Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 7: Методология качественного подхода

Качественный подход (общая характеристика). Предпосылки становления качественного подхода. Теоретические истоки качественного подхода: Концепция понимания в работах В. Дильтея и Г. Зиммеля. Теоретические истоки качественного подхода. Проблема понимания и категория «социальное действие» в трудах М. Вебера. Теоретические истоки качественного подхода. Прагматизм У. Джеймса и Дж. Дьюи. Теоретические истоки качественного подхода. Символический интеракционизм Дж. Герберта Мида и Г. Блумера. Теоретические истоки качественного подхода. Драматургическая социология Ирвинга Гофмана. Теоретические истоки качественного подхода. Феноменологическая социология. Фокус исследовательского интереса качественного подхода. Оппозиция индивид-общество в экзистенциализме. Оппозиция индивид-общество в феноменологической социологии. Индивидуальное и типическое. Естественный способ получения данных.

Семестр.

Тема 7: Методология качественного подхода

Исследовательская ориентация. Понимание как специфический способ познания. Почему исследователь может понять информанта
Характер получаемой информации. Понятие интерпретации. Уровни репрезентации опыта. Задачи интерпретации.

Образы результата исследования. Языки результата качественного исследования.

Логическая стратегия получения знания. Общая характеристика. Основные правила "логики на практике".

Проблема истины в качественном исследовании. Объективная истина и истина опыта. Качество качественного исследования. Как повысить обоснованность результатов исследования. Позиция исследователя.

Тема 8: Основные виды социологического исследования в качественном подходе



Этнографический тип качественного социологического исследования. Что такое этнография. Основные идеи этнографического подхода в социологии. Основные черты качественного исследования этнографического типа. Кейс-стади как тип качественного исследования Общая характеристика. Виды кейс-стади. Дизайн (план) кейс-стади. Опьт реализации стратегии «кейс-стади». «Grounded theory» (обоснованная теория) как тип качественного исследования. Основные идеи стратегии. Лотка исследовательскою поиска (производства теории). Важнейшие операции «обоснованной теории» (3 составляющих процедуры кодирования). «Устная история» («oral history») как тип качественного социологического исследования. Что такое «устная история. Немного истории. Достоверность и надежность в исследовании типа «устная история». «История жизни» («life story») как тип качественного социологического исследования. Общие положения. Из истории становления. Методологические подходы к историям жизни.

 

Тема 9: Процесс сбора социологической информации

Задача выявления количественных параметров сторон и черт объекта и предмета КСИ. "Полевой" этап КСИ и главные методы сбора социологической информации в русле данного этапа. Три принципиальных класса методов сбора первичных социологических данных. Техника применения результатов использования этих методов. Опора данных методов на единые, общие правила и характерные черты последних.

Особое положение в комплексе приёмов сбора первичных социологических данных - экспериментальных методик и социально-психологического и психологического (в том числе социометрического) тестирования. Регистрация через них фактов и жёстко фиксированных приёмов обработки полученной информации. Тесты как методы получения первичных данных в КСИ, а экспериментальные продукты как приёмы анализа результатов КСИ. Роль социолога в выборе указанных приёмов в зависимости от тематической направленности данного КСИ.

Тема 10: Опрос в КСИ

Методологические проблемы опроса. Исторический очерк становления метотода опроса. Познавательные возможности метода опроса. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. Организационно-методические проблемы опроса. Нормативный подход к планированию и организации опросов. Организация постоянной сети интервьюёров в региональных и отраслевых социологических службах. Организация работы полевой лаборатории.

Общая характеристика опроса как метода (вида) получения первичной социологической информации и его место в ряду других методов (видов). Его достоинства и недостатки. Основные разновидности опросов (анкетирование и интервьюирование с их типами - очное и заочное: почтовое, прессовое анкетирование, анкетирование индивидуальное и групповое, интервью по телефону, массовые и специализированно-экспертные опросы) респондентов.

Анкетирование в КСИ. Разновидности, особенности, достоинства и недостатки. Этапы анкетирования. Социологическая анкета и техника её составления. Структура анкеты: вводная, основная, демографические части. Проблема анонимности при анкетных опросах. Приёмы, повышающие внимание респондентов. Требования к вопросам анкеты, их назначение, классификация и последовательность их постановки в анкете. Техника распространения и возврата анкет. Типичные ошибки и их устранение. Композиция анкеты в социологии.

Интервью в КСИ, его специфика. Интервью как процесс социально-психологического взаимодействия. Основные виды интервью, его этапы. Логика вопросов и психологические особенности респондентов. Профессиональные требования к интервьюёру, формы его подготовки и контроля над его работой. Язык интервью. Управление его ходом со стороны интервьюёра. Причины возникновения семантической неоднозначности и средства её преодоления. Соотношение анкеты и интервью в КСИ, их сочетание с другими методами сбора первичной информации. Бюджетные исследования рабочего и свободного времени как разновидность опросов.

Тема 11: Наблюдение в КСИ

Наблюдение в КСИ. Понятие и общая характеристика наблюдения как способа получения первичной социологической информации. Особенности социологического наблюдения с другими методами КСИ. Соотношение метода наблюдения с другими методами КСИ. Проблема надёжности и достоверности наблюдения. Объект и предмет наблюдения. Виды ("включенные", "скрытые" и др.), условия, единицы наблюдения. Использование технических средств в наблюдении.

Этапы и процедура наблюдения. Разработка программы наблюдения и её согласование с гипотезами КСИ. Форма регистрации результатов наблюдения. Требования к инструментарию при наблюдении. Программа обработки результатов наблюдения. Особенности применения различных видов наблюдения в зависимости от этапов КСИ. Особенности метода наблюдения при изучении рабочего и свободного времени.

Особенности наблюдения как вида КСИ и как метода сбора первичной информации: способность анализировать и воспроизводить процесс во всём его богатстве и разнообразии, поставлять разносторонние, "обнажённые" впечатления об исследуемом объекте (в ходе него могут фиксироваться: характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных лиц (в том числе респондентов) и целых групп; нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяя бесстрастные колонки цифр - результаты различных опросов; наблюдение может активно использоваться, к примеру, для изучения степени активности населения на электоральных собраниях, характера деятельности студентов на занятиях или во время неформального общения, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий, лекционной аудитории, во время экстремально-катастрофических ситуаций и т.д.).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.