Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 15: Методы социометрии в КСИ

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в ма­лых группах (например, процессы налаживания взаимоотношения в семье или объединении не­ скольких семей, участвующих в общем бизнесе малые предприятия различных форм со­бственности и т.д.).

При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы соццометрии. Термин "социометрия" образован от двух латин­ских корней: товарищ, компаньон, соучастник и измерение. В конце XIX века он впервые был употреблен в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Основ­ная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупнос­ти измерительный процедур и математических методов обработки первичной информации при­надлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в прикладных социологических исследованиях прежде всего связаны с пониманием такого сложного социального образования, как малая группа. Характеристической, критериальной чертой группы является чувство общности, которое цементирует отношения членов группы и отличает одну группу от другой, "замыкает" ее на себя. В одних случаях это чувство — понимание цели совместных действий, в других — опреде­ленное эмоциональное тяготение, притяжение людей, в третьих — временное согласие на использование конкретных средств, методов, инструментов деятельности. Оправданно также гово­рить о групповых интересах, потребностях, нормах и пр.

К элементарным и вместе с тем обязательным параметрам, или чертам, группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.



Малая группа имеет одно основополагающее качество: в ней общественные отношения высту­пают в форме непосредственных личных контактов, поскольку ее численность ограничена. В настоящее время ряд исследователей полагают, что "нижняя" граница "размера" малой группы равна трем человекам. Еще бо­лее острым является спор о "верхней" границе численности малой группы. Продолжительным было представление о "магическом" числе 7+2, отражающем некоторые особенности оператив­ной памяти человека. Исходя из практики исследований, оптимальным принято считать численный состав малой группы в 10-20 человек.

Существует около 50 различных оснований для классификации малых групп. Такие группы различаются по времени существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контактов, по особенностям целей, объединяющих людей, по специфике социально-демографических признаков членов малых групп (скажем, одно- и разнополые группы, молодежь или люди пожилого возраста, рабочие или театральная группа) и т. д. Широко распространено разделение групп на формальные и неформальные. Однако вычленить их в чистом виде затруднительно. Поэтому пред­почтительнее говорить о формальной и неформальной структурах организации групп.

Для анализа, интерпретации результатов социометрии принципиальное значение имеют такие понятия, как "группа членства" и "референтная группа".

Перед изложением процедурных аспектов социометрии необходимо рассмотреть два ключевых понятия, характеризующих уже не саму группу, а положение в ней индивида, являющегося чле­ном этого сообщества. Первое понятие — "статус". Второе понятие — "социальная роль индивида".На изучение социальных ролей внутри малых групп, на измерение структуры взаимоотношений в группе в целом и направлены социометрические методы.

В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия — это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Социометрический критерий - вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологи­ческих анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования. Он должен:

-нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

- не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

- быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;

- содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;

- включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

- убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Различают слабые и сильные социометрические критерии; коммуникативные ("социометрические тесты") и гностические ("тесты социальной перцепции"); официальные и неофициальные; часто используют дихотомический критерий. Еще одна разновидность социометрических вопросов — критерии ранжирования.

На основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснован­ную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные "шумы" в первичную информацию. Поэтому важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социомет­рических опросов выработала следующие рекомендации:

-чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев, особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

- число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.

Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми, что может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать от простого к сложному.

Социометрическая процедура, при которойотвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (т.е. отсутствуют всяческие ограничения на выбор), называется непараметрической. Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданными количественными ограничениями. Лимит выборов снижает вероятность появления спонтанных реакций, непродуманных ответов. Наосновании некоторых теоретических построений и обобщения опыта
осуществления параметрической процедуры рекомендуются следующие ограничения на число выборов:

Число членов группы Социометрическое ограничение
5-7
8-11
12-16
17-21
22-26
27-31
32-36

 

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (социометрическая карточка) и список членов социометрируемой группы.

Результаты социометрического опроса заносятся в социоматрицу. Социоматрица – это матрица связей, с помощью которой анализируются внутригрупповые отношения.

Кто выбирает Кого выбирают Итого отдано выборов
∑+ ∑- ∑±
+
+ -
+
∑+    
∑-    
∑±    

«+» - это выбор, «-» - отклонение, «0» - отсутствие выбора.

Графическое изображение связей внутри группы, устанавливаемых на основании выбора, называется социограммой. Социограмма строится по результатам опроса, занесенных в социоматрицу, и является ее наглядным графическим изображением.

Структуры, характерные для социограмм.

1) - изолированный элемент;

взаимная положительная связь;

односторонняя положительная связь;

взаимная отрицательная связь;

односторонняя отрицательная связь;

2) диада ;

3) триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа элементов.

 

 

Виды социограмм.

1. По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические социограммы.

2. Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи формалограмм, неформалограмм, специальных социограмм (коммуникограмма, проблемограмма).

Социометрические индексы представляют собой число выборов какого-либо определенного вида, пронумерованных как общее количество возможных выборов данного типа.

Различают персональные и групповые индексы.

Персональные: 1) объективные; 2) субъективные; 3) смешанные.

Социометрический статус – отражает отношение членов группы к каждому ее члену.

Сi = количество, полученных i-членом группы выборов / N-1,

где N – численность группы.

Различают положительный и отрицательный статус:

Сi+ = количество, положительных выборов i-члена группы / N-1

Сi- = количество, отрицательных выборов i-члена группы / N-1

Индекс эмоциональной экспансивности характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен в своих выборах.

Еi = количество выборов, отданных i-членом группы / N-1

Различают индекс положительной и отрицательной экспансивности:

Еi+ = количество, положительных выборов, отданных i-членом группы / N-1

Еi- = количество, отрицательных выборов, отданных i-членом группы / N-1

Индекс объема взаимодействия, который представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора и как объекта выбора.

Аi = количество взаимодействий i-члена группы / N-1

При вычислении индекса Аi нужно точно подсчитать односторонние положительные и отрицательные связи, а также три вида парных или двустороннихсвязей: взаимоположительные, взаимоотрицательные и нессиметричные выборы. Сделать это легче по социограмме.

Групповые индексы.

Индекс социометрической когерентности характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов, но без учета их знака, их направленности.

К = количество отданных (или полученных) выборов / N*(N-1)

Индекс взаимности измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных связей.

G = количество взаимоположительных связей / N*(N-1)

Индекс взаимности редко бывает высоким.

Социометрический индекс референтности характеризует то, насколько члены группы соотносят себя с группой.

R = количество взаимоположительных выборов / количество положительных выборов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.