Тема 6: Основные виды исследований в количественном подходе Существует целый ряд критериев, оснований выделения типов социологического исследования: методы сбора информации (опрос, фокус-группа и т.д.), нацеленность на изучение предмета в статике (точечное) или динамике (повторное) и т.д.
В зависимости от цели следует выделить следующие типы исследований: фундаментальное; прикладное; квазифундаментальное; разведывательное.
Фундаментальное исследование.
Фундаментальным называется социологическое исследование, цель которого — приращение нового знания. В исследованиях такого типа осуществляется эмпирическая проверка теоретической гипотезы, выдвинутой на первом этапе исследования.
Теоретическая гипотеза, в полном соответствии с канонами классического социологического исследования, разрабатывается в рамках определенной концепции (теории), выбранной исследователем в качестве методологического подхода к изучению того или иного социального явления и процесса.
Выступая методологией исследовательского поиска, теория здесь определяет весь процесс эмпирической проверки гипотезы: и выделение факторов, подлежащих эмпирическому изучению (в случае проведения аналитического исследования), и теоретическую «наполненность» основных понятий, и конструирование измерительных процедур в исследовании.
На выходе такого исследования всегда получается теоретическое знание, которое либо подтверждает, либо не подтверждает выдвинутую исследователем гипотезу.
В фундаментальном исследовании реализуются собственно познавательные задачи социологической науки: описание и объяснение социальных явлений. Исследования такого типа являются, как правило, инструментом познания обществом самого себя.
Особенности фундаментального исследования:
1. Четко осознаются проблема, предмет исследования и объект исследования.
Проблема или проблемная ситуация здесь всегда начало, отправной пункт исследования.
Проблема исследования — это всегда осознанная социальная проблема, выступающая ответом на общественную потребность, на вызов общества. Само осознание той или иной социальной проблемы проявляется в виде артикуляции ее общественными деятелями, политиками, писателями, учеными в средствах массовой информации, в журналах, на научных конференциях и т.д. У фундаментального исследования нет конкретного заказчика, нуждающегося в результатах исследования. Поэтому социологу необходимо иметь «чуткое ухо», чтобы уловить общественный запрос и фундаментальным социологическим исследованием ответить на него.
Предмет фундаментального исследования — это всегда та сторона реальной социальной проблемы, которая непосредственно изучается в исследовании. Любое социальное противоречие представляет собой «узел» социальных связей, своеобразный многогранник, в котором «заложено» множество возможных предметов исследования.
Объектом исследования здесь всегда выступают большие социальные группы, «носители» реального противоречия в его предметной определенности: выбор предмета социального анализа автоматически определяет и выбор социальной группы (или групп), которая будет изучаться.
2. Большое внимание уделяется методологии подхода к изучаемому явлению, а также методам и конкретным методикам сбора и анализа информации.
В качестве методологии исследовательского поиска здесь выступает конкретная, уже имеющаяся теория или сочетание элементов различных теорий в их авторской композиции. Выбор той или иной теории в качестве методологического подхода осуществляется на основе тщательного анализа как можно большего количества точек зрения относительно теоретического содержания основных понятий, а также имеющихся теорий, в которых так или иначе осмысливается предмет исследования.
Методики, т.е. конкретные сочетания исследовательских процедур, в исследованиях подобного рода также тщательно разрабатываются и обосновываются. Как правило, они оригинальны, разрабатываются исследовательской группой впервые. Не следует забывать, что фундаментальное исследование — типично научное предприятие, соответствующее нормам и стандартам научного исследования, претендующего, как известно, на достоверное описание или объяснение изучаемого явления. Отсюда и требования к тщательной «проработанности» научных понятий исследования, надежности методических средств.
3. Организация фундаментального исследования включает четыре последовательных этапа: разработку программы социологического исследования; сбор первичной социологической информации; обработку собранной информации в соответствии с заданием исследования; анализ и интерпретацию результатов исследования; подготовку отчета.
В фундаментальном исследовании значительное внимание уделяется первому этапу. Программа исследования представляет собой документ, содержащий концептуальный (теоретический) подход исследователя к изучаемой проблеме, а также описание способов эмпирической проверки выдвинутой в рамках концепции теории.
Программа фундаментального исследования, являясь его проектом, представляет собой самостоятельный продукт творчества исследователя (или исследовательской группы) и может оцениваться вне зависимости от того, реализован или не реализован этот проект. В целом программа такого типа исследования имеет следующую структуру:
1. Методологическая часть: описание проблемной ситуации; цели и задачи исследования; предмет исследования; объект исследования; теоретическая и эмпирическая интерпретация основныхпонятий исследования; стратегия исследования; комплексный анализ исследования; гипотезы исследования.
2. Методическая часть: обоснование и расчет выборки исследования; черновой вариант инструмента исследования (анкеты, бланки интервью, карточки наблюдения и т.д.); программа обработки информации.
Ранее уже говорили о проблеме, предмете и объекте фундаментального исследования. О других элементах методологической части программы.
Цель любого исследования — это образ результата исследования, ответ на исследовательские вопросы.
Задачи в этом контексте — это средства, инструменты достижения цели. В фундаментальном исследовании целью выступает определенная теория, описывающая или объясняющая социальное явление.
Теоретическая интерпретация основных понятий исследования означает указание тех их значений, которые и будут использованы в исследовании. Выбирая эти конкретные значения и обосновывая свой выбор, исследователь тем самым выбирает угол зрения — определенный методологический подход к изучаемому явлению.
Эмпирическая интерпретация основных понятий означает процедуру перехода от их теоретических значений к эмпирически наблюдаемым показателям. При этом в эмпирическом исследовании практически каждый показатель может быть операционально представлен несколькими возможными измерительными конструкциями (шкалами). Шкала, которая отбирается социологом из спектра возможных для измерения социального признака, называется операциональным определением теоретического понятия.
Комплексный (целостный) анализ объекта исследования предпринимается тогда, когда исследование строится по аналитическому плану. Для этой цели «набирается» вначале вся совокупность факторов, так или иначе обусловливающих данное явление, чтобы вычленить те из них, которые будут изучаться в данном исследовании. Влияние этих выделенных факторов на изучаемое явление и составляет, как правило, предмет конкретного аналитического исследования.
Итогом фундаментального исследования выступает научный отчет или научная статья (возможно, и то и другое вместе). Язык продукта такого исследования — это язык теоретических понятий социологической науки и математики, в полной мере понятный, очевидно, только специалистам, рассчитано на их восприятие. Именно поэтому в отчете, подготовленном по результатам такого исследования, значительное внимание уделяется обоснованию методологических подходов к изучаемому явлению, методик и конкретных измерительных процедур, расчету и обоснованию выборки исследования, а также способов анализа данных.
Прикладное социологическое исследование — это исследование, нацеленное на практическую полезность. Его цель состоит в выработке конкретных способов преобразования социальной ситуации. Описание и объяснение здесь — только инструмент, только средство, помогающее эффективнее достичь главной цели — изменения социальной ситуации в определенном направлении. Итогом, результатом такого типа исследования выступает конкретные, пригодные «здесь и сейчас» управленческие решения.
Основные черты прикладного социологического исследования:
1. Всегда есть конкретный заказчик. Именно заказчик обычно выступает инициатором исследования.
2. Всегда известен объект исследования (конкретная организация или подразделение организации) и, как правило, не очень ясен предмет — что именно должно изучаться. Да и сама проблема может четко не артикулироваться заказчиком: задача социолога - здесь состоит в том, чтобы в процедуре общения с заказчиком четко обозначить саму проблему, выявить контуры предмета исследования.
3. Чаще всего не разрабатывается собственный оригинальный инструментарий, а используются уже готовые социологические методики, пригодные для решения аналогичных исследовательских задач. Эти методики лишь адаптируются к конкретной изучаемой социальной ситуации. Эффективность прикладных исследований самым тесным образом «завязана» на «банк» этих методик, их реальное разнообразие и качество.
4. Итогом является отчет, где главный акцент должен быть сделан на конкретных управленческих решениях. Методология и методики, используемые для описания и объяснения изучаемой ситуации, для выработки конкретных путей ее изменения, описываются бегло, т.к. они здесь играют вспомогательную роль. Зык такого отчета не должен изобиловать научными терминами. Он ориентирован прежде всего на заказчика-управленца, должен быть им понятен и воспринят.
5. Программа прикладного исследования принципиально отличается от программы фундаментального: все элементы в ней должны быть нацелены на управленческие решения. Программа включает следующие элементы: формулировку задач с указанием того, как эта задачасвязана с практическим результатом, для чего она нужна в исследовании; краткое концептуальное обоснование. Здесь описывается проблема исследования, уточняются основные понятия, обосновывается объект; методическую часть, включающую обоснование и расчет выборки исследования, краткое описание методов сбора и обработки информации; рабочий план исследования, где фиксируются этапы проведения исследования, сроки, ответственные исполнители.
6. Логика организации исследовательского поиска подчинена главной цели — выработке управленческих решений для изменения ситуации в нужном направлении. Следует особо подчеркнуть, что в этом типе исследования сами пути преобразования проблемной ситуации получаются не как логические выводы-продолжения теоретического объяснения, но как результат специального, особым образом организованного исследовательского процесса.
Модель логики прикладного исследования:
Нормативная модель изучаемой ситуации означает должное ее состояние, к которому необходимо стремиться, чтобы обеспечить нормальное функционирование организации.
Прогнозируемая модель означает возможное состояние ситуации (его прогнозирует социолог) в случае, если никакие меры по ее изменению не будут приняты.
«Дерево» возможных решений здесь — вся «вселенная» типичных решений, которые когда-либо уже использовались или могли быть использованы в аналогичных ситуациях. Главный поставщик этих решений — литература, «чужой» опыт решения сходных проблем. Большую услугу здесь могут оказать эксперты внешние и внутренние, т.е. эксперты со стороны и специалисты, работающие в самой организации и знающие проблемную ситуацию изнутри. Немаловажное значение имеет и личный опыт исследователя, его знание жизни.
«Дерево» принятых решений — это совокупность конкретных решений, пригодных и эффективных «здесь и сейчас», в данной проблемной ситуации. Эти решения отбираются из всего спектра возможных — самыми различными способами: экспертным опросом, игровыми методами, с помощью фокус-групп с потенциальными субъектами предлагаемых нововведений и т.д.
Логическая последовательность этапов прикладного исследования, представленная в модели, может не совпадать с логикой его организации, временной последовательностью организационных этапов исследования.
Квазифундаментальное, или «как будто фундаментальное», — это исследование промежуточного типа, совмещающее в себе черты фундаментального и прикладного. Исследования этого типа осуществляются по логике фундаментального исследования, проходя последовательно все четыре этапа организации, характерные для этого типа. В то же время квазифундаментальное исследование изначально ориентировано на практический результат, на получение выводов и рекомендаций, направленных на преобразование изучаемой социальной ситуации.
Характерные черты квазифундаментального исследования:
1. Итогом исследования такого типа всегда выступают эмпирические обобщения, описывающие или объясняющие социальное явление в терминах, «не дотягивающих» до теоретического уровня. В этом смысле здесь не происходит приращения нового знания, имеющего статус теории, как в фундаментальном исследовании.
2. Практические рекомендации здесь производятся так же, как и в фундаментальном исследовании, — как логические продолжения полученных эмпирических обобщений.
3. Квазифундаментальное исследование, как и прикладное, ориентировано на решение конкретных практических задач, пригодных для локальных общностей, которые изучались в исследовании.
4. Квазифундаментальное исследование, как и прикладное, имеет своего заказчика, заинтересованного прежде всего в рекомендациях и выводах исследования, дающих возможность изменить ситуацию или прогнозировать ее развитие.
5. В квазифундаментальном исследовании, как и в прикладном, могут использоваться «готовые» методики, уже использовавшиеся ранее для подобных исследовательских задач. Впрочем, исследователь может разрабатывать инструмент и самостоятельно: подготовка такого инструмента, предназначенного для описания конкретной социальной ситуации, не представляет большой сложности.
6. Язык отчета по результатам квазифундаментального исследования, так же как и в прикладном исследовании, не должен изобиловать научными понятиями: такой отчет пишется прежде всего для заказчика — не специалиста в области социологии, и потому должен быть ему понятен.
Практика показывает, что квазифундаментальные исследования — наиболее распространенный тип в практике социологических исследовании.
Разведывательное исследование. Главная особенность этого типа исследования и состоит в «прощупывании» изучаемого явления, когда оно мало изучено и практически не представлено в литературе. Основная цель такого исследования — перевод интуитивных, смутных очертаний образа явления или процесса в нечто гораздо более определенное: проблему исследования, его возможный (или возможные) предмет и объект. Для того чтобы этот перевод состоялся, исследователь использует самые разные способы: может «погрузиться» в социологическую литературу, где представлен опыт изучения близких проблем, сходных явлений или отдельных его граней; может ознакомиться с литературой в рамках «родственных» дисциплин; может пойти в поле, т.е. беседовать с людьми, которых как-то касается изучаемое явление; наконец, может беседовать (брать интервью) с экспертами. При этом круг экспертов должен быть по возможности более широким, чтобы «охватить» разные его грани.
Определенную помощь здесь могут оказать и СМИ: печать, телевидение, радио, которые обычно крупно (в общих чертах) «схватывают» то или иное социальное явление.
Разведывательное исследование чаще всего осуществляется не как самостоятельное научное предприятие, но как необходимый этап социологического исследования в ситуации неясности, нечеткости артикуляции социологом основных узловых точек, от которых «отталкивается» классическое исследование: проблемы, предмета, объекта.
|