II. Биологическая интерпретация инстинкта и обусловливания. Импринтинг –специфическая форма научения животных (Вилюнас: и человека), при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты. Понятие импринтинга введено в этологию, зоопсихологию и общую психологию Конрадом Лоренцем в конце 1930-х.
Характеристики (по Лоренцу):
I. наличие сенситивного периода, в ходе которого и происходит запечатление (разная продолжительность у разных биологических видов);
II. запечатление (опредмечивание) происходит единовременно;
III. процесс импритинга необратимый.
Механизм импринтинга.
Механизм импринтинга можно охарактеризовать как «уточнение инстинкта». Механизм импритинга возникает как характеристика инстинкта в ходе эволюции.
Нельзя утверждать, что импритинг – это характеристика исключительно мотивации животных. У человека также признаётся импритинг. Однако учёные продолжают спорить и том, какое место занимает это явление в мотивационной сфере человека. Существует точка зрения, что формирование сексуальных перверсии строится на основе импринтинга (каким был первый сексуальный опыт – так и вся сексуальная жизнь пройдет) .
Обусловливание.
Обусловливание – это выработка условного рефлекса.
Условный рефлекс – это временнáя связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. Условный рефлекс осуществляется высшими отделами мозга и основан на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в индивидуальном опыте животного и человека. Безусловные рефлексы в принципе одинаковы у представителей одного вида, условные же рефлесы индивидуальны и бесконечно разнообразны. Термин «условный рефлекс» введен И.П. Павловым (тоже самое В.М. Бехтерев и другие рефлексологи называли «сочетательным рефлексом»).
Рассмотрим процесс выработки условной связи:
1)даём неестественный условный раздражитель;
2)даём безусловное воздействие (позитивное подкрепление – пищу, например; или негативное подкрепление – например, удар током).
В результате безразличный условный раздражитель становится значимым, как и безусловное воздействие.
У человека также можно наблюдать явление обуславливания. Вспомним «бедного Альбертика», у которого выработали условную реакцию страха на мягкого пушистого кролика.
При обусловливании возможно явление генерализации – возникновение реакции как на условный раздражитель при раздражители, лишь похожем на данный условный. Сила генерализации зависит от схожести данного условного раздражителя с новым похожим раздражителем.
Вывод:
1) импринтинг достраивает инстинкт;
2) обусловливание совершенствует инстинкт.
III. Психологическая интерпретация инстинкта и обусловливания.
Инстинкт у человека.
Обнаружение инстинктов у человека:
ü при установлении взаимоотношений между людьми обнаруживается «обмен эмоциями»(вспомним эмоциональный обмен между матерью и младенцем);
ü развитие просоциального поведения;
ü проявление эмпатической способности.
Доказательство наличия инстинктивного поведения можно найти в сфере клинической психологии: некоторые психические болезни приводят к нарушениям именно в сфере унаследованного психического материала.
Инстинктивную основу имеют человеческие страхи (фобии). Существует мнение, что фиксация страха происходит при помощи импритинга – явления, характеризующего инстинкт. Подобная концепция активно развивалась, например, в рамках психоанализа. Вилюнас, основываясь на экспериментах и исследованиях Валентайна, приходит к выводу, что существуют врождённые тенденции к возникновению страха в отношении отдельных предметов. Также Вилюнас утверждает, что инстинкт у человека предполагает онтогенетическое развитие (пример – импринтинг), однако механизмы этого развития намного сложнее и многозначней, чем у животных.
Обусловливание в свете психологии.
Познавательный компонент также присутствует в явлении обусловливания. Он проявляется в отражении ситуации, заставляющей выработать новую условную связь, от того, как в прошлом опыте разрешались подобные ситуации (это следствие особенностей стадии перцептивной психики: психическое отражение не только отдельных предметов, но и ситуации, в которую они включены; наличие свободы действия при определённом схеме (можно сказать образе или плане) данной ситуации).
Сознание человека активно внедряется в механизмы обусловливания. Наличие причинно-следственных связей может существенно повлиять на процесс выработки условной реакции.
Примеры:
1). Взрослый человек понимает, что громкий удар гонга никак не связан с той крысой, которую он видел до этого (в то время как «бедный Альбертик» этого не понимал и связывал всё воедино);
2). Если человеку дают условный раздражитель, а потом негативное подкрепление, то условная связь скорее всего будет выражаться не в отношении условного раздражителя, а, скажем, в отношении психологических экспериментов.
Явление генерализации носит у человека семантическийхарактер, поэтому можно сделать вывод, что обусловливание у человека детерминировано не только предметностью окружающей среды (объективный компонент), но и усвоением культурно-исторического опыта (субъективный компонент).
12. Специфика мотивации человека. Психологические основы воспитания.
I. Специфика человеческой мотивации.
Специфика человеческой мотивации:
1. социальноепроисхождение;
2. предметы потребностей – продукты общественного производства;
3. отвечает нуждам общества;
4. является основным содержанием воспитаниячеловека;
5. направленность на отдалённые жизненные цели;
6. иерархическая соподчинённость мотивов (иерархичность);
7. полимотивированность;
8. взаимозаменяемость мотивов;
9. опосредованностьречью, сознанием и интеллектом;
10. имеет волевыехарактеристики;
11. устойчивость;
12. надситуативность (следствие устойчивости);
13. функциональная автономностьот состояний организма;
14. разнообразие;
15. изменчивость;
16. историчность.
В содержательном плане о человеческой мотивации можно сказать, что она формируется прижизненно в зависимости (1) от социальных условий и (2) воспитательных воздействий, направляющих мотивацию на общественно значимое содержание.
Механизмы человеческой мотивации формируются по принципу высших психически функций: из биологических механизмов появляются социальные. Поэтому мы можем видеть следы этой биологической мотивации:
I. актуализация потребностей в виде установок;
II. общие эмоциональные механизмы генетического и ситуативного развития мотивации.
Уже сформированные аспекты человеческой мотивации:
1). опосредованность интеллектом и волей;
2). направленность на отдалённые жизненные цели.
Социально обусловленное содержание мотивационной сферы человека (по крайней мере на начальных этапах онтогенеза), становится для человека мотивационно значимым на основе механизмов, сложившихся в биологической эволюции.
|