Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мотив и мотивация, 8 основных проблем.

Мотивы – это значимость которую субъект приписывает следствию, определяется ценностными диспозициями, понятие мотив включает понятие потребности побуждения, лечения и т.д.

Проблемы

Существуют столько мотивов, сколько существует классов отношений индивид – среда. Мы имеем дело с проблемой содерательной классификацией мотивов.

Проблема развития и изменения мотивов.

Проблема измерения мотивов.

Проблема актуализации мотивов.

Проблема смены мотивации, возобновление или последствия уже имевшей место мотивации.

Проблема мотивационного конфликта между различными целями

Проблема аналитической конструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции.

Проблема многообразия влияния мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.

Данные проблемы содержат то, что нуждается в объяснении, а не то, что само претендует на объяснения. И понятие мотивации также описывает проблемы, но само ничего не объясняет. Это объяснительное понятие или гипотетический продукт.

Должно существовать нечто, что позволяет выбрать между вариантами действия, запускает действие, направляет, регулирует, это нечто принято называтьмотивацией (не мотивом!!!) – понятие используемое для объяснения последовательности поведенческих актов направленных на определённую цель, которая может быть достигнута разными путями.

Мотивы непосредственно не наблюдаемы, не могут являться фактами действительности, они лишь облегчают наше понимание, являются вспомогательными конструктами. Познавательная ценность гипотетического конструкта определяется его местом, это промежуточное положение между исходными условиями ситуации, индивидуальными особенностями субъекта, с одной стороны, наступающим действием, позволяет объяснить последовательный ряд показателей. Гипотетические процессы называют мотивацией, а индивидуальные особенности физического процесса – мотивом.



По Леонтьеву.

Потребности

Первая предпосылка деятельности – субъект, обладающий потребностями.Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне этого организма.

1. Основная характеристика потребностей – ихпредметность(потребность в объекте, лежащем вне организма). Функциональные потребности – это класс состояний, отвечающий условиям организма (потребность в покое после активности), либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметной потребности. Например: потребность в завершении акта.

2. Вторая важнейшая характеристика –динамикапотребностей – способность актуализироваться и изменять свою напряжённость.

В ходе биологической эволюции круг потребностей расширяется и специализируется. Деятельность приобретает сигнальный характер. Возникает поисковое поведение. Предмет потребности отсутствует или не выделен во внешнем поле. Происходит фиксация потребности на объекте, причём объект может быть неадекватным (гусята Лоренца – явление импритнга). На поведенческом уровне конкретные объекты потребности не записаны в наследственности. Развитие потребностей происходит через развитие их объектов, что приводит к изменению способов их удовлетворения.

Человеческие потребности

Возникновение труда означает, что деятельность субъекта становится продуктивной и общественной. Она преобразует природу и создаёт новый человеческий мир – мир социальных отношений, материальной и духовной культуры. Возникает сознание – новая форма психического отражения. Возникает и новые потребности социального происхождения, а не только биологические, как у животных. Потребности животных имеют биологическую природу, потребности человека имеют общественную природу. Это относится и к высшим и к элементарным потребностям. Человеческие потребности часто отрываются от объективных состояний организма (характерно для высших потребностей). Например, в труде, в игре. Иерархия человеческих потребностей не детерминировано биологическими причинами.

Развитие человека как личности: сначала человек действует для удовлетворения элементарных потребностей, потом удовлетворяет витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвечающих его высшим потребностям.

Мотивы

Сама потребность ещё не способна задать деятельности направление. То, что является единственным побудителем направленной деятельности есть не сама потребность, а предмет, отвечающий данной потребности – мотив (материальный или идеальный).Мотив деятельности – это предмет потребности, материальный или идеальный, чувственно определяемый, воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане.Мотивы несут в себе содержательную характеристику потребности, их динамику. Курт Левин был первым, кто открыл побудительную силу объектов. Психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов.

Важно, что единое определение мотива дать весьма сложно: у разных авторов оно отличается. Рассматривая проблему со стороны учения о предметности мотивов, из категории мотивов следует исключить субъективные переживания, так как они не способны вызвать направленной деятельности. Субъективные переживания выполняют функцию избирательной активности систем, реализующих деятельность. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов (так думали Леонтьев и Анохин), отражать отношения между мотивами и их реализацией. Эмоции следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности деятельности субъекта.

Подклассы эмоций:

ü Аффекты и страсти

ü Собственно эмоции

ü Чувства

В отличие от аффектов эмоции имеют идеаторный характер (то есть способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами). Эмоции могут обобщаться. У человека есть индивидуальный эмоциональный опыт и опыт, усвоенный в процессе коммуникаций эмоций.

Основная особенность эмоции – они релевантны деятельности, а не её составляющим (успешное выполнение действий не обязательно ведёт к положительной эмоции). Эмоции не являются мотивами.

Необходимо различать мотивы и цели. Мотивы «стоят» за целями, побуждают к достижению цели. Если цели не даны в ситуации, то мотивы побуждают к целеобразованию, но не порождают целей. Мотивы и цели не совпадают, а если такое происходит, то либо цель приобретает самостоятельную побудительную силу (сдвиг цели на мотивы), либо в результате происходит осознания мотивов, превращающихся в мотивы-цели. Мотивы актуально не осознаются субъектом (как правило). Однако всегда человек может дать мотивировку деятельности.

Мотивировка – объяснение оснований действия, которое не всегда содержит указание на действительный мотив (гипноз, Фрейд, зонтик). Но даже когда мотивы не сознаются субъектом, они входят в его сознание, придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает личностный смысл – значение отражаемого для самого субъекта.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.