Символический интеракционизм. Представители:Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун и мн. др.
Ролевые теории.
Представители: Р. Линтон., И. Гофман, У. Е. Гуд и оч. мн. др.
Теории референтной группы.
Представители:Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф и мн. др.
Символический интеракционизм (1934 – работа издана после смерти автора концепции – Дж. Мида – его учеником Г. Блумером).
Основатель Дж. Мид (1863-1931), название ввел его ученик Г. Блумер.
Символический интеракционизм – взаимодействие с помощью символов. Человек использует символы для обозначения объектов окружающей среды.
Символ – то, что способно передать определенное значение (жест, слово и пр.). Социальное поведение строится на основе субъективно понятых значений, которые имеют для нас люди, ситуации. Меняется взаимодействие, меняется интерпретация.
Три основные предпосылки символического интеракционизма:
1. Люди действуют на основе значений, которыми для них обладают «вещи». Под «вещами» понимается все, что человек воспринимает в окружающем мире (и предметы, и люди, и идеи и пр.).
2. Значения «вещей» конструируются во взаимодействии с социальным окружением.
3. Значения изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих «вещей».
Структура личности по Дж. Миду:I, me, self
I (дословно Я) – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности.
Me(дословно меня) – рефлексивное нормативное Я – то, каким меня должны видеть другие. Это рефлексивное Я как бы контролирует и направляет импульсивное Я в соответствии с усвоенными нормами поведения.
Self (личностное Я) – совокупность импульсивного и рефлексивного Я, их активное взаимодействие.
Отличия от Фрейда:
У Фрейда функция сверх-Я (super-ego) заключается подавлении инстинктивного, подсознательного начала, а у интеракционистов функция рефлексивного Я (me) заключается в направлении действий личности, необходимом для достижения успешной социальной интеракции.
У Фрейда Я (ego) – это поле вечного сражения между Оно (Id) и сверх-Я (super-ego), а у интеракционистов личность (self) – это поле сотрудничества.
На основе идей Дж. Мида возникло два основных направления символического интеракционизма:
1. Г. Блумер. Чикагская школа.
Акцент на I. Отсутствие четких понятий. Качественные и описательные методы. Поведение объяснимо, но не предсказуемо.
2. М. Кун. Айовская школа.
Акцент на Me. Операцинализация понятий. Количественные методы исследования. Поведение предсказуемо на основе интернализованных ожиданий (ролей).
Ролевые теории.
По материалам Е.П. Белинской. Роль может пониматься как:
- как существующая в обществе система ожиданий(о правах и обязанностях, связанных с определенным социальным положением в обществе);
- как система ожиданий человека по отношению самому себе (?);
- как наблюдаемое поведение человека, занимающего определенное положение
Выделяют два типа ролевых теорий: структуралистские (опираются на социологические источники, рассматривают объективные аспекты роли) и интеракционистские (опираются на социально-психологические концепции, рассматривают субъективные аспекты роли).
Р. Линтон. «Статусно-ролевая концепция» (1936).
Статус – это то положение, которое индивид занимает в данной системе (обществе). Роль – это сумма культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом (включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус).
Таким образом по Линтону роль – это «динамический аспект статуса» (то, что индивид должен сделать, для того, чтобы оправдать занимаемый им статус).
И. Гофман. «Концепция «социальной драматургии».
«Социальная роль – это осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом».
Исполнение роли (performance) – целостное поведение, которое человек демонстрирует перед другими и которое влияет на других людей. Управляя прежде всего своими словами и поступками, человек может в определенных рамках создавать нужный «имидж» в глазах партнеров по взаимодействию.
Смысл ролевого поведения, по Гоффману – создание определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию («аудитории»).«У человека в обществе других людей есть достаточно оснований для того, чтобы управлять впечатлениями, которые возникают у участников социальной ситуации»
У человека всегда есть дистанция между собой и ролью. Но то, что человек о себе представляет – не меньше и не менее важно, чем то, что есть на самом деле.
У. Е. Гуд «Теория ролевой напряженности»
«Ролевая напряженность» в теории Гуда – состояние индивида в ситуации межролевого конфликта.
Под ролевым конфликтомобычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Межролевой конфликт – когда много ролей и их «требования» несовместимы. Внутриролевой конфликт (когда одна роль, но ожидания относительно нее у разных групп несовместимы).
Суть теории Гуда – выявление способов снятия ролевой напряженности. Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от: а) значимости данной роли для индивида; б) положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; в) реакции окружающих на отказ от определенных ролей.
Теории референтной группы.
В основе теорий референтной группы лежат, по существу, идеи Дж. Мида об «обобщенном» другом.
Единого определения референтной группы (РГ) нету. Однако, в обобщенном виде под РГ понимается группа, к которой индивид относит себя психологически и принимает ее ценности и нормы.
В качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т.д.
Теории(?)РГ (так это названо в материалах Е.П. Белинской):
1942 – Хайман – вводит понятие. Хайман не дал определения РГ, использовал его для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса.
1943 – Ньюком – использует понятие РГ – для обозначения группы, к которой человек причисляет себя психологически, разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.
В ходе эксперимента в Беннингтонском колледже было установлено, что социальные установки студенток различны в зависимости от того, как они относились — положительно или отрицательно — к таким группам, как их консервативные семьи или более либеральное окружение в колледже.
В связи с этим Ньюком выделил позитивные РГ(нормы и ценности которых принимаются индивидом и которые вызывают у него стремление быть принятым этими группами)и негативные РГ(вызывают стремление выступить против нее и членом которых индивид не хочет себя считать). «Бунт подростка» Ньюком считает поведением в ситуации, когда родители выступают для него как отрицательная референтная группа.
1948 – Шериф – предложил проводить различие между группой «членства» и РГ, нормы которой превращаются в социальные установки человека (для анализа ситуаций, когда многообразие групп, воздействующих на индивида, ставит его в трудное положение выбора норм, которые зачастую расходятся между собой в различных группах).
1950 – Мертон – объясняет различие социальных установок различиями РГ.
Различие установок солдат, находившихся в одинаковом положении, объясняется именно тем, что у них были разные РГ, с которыми они сравнивали свое положение. Если солдаты сравнивали свое положение с положением тех, кто не был мобилизован и остался дома (одна РГ), они оценивали его как худшее, если же с положением тех, кто был мобилизован и сражался на фронте (другая РГ), то они оценивали его более благоприятно.
1952 – Г. Келли – выделяет 2 функции РГ: нормативная (стандарты поведения) и сравнительно-оценочной (эталон для сравнения).
Келли ссылается на исследование Мертона и делает вывод, что социальные установки боевых фронтовиков служат для новичков отправным пунктом для сравнения при формировании своих самооценок (сравнительно-оценочная функция). В то же время боевые фронтовики считали свои социальные установки «правильными» и поддерживали новичков, если те принимали эти установки (нормативная функция).
1955 – Шибутани заявляет, что количество РГ человека равно количеству каналов коммуникации. А также добавляет третью функцию РГ– побудительную. РГ притягивает человека к себе – заставляет хотеть стать членом этой группы – мы стремимся внутрь своей группы (это согласуется идеями Тэшфела – мы стремимся принадлежать к тем группам, которые позитивно оцениваются в мир).
|