Тема 8: Основные виды социологического исследования в качественном подходе Этнографический тип качественного социологического исследования
Во второй половине XX века социология, вновь начинающая осознавать необходимость «возвращения индивида» в свое предметное поле, нашла в этнографии соответствующий познавательный инструмент. Он позволял через детальное описание единичного, конкретных повседневных практик «выйти» на традиционную для нее исследовательскую задачу - познание типического в социальном явлении. Так внутри социологии формировалась особая исследовательская традиция изучения социальных явлений, получившая свое название - этнографический подход (или метод).
Основные черты качественного исследования этнографического типа:
1. Это стремление к более подробной, детальной, всесторонней репрезентации реальности.
2. Это акцент на методе включенного наблюдения.
3. Здесь большое значение придается фигуре самого исследователя, его способности войти в контакт с теми, чьи жизненные миры он изучает, его открытости новому, его умению слушать и слышать, его способности находиться «вне» и «внутри» изучаемого опыта одновременно, его воображению, наконец.
4. Результат этнографического исследования - чаще всего монтаж, попытка из мозаики собранных данных составить целостную «картинку» культуры изучаемой общности.
5. Здесь большое значение имеет первоначальная процедура поиска посредников, способных ввести человека в группу, сообщество, а затем помочь войти в контакт с «ключевыми фигурами», хранителями знаний о традициях данного сообщества. Современный английский исследователь К.Робсон называет их «проводниками».
«Кейс-стади» как тип качественного исследования.
Термин «кейс-стади» (case study) буквально переводится с английского как изучение случая.
В социологии «кейс-стади» рассматривается преимущественно как особая целостная исследовательская стратегия (тип качественного социологического исследования), хотя представлена и другая позиция, где кейс-стади понимается как совокупность «мягких» методов, используемых в социологическом исследовании на стадии разработки и уточнения гипотез.
Роберт Йен, английский исследователь «кейс-стади», дает следующее определение его как стратегии: это «эмпирическое исследование, которое изучает определенный феномен в его реально существующем контексте, когда границы между феноменом и контекстом не отчетливы, и в котором используется множество разно-плановых источников информации».
В этом уже ставшем классическим определении «кейс-стади» «схвачены» основные черты, составляющие своеобразие этой исследовательской практики.
Во-первых, социальный феномен, случай (case) изучается здесь в реально существующем контексте, т.е. в единстве всех специфических условий его бытования. Кроме того, а может быть это и самое главное, «случай» здесь изучается в его «живом» и реальном изменении. Не случайно эту стратегию исследования называют также и хронологической, позволяющей фиксировать изменения в объекте, происходящие в течение определенного периода времени (времени изучения).
Во-вторых, множественность источников информации означает здесь разнообразие используемых методов, «мягких» и «жестких», количественных. С.Робсон выделяет следующие:
- наблюдение (включенное, систематическое, простое);
- интервью (свободное, фокусированное, структурированное);
- использование документов и записей, включая широкий круг письменных, в том числе и статистических материалов, а также аудиозаписей.
Кроме того, в «кейс-стади» могут использоваться анкеты, стандартные тесты (например, определения интеллекта), шкалы измерения социальных установок, проективные методики (тесты на ассоциации и апперцепции), истории жизни, ролевые и имитационные игры и т.д.
Виды «кейс-стади»
Р.Иен по критерию «цель исследования» выделяет такие его виды: объяснительное (causal) «кейс-стади» и описательное (descriptive) «кейс-стади»; разведывательное (explanatory) «кейс-стади».
По критерию «характер самого "случая"» можно выделить следующие виды «кейс-стади» с разными «кейсами» в качестве единиц анализа (объектов изучения):
- индивидуальное «кейс-стади», где кейсом выступает одна личность;
- исследование, где «случаем» выступает определенное сообщество или несколько сообществ;
- исследование, где «случаем» выступает социальная группа или несколько социальных групп;
- исследование, где в качестве «случая» изучаются организации и социальные институты;
- исследования, где в качестве «случая» рассматривается определенное событие, определенное отношение, ролевое или межличностное.
По критерию «количество изучаемых случаев» можно выделить: единичные «кейс-стади»; множественные «кейс-стади».
Дизайн (план) «кейс-стади». Исследовательская практика «кейс-стади» предполагает разработку плана (проекта) исследования. Этот план должен включать в себя, по С.Робсону:
- разработку концептуальной схемы;
- выделение исследовательских вопросов;
- определение выборочной стратегии;
- подбор методов сбора данных.
«Grounded theory» (обоснованная теория) как тип качественного исследовании.
Рождение «grounded theory» обычно связывают с совместным трудом известных американских социологов Ансельма Страусса и Барни Глейзера «Открытие обоснованной теории» («The Discovery of Grounded Theory»), вышедшим в 1967 г.
Основная идея качественного исследования этого типа состоит в том, чтобы за счет использования определенных процедур индуктивным путем (от «сырых» данных - «наверх») вывести теорию изучаемого явления. Эта теория должна быть укоренена в первичных данных, не терять с ними связи.
Первичными данными здесь считается информация свободного интервью или наблюдения, выступающих в этой исследовательской стратегии методами сбора информации.
«Обоснованная теория» - целостный исследовательский подход, где каждый этап влияет на последующий. Это означает, что анализ данных начинается по мере проведения первых интервью или наблюдений, так что каждый последующий сбор данных (содержание интервью) зависит от гипотез, выдвинутых на этапе обработки информации предыдущих интервью и наблюдений. Таким образом, этот тип исследования предполагает постоянное движение от сбора данных к концептуализации и обратно: от концептуализации к сбору данных. На каждом этапе исследования проверяются и корректируются гипотезы, каждый этап задает направление последующим.
При этом теория не только рождается в этом процессе, но и верифицируется (подтверждается) другими данными, получаемыми исследователями на других этапах исследования, что повышает ее обоснованность, степень адекватности изучаемому социальному явлению.
А.Страусс и Д.Корбин выделяют 4 критерия, по которым можно отличить «хорошую» обоснованную теорию: она должна соответствовать изучаемому фрагменту реальности, а также быть: «понимающей»; обобщающей; контролируемой.
Более подробно логика исследовательского поиска в этом типе качественного исследования может быть представлена, как полагает А.Страусе, следующими элементами: концептуально-индикаторная модель кодирования; сбор данных; кодирование; центральная категория; теоретическая выборка; сравнение; теоретическое насыщение; интеграция теории; аналитические мемос; теоретическая классификация.
Так, по мере получения самых первых данных начинается процесс их кодировании и продолжается в течение всего исследования. Результаты кодирования служат основой для формирования теоретической выборки. Принцип теоретической выборки заключается в следующем: последующий сбор данных зависит от теоретического осмысления феномена, от результатов аналитических построений исследователя на предыдущем этапе.
Продолжается такое выборочное исследование данных до тех пор, пока не достигается теоретическое насыщение, т.е. пока полученные данные не перестают нести новых теоретических элементов, лишь подтверждая то, что уже было обнаружено ранее. Как только выявляется центральная категория или категории, исследователь начинает искать связь между ними, постепенно насыщая теорию.
Параллельно с кодированием идет написание аналитических мемос (письменных комментариев исследователя в виде небольших эссе) относительно исследования, чувств исследователя, его идей, кодов, осмысления теоретической литературы.
Исследователь постоянно должен задавать «генерирующие» вопросы.
По мере развития исследования решается вопрос о том, какие категории становятся самими значимыми, центральными, достигается интеграция всего процесса. Первые, предварительные попытки интеграции начинаются на начальных стадиях исследования за счет поиска связей между кодами и категориями. По мере продолжения исследования процесс интегрирования занимает все больший удельный вес в комплексе действий исследователя.
Это касается и работы с мемосами. По мере развития исследования ученые приходят к необходимости сортировки (классификации) мемос, что делает их концептуально более «плотными», насыщенными. При этом первые мемос являются в гораздо меньшей степени интегрированными (т.е. содержат меньше обобщенной информации).
На последних же стадиях значимость сортировки возрастает: здесь мемос должны суммировать предыдущие, быть более обобщенными и абстрактными одновременно. Взаимосвязь трех важнейших элементов логики исследовательского поиска - сбора данных, кодирования и написания мемос не может быть однозначной. Кодирование только что собранных данных может подвигнуть исследователя как к написанию мемос, так и сбору новых данных. Сбор данных и кодирование, с другой стороны, могут привести к дополнительному кодированию уже собранных (и, возможно, уже проанализированных) данных. Вернуться в начало исследовательского поиска: к концептуально-индикаторной модели, направляющей кодирование данных. Здесь данные - поведенческие акты, события, наблюдаемые или полученные из интервью - выступают индикаторами концепта (понятия), которые аналитик выводит из них. В основе такой модели - постоянное сравнение индикаторов-данных между собой. Затем аналитик обозначает их как индикаторы определенного класса событий или поведенческих актов, т.е. кодирует их. Давая классу индикаторов название, он тем самым обозначает их как категорию, поднимает на более высокую ступень абстракции. После того как получена категория, индикаторы-данные сравниваются уже с возникающим концептом. Проводя сравнение между дополнительными индикаторами-данными и кодами, категориями, последние оттачиваются, чтобы в наибольшей степени соответствовать данным.
Важнейшие операции «обоснованной теории». Важнейшей процедурой такого типа исследования является кодирование данных. Основу этой процедуры составляет так называемая парадигма кодирования, представляющая собой спектр аспектов жизненных практик изучаемых людей, которые исследователь должен учитывать при кодировании. Это - своего рода напоминание, «подсказка» исследователю, что важного, значимого следует «искать» в данных, каким образом их структурировать. Парадигма кодирования, согласно А.Страуссу, включает в себя: условия; взаимодействия между акторами (деятелями); стратегии и тактики; - последствия.
В целом, процедура кодирования в исследованиях этого типа представлена 3 своими составляющими: открытое кодирование; осевое кодирование; селективное (выборочное) кодирование.
Открытое - это самый первый тип кодирования данных, которое производит исследователь. В самом названии его заключена и основная организационная цель - начать, приоткрыть исследование. Открытое кодирование производится в процессе детального тщательного анализа полевой заметки, интервью или другого документа - строка за строкой (line by line), слово за словом.
Содержательная цель - производство концептов (понятий), которые кажутся адекватными собранным ранее. Концепты здесь - называние, «наклеивание ярлыков» слову, фразе, фрагменту текста. Несмотря на то, что эти концепты являются предварительными, они все же являются толчками к выделению других элементов парадигмы кодирования, дальнейшему структурированию данных.
Процедура осевого кодирования предполагает тщательный анализ, проводимый вокруг одной категории (а не нескольких одновременно), и поиск элементов парадигмы кодирования. Термин «осевой» здесь означает «вращение вокруг оси» одной категории.
Селективное (выборочное) кодирование есть систематическое кодирование в рамках центральной категории. Кодировать селективно означает, что аналитик сводит процесс кодирования только к тем кодам, которые связаны достаточно существенными связями с центральными категориями. Именно центральная категория теперь направляет дальнейший сбор данных в соответствии с теоретической выборкой.
Процедура написания мемос предполагает, что первичные ориентировочные мемос:
- должны носить организационный характер (сбором каких данных следует заниматься, где это делать и т.д.);
- или выступать в качестве напоминаний (не забыть сделать это...);
- или представлять из себя некоторую совокупность разрозненных идей;
- или содержать какие-то размышления с целью стимулирования воображения.
Процедура написания дальнейших аналитических мемос сводится к объединению результатов открытого или осевого кодирования, фиксированию взаимосвязи между крупными категориями, суммированию и интегрированию предыдущих мемос.
Процедура выделения центральной категории сводится к поиску аналитиком такой категории, которая была бы связана с большинством других и соотносилась бы со всеми кодами (в идеале). Именно ей принадлежит основная роль в процессе интегрирования теории. Для этого аналитику нужно постоянно искать «основную тему», которая связана с главной проблемой изучаемой группы людей.
В исследованиях типа «обоснованная теория» большое внимание уделяется процедуре построения интегрирующих диаграмм.
«Устная история» (oral history) как тип качественного социологического исследования.
«Устная история» (oral history) - это исследовательская стратегия, использующая метод интервью для получения «устных» свидетельств относительно событий, в недавнем прошлом, имеющих историческую значимость.
В самом этом термине «устная история» акцент надо делать на слове «история». Исследование этого типа направлено на получение субъективных свидетельств о важных событиях прошлого. Они становятся в ряд с другими, традиционными для историков документами, и прежде всего архивными, такими как письма, дневники, мемуары.
Специалисты «oral history» полагают, что устные источники имеют определенные преимущества перед письменными документами. Во-первых, здесь не возникает сомнений относительно авторства документа, что повышает доверие к нему. Во-вторых, в отличие от письменного документа (мемуаров, например), устное интервью сохраняет непосредственность впечатлений и искренность, которые более свойственны разговорной речи. В-третьих, это возможность сохранить в записи жизненный опыт людей, которые не имеют литературного таланта или свободного времени для написания мемуаров. Начало этой исследовательской практики обычно связывают с созданием в Колумбийском университете (США) в 1948 г. Центра устных исследований под руководством Аллана Невинса. В рамках исследовательских проектов этого Центра записывались на магнитофон интервью с людьми, которые внесли существенный вклад в разные области общественной жизни и которые описывали процесс их становления. К 1967 году интерес к этому методу воссоздания прошлого стал настолько велик, что в США была создана Ассоциация исследователей устной истории.
Достоверность и надежность в исследовании тина «устная история».
Под надежностью в исследовании этого типа понимается «постоянство (неизменность) в изложении индивидом истории одного и того же события на протяжении различных ситуаций интервьюирования» (это может быть интервьюирование одного и того же информанта через какой-то промежуток времени). В этом смысле можно говорить о «надежных» и «ненадежных» информантах.
Достоверность информации здесь понимается как степень согласования между изложением события информантом и самим событием, каким оно предстает из других первичных источников: официальных документов, фотографий, дневников, мемуаров, писем и т.д. Таким образом, только соотнесение данных интервью с другими источниками (триангуляция данных), совпадение ее с другими данными делают информацию в рамках «oral history» обоснованной.
В этом смысле сегодня считается, что «oral history» - плюралистическая исследовательская практика, допускающая использование различных источников информации.
Есть и еще один способ повышения достоверности, используемый П.Томпсоном. В исследовании британского общества начала века, о котором мы уже говорили ранее, он использовал «квотный отбор», который применяется, как правило, в количественных исследованиях.
«История жизни» (life story) как тип качественного социологического исследования.
«История жизни» как целостная исследовательская стратегия направлена на сбор и анализ рассказов о жизни, автобиографий вне зависимости от того, какими методами эти рассказы получены. Это могут быть и интервью (нарративное, лейтмотивное, свободное), взятое социологом у рассказчика-информанта (устная традиция), и личная автобиография, написанная самим рассказчиком (письменная традиция).
В центре этого типа исследования всегда стоит индивидуальная жизненная траектория от детства до старости. Рассказчик здесь в отличие от «oral history» описывает свою собственную историю, свои этапы жизненного пути, соотнося себя с другими людьми, социальными группами, отождествляя себя с ними и выделяя одновременно. Рассказ о жизни - это всегда особая доверительная информация о такой стороне человеческого мира, которая недоступна другим средствам.
Для социолога история жизни - всегда «два реально существующих полюса человеческой жизни, индивидуальный и социальный», всегда связь между ними. Задача социолога в «life story» понять социальный контекст индивидуальной жизни.
Важнейшей чертой рассказов о жизни, создающей «особость» этой стратегии, является их темпоральность, вписанность во время. Это создает уникальную возможность рассмотрения социальных явлений во временной перспективе, в их процессуальности.
Еще одна важная черта - это укрупненный взгляд на действительность, характерный для здравого смысла и обыденного языка.
Для исследователя здесь постоянно возникает проблема насилия через навязывание своих собственных понятий, интерпретаций. С другой стороны, и автор навязывает свою картину мира.
Встроенность индивидуального в социум в исследованиях типа «life story» может изучаться в нескольких направлениях:
1. Изучение социальной обусловленности жизненных путей.
2. Исследования, ориентированные на реконструкцию личного опыта людей (понимание смыслов их поведения), а также способов их объяснения, толкования социальной реальности.
Методологические подходы к историям жизни.
В рамках первого, близкого к классическому, история жизни - это идеальный материал для того, чтобы выяснить, что существует на самом деле и что на самом деле произошло в обществе.
Другой методологический подход - интерпретативный. В рамках такого подхода собственная биография, рассказанная автором, это еще и представление себя другим, демонстрация себя, но также и конструирование себя в процессе рассказывания.
В рамках такого рассмотрения стали различать три типа «конкретизации субъекта» в «истории жизни»:
- субъект в качестве реально интервьюируемого, как участник процесса взаимодействия с интервьюером, или субъект коммуникации (письменная автобиография), ориентированный на подразумеваемого читателя;
- субъект - герой, персонаж рассказа;
- субъект - рассказчик истории, которую он рассказывает сегодня.
При этом каждая из этих конкретизаций относится в «истории жизни» к одному и тому же лицу, но каждая, тем не менее, занимает особое место в структуре повествования.
Сегодня интерпретативный подход к историям жизни является общепризнанным. В то же время внутри него наметились два подхода.
Первый, назовем его вслед за Д.Силверменом реалистическим.
Второй подход – нарративный.
|