Тема 1. Методология количественного подхода Термин методология имеет ряд значений. В узком значении методология представляет собой описание конкретных методов исследования, т.е. чисто «техническую» область знания.
Методология социологического исследования в широком значении включает две составляющие: философскую и собственно социологическую.
Философская составляющая — это система наиболее общих принципов и положений исследования. Их цель — обосновать конкретные методы сбора и анализа социологической информации, конкретные исследовательские практики, логику их реализации, критерии оценки качества получаемой информации, подходы к определению его истинности и т.д. Философская часть методологии социологического исследования — это ответы на предельно общие вопросы: какова природа социальной реальности в рамках того или иного подхода? как соотносятся в них познающий субъект (исследователь) и мир, который познается? что понимается в них под истинным знанием? каковы способы (пути) получения нового знания? каков характер этого знания? каковы, наконец, основные функции (задачи) социологического исследования в том или ином подходе?
От ответа на эти вопросы зависит и реальная логика социологического исследования, которая описывается второй, собственно социологической составляющей. Эта часть методологии содержит ответы на достаточно конкретные вопросы: какую принципиальную стратегию получения нового знания выбирать? каковы способы представления этого знания? какова должна быть последовательность организации социологического исследования? каковы возможности и ограничения конкретных методов сбора и анализа социологической информации? как организовать общение между исследователем и опрашиваемым в процедуре опроса? как доказать факт наличия или отсутствия связи между изучаемыми явлениями и нужно ли вообще доказывать это?
Термин количественный подход в социологическом исследовании появился в 70-х годах. В самом общем виде количественный подход представляет собой такие методологию и конкретные исследовательские практики, при которых отправной точкой исследования являются теоретические гипотезы, которые в процессе исследования верифицируются (подтверждаются). При этом процедура верификации построена на использовании математики в качестве доказательства: на измерении социальных признаков, интересующих исследователя, и математическом анализе полученной социологической информации.
Философской колыбелью количественного подхода был позитивизм. Новое знание об обществе, которое Огюст Конт назвал социологией, создается по образу и подобию сложившихся к тому времени естественных наук: химии, физики, биологии. «По образу и подобию» означает здесь реализацию по крайней мере двух фундаментальных предпосылок:
— социальные явления с точки зрения любой аналитической задачи качественно те же, что и природные явления;
— цели и методы исследования, разрабатываемые в естественных науках, применимы и для изучения социальных явлений.
Образцы для подражания молодой науке об обществе задавали не только более зрелые естественные науки, но и гуманитарные дисциплины, скроенные тогда по принципиально другим «лекалам»: история, антропология, право, лингвистика. В области гуманитарного знания в то время господствовали историко-генетический и сравнительный подходы.
Повсеместно создаваемые в западноевропейских университетах в этот период кафедры антропологии, а также традиционные университетские кафедры права, классической филологии, истории не могли не оказывать «нормативного» давления на становящуюся социологическую науку. Да и в общественном сознании второй половины XIX века, несмотря на преобладание позитивистских настроений, практически параллельно идет процесс осмысления специфики гуманитарного знания, радикального противопоставления «наук о духе», к которым относятся и общественные науки, и «наук о природе» в терминологии В. Дильтея.
Чем же объяснить все-таки тот факт, что молодая социальная наука не пошла по традиционному пути гуманитарных дисциплин, выступив против не только методов, но и самого стиля мышления гуманитарного знания того периода?
Прежде всего это связано с тем, что вторая половина XIX в. была временем оформления науки в важную самостоятельную сферу общественной жизни. Интеллектуальный авторитет науки, полученный ею благодаря Просвещению, был в этот период подкреплен ее практическим авторитетом, развитием прикладных исследований и разработок. Наука, существовавшая в XVII веке в виде научных обществ, университетов и академий, стала проявлять себя в виде лабораторий и исследовательских институтов. Расширялась сеть научных учреждений, возрастало число ученых.
Выбор социологии в пользу научного типа знания не в последнюю очередь был обусловлен и социально-историческим контекстом. Именно неудовлетворенность западноевропейских мыслителей умозрительной социальной философией, с которой связывались ужас и крах Великой французской революции в первой половине XIX века, подтолкнул их к идеалу научного знания.
Критерии научного знания.
Существует несколько типов знания: мифологическое, религиозное, обыденное и т.д.
Специфические черты еще одного типа знания — научного.
1. Опытное изучение реальности.
2. Достоверность научного знания.
3. Объективность и предметность научного знания.
4. Практическая направленность научного знания.
5. Направленность на обнаружение законов.
6. Рефлексия по поводу методов достижения целей.
7. Особый язык науки.
Основные черты количественного подхода в социологическом исследовании.
1. Фокус исследовательского интереса. Существует известная оппозиция индивид — общество, имеющая разные ипостаси в социологии: личность — роль, субъект — объект, микроподход — макроподход.
В методологии классического социологического исследования основной акцент делается на том, что человек — ансамбль общественных отношений. Фокус исследовательского интереса здесь — общественные структуры как надындивидуальное объективное образование, детерминирующее жизнь людей. Общество самовоспроизводит стабильный социальный порядок, определенные правила (нормы), поддерживаемые социальным контролем.
В рамках классического подхода исследователя интересуют устойчивые, жесткие социальные структуры, «отвердевшие» формы социальных связей: социальные институты, правила и нормы, образцы поведения, верования, обряды, язык, конституирующие стабильный социальный порядок и представляющие для человека внешнюю объективную социальную реальность.
2. Исследовательская ориентация. Классическая методология в целом ориентирована на поиск общего закономерного, фиксируя это в теоретических обобщениях, хотя сами эти обобщения могут быть результатом разного уровня абстрагирования от изучаемой социальной реальности. При этом классическая социология стремится к максималъной строгости и однозначности понятий, «кирпичиков» любой теории.
3. Объект исследования. Объектом исследования в классической социологии выступают массовые явления, события, процессы, которые изучаются через социальные группы людей — носителей изучаемого феномена. Это означает, что в конечном счете в качестве объекта конкретного социологического исследования всегда выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.
Все многообразие социальных групп, представляющих интерес для исследователя, может быть разделено на два вида: реальные (естественные) и условные.
К реальным социальным группам относятся такие социальные общности, для которых характерно реальное взаимодействие членов этих групп. К подобного рода группам могут быть отнесены производственная бригада, ученики определенного класса, студенческая группа, персонал фирмы и т.д.
К условным социальным группам относятся такие, члены которых не взаимодействуют друг с другом и в принципе не могут взаимодействовать. Эти группы выделяются социологом для целей анализа по различным основаниям, зависящим от целей и задач исследования. Назовем основные из них: социально-демографические признаки (пол, возраст, уровень образования, семейное положение и т.д.); характер профессии; тип территории (город, село); участие в политических партиях, движениях и т.д.
4. Логическая стратегия получения знания. Классическая методология вобрала в себя гипотетико-дедуктивную логику получения знания, разработанную мыслителями Нового времени. Эта «нисходящая» стратегия получения знания (в отличие от «восходящей» в качественной парадигме) предполагает выдвижение теоретических гипотез, которые затем проверяются «внизу» — в эмпирическом изучении сознания и поведения людей. Это движение «сверху — вниз», от теории, предполагающей высокую степень «отлета» от изучаемой социальной реальности, к эмпирическому изучению, происходит плавно, логически, последовательно, с использованием логики выводного знания — дедукции. Вначале исследователь формулирует теоретические гипотезы, каждая из которых связывает ненаблюдаемые сущности — абстрактные понятия. Они называются гипотезами-основаниями.
Поскольку гипотезы-основания принципиально непроверяемы в эмпирическом исследовании, второй шаг — «сверху—вниз» состоит в формулировании логически выводных гипотез, называемых гипотезами-следствиями. Гипотезы-следствия связывают уже эмпирически проверяемые переменные, т.е. индикаторы тех понятий, которые присутствуют в гипотезах-основаниях.
Оценка качества исследования.
Качество исследования понимается как мера соответствия полученного знания истинному положению дел, т.е. тем реальным закономерным связям изучаемого явления или процесса, которые социолог должен обнаружить, «открыть» в социальной действительности. Так понимаемое качество результатов социологического исследования описывается с помощью термина достоверность. Следует добавить также, что качество первичной информации описывается термином надежность.
Установка на получение достоверного знания принципиальна для количественного подхода. В то же время оценить меру достоверности результата социологического исследования по самому результату практически невозможно.
Для оценки достоверности результата социологического исследования не существует нормативной базы: никто не знает истинного распределения тех или иных социальных признаков или их связей в изучаемой социальной общности до самого исследования.
Вместе с тем опосредованно оценить достоверность результатов можно. Дело в том, что социологическое исследование представляет собой специфический вид познавательной деятельности. Любая деятельность может быть представлена тремя своими составляющими, как элементами цепочки: целью, средством и результатом. При таком рассмотрении становится ясно, что качество результата (его достоверность) целиком и полностью определяется качеством цели и, главное, качеством средств, используемых социологом при производстве знания, их надежностью, а также степенью соответствия целей и средств (что немаловажно). Причем термин «средства» используется здесь в самом широком смысле, как все познавательные конструкции и организационные процедуры, необходимые для производства социологического знания. Это и методы сбора социологической информации, и теоретическая концепция, лежащая в основе эмпирического изучения, и, прежде всего теоретическая гипотеза; это и организация сбора информации, используемые методы анализа данных, обоснование выборки исследования; это и интерпретация выводов и т.д.
Данные обстоятельства означают также, что для оценки достоверности результатов проведенного исследования необходимо по меньшей мере провести экспертизу инструмента сбора информации: опросника, карточки наблюдения, классификатора контент-анализа. Кроме того, необходимо оценить правильность расчета и обоснования выборки исследования, соответствие методов статистической обработки данных исследовательским задачам. Эти средства социологического исследования имеют нормативную базу.
Достоверность получаемой по итогам социологического исследования информации самым тесным образом связана и с качеством интерпретации результатов. На этом этапе — немало проблем, учет которых, несомненно, способствует повышению качества исследования, достоверности его результатов.
Одна из них — относительно новая, обнаруженная английским социологом Фарром в конце 1980-х годов, получила название асимметрия приписывания. Явление асимметрии приписывания — это свойство человеческой натуры, склонность представлять себя в более выгодном свете, приписывать своим поступкам более благородные мотивы. Причем, являясь во многом средством психологической защиты человека, асимметрия приписывания происходит бессознательно, что делает невозможным ее предотвращение в процедуре опроса. Вместе с тем понятно, что сам факт ее существования значительно «смещает» информацию, делая ее менее достоверной. Прежде всего асимметрия приписывания заметна при оценке ситуации респондентом с позиции актора или наблюдателя. Находясь в позиции наблюдателя, люди гораздо более критичны, приписывают другим, как правило, менее «благородные» мотивы. Эту «повышенную критичность» следует учитывать, интерпретирую например, данные экспертного опроса, где эксперты — знатоки, компетентные люди чаще всего находятся в позиции наблюдателя, оценивая мнения, мотивы и возможные варианты поведения тех или иных социальных групп населения.
Проявляется асимметрия приписывания и при оценке причин полярных явлений, связанных с одобряемыми или неодобряемыми нормами: успех — неуспех, удовлетворенность — неудовлетворенность.
Не существует никаких «поправочных» коэффициентов, способных повысить достоверность информации в случае асимметрии приписывания. Речь может идти только о корректности интерпретации результатов социологического исследования, о повышении их достоверности за счет использования других методов.
Тема 2: Программа и план КСИ: основные элементы и блоки
Методология - а) наука о методе; б) система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки; в) совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
Методика - средство адаптации общих теоретических и методологических принципов социологического исследования к уникальным особенностям конкретной исследовательской ситуации или какому-либо классу таких ситуаций, к специфике решаемых исследователем задач, к особенностям изучаемого предмета и объекта, к организационно-экономическим особенностям исследовательского коллектива.
Метод - а) сознательно и последовательно применяемый способ достижения цели; б) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знания.
Программасоциологического исследования- это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта.
Основные функции программы:
1) методологическая функция - теоретическое обоснование направлений научного поиска;
2) методическая функция - определение процедуры сбора, обработки и анализа информации;
3) организационная функция - координация деятельности участников исследовательского процесса.
Первая функция реализуется путем выявления исходных теоретических подходов (принципов, установок), которые выполняют регулирующую роль в процессе сбора, обработки и анализа информации, обеспечивая научный уровень исследования.
Вторая функция предполагает взвешенный, обоснованный выбор (поиск) наиболее эффективных приемов, способов, средств информационного обеспечения научной деятельности социологов, в целях достижения научных результатов исследования.
Третья функция направлена на оптимизацию объективных и субъективных факторов (условий), обеспечивающих качественное и экономное решение поставленных задач исследования. Программа социологического исследования обычно состоит из разделов (параграфов), в которых последовательно излагаются основные принципы (теоретические подходы) и методы (способы, процедуры) предстоящего исследования.
Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т. е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.
1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых — содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику.
Программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.
Методологический раздел программы:
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2. Определение цели и постановка задач исследования.
3. Уточнение и интерпретация основных понятий.
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
5. Развертывание рабочих гипотез.
Процедурный раздел программы
6. Принципиальный (стратегический) план исследования.
7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Обоснование проблемы исследования
Проблема исследования- это сформулированная в теоретических понятиях проблемная ситуация (противоречие) в функционировании социального объекта.
Проблема исследования всегда субъективна, так как определяется конкретными личностями (учеными, социологами).
Проблемная ситуация - объективна. Она возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.
Выделяют три типа проблем исследования в социологических исследованиях:
1) теоретическая проблема — для своего решения она нуждается в новых научных знаниях;
2) прикладная проблема - решение лежит в плоскости известных знаний, но требует иных подходов с учетом определенных условий;
3) проблема смешанного типа - предполагает сочетание двух предыдущих.
Можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.
В гносеологическом смысле (т. е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация — это «противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий»,
Предметная сторона проблемы социологического исследования — это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей институтов.
Объект и предмет исследования. Носителем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования.
Объект исследования- это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется.
Объектом исследования могут быть большие или малые социальные группы. Нередко в качестве объекта исследования выделяют отдельные стороны деятельности этих групп.
Основные характеристики объекта исследования:
1) расположение объекта исследования (страна, регион, город, древня и др.);
2) структура объекта исследования (какими подразделениями представлен, какова их численность, социально-демографический состав);
3) взаимодействие с другими социальными объектами, окружающими явлениями и процессами;
4) границы будущего исследования (предварительная выборка);
5) сроки проведения работ (месяц, квартал, лето, зима, утро, вечер и т.д.).
Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования- это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск социолога.
Уточнения границ объекта и, в определенной мере, предмета исследования проводится параллельно с расчетом (обоснованием) выборки исследования. С ее помощью заранее определяются масштабы (объемы) работы социологической группы с целью минимизации затрат на проведение исследований.
Цель и задачи исследования
Цель исследования- конечный результат научного исследования.
Выделяют три основных типа целей исследования: теоретическая цель, прикладная и смешанного типа.
Конкретизируется цель задачами исследования. Задачи исследования— это действия, которые планируется совершить для достижения цели; это своеобразные ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного результата,
Задачи исследования бывают различных типов: основные (главные, наиболее существенные) и неосновные (частные, производные, дополнительные). К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вторых - конкретизация, уточнение основных задач, получение побочных, второстепенных выводов.
По своей научной направленности задачи исследования подразделяются на:
- фундаментальные (анализ социальных закономерностей);
- прикладные (выработка методов, приемов, средств преодоления противоречий в конкретных условиях);
- комплексные (комбинированные).
По типу логической связи с объектом исследования задачи бывают:
- поисковые (выявление проблемных ситуаций);
- описательные (констатация имеющихся противоречий);
- объяснительные (установление причинно-следственных зависимостей);
- экспериментальные (проверка выводов в искусственно созданных условиях);
- внедренческие (связаны с внедрением практических рекомендаций).
Задачи исследования в процессе своей разработки должны быть согласованы (скоординированы) с гипотезами.
Гипотезы исследования- это предположения о структуре социальных объектов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами, а также тенденциях и основных направлениях (перспективах) развития.
Возможны различные типы гипотез:
- описательные, прогностические;
- первичные, вторичные, рабочие;
- основные, неосновные;
- гипотезы основания (базовые) и гипотезы следствия.
Этапы формулирования гипотез:
1) сбор предварительной теоретической и эмпирической информации о проблеме, объекте и предмете исследования;
2) выявление факторов, влияющих на изучаемые проблемные ситуации (противоречия), определение характера взаимосвязей между отдельными сторонами объекта исследования, выяснение особенностей проявления предмета исследования;
3) выдвижение предварительных гипотез о причинах исследуемых противоречий и способах их преодоления;
4) уточнение логической формы и содержания выдвинутых предположений способом детализации структуры исследуемого объекта (теоретической и эмпирической интерпретации составляющих объекта исследования);
5) классификация гипотез, выделение основных и неосновных, общих и частных, существенных и второстепенных;
6) выведение следствий из основных гипотез, уточнение их связей друг с другом, с целями и задачами исследования;
7) определение основных критериев проверки гипотез.
Требования к сформулированным гипотезам:
- гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования;
- опираться на известные социологические теории, истинность которых доказана;
- не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам;
- основываться на репрезентативной информации;
- проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологической лаборатории.
|