Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума. Термин «конгруэнтность», введенный Ч. Осгудом и П. Танненбаумом (1955), является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера.
Главное отличие теории Осгуда и Танненбаума от др теорий соответствия: попытка предсказать изменение отношения (аттитюда), кот произойдет у личности под влиянием стремления установить соответствие внутри ее когнитивной структуры, не к одному, а одновременно к двум объектам, если речь идет о триаде.
Область практического применения теории - область массовых коммуникаций. Пример: Р— реципиент, К— коммуникатор, О— информация о каком-либо объекте, предоставляемая коммуникатором реципиенту.
Если реципиент позитивно оценивает коммуникатора, кот дает позитивную оценку какому-то явлению, кот сам реципиент оценивает негативно, то в когнитивной структуре этого реципиента возникает ситуация неконгруэнтности; два рода оценок — моя собственная и позитивно мною воспринимаемого коммуникатора — не совпадают. Выход из этой ситуации — одновременное изменение отношения реципиента и к коммуникатору, и к объекту ( «позитивным отношениям» соответствуют - «ассоциативные утверждения», а «негативным отношениям» — «диссоциативные утверждения»).
Методика семантического дифференциалапри изучении синестезии, соц стереотипов и проверенная в эксперименте Танненбаумом применит к теории конгруэнтности .
Человек сталкивается с такой ситуацией, что стимул как некоторый знак и стимул как некоторый объект никогда не совпадают. Поэтому перед чел всегда встает проблема, при каких условиях стимул-знак вызывает те же самые реакции, что и стимул-объект.
Испытуемому предъявляются в виде биполярных прилагательных-антонимов наборы альтернативных ответов, которые представляют собой концы континуума, разделенного на семь ступеней. Далее при помощи факторного анализа из 12 пар прилагательных были выделены 3 группы факторов: оценки (хороший—плохой), активности (активный—пассивный), силы (сильный—слабый).
Основные идеи:
а) возможность определить место каждого значения в некотором семантическом пространстве: «семантическая дифференциация» и есть последовательное сведение понятия к точке в многомерном семантическом пространстве;
б) возможность вычисления расстояний между значениями (различие в значении двух понятий и есть функция различий их соответствующих положений в одном и том же пространстве);
в) возможность зафиксировать сдвиг значений слов при вхождении их в словосочетания. Эти принципы теории позволяют использовать методику семантического дифференциала в контексте теории конгруэнтности .
Прогноз исхода дисбалансных состояний:
1. Дисбаланс в когнитивной структуре Р зависит не только от общего знака отношения Рк К и К к О, но и от интенсивности этого отношения. Отношение м.б «+», но различным по степени (можно «сильно любить», просто «любить»). Различная интенсивность отношения может привести к возникновению «неконгруэнтных ситуаций». Логично в этом случае ввести процедуру измерения именно этой интенсивности отношений и использовать методику семантического дифференциала.
2. Восстановление баланса м.б достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но и путем изменения и интенсивности, и знака, причем одновременно к обоим членам триады. При этом величина изменения в каждом случае будет обратно пропорциональна интенсивности отношения.
Вторая версия когнитивного подхода (Аш, Креч, Крачфилд)
Идеи Креча и Крачфилда : процесс поведения человека м.б понят только при условии рассмотрения «менталистских» переменных (идея, образ, ожидание). Резюме подхода: «Поведение организовано. Эта организация молярна. Важный ее элемент — познание».
Теории нет, т.к отсутствует содержательная сторона. Сформулирован определенный методологический подход, дающий набор самых общих принципов исследования. В работах Аша формулируются теорет принципы, но большую известность приобретает серия эксперимент исследований.
В фокусе исследований — проблема социальной перцепции . Термин «социальная перцепция» - влияние всей совокупности социальных и культурных факторов на восприятие. В качестве синонима употреб-ся термин «восприятие личности» или «межличностное восприятие».
Идеи: восприятие избирательно организовано ( новая информация соединяется с предшествующим знанием, и возникают упорядоченные категории), перцептивные процессы осуществляются т.о, что новые впечатления категоризируются на основании сходства с прежними (положена в основу многих исследований С. Аша).
Чел имеет тенденцию быть настолько «хорошим» (для Аша «мыслящим связанно», «понимающим»), насколько это допускают обстоятельства,человек, стремясь построить интегрированную систему представлений о мире, организует ее каждый раз в соответствии с обстоятельствами, с условиями места и времени.
Эксперимент: Двум группам испытуемых предложен список прилагательных, обозначающих свойства личности человека. Список включал по шестьодинаковых прилагательных (энергичный, уверенный, ироничный, любознательный, практичный, осторожный) Седьмое прилагательное было разнымдля двух групп (теплый, холодный).
Задача: На основании этих характеристик - дать общее описание личности.
Указать, какие черты свойственны описанной личности(группы указали по 18 черт).
Относительно некоторых черт был разброс мнений в зависимости от наличия слова «теплый», или
«холодный», «теплый» и «холодный» были восприняты как центральные хар-ки личности, вокруг кот и строилась вся конфигурация черт воображаемого чел. Однако для др черт (настойчивый, реалистичный, серьезный, честный, хорошо выглядящий) приписывание их воображаемой личности не в такой сильной степени зависело от присутствия свойства «теплый» или «холодный».
Вывод Аша: при восприятии др человека проявилась тенденция объединять воспринимаемые хар-ки в организованные смысловые системы, причем введение новых хар-к направлено к тому, чтобы эти смысловые системы пополнить. Воспринимаемые хар-ки попадают в определенный контекст, в котором очевидна роль одной хар-ки, воспринятой как центральная. Связное, целостное представление о личности в значительной мере организуется вокруг этой центральной характеристики.
В исследованиях по конформизму, оказался недооцененным факт значимости того явления, по поводу кот группа оказывала давление на индивида.
ИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОКИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ.
В основе ответа «книжка на троих» (Андреевой, Богомоловой, Петровской) и материал Е.П. Белинской.
Истоки:
Основной теоретический источник – идеи Джорджа Мида. Интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социологии.
Ключевое понятие – «интеракция» – взаимодействие людей в группе/обществе (социальное взаимодействие). Интеракция интересует как таковая, а не как условие для возникновения, развития чего-то.
Поведение индивида определяется в основном тремя переменными: структурой личности (1.), ролью (2.) и референтной группой (3.).
Основные теории:
|