕБНОСТИ .

¯ ¯ ¯

Первичные Вторичные Третичные

 

 

II. Халл. В большинстве случаев промежуточные переменные формируются в процессе поведения. Промежуточные переменные (по Халлу): навык, сила потребности, подкрепление

 

ПОТРЕБНОСТИ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

 

 

Первичные Вторичные Первичное Вторичное

 

III. Скиннер. Отрицает промежуточные переменные. Недостаток схемы S→Rвидит в недоучёте роли реакции в поведении. Идея обратной связи в построении поведения: два типа поведения:

o Респондентное (отвечающее); условные, безусловные рефлексы.

o Оперантное (произвольное); правильные реакции закрепляются после метода проб и ошибок. В этом типе поведения большую роль играет подкрепление.

Типы подкрепления:

1) Положительная (добавление хорошего: еда, тепло, живём!J);

2) Отрицательное (устранение/добавление плохого: ток, яркий светL);

3) Условное (как условный рефлекс: биологически нейтральный стимул становится значимымK);

4) Генерализованное (обобщённое): подкрепляется не какая-то потребность, но обобщённое подкрепление может удовлетворить несколько потребностей.

Основные направления экспериментальной деятельности:

v Изучение детерминант общей активности

v Изучение пищевых предпочтений в зависимости от ситуации, от потребностей

v Исследование познавательной мотивации

v Исследование отрицательной мотивации (наказание)

 

2. Проблема мотивации в школе К. Левина.

I. Основные понятия.

Валентность – это положительная или отрицательная ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила. Термин «валентность» появился в теории психологического поля К.Левина.

Поле – это вся совокупность переживаемого субъектом в данный момент, «жизненное пространство индивида». Этот термин получил распространение в гештальт-психологии и других, опирающихся на феноменологию направлениях психологии.

II. Мотивация в школе.

Потребность – динамическое состояние (активность), которая возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия.

Квазипотребность – некая напряжённая система (намерение), которая возникает в определённой ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремиться к разрядке (удовлетворению). Квазипотребность – социально обусловленная потребность, которая по своей природе не биологическая и не врождённая. Социальный, значит возникающий в данный момент в отличие от «истинных» устойчивых потребностей (например, потребность к труду).

К. Левин не уделяет внимание содержанию потребности; важны динамические характеристики: сильная/слабая напряжённость, коммуникация с другими потребностями.

Опыты Зейгарник - Овсянкиной:

  1. Даётся задание, отнимается недоделанным, даётся другое задание. В итоге 86% испытуемых возвращаются потом к первому заданию.
  2. Пример: Официант помнит невыполненный заказ, но не помнит уже оплаченный.
  3. Даётся 20 заданий, из них примерно половина не дают доделать, в конце просят назвать задание, которые были выполнены. В начале перечисляются спонтанно:

Воспроизведенные незавершенные

Воспроизведенные завершенные

Лучшее запоминание незавершённых действий свидетельствует о том, что намерение (квазипотребность) включено в целостные внутри-психические области; квазипотребность направлена на осуществление действия в будущем, приводит к установлению цели и обуславливает реальную деятельность данного момента – воспроизведение.

Намерение основывается на реальных потребностях!

Левин выделял действенные потребности – те, которые приводят человека к принятию решения в проблемной ситуации. Пример:

4. из чувства долга перед экспериментатором

5. из честолюбия

6. в силу заинтересованности самим заданием.

Вывод: феномен возвращения к прерванному действию и лучшему воспроизведению незавершённых действий послужило Левину доказательством того, что для природы наших психических процессов существенным является из динамика.

Динамическое состояние, напряжение являются решающими, а главное, детерминируется фактором психической деятельности человека.

Понятие квазипотребности, как детерминанта человеческого поведения имеют 2 проблемы:

1). Как удовлетворить потребность;

2). Проблема психологической ситуации – проблема «поля».

Условия потребности состоит в её разрядке в изменении динамики состояния. Содержание квазипотребности может быть различно. Внезапное формирование квазипотребности – специфическое свойство человека. Способ удовлетворения квазипотребности у человека носит гибкий характер.

Факторы влияющие на действенность намерения:

I. Значимость намерения;

II. Эмоциональная окрашенность намерения;

III. Степень связи намерения с основной деятельностью;

IV. Наличная ситуация («психологическое поле»);

V. Личностные особенности.

Значимость намерения зависит от истинных потребностей, которые лежат в основе возникновения квазипотребности.

Волевое действие – это такое действие, которое совершается не под влияние поля. Для волевого, намеренного действия важно возникновение «душевных сил напряжения», которые в силу их родства с настоящими потребностями Левин обозначил как квазипотребности.

 

3. Проблема мотивации в глубинной психологии.

 

Прежде чем перейти к проблеме мотивации в глубинной психологии, выясним, что именно понимается под термином глубинная психология.

Глубинная психология – общее название большого количества концепций в психологии и психиатрии, основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов, побуждений, мотивов, стремлений в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности.

I. Гормическая психология. Гормическая психология (от греч. horme – влечение, стремление, побуждение) – одно из течений западной психологии, связанное с именем англо-американского психолога Мак-Дауголла, который утверждал, что психика и поведение детерминируются особой нематериальной силой – горме, проявляющийся в виде инстинктов. Гормическая психология распространяет понятие целевого поведения и целесообразности как на сложные, так и на примитивные формы поведения, и делает вывод о наличии элементарной формы духовной жизни даже у самых низкоорганизованных существ. Гормическая психология примыкает к тем направлениям современной психологии, для которых характерны биологизация психических явлений, переоценка роли инстинктов и влечений в детерминации психических явлений и поведения, умаление значения сознания. Что это за теории см. ниже.

II. Ортодоксальный (классический) психоанализ. Основоположником психоаналитической традиции был З. Фрейд. Одним из центральных положений его теории является убеждение, что любое поведение человека хотя бы (мягко говоря) частично обусловлено бессознательными импульсами. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня; в этом концепция Фрейда сходна с точкой зрения бихевиористов: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения.

Различия (от бихевиоризма):

1. Индивид стремиться вернуться в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия.

2. Всякое поведение детерминировано бессознательными процессами (инстинктами – в случае мотивации). Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются:

a) Инстинкт жизни (Эрос) может принимать две основные формы: воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Инстинкт жизни первого типа (половая потребность, либидо) играет в концепции Фрейда особенно важную роль.

b) Инстинкт смерти (Танатос) является противоположностью инстинкта жизни и выражается в таких формах поведения как, например, агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение. На первый взгляд предположение о существовании инстинкта смерти выглядит странным, однако необходимо иметь в виду, что для философских мировоззрений Фрейда характерен психический дуализм: подчеркивание борьбы противоположностей. Динамика этой борьбы и является основой развития и функционирования индивида и общества. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду, исчезновению, и жизнь как способ организации, объединения есть только краткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над этим распадом.

Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. Причем, если непосредственное удовлетворение инстинктивной потребности по каким-либо причинам невозможно (наличие моральных ограничений, страх наказания и проч.), энергия инстинкта может быть направлена в другое русло (общественно-полезная, творческая деятельность); это называется сублимацией.

Стадии психосексуального развития – оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. На каждой из этих стадий – ведущая потребность, источник удовлетворения этой потребности. Потребности, таким образом, имеют

- силу,

- объект удовлетворения,

- направленность

III. Неофрейдизм. Неофрейдизм – это направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоаналитическое учение З. Фрейда. Выделяют несколько поколений неофрейдистов, которые оставили весомый след в науке. Это такие ученые как К.Г. Юнг, А. Адлер (1-е поколение неофрейдистов), К. Хорни, Э. Фромм (2-е поколение) и другие. Представления о мотивации у них были следующими.

К.Г. Юнг. Также как и Фрейд считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг полагал, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные («плохие») импульсы, но и здоровые стремления. Одним из наиболее известных понятий в концепции Юнга является коллективное бессознательное, которое содержит опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передающуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида.

А. Адлер. Рассуждения ученика, а в последствии оппонента Фрейда выглядят примерно таким образом. Человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое, универсальное чувство неполноценности. Будучи неприятным чувство неполноценности вытесняется в область бессознательного и вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов – реальных и мнимых. Так как комплекс неполноценности продолжает существовать, несмотря ни на какие достижения личности, он требует постоянной и все большей компенсации – сверхкомпенсации (гиперкомпенсации), порождающий т.н. комплекс превосходства над другими – обратную сторону комплекса неполноценности. Стремление к совершенству, а не к удовольствию (как по Фрейду), по мнению Адлера является основным принципом мотивации человека.

К. Хорни. Она исходила из аналогичного адлеровскому тезиса о беспомощности младенца, но делала из этого в общем бесспорного тезиса несколько иные выводы. Беспомощный младенец, на ее взгляд, ищет безопасности в потенциально враждебном и опасном мире. Чувство незащищенности может породить базовую тревожность прежде всего в силу таких особенностей родительского отношения и поведения как отсутствие теплоты в отношение к ребенку или чрезмерная опека. В случае возникновения этой базовой тревожности индивид вырабатывает стратегии поведения, направленные на ее преодоление.

Э. Фромм. Его концепция в большей степени, чем концепции других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человеческого поведения. По мнению Фромма, человек в современном обществе чувствует себя в одиночестве, что является прямым результатом его высвобождения из прямой зависимости от природы. Это одиночество породило стремление убежать от свободы в конформизм, зависимость и даже рабство, однако истинными целями человека являются стремления найти свое настоящее Я, использовать общество, которое он создал, а не быть использованным им, чувствовать себя связанным с другими узами братства и любви.

 

Использованные источники.

Основная литература: литература из темы III плана семинарских занятий по курсу «Психология эмоций и мотивации» (сост. проф. В.К. Вилюнас, 2002/2003 гг).

Дополнительная литература:

Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Лейбин В.М. Психоанализ: Учебник. – СПб.: Питер, 2002.

Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

 

4. Проблема мотивации в психологии деятельности (по Хекхаузену)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.