Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума.

Термин «конгруэнтность», введенный Ч. Осгудом и П. Танненбаумом (1955), является синонимом термина «баланс» Хайдера или «кон­сонанс» Фестингера.

Главное отличие теории Осгуда и Танненбаума от др теорий соответствия: попытка предсказать изменение отношения (аттитюда), кот произойдет у личности под влиянием стремле­ния установить соответствие внутри ее когнитивной структуры, не к одному, а одновременно к двум объектам, если речь идет о триа­де.

Область практического применения теории - область массовых коммуникаций. Пример: Р— реципиент, К— коммуникатор, О— информация о каком-либо объекте, предоставляемая коммуникатором реципиенту.

Если реципиент позитивно оценивает коммуникатора, кот дает позитивную оценку какому-то явлению, кот сам реци­пиент оценивает негативно, то в когнитивной структуре этого ре­ципиента возникает ситуация неконгруэнтности; два рода оценок — моя собственная и позитивно мною воспринимаемого коммуни­катора — не совпадают. Выход из этой ситуацииодновременное изменение отношения реципиента и к коммуникатору, и к объекту ( «позитивным отношениям» соответствуют - «ассоциативные утверждения», а «негативным отно­шениям» — «диссоциативные утверждения»).

Методи­ка семантического дифференциалапри изучении синестезии, соц стереотипов и про­веренная в эксперименте Танненбаумом применит к теории конгруэнтности .

Человек сталкивается с такой ситуацией, что стимул как некото­рый знак и стимул как некоторый объект никогда не совпадают. Поэтому перед чел всегда встает проблема, при каких усло­виях стимул-знак вызывает те же самые реакции, что и стимул-объект.



Испытуемому предъявляются в виде биполяр­ных прилагательных-антонимов наборы альтернативных ответов, которые представляют собой концы континуума, разделенного на семь ступеней. Далее при помощи факторного анализа из 12 пар прилагательных были выделены 3 группы факторов: оценки (хороший—плохой), активности (актив­ный—пассивный), силы (сильный—слабый).

 

Основные идеи:

а) возможность определить место каждого значения в некотором семантическом пространстве: «семантическая диффе­ренциация» и есть последовательное сведение понятия к точке в многомерном семантическом пространстве;

б) возможность вы­числения расстояний между значениями (различие в значении двух понятий и есть функция различий их соответствующих положений в одном и том же пространстве);

в) возможность зафиксировать сдвиг значений слов при вхождении их в словосочетания. Эти принципы теории позволяют использовать методику семанти­ческого дифференциала в контексте теории конгруэнтности .

Прогно­з исхода дисбалансных состояний:

1. Дисбаланс в когнитивной структуре Р зависит не только от общего знака отношения Рк К и К к О, но и от интенсивности этого отношения. Отношение м.б «+», но различным по степени (можно «сильно любить», про­сто «любить»). Различная ин­тенсивность отношения может привести к возникно­вению «неконгруэнтных ситуаций». Логично в этом случае ввести процедуру измерения именно этой интенсивности отношений и использовать методику се­мантического дифференциала.

2. Восстановление баланса м.б достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но и путем изменения и интенсивности, и знака, причем одновременно к обоим членам триады. При этом величина изменения в каждом случае будет обратно про­порциональна интенсивности отношения.

Вторая версия когнитивного подхода (Аш, Креч, Крачфилд)

Идеи Креча и Крачфилда : процесс поведения человека м.б понят толь­ко при условии рассмотрения «менталистских» переменных (идея, образ, ожидание). Резюме подхода: «Поведение организовано. Эта организация молярна. Важный ее элемент — познание».

Теории нет, т.к отсутствует содержательная сторона. Сформулирован определенный методологический подход, дающий набор самых общих принципов исследования. В работах Аша формулируются теорет принципы, но большую известность приобре­тает серия эксперимент исследований.

В фокусе исследований — проблема социальной пер­цепции . Термин «социальная перцепция» - влияние всей совокупнос­ти социальных и культурных факторов на восприятие. В качестве синонима употреб-ся термин «восприятие личности» или «межличностное восприятие».

Идеи: восприятие избирательно организовано ( новая информация соединяется с предшествую­щим знанием, и возникают упорядоченные катего­рии), пер­цептивные процессы осуществляются т.о, что новые впечатления категоризируются на основании сходства с прежни­ми (положена в основу многих исследований С. Аша).

Чел имеет тенденцию быть настолько «хорошим» (для Аша «мыслящим связанно», «понимающим»), насколько это допускают обстоятельства,человек, стремясь построить ин­тегрированную систему представлений о мире, организует ее каждый раз в соответствии с обстоятельствами, с условиями места и времени.

Эксперимент: Двум группам испытуемых предложен список прилагательных, обозначающих свойства личности человека. Список включал по шестьодинаковых прилагательных (энергичный, уверенный, ироничный, любознательный, практичный, осторожный) Седьмое прилагательное было разнымдля двух групп (теплый, холодный).

Задача: На основании этих характеристик - дать общее описание личности.

Указать, какие черты свойственны описанной личности(группы указали по 18 черт).

Относительно некоторых черт был разброс мнений в зависимости от наличия слова «теплый», или

«холодный», «теплый» и «холодный» были восприняты как центральные хар-ки личности, вокруг кот и строи­лась вся конфигурация черт воображаемого чел. Однако для др черт (настойчивый, реалистичный, серьезный, честный, хорошо выглядящий) приписывание их воображаемой личности не в такой сильной степени зависело от присутствия свойства «теп­лый» или «холодный».

Вывод Аша: при восприятии др человека про­явилась тенденция объединять воспринимаемые хар-ки в организованные смысловые системы, причем введение но­вых хар-к направлено к тому, чтобы эти смысловые сис­темы пополнить. Воспринимаемые хар-ки попадают в определенный контекст, в котором очевид­на роль одной хар-ки, воспринятой как центральная. Связ­ное, целостное представление о личности в значительной мере организуется вокруг этой центральной характеристики.

В исследованиях по конформизму, оказался недооцененным факт значимости того явления, по поводу кот группа оказывала давление на инди­вида.

ИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОКИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ.

В основе ответа «книжка на троих» (Андреевой, Богомоловой, Петровской) и материал Е.П. Белинской.

 

Истоки:

Основной теоретический источникидеи Джорджа Мида. Интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социо­логии.

Ключевое понятие – «интеракция» – взаимодействие людей в группе/обществе (социальное взаимодействие). Интеракция интересует как таковая, а не как условие для возникновения, развития чего-то.

Поведение индивида определяется в основном тремя переменными: структурой лич­ности (1.), ролью (2.) и референтной группой (3.).

 

Основные теории:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2018 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.