Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Причины разрушения мирового культурного наследия

Основными факторами разрушения и уничтожения культурного наследия являются следующие:

– естественное физическое старение и разрушение материальных объектов культурного наследия;

– естественный уход поколений людей – исконных носителей материальной и нематериальной культуры;

– насильственное разрушение культурного наследия в результате военных конфликтов и террористических актов;

– политические, межнациональные и межкультурные конфликты, приводящие к этническим чисткам, а, следовательно, к уничтожению этнической культуры отдельных народов;

– неграмотная государственная политика в области культурного наследия или отсутствие такой политики вовсе;

– рост массового туризма с резким повышением нагрузки на объекты культурного наследия ввиду роста их посещаемости;

– развитие туристской инфраструктуры и материальной базы на территориях культурного наследия, вызванное ростом массового туризма;

– насильственное разрушение объектов материальной культуры в результате туристского вандализма;

– коммерциализация культурного наследия вследствие развития международного туризма и роста спроса на различные объекты и явления культуры в составе культурного турпродукта.

Воздействие на состояние культурного наследия может быть различным:

– полное разрушение и утрата объекта или явления культурного наследия;

– частичное разрушение и утрата;

– полное сохранение;

– полное видоизменение или подмена истинного объекта или явления на ложный (ложная подлинность);

– частичное видоизменение (частичная подлинность);

– развитие объекта или явления за счет дополнения его новым смыслом или новыми значениями.



Программы ООН (ЮНЕСКО) по охране всемирного культурного наследия

В 1972 году ЮНЕСКО принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, к которой присоединилось большинство стран мира. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению. Беларусь присоединилась к Конвенции в октябре 1988 г.

В 2003 г. на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия», являющаяся дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия».

Государственная политика и нормативно-правовая база в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь

Законодательство Республики Беларусь о культуре основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 4 июня 1991 года "О культуре в Республике Беларусь", иных актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, регулирующих отношения, связанные с осуществлением и обеспечением деятельности по созданию, обновлению (возрождению), сохранению, охране, изучению, популяризации, использованию и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, художественному и культурологическому образованию, организации культурного отдыха населения.

Источниками законодательства Республики Беларусь о культуре являются:

1. Конституция Республики Беларусь. Закрепляет право граждан на участие в культурной жизни (статья 51), а также устанавливает ответственность государства за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (статья 51);

2. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 года "О культуре в Республике Беларусь". Является основополагающим законом в сфере культуры и регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением и обеспечением культурной деятельности;

3. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 2006 года "Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь".Устанавливает порядок государственного регулирования охраны историко-культурного наследия Республики Беларусь;

4. Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года "О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь".Устанавливает порядок государственного регулирования в сфере музейного дела, основные направления государственной политики в сфере музейного дела, статус музеев, порядок их создания и ликвидации;

Вопросы для групповой рефлексии:

1. Какие из объектов мирового культурного наследия можно рассматривать как неизбежно исчезающие? Что в этом случае можно предпринять?

2. Какие объекты национального культурного наследия можно рассматривать как неизбежно исчезающие и каковы должны быть действия государства?

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Объекты культурного наследия, вошедшие в программу ООН (ЮНЕСКО) в ХХ и ХХI веке.

2. Объекты культурного наследия Беларуси, вошедшие в программу ООН (ЮНЕСКО).

Тема реферата:

Государственная политика в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь: программы, проекты, акции.

Тема эссе:«Что останется после нас?»


Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные программы и программные документы ЮНЕСКО.

2.Назовите основные документы нормативно-правовой базы по сохранению культурного наследия Республики Беларусь.

Какой из законов регламентирует охрану и развитие существующих в Беларуси историко-культурных памятников.

Назовите объекты охраны ЮНЕСКО в Беларуси.

Методическое обеспечение лекционного занятия:

мультимедиа-презентация №4 «Проблемы сохранения мирового и национального культурного наследия ».

Литература к теме:

1. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Артюшевская, С.В. Модель подготовки менеджера по культурному наследию и туризму: учеб. пособие / С.В. Артюшевская, А.Н. Колбаско. – Минск: Европейский гуманитарный университет, 2003.

Раздел II. Памятники мировой культуры (16 часов)

Тема 2.1. Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили (2 часа)

Цель занятия:сформировать представления об основных понятиях истории культуры, обосновать их значимость для будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Формировать представления о культурных эпохах и стилях и значения данного знания для будущей профессиональной деятельности.

2. Развивать интерес к распознаванию и квалификации объектов мирового культурного наследия на основе культурно-стилевой типологизации.

3. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового и национального культурного наследия в культурологическом аспекте.

4. Создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса на основе культурологического знания.

Вопросы к лекционному занятию:

1. Основные современные подходы к типологизации культур: археологический, политико-экономический, социологический, феноменологический, теологический и др.

2. Культурные эпохи и стили.

3. Понятие стиля в культуре.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.