Тема 4: Измерение социальных явлений и процессов в ходе КСИ Поскольку социолог имеет дело с массовыми процессами, он по необходимости оперирует различными числовыми показателями, выражающими частоты, протяженности и напряженность связи между различными социальными характеристиками. Предпосылка всех операций с количественными выражениями свойств социальных объектов и процессов — первичное измерение качественных признаков или их квантификация. Любое измерение начинается с поиска простейших качественных признаков, отношения между которыми могли бы быть выражены в некотором числовом масштабе.
Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.
Конструирование эталона измерения - шкалы.Поиск эталона измерения.
Нахождение эталона измерения осуществляется в четыре стадии, каждая из которых — необходимая предпосылка надежности будущей шкалы.
Первая стадия — качественная классификация объектов.
Вторая стадия — поиск протяженности выделенных в качественном анализе свойств. Следует установить, обладают ли эти свойства прерывной или непрерывной протяженностью, можно ли их представить в виде различных последовательных состояний измеряемого качества.
Третья стадия — установление эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум.
Индикатор — внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие или отсутствие признака, его состояние.
Одно и то же свойство можно фиксировать с помощью нескольких индикаторов, которые сводятся в общий показатель — индекс. Это случай сложного первичного измерения, по технике напоминающего приемы вторичных измерений.
Четвертая стадия заключается в том, чтобы уяснить, все ли единицы, составляющие измеряемый объект, укладываются в ранжируемый ряд, все ли они обладают свойством занимать определенное место в континууме отношений по принятым индикаторам.
В итоге устанавливается эталон, или шкала измерения. Теперь предстоит испытать шкалу на надежность.
Способы проверки процедуры первичного измерения на надежность.
Следующие операции повышения надежности первичного измерения используются лишь на стадии отработки инструмента измерения в процессе пилотажа.
Понятие надежности инструмента измерения (и соответственно надежности данных, фиксируемых этим инструментом), включает три составляющие: 1)обоснованность, 2) устойчивость и 3) правильность измерения.
Обоснованность (валидность) шкалы заключается в том, что с ее помощью целенаправленно измеряют вполне определенное свойство или признак, не смешивая его с другими.
Чтобы повысить обоснованность измерения, используют ряд технических приемов.
1. Наиболее простой способ — логические рассуждения на основе опыта и здравого смысла.
2. Тест по «эталонной группе» — более сильный прием проверки инструмента на обоснованность. Смысл проверки — в сопоставлении данных, полученных путем измерения по шкале, с достоверными сведениями об объекте измерения.
3. Поиск независимого критерия как разновидность внешнего контроля надежности для измерения того же самого объекта или свойства.
4. Использование метода судей для отбора пунктов шкалы.
5. Один из широко используемых приемов внутреннего контроля обоснованности — совмещение нескольких показателей для регистрации определенного одного свойства или построение индекса.
Выделяют два существенно разных аспекта обоснованности: теоретический и эмпирический. Первый непосредственно связан с содержательными посылками исследования и предполагает установление значимых связей с широким классом ситуаций, предсказываемых теорией, второй требует доказательства надежной регистрации данных в сравнительно узком секторе, в частном проявлении изучаемых объектов.
Устойчивость измерения выражается в однозначности информации, которую мы извлекаем с помощью данной процедуры.
1. Наиболее распространенный прием контроля па устойчивость — повторное измерение.
2. Использование нескольких лиц для измерения данного свойства.
3. Наконец, третий прием контроля эталона измерения на устойчивость — «расщепление шкалы».
Точность и правильность измерения зависят от а) степени устойчивости измеряемого объекта или свойства, б) чувствительности эталона измерения (дробности пунктов шкалы), в) отсутствия систематических ошибок измерения и, г) от устойчивости измерения.
Социальные объекты, подлежащие измерению, обладают различной степенью устойчивости. Скажем, установление состояния удовлетворенности какой-то деятельностью будет заведомо менее точным, чем регистрация частоты поведенческих актов. В первом случае сам объект измерения нестабилен. В дурном настроении человек может выражать недовольство своей работой, а в хорошем расположении духа он будет уверять, что та же работа ему очень нравится. Но вряд ли его настроение отразится на информации о том, как часто он задерживается на работе после окончания смены.
Дробность метрики — чувствительность шкалы — прямо связана с точностью измерения. Шкала в 10 делений измеряет точнее, чем в 5 или 3 деления. Но дробность пунктов шкалы нельзя увеличивать беспредельно. Надо установить оптимум, удовлетворяющий двум требованиям: максимум градаций шкалы при условии высокой устойчивости результатов измерения. Постепенно повышая дробность эталона измерения и параллельно проверяя шкалу на устойчивость, мы найдем границу, за пределами которой дальнейшее повышение дробности влечет понижение устойчивости. Это и есть оптимум чувствительности шкалы с учетом меры устойчивости измеряемого свойства. Таким образом, достижение устойчивых данных при максимальной дробности метрики повышает точность измерения. Оно будет удовлетворительно точным, если абсолютная ошибка измерения не превышает 0,5 деления шкалы. Вместе с тем, если ошибка вообще отсутствует |∆|=0, то не исключено, что шкала обладает заниженной чувствительностью (особенно в случаях, когда мы предполагаем достаточную вариабельность измеряемого свойства).
При квалификации социальных характеристик проблема правильности, т. е. отсутствия уклонений от истинного значения измеряемого свойства, намного сложнее, ибо часто мы в принципе на способны установить, каковы же эти истинные значения измеряемых свойств (скажем, мнений людей по каким-то вопросам). Мы можем лишь, сопоставляя разные способы фиксирования данного свойства, добиваться устранения замеченных систематических ошибок. Каковы же эти систематические ошибки?
Одна из возможных — отсутствие «разброса» информации по шкале вследствие того, что какие-то ее пункты «не работают», т. е. не реагируют на определенное состояние измеряемого свойства.
Другой причиной неправильности может быть плохая различительная способность соседних пунктов шкалы высокой дробности.
Правильность и точность измерения можно повысить путем расчета относительной ошибки измерения.
Относительная ошибка позволяет сопоставлять правильность замеров по двум и более шкалам разной чувствительности и таким путем отработать оптимальный инструмент. В отличие от абсолютной, относительная ошибка исчисляется не в долях погрешности деления шкалы, а в соизмеримом, определенным образом нормированном показателе.
Классификация измерительных эталонов. Шкалы упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям более многообразных операций с числами.
1. Номинальные шкалы:
- номинальная шкала (неупорядоченная шкала наименований);
- частично упорядоченная номинальная шкала;
- порядковая шкала или полностью упорядоченная ординарная шкала (например, шкала рангов, она же — ранговая шкала).
2. Метрические шкалы:
- интервальная шкала (шкала равных интервалов, например типа шкалы Терстоуна);
- идеальная или абсолютная шкала (шкала пропорциональных оценок, шкала отношений).
Все эти шкалы предназначены для квантификации одномерных распределений, т. е. измерения некоторой протяженности в одном и только в одном континууме свойств.
Простая номинальная шкала (низкий уровень измерения) служит предпосылкой всех шкальных процедур. Она устанавливает отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс. Пункты-шкалы — эталоны качественной классификации свойств.
Частично упорядоченная шкала служит для установления отношений равенства между явлениями в каждом классе и отношений последовательности в терминах > или < между несколькими, но не всеми классами (минимум двумя из n классов, где n >2}.
Она обычно используется как промежуточный этап при разработке полностью упорядоченных шкал. Иногда, однако, ранжировать весь ряд не удается.
Порядковая шкала. Полностью упорядоченная шкала наименований устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях > и < между всеми без исключения классами.
Упорядоченные номинальные шкалы имеют и более сложные конструкции (например, шкала Гуттмана), а в простейшем варианте являются составными элементами многих мерительных операций, в особенности методов суммирования оценок по ряду шкал.
Часто употребляемая разновидность шкал этого типа — ранговые. Они предполагают полное упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому.
Метрическая шкала равных интервалов. Класс метрических шкал в отличие от номинальных устанавливает отношение между пунктами не просто в понятиях больше-меньше, но позволяет фиксировать величину интервала.
Шкала интервалов представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно избранной величины.
Главная трудность в построении таких шкал — обоснование равенства или разности дистанций между пунктами.
Шкала пропорциональных оценок.
Идеальная или абсолютная метрическая шкала, напоминающая шкалу равных интервалов, но с одним преимуществом: отсчет в этой шкале начинается не с произвольной точки, а с экспериментально установленного нулевого пункта. Для таких шкал применимы решительно все операции с числами, так как можно определить, насколько или во сколько данный пункт на шкале превышает другой. Подобные шкалы приняты в точных науках, где нулевой пункт (точка отсчета—откуда и происходит название «точные науки») экспериментально зафиксирован.
Применение количественных методов и использование статистических отображений социальных явлений и процессов как бы возводит социологию в ранг подлинной «строгой» науки. Между тем квантификация сложных и далеко неоднозначных социальных реалий накладывает немало ограничений на собственно математические операции с их измерениями.
Первое ограничение — соразмерность количественных показателей, фиксированных разными шкалами в рамках одного исследования.
Второе ограничение связано с формой распределения величины фиксированных описанными выше шкалами, которое предполагается нормальным.
Третье ограничение состоит в том, что в социальных процессах нередки явления, измерение которых следует производить шкалами открытого типа, где полюс наибольших значений не фиксирован и может принимать любую величину.
Четвертое ограничение связано с особой природой социальных процессов, в которых статистические и детерминистские закономерности находятся в динамическом единстве.
|