Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Неофрейдизм. Концепции А.Адлера, Э.Фромма, К.Хорни, Г.Салливена

Неофрейдизм соединил психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Лидеры неофрейдизма (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм) акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера (1870-1937):люди – исходно социальные существа, социальный интерес врожден, хотя отношения с людьми и социальными институтами определяются характером общества, в котором рожден человек.Главное понятие – стиль жизни– это сложившийся способ достижения цели, поведенческая компенсация индивидуально понятой неполноценности. Закладывается в детстве. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности– преувеличение собственной слабости и несостоятельности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать над окружающими.

Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. Социальный интерес состоит в помощи обществу в достижении цели – совершенства общества. Социальный интерес – неспособность человека жить вне других людей.

Через понятие комплекса неполноценности и социального интереса Адлер приходит к понятию жизненного стиля как основной характеристики личности. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.



Адлер создал Теорию компенсации, суть которой состоит в том, что «ущербные» или обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, стремлением к власти. Предметом этой теории является целостность психической жизни личности.

Содержание социокультурной теории личности К. Хорни (1885-1952):впервые задает социально-психологическое звучание психоанализу. Предметом данного направления является невротическая личность - это личность с нарушенной потребностью в безопасности.

Решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому, ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

Основная идея:корни внутриличностных конфликтов и неврозов нашего времени нужно искать в характере социальных отношений, в объективности социальной ситуации.

Общая беспомощность человека перед лицом опасного мира вызывает у нас базовую тревогу à мы стремимся к безопасности. Стремясь к безопасности, мы не всегда можем стремиться одновременно к удовлетворению желаний.

Механизмы преодоления базовой тревоги связаны с 3 группами невротических потребностей (они свойственны всем): 1) движение к людям – например, потребность в любви; 2) движение от людей – например, потребность в независимости; 3) движение против людей – например, потребность в силе. Особенность невротических проявлений:Эти 3 потребности ненасыщаемы в принципе.

3 типа невротической личности, которые соответствуют 3 проявлениям невротических потребностей: 1)Устойчивые невротики – их проявления укоренены в межличностных отношениях. 2)Агрессивные невротики – самые антисоциальные. 3)Отстраненные невротики.

Концепция «гуманистического психоанализа» Э. Фромма (1900-1980):Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры».

Сущность человеческого бытия - это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества.Основная идея:человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится «индивидом» - и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность. Растущая индивидуализация приводит либо к подчинению, либо к спонтанной активности.

Механизмы бегства:это механизмы избавления, «бегства», возникающие из неуверенности изолированного индивида (авторитаризм, разрушительность, автоматизирующий конформизм).

Процесс развития свободы: свободу человек может приобрести, реализуя свою личность, будучи самим собой. Позитивная свобода состоит в спонтанной активности всей целостной личности человека. Спонтанная активность – это свободная деятельность личности. Главная, важнейшая составная часть такой спонтанности - это любовь. Другая составная часть спонтанности - труд. Единственный критерий реализации свободы - активное участие индивида в определении своей собственной судьбы и жизни общества.

Социальный характер: него входит та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.

«Интерперсональная теория психиатрии» Г.С. Салливана (1892-1949)

Г.С. Салливан обратил внимание на межличностные отношения, связывая неврозы с нарушениями в процессах коммуникации. Личность – «это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений». Ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями. Потребность создает напряженность, формирует способы ее преодоления – динамизмы. Динамизм - стабильный и регулярно повторяющийся рисунок поведения (привычка); базовые динамизмы одинаковы (страх), способ выражения различен – в зависимости от ситуации и жизненного опыта индивида.

Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Тревога – продукт межличностных отношений. Чтобы избежать ее, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. Эти меры безопасности и формируют Я-систему, санкционирующую одни формы поведения ("Я – хороший") и запрещающую другие ("Я – плохой"). У человека существует стремление к персонификации себя как хорошего Я. Персонификация – индивидуальный образ самого себя или другого; это комплекс чувств, отношений, представлений, возникающий на базе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой; персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами.

Когнитивные процессы: прототаксический опыт («дискретный ряд кратковременных состояний сензитивного организма»), паратаксический (усмотрение причинных отношений между событиями, которые возникают одновременно, но логически между собой не связаны), синтаксический (общепризнанные формы символической деятельности, особенно вербальной).

Динамическая теория функционирования группы В.Байона (1897-1979)

Байон пытался перенести понятия и механиз­мы, вычлененные и обоснованные Фрейдом при изучении инди­видуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказыва­ется не отдельная личность, а целая группа.

Группа – макровариант индивида, она характеризуется теми же параметра­ми, что и отдельная личность, т.е. потребностями, мотивами, це­лями и т.п. Материал для наблюдения - терапевтические группы. Группа представлена в двух планах: 1)выполнение группой какой-либо задачи (осознанные действия членов группы); 2)групповая культура (нормы, санкции, мнения, установки и т.п.) как результат неосознаваемых вкладов членов группы

Между этими двумя уровнями групповой жизни неизбежны конфликты, приводящие в действие «коллективные защитные механизмы», которые интерпретируются по аналогии с индивидуальными механизмами защиты. В большей своей части высказанные Байоном положения остались неверифицированными, т.е. эмпирически и экспериментально они не проверялись и не получили особого распространения в социальной психологии.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.