Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3: Логический анализ основных понятий на этапе подготовки КСИ

Интерпретация основных понятий. Обязательным условием любого научного исследования является уточнение (интерпретация) используемых понятий.

Интерпретация понятий-это процедура определения со­держания понятийного аппарата, применяемого в исследова­нии. Ее основной смысл:

-достижение необходимого научного уровня исследования;

- обеспечение единого подхода к содержанию исследо­вательских процедур на всех этапах;

- адекватный «перевод» понятий с теоретического на эм­пирический язык и обратно;

- создание единого понятийного каркаса для научного анализа социологических данных.

Виды интерпретации понятий:

1) теоретическая; 2) эмпирическая; 3) операциональная.

Теоретическая интерпретация важна для прикладного ис­следования. Она помогает созданию опорной схемы понятий для анализа изучаемого объекта. Однако теоретические поня­тия в общественных науках носят часто дискуссионный харак­тер, отличаются многовариантными определениями, нередко противоречащими друг другу. Если социолог-практик, проводя прикладное исследование той или иной конкретной проблемы, станет ввязываться в научные споры по поводу содержания этих понятий, он никогда не придет к однозначным практичес­ким выводам. Поэтому рекомендуется уходить от дискуссий, выбирая из множества конкурирующих в науке вариантов те определения, которые наиболее соответствуют целям и зада­чам данного исследования. Именно этот вариант в дальней­шем уточняется в эмпирическом толковании.

Процедуру эмпирической интерпретации понятия в несколько упрощенной форме можно представить в виде следующих этапов.



1) формирование общего представления о структуре по­нятия, создание «образа» изучаемого явления (предмета) на базе теоретических определений и специально собранной для этого эмпирической информации в период разработки программы исследования;

2) уточнение «сетки» основных характеристик (признаков, индикаторов) понятия, составляющих его эмпирическое содержание;

3) определение категорий анализа, единиц анализа и еди­ниц счета, дающих возможность перехода к количе­ственным измерениям.

Последовательность действий при уточнении основных поня­тий, интерпретации их смысла в наблюдаемых показателях можно резюмировать следующим образом:

1. Прежде всего — это теоретическая работа: анализ соответ­ствующей литературы по предмету, выявление сущности понятий, их свойств и взаимосвязей, что, с одной стороны, прямо относится к проблеме анализа в рамках социологической теории, а с дру­гой — предполагает избегание ошибки смешения общеупотреби­тельного смысла понятия с его научным, социологическим значе­нием.

2. Создание «образа» данного свойства, аспекта понятия или его целостного представления в каких-то «зримых» проявлениях (в нашем примере отношения к труду — это «образ» из поддаю­щихся изучению конкретных проявлений отношения рабочих к тру­ду по объективным и субъективным показателям).

3. Построение более упорядоченной системы характеристик, свойств нашего «образа» так, чтобы не расширять и не сужать объем интерпретируемого понятия за пределы, где соответствую­щие эмпирические прообразы потеряют свою функцию быть соот­несенными с его общим смыслом.

4. Выбор прямых показателей каждой из выделенных характе­ристик, т. е. переход к операционным уточнениям: какими кон­кретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства (например, удовлетворенность работой и отдельными ее составляющими).

5. Построение так называемых индексов или составных показа­телей, формируемых путем определенной комбинации частных по­казателей, которые были выделены в предыдущей операции.

Предварительный системный анализ объекта. В процессе интерпретации основных понятий мы наметили эм­пирическую область, соответствующую выделенному ранее пред­мету исследования, кото­рый благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основной задачи элементы. Выделение ключевых понятий проблемы и их интерпретация в скрытом виде (имплицитно) опираются на некоторое более или менее систематическое представление о предмете в целом.

Последующий анализ должен «проявить» образ предмета, сде­лать его ясно выраженным (эксплицированным), более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут своего рода сис­темному анализу.

В сущности, системному анализу подлежит объект исследова­ния, а в процессе расчленения объекта на элементы мы преобра­зуем его в предмет целенаправленного изучения.

В самом общем виде решение этих вопросов диктуется проблемой и целями исследования, подсказывает определенный способ расчленения объ­екта.

Необходимо определить основ­ные факторы, влияющие на объект исследования.

К факторам отнесем некоторую совокуп­ность социальных условий или обстоятельств, оказывающих влияние на объект.

Любое социальное явление следует рассматривать в контек­сте конкретной социальной ситуации. Для этого нужно выделить общие и спе­цифические элементы (факторы), описывающие ситуацию.

Вторая группа факторов — прямые и косвенные. Под прямыми факторами мы имеем в виду обстоятельства, которые непосредственно поддаются контролю в объекте исследования. Прочие факторы не поддающиеся прямой регистрации в данном исследовании, назовем косвенными.

Далее, выделим факторы объективного и субъективного характера. Объек­тивные — условия и обстоятельства, которые предположительно образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, а субъективные — те, что связаны с переработкой внешних условий в сознании индивида. Тогда факторы объективного характера можно рассматривать как область внешних побуждений к деятельности (стимулы), а субъективные — как внутренние побуждения (осо­знанные потребности и мотивы). Между ними предполагается определенная связь.

Предварительный системный анализ предмета исследования — это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипоте­зы исследования.

Общие требования к программе.

Составление программы — необходимое условие успешности всей работы. Программа выполняет две важнейшие функции: научно-познавательную — обеспечение теоретико-методической целостности исследования и научно-организационную — обеспечение эффективного сотрудничества участников исследовательского коллектива, разделение труда между ними ради достижения общего научного и научно-практического результата.

1.Необходимость программы.

2. Эксплицитность программы.

3.Логическая последовательность всех элементов программы.

4. Гибкость программы.

Нередко разработка программы проходит два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, приблизительной формулировки гипотез; за этим следует стадия полевого исследования по формулятивному плану, и, наконец, составляется полная программа исследования с учетом литературных источников и полевых наблюдений.

Наконец, не все исследовательские программы непременно должны строиться по той жесткой схеме, что была здесь предложена. Особенности типа исследования — теоретико-прикладного или практически-прикладного — накладывают отпечаток на детали ее компоновки и построения.

Программа может быть опубликована как самостоятельный научный груд. Причем не исключено, что по этой программе другие исследователи будут собирать и анализировать эмпирический материал, тем самым добиваясь совместными усилиями повышения его познавательной ценности и представительности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.