Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 6: Основные виды исследований в количественном подходе

Существует целый ряд критериев, оснований выде­ления типов социологического исследования: методы сбора информации (опрос, фокус-группа и т.д.), нацеленность на изучение предмета в статике (точечное) или динамике (повторное) и т.д.

В зависимости от цели следует выделить следующие типы исследований: фундаментальное; прикладное; квазифундаментальное; разведывательное.

Фундаментальное исследование.

Фундаментальным называется социологическое ис­следование, цель которого — приращение нового знания. В ис­следованиях такого типа осуществляется эмпирическая про­верка теоретической гипотезы, выдвинутой на первом этапе исследования.

Теоретическая гипотеза, в полном соответствии с канонами классического социологического исследования, разрабатывает­ся в рамках определенной концепции (теории), выбранной ис­следователем в качестве методологического подхода к изучению того или иного социального явления и про­цесса.

Выступая методологией исследовательского поиска, теория здесь определяет весь процесс эмпирической проверки гипотезы: и выделение факторов, подлежащих эмпирическому изучению (в случае проведения аналитического исследования), и теоре­тическую «наполненность» основных понятий, и конструиро­вание измерительных процедур в исследовании.

На выходе такого исследования всегда получается теоре­тическое знание, которое либо подтверждает, либо не подтве­рждает выдвинутую исследователем гипотезу.

В фундаментальном исследовании реализуются собственно познавательные задачи социологической науки: описание и объяснение социальных явлений. Исследования такого типа являются, как правило, инструментом познания обществом самого себя.



Особенности фундаментального исследования:

1. Четко осознаются проблема, предмет исследования и объект исследо­вания.

Проблема или проблемная ситуация здесь всегда начало, от­правной пункт исследования.

Проблема исследования — это всегда осознанная социальная проблема, выступающая ответом на общественную потребность, на вызов общества. Само осознание той или иной социальной проблемы проявляется в виде артикуляции ее общественными деятелями, политиками, писателями, учеными в средствах мас­совой информации, в журналах, на науч­ных конференциях и т.д. У фундаментального исследования нет конкретного заказчика, нуждающегося в результатах исследова­ния. Поэтому социологу необходимо иметь «чуткое ухо», чтобы уловить общественный запрос и фундаментальным социологи­ческим исследованием ответить на него.

Предмет фундаментального исследования — это всегда та сто­рона реальной социальной проблемы, которая непосредственно изучается в исследовании. Любое социальное противоречие представляет собой «узел» социальных связей, своеобразный многогранник, в ко­тором «заложено» множество возможных предметов исследо­вания.

Объектом исследования здесь всегда выступают большие со­циальные группы, «носители» реального противоречия в его предметной определенности: выбор предмета социального анализа автоматически определяет и выбор социальной груп­пы (или групп), которая будет изучаться.

2. Большое внимание уделяется методологии подхода к изучаемому явлению, а также ме­тодам и конкретным методикам сбора и анализа информации.

В качестве методологии исследовательского поиска здесь выступает конкретная, уже имеющаяся теория или сочетание элементов различных теорий в их авторской композиции. Вы­бор той или иной теории в качестве методологического подхо­да осуществляется на основе тщательного анализа как можно большего количества точек зрения относительно теоретичес­кого содержания основных понятий, а также имеющихся тео­рий, в которых так или иначе осмысливается предмет исследо­вания.

Методики, т.е. конкретные сочетания исследовательских процедур, в исследованиях подобного рода также тщательно разрабатываются и обосновываются. Как правило, они ориги­нальны, разрабатываются исследовательской группой впервые. Не следует забывать, что фундаментальное исследование — ти­пично научное предприятие, соответствующее нормам и стан­дартам научного исследования, претендующего, как известно, на достоверное описание или объяснение изучаемого явления. Отсюда и требования к тщательной «проработанности» науч­ных понятий исследования, надежности методических средств.

3. Организация фундаментального исследования включает четыре последовательных этапа: разработку программы социологического исследования; сбор первичной социологической информации; обработку собранной информации в соответствии с задани­ем исследования; анализ и интерпретацию результатов исследования; подго­товку отчета.

В фундаментальном исследовании значительное внимание уделяется первому этапу. Программа исследования представляет собой документ, содержащий концептуальный (теоретический) подход исследователя к изучаемой проблеме, а также описание способов эмпирической проверки выдвинутой в рамках концеп­ции теории.

Программа фундаментального исследования, являясь его проектом, представляет собой самостоятельный продукт твор­чества исследователя (или исследовательской группы) и может оцениваться вне зависимости от того, реализован или не реали­зован этот проект. В целом программа такого типа исследова­ния имеет следующую структуру:

1. Методологическая часть: описание проблемной ситуации; цели и задачи исследования; предмет исследования; объект исследования; теоретическая и эмпирическая интерпретация основныхпонятий исследования; стратегия исследования; комплексный анализ исследования; гипотезы исследования.

2. Методическая часть: обоснование и расчет выборки исследования; черновой вариант инструмента исследования (анкеты, бланки интервью, карточки наблюдения и т.д.); программа обработки информации.

Ранее уже говорили о проблеме, предмете и объекте фундаментального исследования. О других элементах методологической части программы.

Цель любого исследования — это образ результата исследова­ния, ответ на исследовательские вопросы.

Задачи в этом контексте — это средства, инструменты дос­тижения цели. В фундаментальном исследовании целью выступает опреде­ленная теория, описывающая или объясняющая социальное явление.

Теоретическая интерпретация основных понятий исследо­вания означает указание тех их значений, которые и будут ис­пользованы в исследовании. Выбирая эти конкретные значения и обосновывая свой выбор, исследователь тем самым вы­бирает угол зрения — определенный методологический подход к изучаемому явлению.

Эмпирическая интерпретация основных понятий означает процедуру перехода от их теоретических значений к эмпирически наблюдаемым показателям. При этом в эмпирическом исследо­вании практически каждый показатель может быть операциональ­но представлен несколькими возможными измерительными конструкциями (шкалами). Шкала, которая отбирается социоло­гом из спектра возможных для измерения социального признака, называется операциональным определением теоретического поня­тия.

Комплексный (целостный) анализ объекта исследования предпринимается тогда, когда исследование строится по ана­литическому плану. Для этой цели «набирается» вначале вся со­вокупность факторов, так или иначе обусловливающих данное явление, чтобы вычленить те из них, которые будут изучаться в данном исследовании. Влияние этих выделен­ных факторов на изучаемое явление и составляет, как правило, предмет конкретного аналитического исследования.

Итогом фундаментального исследования выступает науч­ный отчет или научная статья (возможно, и то и другое вмес­те). Язык продукта такого исследования — это язык теорети­ческих понятий социологической науки и математики, в полной мере понятный, очевидно, только специалистам, рассчитано на их восприятие. Именно поэтому в отчете, подготовленном по результатам такого исследования, значи­тельное внимание уделяется обоснованию методологических подходов к изучаемому явлению, методик и конкретных изме­рительных процедур, расчету и обоснованию выборки иссле­дования, а также способов анализа данных.

Прикладное социологическое исследование — это исследование, нацеленное на практическую полезность. Его цель состоит в выработке конкретных способов преобразования соци­альной ситуации. Описание и объяснение здесь — только инструмент, только средство, помогающее эффективнее дос­тичь главной цели — изменения социальной ситуации в опре­деленном направлении. Итогом, результатом такого типа ис­следования выступает конкретные, пригодные «здесь и сейчас» управ­ленческие решения.

Основные черты прикладного социологического исследования:

1. Всегда есть конкретный заказчик. Именно за­казчик обычно выступает инициатором исследования.

2. Всегда известен объект исследования (конкретная организация или подразделение ор­ганизации) и, как правило, не очень ясен предмет — что именно должно изучаться. Да и сама проблема может четко не артику­лироваться заказчиком: задача социолога - здесь состоит в том, чтобы в процедуре общения с заказчиком четко обозначить са­му проблему, выявить контуры предмета исследования.

3. Чаще всего не разрабатыва­ется собственный оригинальный инструментарий, а использу­ются уже готовые социологические методики, пригодные для решения аналогичных исследовательских задач. Эти методики лишь адаптируются к конкретной изучаемой социальной ситу­ации. Эффективность прикладных исследований самым тесным образом «завязана» на «банк» этих методик, их реальное разнообразие и качество.

4. Итогом является отчет, где главный акцент должен быть сделан на конкретных управленческих решениях. Методология и методики, используемые для описания и объяснения изучаемой ситуации, для выработки конкретных путей ее изменения, описываются бегло, т.к. они здесь играют вспомогательную роль. Зык такого отчета не должен изобиловать научными терминами. Он ориентирован прежде всего на заказчика-управленца, должен быть им понятен и воспринят.

5. Программа прикладного исследования принципиально отли­чается от программы фундаментального: все элементы в ней должны быть нацелены на управленческие решения. Програм­ма включает следующие элементы: формулировку задач с указанием того, как эта задачасвяза­на с практическим результатом, для чего она нужна в иссле­довании; краткое концептуальное обоснование. Здесь описывается проблема исследования, уточняются основные понятия, обосновывается объект; методическую часть, включающую обоснование и расчет выборки исследования, краткое описание методов сбора и обработки информации; рабочий план исследования, где фиксируются этапы проведения исследования, сроки, ответственные исполни­тели.

6. Логика организации исследовательского поиска подчинена главной цели — выработке управленческих решений для изменения ситуации в нужном направлении. Следует особо подчеркнуть, что в этом типе исследования сами пути преобразования проблемной ситуации получаются не как логические выводы-продолжения теоретического объяснения, но как результат специального, особым образом организованного исследовательского процес­са.

Модель логики прикладного исследования:

Нормативная модель изучаемой ситуации озна­чает должное ее состояние, к которому необходимо стремиться, чтобы обеспечить нормальное функционирование организа­ции.

Прогнозируемая модель означает возможное состояние ситуа­ции (его прогнозирует социолог) в случае, если никакие меры по ее изменению не будут приняты.

«Дерево» возможных решений здесь — вся «вселенная» ти­пичных решений, которые когда-либо уже использовались или могли быть использованы в аналогичных ситуациях. Главный поставщик этих решений — литература, «чужой» опыт решения сходных проблем. Большую услугу здесь могут оказать экспер­ты внешние и внутренние, т.е. эксперты со стороны и специалис­ты, работающие в самой организации и знающие проблемную ситуацию изнутри. Немаловажное значение имеет и личный опыт исследователя, его знание жизни.

«Дерево» принятых решений — это совокупность конкретных решений, пригодных и эффективных «здесь и сейчас», в дан­ной проблемной ситуации. Эти решения отбираются из всего спектра возможных — самыми различными способами: экспе­ртным опросом, игровыми методами, с помощью фокус-групп с потенциальными субъектами предлагаемых нововве­дений и т.д.

Логическая последовательность этапов прикладного исследования, представленная в модели, может не совпадать с логикой его организации, временной последова­тельностью организационных этапов исследования.

Квазифундаментальное, или «как будто фундаменталь­ное», — это исследование промежуточного типа, совмещающее в себе черты фундаментального и прикладного. Исследования этого типа осуществляются по логике фундаментального иссле­дования, проходя последовательно все четыре этапа организа­ции, характерные для этого типа. В то же время квазифунда­ментальное исследование изначально ориентировано на практический результат, на получение выводов и рекоменда­ций, направленных на преобразование изучаемой социальной ситуации.

Характерные черты квазифундаментального исследования:

1. Итогом исследования такого типа всегда выступают эмпирические обобщения, описывающие или объясняющие соци­альное явление в терминах, «не дотягивающих» до теоретического уровня. В этом смысле здесь не происходит приращения нового знания, имеющего статус теории, как в фундаменталь­ном исследовании.

2. Практические рекомендации здесь производятся так же, как и в фундаментальном исследовании, — как логические про­должения полученных эмпирических обобщений.

3. Квазифундаментальное исследование, как и прикладное, ориентировано на решение конкретных практических задач, пригодных для локальных общностей, которые изучались в иссле­довании.

4. Квазифундаментальное исследование, как и прикладное, имеет своего заказчика, заинтересованного прежде всего в ре­комендациях и выводах исследования, дающих возможность изменить ситуацию или прогнозировать ее развитие.

5. В квазифундаментальном исследовании, как и в при­кладном, могут использоваться «готовые» методики, уже ис­пользовавшиеся ранее для подобных исследовательских задач. Впрочем, исследователь может разрабатывать инструмент и са­мостоятельно: подготовка такого инструмента, предназначен­ного для описания конкретной социальной ситуации, не представляет большой сложности.

6. Язык отчета по результатам квазифундаментального ис­следования, так же как и в прикладном исследовании, не дол­жен изобиловать научными понятиями: такой отчет пишется прежде всего для заказчика — не специалиста в области соци­ологии, и потому должен быть ему понятен.

Практика показывает, что квазифундаментальные исследо­вания — наиболее распространенный тип в практике социологи­ческих исследовании.

Разведывательное исследование. Главная особенность этого типа исследования и состоит в «прощупывании» изучаемого явления, когда оно мало изучено и практически не представлено в литературе. Основная цель та­кого исследования — перевод интуитивных, смутных очертаний образа явления или процесса в нечто гораздо более опреде­ленное: проблему исследования, его возможный (или возможные) предмет и объект. Для того чтобы этот перевод состо­ялся, исследователь использует самые разные способы: может «погрузиться» в социологическую литерату­ру, где представлен опыт изучения близких проблем, сходных явлений или отдельных его граней; может ознакомиться с литературой в рамках «родственных» дисциплин; может пойти в поле, т.е. беседовать с людьми, которых как-то касается изучаемое явление; наконец, может беседовать (брать интервью) с экспертами. При этом круг экспертов должен быть по возможности более широким, чтобы «охватить» разные его грани.

Определенную помощь здесь могут оказать и СМИ: печать, телевидение, радио, которые обычно крупно (в общих чертах) «схватывают» то или иное социальное явление.

Разведывательное исследование чаще всего осуществляется не как самостоятельное научное предприятие, но как необходи­мый этап социологического исследования в ситуации неясности, нечеткости артикуляции социологом основ­ных узловых точек, от которых «отталкивается» классическое исследование: проблемы, предмета, объекта.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.