Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

II. Биологическая интерпретация инстинкта и обусловливания.

Импринтинг –специфическая форма научения животных (Вилюнас: и человека), при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты. Понятие импринтинга введено в этологию, зоопсихологию и общую психологию Конрадом Лоренцем в конце 1930-х.

Характеристики (по Лоренцу):

I. наличие сенситивного периода, в ходе которого и происходит запечатление (разная продолжительность у разных биологических видов);

II. запечатление (опредмечивание) происходит единовременно;

III. процесс импритинга необратимый.

Механизм импринтинга.

Механизм импринтинга можно охарактеризовать как «уточнение инстинкта». Механизм импритинга возникает как характеристика инстинкта в ходе эволюции.

Нельзя утверждать, что импритинг – это характеристика исключительно мотивации животных. У человека также признаётся импритинг. Однако учёные продолжают спорить и том, какое место занимает это явление в мотивационной сфере человека. Существует точка зрения, что формирование сексуальных перверсии строится на основе импринтинга (каким был первый сексуальный опыт – так и вся сексуальная жизнь пройдет) .

Обусловливание.

Обусловливание – это выработка условного рефлекса.

Условный рефлекс – это временнáя связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей. Условный рефлекс осуществляется высшими отделами мозга и основан на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в индивидуальном опыте животного и человека. Безусловные рефлексы в принципе одинаковы у представителей одного вида, условные же рефлесы индивидуальны и бесконечно разнообразны. Термин «условный рефлекс» введен И.П. Павловым (тоже самое В.М. Бехтерев и другие рефлексологи называли «сочетательным рефлексом»).



Рассмотрим процесс выработки условной связи:

1)даём неестественный условный раздражитель;

2)даём безусловное воздействие (позитивное подкрепление – пищу, например; или негативное подкрепление – например, удар током).

В результате безразличный условный раздражитель становится значимым, как и безусловное воздействие.

У человека также можно наблюдать явление обуславливания. Вспомним «бедного Альбертика», у которого выработали условную реакцию страха на мягкого пушистого кролика.

При обусловливании возможно явление генерализации – возникновение реакции как на условный раздражитель при раздражители, лишь похожем на данный условный. Сила генерализации зависит от схожести данного условного раздражителя с новым похожим раздражителем.

Вывод:

1) импринтинг достраивает инстинкт;

2) обусловливание совершенствует инстинкт.

III. Психологическая интерпретация инстинкта и обусловливания.

Инстинкт у человека.

Обнаружение инстинктов у человека:

ü при установлении взаимоотношений между людьми обнаруживается «обмен эмоциями»(вспомним эмоциональный обмен между матерью и младенцем);

ü развитие просоциального поведения;

ü проявление эмпатической способности.

Доказательство наличия инстинктивного поведения можно найти в сфере клинической психологии: некоторые психические болезни приводят к нарушениям именно в сфере унаследованного психического материала.

Инстинктивную основу имеют человеческие страхи (фобии). Существует мнение, что фиксация страха происходит при помощи импритинга – явления, характеризующего инстинкт. Подобная концепция активно развивалась, например, в рамках психоанализа. Вилюнас, основываясь на экспериментах и исследованиях Валентайна, приходит к выводу, что существуют врождённые тенденции к возникновению страха в отношении отдельных предметов. Также Вилюнас утверждает, что инстинкт у человека предполагает онтогенетическое развитие (пример – импринтинг), однако механизмы этого развития намного сложнее и многозначней, чем у животных.

Обусловливание в свете психологии.

Познавательный компонент также присутствует в явлении обусловливания. Он проявляется в отражении ситуации, заставляющей выработать новую условную связь, от того, как в прошлом опыте разрешались подобные ситуации (это следствие особенностей стадии перцептивной психики: психическое отражение не только отдельных предметов, но и ситуации, в которую они включены; наличие свободы действия при определённом схеме (можно сказать образе или плане) данной ситуации).

Сознание человека активно внедряется в механизмы обусловливания. Наличие причинно-следственных связей может существенно повлиять на процесс выработки условной реакции.

Примеры:

1). Взрослый человек понимает, что громкий удар гонга никак не связан с той крысой, которую он видел до этого (в то время как «бедный Альбертик» этого не понимал и связывал всё воедино);

2). Если человеку дают условный раздражитель, а потом негативное подкрепление, то условная связь скорее всего будет выражаться не в отношении условного раздражителя, а, скажем, в отношении психологических экспериментов.

Явление генерализации носит у человека семантическийхарактер, поэтому можно сделать вывод, что обусловливание у человека детерминировано не только предметностью окружающей среды (объективный компонент), но и усвоением культурно-исторического опыта (субъективный компонент).

12. Специфика мотивации человека. Психологические основы воспитания.

I. Специфика человеческой мотивации.

Специфика человеческой мотивации:

1. социальноепроисхождение;

2. предметы потребностей – продукты общественного производства;

3. отвечает нуждам общества;

4. является основным содержанием воспитаниячеловека;

5. направленность на отдалённые жизненные цели;

6. иерархическая соподчинённость мотивов (иерархичность);

7. полимотивированность;

8. взаимозаменяемость мотивов;

9. опосредованностьречью, сознанием и интеллектом;

10. имеет волевыехарактеристики;

11. устойчивость;

12. надситуативность (следствие устойчивости);

13. функциональная автономностьот состояний организма;

14. разнообразие;

15. изменчивость;

16. историчность.

 

В содержательном плане о человеческой мотивации можно сказать, что она формируется прижизненно в зависимости (1) от социальных условий и (2) воспитательных воздействий, направляющих мотивацию на общественно значимое содержание.

Механизмы человеческой мотивации формируются по принципу высших психически функций: из биологических механизмов появляются социальные. Поэтому мы можем видеть следы этой биологической мотивации:

I. актуализация потребностей в виде установок;

II. общие эмоциональные механизмы генетического и ситуативного развития мотивации.

Уже сформированные аспекты человеческой мотивации:

1). опосредованность интеллектом и волей;

2). направленность на отдалённые жизненные цели.

Социально обусловленное содержание мотивационной сферы человека (по крайней мере на начальных этапах онтогенеза), становится для человека мотивационно значимым на основе механизмов, сложившихся в биологической эволюции.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.