Обратная связь
|
Схиигумен Харитон (Дунаев) (1872-1947)
Жизнь дана мне для служения Создателю и для приготовления к вечной жизни в Боге, начало которой должно быть положено еще здесь, на земле, как залог для вечности.
Материалом для жизнеописания схиигумена Харитона послужили прежде всего некоторые биографические документы, а также письма и дневниковые записи. Отрывки из дневника схиигумена Харитона были опубликованы в Валаамском патерике, в более полном виде — в «Русском паломнике»; оттуда взяты лишь самые необходимые сведения для всестороннего освещения темы. Краткие жизнеописания схиигумена имеются в трудах: «Валаамский монастырь и его подвижники», «Старый Валаам», Валаамский патерик, но имеют некоторые неточности. Здесь мы попытаемся наиболее точно воссоздать биографию старца и познакомиться с его духовным наследием.
Хрисанф Николаевич Дунаев, будущий схиигумен Харитон, родился 15 марта 1872 г. в деревне Горчакове Солигаличского уезда Костромской губернии в крестьянской семье.
С раннего детства Хрисанф имел особую любовь к Божиему храму, молитве и чтению духовных книг.
«У меня со временем, — вспоминал старец о своем детстве, — образовалась своя библиотека». Читая духовную литературу, Хрисанф не только укреплялся в вере, но и развивал интеллектуальные способности, так что, обучаясь в народном училище, он был одним из лучших учеников.
6 мая 1894 г. Хрисанф прибыл на Валаам; 3 апреля 1897 г. определен в послушники; 5 марта 1905 г. пострижен в монашество; 18 февраля 1908 г. рукоположен во иеродиакона; 28 июня 1910 г. посвящен во иеромонаха.
С февраля 1909 г. иеродиакон Харитон исполнял обязанности эконома Валаамской обители, 8 июня 1917 г. был утвержден в должности эконома с зачислением в состав старшей соборной братии.
Постановлением Финляндского монашеского Совета 13 сентября 1920 г. о. Харитон был назначен благочинным Коневского монастыря, с 10 октября 1925 г. стал временно исполняющим обязанности наместника монастыря с сохранением должности эконома. 4 марта 1927 г. большинством голосов братии о. Харитон был избран на должность наместника, а 25 августа 1932 г. был утвержден в должности благочинного монастырей Финляндии на пять лет.
Исполняя возложенные на него послушания, о. Харитон все свои силы отдавал служению Церкви. Однако его печалило то обстоятельство, что он практически не имел возможности для уединенной жизни монаха-молитвенника, «ради которой», — как писал сам о. Харитон, — он «отказался было от принятия священного сана, но потом за послушание должен был принять его, а за ним как бы вразрез моим стремлениям и экономскую должность». В связи с этим 11 сентября 1932 г. он просил архиепископа Финляндского Германа освободить его от административных обязанностей, адресовав ему стихотворение:
Как тяжко мне в мире, нет силы терпеть
Растленности, лжи, треволнений...
Не дайте погибнуть душе, очерстветь
В соблазнах мирских искушений.
Я здесь задыхаюсь, о, дайте же мне
Обители дальней пустыню!
Убогую келью в лесной тишине,
Безмолвия мир и святыню!
27 сентября 1932 г. архиепископ Герман освободил иеромонаха Харитона по его просьбе от должности наместника Валаамской обители и благочинного монастырей. «Принимая во внимание положительную и полезную службу Наместника И. Харитона, — писал архиепископ игумену Павлину, — в качестве члена монастырского управления, в особенности в различные тяжелые времена монастырской жизни8, надеюсь, что Настоятель обители и старшая братия дали бы ему соответствующее уважение и согласно с этим устроили бы жизнь Наместника И. Харитона так, чтобы он получил право жительства в месте, избранном им самим, и чтобы Управление монастыря вообще обеспечило бы его вполне заслуженным содержанием и покоем».
Скоро архиерей получил ответ: «Вследствие предписания Вашего Высокопреосвященства... имею честь донести, что постановлением Старшей Братии 11 сего октября (1932 г. — Авт.) определено: уволенному от должности Наместника иеромонаху Харитону, согласно его желания, предоставить жительство в Предтеченском скиту; на время же прибытия его в монастыре дать ему келью в монастыре, выдавать ему ежемесячно два кило сахара и один фунт чаю, а также выдавать ежедневно две порции булки».
О. Харитон поселился в Предтеченском скиту, который называл своим домом:
Люблю Предтечу чрезвычайно;
Он мирен, скромен и красив;
Судьбы его покрыты тайной;
И беден он, и терпелив!
Нет здесь изысканности в пище;
Кой-что варят — и гриб, и боб,
И я в родимом пепелище
Вдали от всех здесь лягу в гроб.
Недолго о. Харитон имел возможность проводить жизнь в молитвенном уединении. После ухода на покой игумена Павлина он был избран настоятелем Валаамского монастыря большинством голосов и 15 мая 1933 г. утвержден в этой должности. Такое доверие и любовь братии старец снискал, являясь экономом и наместником обители. «Будучи старцем и молитвенником, не имея классического образования, но обладая благодатным даром духовного делания, игумен Харитон не пал духом в сложные 1920-30-е гг. Именно этот человек сумел завоевать доверие как братии, так и новых церковных властей тем, что всегда искал пользы монастыря и вверенных ему людей. В 1920-е, когда многие русские православные в Финляндии растерялись, столкнувшись с давлением государства и новой церковной администрации, эконом Харитон обивал пороги различных инстанций, добиваясь разрешения оставить в монастыре “старый” церковный календарь и сохранить монашеские обители от упразднения».
На долю игумена Харитона пришлось самое сложное время в истории обители: эвакуация монастыря в Финляндию и устроение жизни на Новом Валааме.
В письме князю А.В.Оболенскому старец писал:
«Половина нашего братства оставила Валаам 20 декабря 1939 г., вторая половина во главе с настоятелем оставила Валаам только тогда, когда корпуса его пылали ярким пламенем от бомб, которые сыпались в центр обители.
4-5 февраля 1940 г. после дневной бомбардировки горели корпуса больницы, церковь Святой Троицы, ризница, библиотека. Под крышей собора удалось затушить зажигательные бомбы и вход из ризницы в собор разрушить, что и спасло собор от всепоедаю- щего пламени. В соборе в последний раз мы отслужили напутственный молебен в поздний вечер, когда зарево пожаров, оглушительный треск и клубы дыма поднимались к небу и тонули в ночной темноте; последняя благоприятствовала для нашего пути через озеро — в смысле ограждения от бомб с воздуха. А небывалый до тех пор мороз сковал такой мост через озеро, что могли ходить грузовики-автомобили... Мы... возблагодарили Господа, спасшего нас от неизбежной смерти... Теперь... мы приобрели место для нашего жительства, где и устраиваемся. 110 иноков уже живет на новом месте, остальные, около 70 человек, продолжают жить в школах, дожидаясь, когда здесь и для них будет устроено помещение. Приобретенное имение имеет земли 350 десятин, из них пахотной 50 десятин, остальная — под лесом. Место, удаленное от городов и больших селений, что вполне соответствует нашему званию».
После 40 лет пребывания в монастыре игумен Харитон записал в своем дневнике: «Промыслом Божиим при конце моей жизни суждено поставить меня во главе этой Обители, которая... замирает не столько материально, сколько духовно. Духовный распад коренится внутри и выливается наружу, погоняемый и внешними содействующими обстоятельствами. Взирая на то и другое, остается только вопиять: изведи из темницы душу мою, исповедатися Имени Твоему». Оценивая свой жизненный путь, старец с глубочайшим смирением отмечал, что «жизнь прожита в суете, беспечности и нерадении. Телесный организм ослаб, состарился, душевный не подготовлен для вечной жизни. Осталось только слезно вопиять: прежде даже до конца не погибну, спаси мя!»
При всем своем авторитете, как административном, так и духовном, о. Харитон никогда не пренебрегал мнениями и советами окружающих людей. Он не стеснялся спрашивать их и у юного послушника, и у неграмотного финского крестьянина. Будучи игуменом, о. Харитон «соединял напряженную деятельность, попечение о хозяйственных нуждах монастыря с высоким молитвенным устроением». Участие в общих послушаниях было для него естественным. Он подавал пример братии и словом, и делом, воодушевляя их на подвиги благочестия.
Прекрасный образ успешного сочетания административной должности и обета послушания, которому соответствовала жизнь игумена Харитона, дает прп. Макарий Великий в своих поучениях наставникам монахов: «И внешне соблюдайте чин предстоятельства, когда нужно распоряжаясь, повелевая и советуясь с наиболее испытанными из братии, а когда нужно — обличая, запрещая или увещевая кого-нибудь из них по апостольскому совету, дабы под предлогом смирения или кротости и по неведению не случилось бы в монастырях смущения, нарушающего порядок чинопоследования предстоятелей и подчиненных. Внутренне же, в уме считайте себя недостойными рабами всех братий и, как добрые педагоги, попечению которых вверены чада господ, со всем благоволением и страхом Божиим старайтесь направить каждого брата на всякое благое дело, зная, что за такой тяжкий труд ожидает вас у Бога великая и неотъемлемая награда».
14/27 октября 1947 г. схиигумен Харитон скончался, приняв перед смертью схиму с оставлением прежнего имени. Погребен на кладбище Финляндского Валаамского монастыря.
Впоследствии князь А.В.Оболенский записал в дневнике: «О. Харитон... был из крестьян, самородок, умный, развитой, образованный духовно, усердный делатель умно-сердечной молитвы Иисусовой
и написавший два обширных тома об этой молитве. Властный был и всеми силами поддерживал все устои и традиции монастырские».
Еще в начале монашеского пути «в молодом иноке возгорелось желание вести подвижническую жизнь, которая неразрывно связана с непрестанным творением молитвы Иисусовой».
Сам о. Харитон вспоминал об этом: «По вступлении моем в обитель я возревновал о духовном завещании для иноков и был руководим своим старцем Агапием, который разрешал все мои недоумения, встречающиеся при молитве. По смерти же старца за разрешением недоумений я был вынужден прибегать к писаниям богомудрых отцов. Извлекая из них существенное о молитве Иисусовой, я записывал все это в тетрадь, и таким образом с течением времени у меня составился сборник о молитве».
В 1936 г. совместно с протоиереем Сергием Четвериковым о. Харитон издал книгу «Умное делание. О молитве Иисусовой». По мысли самого игумена, цель издания сборника состоит в том, чтобы «всевозможными и разнообразными способами... уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего духовного служения Богу». В 1938 г. вышла вторая часть книги под названием «Что такое молитва Иисусова по Преданию Православной Церкви», написанная в форме беседы инока-старца с мирским иереем.
В 1943 г. издана брошюра «Аскетизм и монашество», которая представляет собой доклад игумена Харитона «Об идеале монашества», прочитанный
10 декабря 1942 г. в г. Куопио на заседании Комитета по сохранению монастырей. В докладе старец говорит о монастыре как «школе или приюте духовной подвижнической жизни», о смысле и сохранении обетов, данных монашествующими при постриге, о посте и особенно о молитве Иисусовой.
Итак, о. Харитон не мыслил монашеской жизни без стяжания дара умного делания, которому он учился у старца Агапия и других подвижников: произведения свтт. Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, прпп. Амвросия и Макария Оптинских были для него энциклопедией духовной жизни. Мысли именно этих святых он часто цитировал в своих письмах.
Большинство наставлений «аввы русского Афона», как называли игумена многие его современники, представляют собой апологию исихазма: «Господь ближе к нам, чем дыхание наше, но мы отдаляемся от Него мыслию и чувствами. От нас требуется усилие приблизиться к Богу тем и другим, но, опять-таки, без благодатной помощи и этого не можем сделать, а потому и нужно непрестанно вопиять к Господу о помощи и помиловании — и Он, Всемилостивый, близ нас! Только нам нужно не забывать и помнить о Нем непрестанно, что и называется памятью Божией, а чтобы всем успеть, опытные советуют непрестанно творить молитву Иисусову». Однако, как сокрушается в другом письме о. Харитон, «теперь, к крайнему сожалению, повсюду видится решительное оскудение “умного делания” Иисусовой молитвы. И вследствие этого необходимо должен был последовать общий упадок в монашестве духовной жизни.
Не стало сей молитвы — не стало и жизни духовной в ее истинном виде, сообразно с ее высоким назначением. Умерла мать — прекратилось и рождение духовных чад. И это, конечно, в порядке наступившего теперь повсюду упадка внутренней жизни.
Не возвышаясь постоянно в духовную область своим духом через неусыпную молитву, которая есть устремление ума и сердца к Богу, и не получая оттуда благодатной силы и возбуждения на духовные подвиги, укрепления и просвещения, мы естественно должны были ослабеть в своих духовных стремлениях к Богу и погрязнуть в чувственности и плотском состоянии».
Как следствие оскудения умного делания старец отмечает общий упадок духовной жизни, говоря, что «повсюду чувствуется как будто упадок сил, отсутствие бодрости и чистого светлого настроения. Идеалы, возвышающие человека верою в вечное добро и красоту и отвлекающие его от мелкой, суетливой обыденной жизни, как будто исчезли с лица земли. И что делается теперь на земле?.. Поистине как будто Бог отступился от грешного человечества и допустил их самих себя наказывать за беззакония и грехи. И вот сердце облежат постоянные тревоги и отдыха ему не дают: но прилепись ко Господу, и Он успокоит тебя; и будешь мирствовать в себе и все вокруг светлым зреть; беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом сквозь мрак и темноты жизни сей, к всеблаженной полной отраде и простору вечности. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей, но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. На этом поприще внешнего покоя может и не быть никакого, а один внутренний, но он неотделим от Христа. А с Христовым миром мученики шли на мучения и радовались».
Игумен Харитон не соглашался быть духовным руководителем. По смирению он не считал себя достойным быть примером подвижнической жизни. Так, князю А.В.Оболенскому он писал: «Что касается Вашего желания быть как бы под руководством моим, то на это я согласиться никак не могу, ибо слепой если слепого поведет, то ясно, что оба в яму упадут. Посему и Вы свое желание обратите к Руководителю всех руководителей, здесь уже ошибки не будет. А мы с Вами если угодно, то можем делать письменно обмен мнений по затронутым вопросам, и возможно, что это послужит нам обоим в назидание и к большему уяснению молитвенного делания для спасения душ».
Важнейшей ступенью в жизни духовной, по мысли о. Харитона, является видение своих грехов: «Какое блаженство узреть грехи свои! Какое блаженство смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного. Если он взглянет когда на ближнего, то все ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы. Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его едино средство — милость Божия».
В человеке, как учил игумен Харитон, сердце, ум и слова должны быть в гармоничном единстве. Эту гармонию «прежде всего необходимо установить в самом себе. В противном случае, защищая даже дело истины, трудно будет хранить миролюбивые чувства к враждующим противникам, а без сего — все не впрок, и внутренняя гармония души нарушается и расстраивается. Еще к большему возмущению приводят душу мысли, что в ее расстройстве виновны люди, а не сама она, помраченная своей внутренней неурядицей. Ведь люди если даже и в заблуждении, то достойны сожаления и любви, а не презрения и ненависти. Мысли о виновности других людей какой бунт производят в душевной храмине. И наоборот, мысли о сожалении и сострадании к ним, хотя бы и заблудшим, какой мир в душе водворяют. Это, полагаю, испытал всякий блюдущий свою душу. Из такого опытного наблюдения ясно видно, чем душевная гармония нарушается и чем налаживается».
Вообще духовное благополучие в монастыре, семье, государстве зависит только от каждого индивида, от его духовного роста и приобщенности к Источнику всех благ. Рассуждая о мире, старец говорил:
«Есть три рода мира: мир государственный — внешний; мир общественный — внутренний; и мир каждого из нас с самим собою — мир сокровенной души нашей. Этот последний мир и есть основное и коренное условие всякого другого мира, мира общественного и мира государственного. Внешнее действие человека есть обнаружение его внутреннего настроения. Когда внутри его и в нем самом нет мира, тогда не может быть его и во вне. Этот внутренний мир приобретается победою над страстями, благочестием и чистотою, праведной и богоугодной жизнью».
По мнению игумена, истинная жизнь человека может быть только в общении с Богом: «Быть причастником этой жизни вечной можно только через уподобление Богу, отсюда необходимость добрых дел, то есть духовно-нравственного возрастания, но это уподобление возможно только тогда, когда Бог придет к человеку, а человек узнает и примет Его. Необходима, следовательно, благодатная помощь Божия и вера во Христа Бога, которая делает возможным совершение спасения.
Несомненно то, что только с развитием в добре человек может понять всю глубину своей греховности и нравственной немощи. Отсюда чем выше человек нравственно, тем сильнее в нем сознание своего недостоинства и тем обильнее его покаянные слезы.
Вопрос, следовательно, в том, куда направлена душа, чего она хочет и чем живет. Если к Богу ея стремления, если она не для себя живет, тогда она помимо своего поведения, помимо внешних дел своих оправдывается; в этом залог будущего помилования, а подвиги и труды нужны только для возращения и укрепления этого стремления. “Воздаяние, — говорит прп. Исаак Сирин, — бывает уже не добродетели и не труду ради нея, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны”».
Основным стремлением земного бытия о. Харитона было стяжание благодати Святого Духа. Совершенствуясь в доброделании, он духовно наставлял, поддерживал и помогал не только своим собратьям-монахам, но и всем, кто просил его совета, при этом не считая себя старцем или великим подвижником.
Доныне в Ново-Валаамской обители Финляндии обращаются к произведениям схиигумена Харитона как к энциклопедии духовной жизни. Паломники часто спрашивают: что значит быть монахом, что подразумевается под аскетизмом и религиозной жизнью? Чтобы ответить на эти вопросы, насельники обращаются к трудам схиигумена Харитона, опытного аскета и практика духовной жизни, который настаивал, что аскетизм необходим не только для монаха, но и для каждого христианина, «направляя его шаги на путях к величию Божию».
|
|