Обратная связь
|
Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, 2. социально-исторический образ жизни как источник развития личности и
3. совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
Так через понятие «индивид» Б. Г. Ананьев обозначил «индивидные» - природные (биологические) свойства человека. Индивидные свойства человека выражают тенденцию человека к сохранению и обеспечивают широкую адаптивность.
Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя биологического вида. При этом, в понятии «индивид» отражается два основных признака: целостность субъекта и наличие у него индивидуальных свойств, которые отличают его от других представителей того же вида. Человек рождается индивидом, с обусловленными природой особенностями – генотипом.
Личность – это качественно новое образование, формирующееся благодаря жизни человека в обществе.
Б. Г. Ананьев выделяет следующие индивидные свойства:
1. Возрастно-половые свойства
А) Возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида
Б) Онтогенез полового диморфизма
2. Индивидуально-типические свойства
А) Конституция индивида
Б) Нейродинамические свойства мозга
В) Функциональная асимметрия индивида
Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки. Индивидные предпосылки, будь то от природы унаследованные задатки или темперамент, сами по себе не предрешают развитие способностей и характера, соответственно. Они не представляют собой свойств личности и не являются основой личности. Свойства индивида (строение тела, пол, биологический возраст, типы высшей нервной деятельности и т. д.) определяют формально-динамические аспекты поведения личности и, включаясь в деятельность, выражающую отношения человека к миру, к другим лицам и самому себе, оказывают влияние на становление личности.Например, конституция или какой-либо органический дефект вроде хромоты может оказать влияние на формирование личности.
Индивидные свойства расположены не под социальными качествами личности, не над ними, ав конкретной деятельности могут выступить и как необходимые предпосылки, совершенствуясь в ней, и как психофизиологические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение тех или иных целей, и как средства, считаясь с которыми и овладевая которыми личность оценивает свои возможности, выбирает разные по сложности классы задач.
«Относительно связи биологического и психического вряд ли целесообразно сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев... При одних определенных обстоятельствах биологическое выступает к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма)...». Связь индивидных свойств с развитием личности имеет системный характер.С самого момента движения человека в обществе эти предпосылки начинают активно участвовать в жизни той или иной эволюционирующей системы, влиять на ее развитие, трансформироваться из предпосылок в результате ее развития, использоваться личностью как средства достижения ее целей.
Задатки – это природные предпосылки способностей. Однако, еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. Возможно, это некоторые свойства нервной системы (например, повышенная чувствительность нервных структур) или какая-то специальная предрасположенность (например, к восприятию звуков, красок). То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. Но пока нет способов определить меру участия генотипического (наследственного/врожденного) фактора в развитии способностей.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовностьк овладению определенными видами деятельности и к их успешномуосуществлению.
Темперамент(по книге Гиппенрейтер)
Темперамент (лат. temperamentum – смесь, соотношение) –динамические характеристики психической деятельности.
Темперамент – это совокупность динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде (оба определения по Гиппенрейтр).
Начало развития «учения о темпераменте» состояло в том, что Гиппократ постулировал четыре типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), которые понимались в сугубо физиологическом смысле (в зависимости от преобладающей телесной «жидкости»: крови, слизи, желчи и черной желчи, соответственно), что является началом физиологической линии изучения темперамента.
Позже появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. (их впервые обобщил И. Кант, 1789). Так появились психологические описания («портреты») различных темпераментов, что положило начало психологической линии изучения темперамента.
Дальнейшие поиски реальных органических основ темперамента все время соотносились с этими психологическими типами. Одна из таких попыток – учение о типах нервной системы (НС) Павлова (выделил три основных свойства НС: сила (С), уравновешенность (У), подвижность (П) – сопоставил их в разных сочетаниях с типами темперамента: сангвиник – С, У, П; флегматик – С, У, не П; холерик – С, не У; меланхолик не С). Типы НС некоторое время рассматривались как физиологическая основа темперамента. Однако развитие науки привело к тому, что это представление стало достоянием истории.
Четыре типа темперамента уже нигде не фигурируют – ни в плане психологическом, ни в плане физиологическом. Выделяются «динамические аспекты» поведения. Например, по Небылицыну, три главных, компонента темперамента:
1. Общая активность индивида («энергетика» - по Петухову). Главным образом выражается в тенденции личности к самовыражению, освоению и преобразованию внешней действительности.
2. Моторная активность (быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и т.п.). Этот компонент выделяется из первого потому, что обладает особым значением для актуализации внутренней динамики психических состояний.
3. «Эмоциональность». Характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
Сохраняется уверенность, что такие свойства имеют физиологическую основу, т. е. определяются некими особенностями функционирования физиологических структур. Вопрос каковы эти структуры находится «на переднем крае науки».
Собственно психологического подход к темпераменту идет от анализа только поведения (признак органических основ, как правило, не фигурирует). Главную нагрузку несет признак «формально-динамических свойств поведения». Среди них перечисляются и такие «формальные» особенности поведения как темп, ритм и др., и свойства, которые чаще относят к характеру, например инициативность, стойкость и т. п. Вопрос о круге конкретных свойств, которые следует отнести к темпераменту остается открытым. А тенденция расширять круг свойств темперамента приводит к смешению темперамента с характером и даже с личностью. Темперамент и характер в психологии различаются, однако четкой границы между ними не проводится. В самом общем смысле темперамент понимается либо как «природная основа», либо как «динамическая основа» характера.
Типологии темперамента.
1. Гуморальные типологии (связывающие темперамент со свойствами жидкостей организма). Главная из них – типология темпераментов Гиппократа (см. выше)
2. Близко к гуморальным стоит типология П.Ф.Лесгафта. Идея: в основе проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения (калибр сосудов и толщина их стенок). Малый просвет и тонкие стенки – сангвиник; большой просвет и тонкие стенки – флегматик; малый просвет и толстые стенки сосудов – холерик; большой просвет и толстые стенки – меланхолик.
Морфологические типологии.
а) Типология темперамента Э. Кречмера.
По морфологическим признакам Кречмер (на основе их измерений) выделил основные конституционные типы телосложения и определил темперамент через них. Изначально типология разрабатывалась на материале психически больных людей (изучались корреляции их конституции с психическими заболеваниями). Далее была распространена и на здоровых людей.
Тип телосложения
| Тип темперамента
| Описательные признаки
| Астеническое
(хрупкий, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые)
| Шизотимический
(шизоидный)
| Замкнут (так называемый аутизм), склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.
| Пикническое
(толстый, тучный, средний рост, большой живот, короткая шея)
| Циклотимический
(циклоидный)
| Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.
| Атлетическое
(мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий)
| Иксотимический
(иксоидный)
| Спокойный, маловпечатлительный, сдержанные жесты, мимика. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки.
|
Б) Типология У. Шелдона
Шелдон выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.
Телосложение
| Темперамент
| 1. Эндоморфное – с преобладанием мягких округлостей; чрезмерное развитие органов пищеварения.
| 1. Висцеротонический – склонный к релаксации, к физическому комфорту, к получению удовольствия от еды, к социальным контактам.
| 2. Мезоморфное – с преобладанием костей, мускулов и соединительной ткани; тяжелое, сильное, прямоугольное телосложение.
| 2. Соматотонический – склонный к настойчивости, энергичный, ценящий силу, риск, мужество.
| 3. Эктоморфное – с преобладанием высокого роста и хрупкости относительно массы своего тела; обладает хорошо развитыми органами чувств, самым большим мозгом и развитой нервной системой.
| 3. Церебротонический – склонный к сдержанности, к интроверсии, к уединению и одиночеству, подавленности.
| В основу классификации положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трёх зародышевых листков: эндодермы, мезодермы и эктодермы.
Это выразительно описал Э.Берн: «Человек, как и цыплёнок, происходит из яйца. На ранней стадии человеческий зародыш представляет собой трёхслойную трубку, внутренний слой которой превращается в желудок и лёгкие, средний слой – в кости, мускулы, соединительную ткань и кровеносные сосуды, внешний же – в кожу и нервную систему. Обычно эти три слоя растут в одинаковом темпе, так что средний человек является правильной комбинацией мозга, мускулов и внутренних органов. Однако в некоторых яйцах один из слоёв разрастается больше других и… может обнаружиться, что у одного больше внутренностей, чем мозгов, или больше мозгов, чем мускулов… Деятельность индивида оказывается связанной главным образом именно с этим разросшимся слоем… Человека, форма тела которого зависит от внутреннего слоя яйца, обозначают словом эндоморф. Если эта форма зависит от среднего слоя, его называют мезоморфом. Если форма тела зависит от внешнего слоя, человека называют эктоморфом.»
Соматотип определяется тремя числампо шкалам эндоморфности, мезоморфности, и эктаморфности. Допускается существование любой формулы – типа (2-6-2, 3-4-3 и т.д.). Крайние комбинации: 1-1-1 и 7-7-7 фактически невозможны. Наклыдвая методику У.Шелдона на типологию Э.Кречмера, получаем: 7-1-1 – пикник (эндоморф), 1-7-1 – атлет (меозоморф) и 1-1-7 – астеник (эктоморф).
4. Типология Павлова – см. выше (органическая основа типа темперамента – тип НС).
Примечание.Капустин С.А. также предложил:
1) в типологии дописать Юнговскую типологию (преобладание экстроверсии или интроверсии + мышления или чувства + ощущения или интуиции).
2) в качестве биологических предпосылок развития личности рассматривать также идеи Адлера о чувстве неполноценности(речь о его возможных биологических причинах – например физическом дефекте).
3) и описать вопрос психопатологий и акцентуаций – так как по мнению большинства психиатровпсихопатии врожденны.
Я это делать отказываюсь, так как считаю притянутым за уши и не соответствующим вопросу.
ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР.
Характер (от греч. «печать», «чеканка») - это относительно устойчивые свойства личности, которые определяют ее качественное своеобразие и выражает ее направленность и способы реализации этой направленности (определение С.Л. Рубинштейна).
Вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Можно выделить четыре группы мнений по этому вопросу:
· отождествление темперамента и характера (Кречмер).
· противопоставление темпераменту характера (Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей "первичную индивидуальность", и вторичной реакцией, или "вторичной индивидуальностью", возникает антагонизм – т.з. Д.Левитова)
· признание темперамента элементом характера (это точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения).
· признание темперамента основной природой характера (темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни. Такую точку зрения можно найти у Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. М. Русалова).
Отличия характера от темперамента:
1) Темперамент определяет человека как природное существо, а характер – как личность.
2) Основные факторы, определяющие темперамент – анатомо–физиологические особенности человека, а характер определяют анатомо-физиологические осбенности, условия жизни человека, социальное окружение, воспитание, влияние жизненных проблем.
3) Темперамент – это формально–динамические характеристики психических процессов, характер – это особенности личности, связанные с ее направленностью.
По Выготскому основную роль в формировании и развитии характера играет общение ребенка с окружающими людьми. Сензитивным периодом для становления характера обычно считают возраст от 2-3 лет до 10, когда дети много и активно общаются со взрослыми и открыты для воздействия со стороны.
Таким образом, характер складывается под влиянием не только темперамента, но еще и социальных условий жизни человека, сам человек может повлиять на формирование своего характера: поставить себе задачу, воспитать волю (см. второе рождение личности в деятельностном подходе, когда человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами).
По А. Адлеру характер – это средство осуществления индивидуального жизненного стиля человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели – амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.
Отношения между характером и личностью фиксируются в формуле: личность в своем развитии отменяет характер. Личность преодолевает те черты характера, которые неприемлемы для ее развития. Описание зрелой личности предполагает переход с языка черт характера на язык свойств личности. Характер определяет, как реализуется процесс взаимодействия человека с миром, а личность – то, ради чего живет человек. При этом их связь не всегда очевидна («Хороший человек с дурным характером»).
Научный подход к изучению характера берет свое начало в труде древнегреческого ученого Теофраста «Характеры». Позднее в работах А. Сен-Симона, Ф. Ларошфуко, Д. Дидро и др. анализируются характеры людей того времени, условия их формирования, при этом центральное место отводится среде и воспитанию. Д. Лафатер, Ф. Галль связывали становление характера с наследственными факторами. В XIX в. была поставлена задача создания специальной науки - характерологии (или этологии). Ею в основном разрабатывались проблемы структуры и типологии характера (А. Бэн, Т. Рибо, А. Фулье и др.). XX в. также стал продуктивным в плане создания типологий характера.
Наиболее интересные и жизненно правдивые типологии характера возникли в пограничной области, на стыке психологии и психиатрии. Они принадлежат клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.
Практически все авторы подчеркивал и, что характер может быть более или менее выражен. По интенсивности проявления характеры можно подразделить на абсолютно "нормальные", выраженные (акцентуации) и характеры с сильными отклонениями (психопатии). Акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые.
Существуют критерии, которые позволяют отличить акцентуацию от психопатии (критерии психопатий Ганнушкина – Кербикова).
Характер можно считать патологическим, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни.
Второй признак - тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду, в любых обстоятельствах.
Третий признак психопатий - это социальная дезадаптация: у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.
В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий и, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу.
А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций:
гипертимный (взрывной, кипучая энергия, подвижность, болтливость, приподнятое настроение),
циклоидный (периодическая смена настроения, переход от периодов подъема к депрессии),
лабильный (крайняя изменчивость настроения под влиянием ничтожным стимулов),
астено-невротический (беспокойный сон, плохой аппетит, плаксивость, раздражительность, склонность к ипохондрии),
сензитивный (пугливость, робость, застенчивость, замкнутость, впечатлительность, чувство неполноценности),
психастенический (склонность к рассуждениям, к самоанализу, мнительность, педантизм, формализм, нетерпеливость),
шизоидный (замкнутость, холодность, неумение понимать чувства других, склонность к фантазиям, необычные увлечения),
эпилептоидный (склонность к вспышкам гнева, инертность мышления, садистские наклонности, жадность, аккуратность, угодничество, приземлённые интересы),
истероидный (жажда быть в центре внимания, демонстративное поведение, обостренное самолюбие, лживость),
неустойчивый (тенденция плыть по течению, слабоволие) и конформный (готовность подчиниться, ханжество, уступчивость).
Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, а одном человеке, хотя сочетания эти не любые.
В основе типологии Э.Кречмера (работа «Строение тела и характер») лежат конституциональные особенности человека. Кречмер выделил 4 типа телосложения: астенический (худой), атлетический (развитая мускулатура), пикнический (выраженная жировая прослойка) и диспластический (образец уродства, с диспропорциональным развитием тела) и обнаружил корреляции между типом телосложения и определенным психическим заболеванием (в случае патологии) или определенными чертами характера (в случае нормы). Так, астеническое телосложение характерно для шизотимиков (людей замкнутых, склонных к абстрактному мышлению, которые плохо адаптируются в социуме), атлетическое – для иксотимиков (сдержанные люди, не склонные к открытой демонстрации эмоций, скрупулезные в мелочах); пикническое – для циклотимиков (общительные, склонны к резким перепадам настроения, открыты новым впечатлениям).
В основе классификации Юнга лежит психологическая направленность личности (интровертивная – на себя, экстравертивная – на окружающий мир), а также преобладающая у человека психическая функция: мышление, чувство, ощущение, интуиция. В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом направленности личности каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным. Таким образом, образуются 8 типов.
Помимо индивидуальных черт в характере человека выделяются социально-типические. Так, Э.Фромм создал концепцию социального характера. Социальный характер — это модальная структура личности, характеризующаяся всеобщностью, адаптивностью и стабильностью. Перечисленные характеристики означают, что индивидуальный характер каждого члена общества содержит в себе ядро типичного социального характера, что он наиболее эффективен для приспособления к условиям жизни в данном обществе и с трудом поддается изменениям. Фромм описал пять типов социального характера: рецептивный (зависимый), эксплуатирующий (агрессивный), накопительский (консервативный), рыночный и продуктивный. Лишь последний из них, по мнению Фромма, может расцениваться как здоровый и отражает свободную сознательную активность субъекта.
Существует также понятие «национального характера» как исторически сложившейся совокупности устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.
Источники: лекции Капустина, установочная лекция Капустина, учебник Гиппенрейтер, учебник Нурковой, Березанской, Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий
|
|