Тема 5: Выборочный метод в КСИ Выборка исследования- это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет собой уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). В качестве основы выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отделов кадров и другие документы, к которым может получить доступ социолог.
Если генеральнаясовокупность - это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, то выборочнаясовокупность - это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения).
Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность,то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.
Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:
Случайная (вероятностная) и неслучайная (направленная) выборки. Случайные выборки наиболее точные, в них репрезентативность достигается в основном математическими методами. Особенностью случайной выборки является то, что все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную. Для случайных отборов необходимо построение основы выборки — списка, перечня всех единиц исходной совокупности. Он должен удовлетворять требованиям полноты, адекватности, точности, отсутствия дублирования, удобства работы.
Для упрощения процедуры отбора обычно используют таблицы случайных чисел. Отбор номеров изтаблицы случайных чисел формирует выборочную совокупность. Таблицы устроены таким образом, что отбор можно осуществлять с начала, с конца, из середины, по горизонтали, по вертикали, поскольку числа от 0 до 9 имеют равную вероятность появиться в любой позиции таблицы.
Простой случайный отбор применяется, как правило, в сочетании со стратифицированным, систематическим и другими видами отбора.
Стратифицированный отбор используется в том случае, когда имеем дело с неоднородной совокупностью.
Для повышения точности результатов отбора социологи проводят предварительную стратификацию (расслоение) совокупности на однородные группы (слои). Он может быть реализован тремя способами. Во-первых, из каждого слоя отбирается определенный процент (5—10%); этот способ, называемым пропорциональным размещением выборки, используется чаще нечто в силу своей простоты и надежности. Во-вторых, из каждого слоя отбирается одинаковое, число единиц (например, по 200), это равномерное размещение выборки. Данный способ обычно применяют тогда, когда неизвестны объемы слоев исходной совокупности. И, наконец, в-третьих, предполагается, что самые неоднородные слои будут представлены в выборке наибольшим объемом единиц, однородные же наименьшим. Это — оптимальное размещение выборки.
Систематический отбор предполагает, что из основы выборки, представляющей собой алфавитные списки, отбираются респонденты с помощью определенного интервала (шага) - например каждый второй, третий или десятый.
Гнездовой (кластерный) отбор отличается тем, что его единицами являются группы (гнезда). Гнездом могут служить семьи, бригады, классы, студенческие группы и более крупные образования (районы, города и т.д.). Совокупность обычно расчленяют на естественные гнезда. Гнезда должны быть одинаковыми (однородными), каждый элемент генеральной совокупности должен принадлежать только одному гнезду.
Достоинства гнездового отбора заключаются в организационной простоте и удобстве опроса респондентов, находящихся имеете, а не разбросанных пространственно. Кроме того, респонденты изучаются в своем естественном окружении, что влияет на качество собираемой первичной информации.
Тем не менее, репрезентативная выборка не всегда обязательна, особенно и тех случаях, когда количественные параметры объекта не играют решающей роли в исследовании, а его целью становится углубленное качественное описание какого-либо отдельного социального феномена. Тогда формирование выборочной совокупности проводится с учетом включения в нее всех элементов структуры объекта для качественного описания. В этих исследованиях отдается предпочтение неслучайным видам отбора.
К неслучайным видам отбора, которые базируются во многом на «произволе» исследователя в выборе единиц наблюдения, относят стихийный и направленный, а к последнему - квотный и целевой.
Стихийный отбор используют при ограниченности ресурсов исследования, сложности доступа к респондентам.
Одна из разновидностей стихийного отбора - отбор «первого встречного», т.е. тех, кто попадается исследователю па улице, в учреждении и т.д. При выборе респондентов исследователь руководствуется соображениями удобства реализации опроса и чувствами симпатии/антипатии к респондентам. Другая разновидность — «отбор себе подобных», т.е. тех, кого исследователь подбирает в своем окружении, в профессиональной, деловой либо досуговой, дружеской среде.
К стихийным видам отбора относятся и все интерактивные опросы на телевидении, радио, а также прессовые, Internet-опросы и т.д. Результаты стихийных опросов в лучшем случае могут быть использованы для разведывательных исследований, для углубления информации об изучаемом объекте.
Квотный отбор наиболее распространен среди неслучайных и конкурирует по точности с вероятностными видами. Он представляет собой целенаправленное формирование выборочной совокупности на основе имеющихся статистических данных о структуре объекта (генеральной совокупности). Его суть заключается в том, что по основным параметрам выборочная совокупность конструируется пропорционально генеральной, а для единиц отбора задается система квот.
Для этого вида отбора важно наличие статистических данных об основных параметрах генеральной совокупности, в соответствии с которыми составляются квоты для выборки. Число характеристик, выбранных и качестве квот, как правило, не превышает четырех, поскольку в противном случае процедура отбора становится очень сложной.
К недостаткам квотного отбора можно отнести то, что для наполнения квот интервьюеры подбирают тех, кто наиболее доступен для опроса, именно поэтому в выборке соблюдаются только пропорции признаков, но которым заданы квоты, по количественные характеристики остальных признаков могут не совпадать, со структурой генеральной совокупности.
Целевые выборки. Основная задача этого типа отбора — выявить информационно богатые случаи для глубокого многостороннего изучения. На отбор решающее воздействие оказывают цели исследования. Целевые выборки разнообразны.
Выборка типичных случаев предполагает выявление «средних» в статистическом отношении единиц наблюдения и осуществляется на основе анализа демографических данных и предварительных социологических опросов. Цель этого типа выборки иллюстративная, она предполагает качественное описание типичного, т.е. описание типичного социального феномена с помощью качественных методов.
Другим типом целевого отбора является выборка максимальной вариации. В нее попадают единицы отбора, исследование которых обеспечивает максимальное разнообразие материала, т.е. целенаправленно отбираются респонденты, которые дадут информацию, позволяющую охарактеризовать изучаемую проблему с разных сторон.
Еще одним примером, который можно назвать прямой противоположностью предыдущему, могут служить гомогенные выборки.
В них респонденты имеют одинаковые социально-демографические характеристики. Их цель — описать определенную группу с максимальной полнотой.
Цепная выборка по методу «снежного кома» применяется в экспертных опросах, при исследовании маргинальных групп, когда поиск респондентов затруднен и т.п. Процесс формирования выборки предполагает, что у нескольких респондентов, которые подходят для целей исследования выясняют кто, по их мнению, мог бы еще принять участие в исследовании, как и где можно найти этих потенциальных респондентов. Сначала, как правило, число рекомендованных резко возрастает, потом стабилизируется, круг претенденток па опрос замыкается. Рост «снежного кома» прекращается и в случае информационного насыщения. Как только опрос перестает приносить новую информацию, и респонденты начинают «повторяться», их дальнейший поиск можно остановить и завершить формирование выборки исследования.
Выборка может строиться как одно - или многоступенчатая.
При многоступенчатом отборе па каждой ступени меняется единица отбора. Необходимость многоступенчатого отбора вызвана, как правило, отсутствием информации обо всех единицах генеральной совокупности. При многоступенчатом отборе для организации первой ступени необходимо иметь информацию о распределении того или иного признака по всей совокупности единиц отбора первой ступени. Для организации второй ступени нужна уже только информация об отобранных единицах первой ступени.
На первой ступени, как правило, используется случайный отбор, а начиная со второй ступени, случайно отбирается количество единиц, пропорциональное размеру соответствующей единицы предыдущей ступени и т. д.
Доли отбора на каждой ступени комбинируются таким образом, чтобы в целом доля отбора выборки обеспечивала всем единицам генеральной совокупности равные шансы попасть в выборку.
Многофазовый отбор является особым видом многоступенчатого отбора. Он заключается в том, что из сформированной выборки большего объема производится новая выборка (подвыборка) меньшего объема и т. д.
Особенностью этого способа формирования выборочной совокупности является то, что независимо от числа фаз в последующих подвыборках используется неизменно одна и та же единица отбора, что и в основной выборке.
Комбинированные выборки. Соединение в многоступенчатой выпорке различных приемов отбора (простого случайного, систематического или серийного) делает выборку комбинированной.
Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называть ошибкой выборки.
Выделяют два вида ошибок:
1) случайные ошибки, - связанные со статистическими погрешностями (зависят от динамики исследуемых признаков) и непредвиденными нарушениями процедуры сбора информации (процедурные ошибки, допущенные при регистрации признаков);
2) систематические ошибки, — возникшие из-за неполной объективности выборки генеральной совокупности (недостаток информации о генеральной совокупности, отбор наиболее «удобных» для исследования элементов генеральной совокупности), а также из-за несоответствия выборки целям и задачам исследования.
Репрезентативность выборки оценивают на основе предварительного расчета и анализа возможных ошибок. Существуют математические формулы расчета предельной ошибки выборки. Эти формулы, опирающиеся на закон больших чисел, применимы, как правило, только при крупных исследованиях на значительных территориях, с охватом населения страны или региона.
|