Тема 12: Анализ документов в КСИ Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.
По способу Фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы: записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте. С точки зрения, целевого назначения выделяются материалы, которые были спровоцированы самим исследователем. Эти документы называют целевыми. Но социолог имеет дело и с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т. е. с наличными документами. Обычно именно эти материалы и называют собственно документальной информацией в социологическом исследовании.
По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. К личным относят карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики и рекомендательные письма, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Важный источник изучения политической жизни - документы поименного голосования в представительных органах власти.
Безличные документы - это статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний. В зависимости от статуса документального источника можно выделить документы официальные и неофициальные. К первым относятся правительственные материалы постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры» финансовая отчетность и т. п.
Неофициальные документы — это многие личные материалы, упомянутые выше, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе, собственных наблюдений).
Особую группу документов образуют многочисленные материалы СМИ: газет, журналов, радио, телевидения, кино, видеоматериалы.
По источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные. Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий. Вторичные представляют обработку, обобщение или описание, сделанного на основе данных первичных источников.
Проблема достоверности документальной информации.
Не следует смешивать надежность, подлинность самого документа с достоверностью сообщаемых в нем сведений.
Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе других документов.
При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.
Целевые документы, запланированные исследователем, будут надежны в случае, если предусмотрены обычные операции контроля, рассмотренные выше: поиск независимого источника информации (для выборочного контроля), вторичные обращения к тому же источнику (устойчивость данных), тесты по известным группам.
Документалисты-историки и психологи выработали немало приемов, с помощью которых определяют степень достоверности сведений, судя по самому содержанию документальной информации.
Первое "золотое правило" в работе с документами,— (да и вообще со всякой информацией) – четко различать описания событий и их оценку. Мнения и оценки. Обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией.
Далее следует проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель документа, что позволит выявить умышленные или непроизвольные искажения.
Очень важно знать какой метод получения первичных данных, использованный составителем документа.
Если документ содержит статистическую группировку данных, следует в первую очередь выявить основание классификации. В соответствии с целью исследования возможны перегруппировки данных по иным основаниям.
Наконец, чрезвычайно важно хорошо уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ: располагала ли она к объективности или диктовала смещение информации в какую-то сторону?
Особую осторожность должен проявить исследователь при работе с личными документами, такими, как автобиографии, дневники, мемуары, письма и т. п. Вот несколько условий доверия к информации из личных документов. Можно верить сообщениям, если они никак не затрагивают интересы автора документа; или наносят определенный ущерб автору; видимо, достоверны те сведения, которые в момент "регистрации автором были общеизвестны; достоверны детали событий, несущественные с точки зрения автора документа, а также сведения, к которым автор относится недоброжелательно.
Традиционный анализ - многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.
Традиционный, классический анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стремится, как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный. Основной слабостью этого метода является субъективность.
В традиционном анализе различают внешний и внутренний.
Внешний анализ — это анализ «исторического контекста» документа.
Внутренний анализ — это исследование содержания документа.
Отдельные виды документов в силу своей специфики требуют специальных методов анализа и привлечения для их, выполнения специалистов данных областей знания: юридический анализ; психологический анализ.
В каких случаях следует прибегнуть к традиционному анализу? Если мы имеем дело с уникальными документами, где главная цель изучения - всесторонняя содержательная интерпретация материала, если перед нами описания сложных явлений, если документальных данных недостаточно для массовой обработки.
Формализованный анализ (контент-анализ) - это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности.
Ограниченность формализованного анализа заключается в той, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей. Формализованный, количественный анализ охватывает, как правило, широкий материал и характеризуется как экстенсивный.
Когда количественный анализ текстов уместен? Прежде всего, отмечает один из основателей этого метода Б. Берельсон, если требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Далее, когда достаточно много материала, чтобы оправдать усилия, связанные с его количественной обработкой, и если этот материал репрезентирует области изучения. Квалификация необходима, когда текстового материала не только достаточно, но столь много, что его нельзя охватить без суммарных оценок. Квантификация возможна при условии, что изучаемые качественные характеристики появляются с достаточной частотой.
В ходе контент-аналитического исследования можно выделить несколько этапов:
1) определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц контент-анализа.
Данный этап непосредственно связан с составлением программы исследования. Он носит характер качественного анализа, который подготавливает перевод смыслового содержания текста в цифровое выражение для его последующего количественного анализа. В этих целях осуществляется выбор объекта исследования, и определяются конкретные единицы анализа.
Выбор объекта исследования. При контент-анализе документов, специально составленных для целей исследования (например, тексты ответов на открытые вопросы анкеты и т.д.), анализируются все данные документа. Если же речь идет о документах, не зависимых от исследователя (например, тексты газет, журналов и т.д.), то возникает необходимость в выборке. При контент-анализе текстов массовой коммуникации вначале выбирается орган массовой коммуникации, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений (например, рубрики и т.п.).
Единицы контент-анализа можно разделить на две большие группы: качественные и количественные. Качественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, что надо считать в тексте. Количественные единицы контент-анализа отвечают на вопрос, как надо считать.
К качественным (смысловым) единицам можно отнести категории и их референты в тексте или индикаторы.
Категориями контент-анализа служат ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования. Категории могут быть столь же разнообразны, насколько разнообразны цели, характер и теоретическая основа исследования. Категории могут подразделяться на более мелкие качественные единицы – подкатегории. Индикаторы категорий – это те элементы текста, те единицы содержания, которые служат референтами, качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий.
Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета.
Единицы контекста используются для обозначения того сегмента текста, в пределах которого определяется частота упоминаний соответствующих категорий и подкатегорий. Единицы счета (измерения, регистрации) необходимы для осуществления статистических процедур. Они могут совпадать и не совпадать с качественными единицами анализа или показателями.
В первом случае единица счета выражает количественную меру соотношения различных элементов текста. Квантификация сводится к подсчету частоты упоминаний категорий и подкатегорий, который может быть:
- сплошным, терминологическим;
- сегментарным, тематическим.
При сплошном подсчете регистрируется, и затем подсчитываются все появления индикаторов данной категории или подкатегории. При сегментарном подсчете упоминаний категорий регистрируется лишь первое появление данной категории в единице контекста, а повторное не учитывается.
Во втором случае единицей счета избирают объем – физическую протяженность или площадь текстов, заполненную смысловыми единицами;
2) составление кодировочной инструкции. На этом этапе осуществляется соотнесение категорий и подкатегорий контент-анализа с конкретными содержательными элементами текста, т.е. происходит отыскание в тексте индикаторов выбранных категорий исследования. Здесь либо составляется соответствующий словарь индикаторов категорий, либо дается развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов. Все категории и подкатегории кодируются, т.е. им даются определенные цифровые или буквенные обозначения, что составляет код данного исследования. Все это входит в кодировочную инструкцию;
3) пилотажная кодировка текста. На данном этапе осуществляется кодировка части исследуемого массива текстов с целью апробации методики, изложенной в кодировочной инструкции. Кодировка текста представляет собой процедуру непосредственного перевода качественных (смысловых) единиц через нахождение их индикаторов в количественные единицы, т.е. коды.
Подобная пилотажная дает возможность проверить надежность методики, т.е. испытать ее на обоснованность и устойчивость;
4) кодировка всего массива исследуемых текстов. На данном этапе осуществляется процесс квантификации, т.е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов;
5) статистическая обработка количественных данных «вручную» или на ЭВМ;
6) интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования. На данном последнем этапе исследования, так же как и на первом, выступает качественная сторона контент-анализа. Для адекватной интерпретации результатов и их соотнесения с данными, полученными с помощью других методов, особенно большое значение имеет учет более широкого теоретического и социального контекста.
|