Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе. Оглавление
1. Краткая характеристика дисциплины.
2. Цели и задачи дисциплины «Философия».
3. Связь с предшествующими дисциплинами.
4. Связь с последующими дисциплинами.
5. Содержание дисциплины.
5.1 Содержание лекционного курса.
5.2 Организация самостоятельной работы.
6. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы (реферата).
6.1 Тематика контрольных работ (рефератов).
7. Перечень вопросов итогового контроля знаний.
8. Тесты по дисциплине «Философия».
9. Учебно-методические материалы по дисциплине.
9.1 Основная литература.
9.2 Дополнительная литература.
Приложение 1. Глоссарий.
Приложения 2. Образец оформления титульного листа.
Приложение 3. Образец оформления содержания.
Приложение 4. Примеры библиографического оформления документов (литературы).
1. Краткая характеристика дисциплины
Философия всегда оказывала значительное воздействие на развитие всех отраслей науки, как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями, образами и идеями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас в эпоху научно-технического прогресса, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, глобальных интеграционных процессов, как в науке, так и в духовной культуре в целом. Подготовка современного бакалавра (специалиста) с широким базовым образованием предполагает философское ознакомление с историей и современным состоянием научно-философского познания. Изучение данного курса способствует выработке у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку, онтологического, гносеологического и аксиологического отношения к действительности.
Философия – это не только совокупность знаний. Как отмечал К. Поппер: «...Науке можно учить как увлекательнейшей части человеческой истории, как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой. Преподавая, таким образом, т.е. как часть истории «естественной философии» и истории проблем и идей, она могла бы стать основой нового свободного университетского образования, целью которого было бы готовить людей, которые могли бы отличать шарлатана от специалиста. (К. Поппер. Открытое общество и его враги. – Т.2. – М., 1992. – С. 327 - 328).
В настоящее время значительно расширился диапазон взаимодействия научно-философского мировоззрения, естественных и социально-гуманитарных наук, усилилась их структурная и функциональная взаимосвязь. Возникли новые каналы связи между ними, в результате намного повысилось надежность функционирования и действенность системы «философия – человек, общество, природа».
Философия непосредственно связана не только с результатами естественнонаучного и социально-гуманитарного познания, но и соответствующим видом деятельности, с самим процессом производства научного знания, с научным поиском, с субъектами этого поиска.
Философское обоснование современной научной картины мира в сочетании с изучением основных вех истории науки, с характеристикой предшествующих картин мира выступает как базовый элемент культуры, как важнейший мировоззренческий фактор.
Фундаментальные философские идеи включаются в содержание научно-философского мировоззрения, а мировоззренческие категории, принципы, законы, вплетаются в сам процесс научного творчества, процесс профессиональной деятельности.
2. Цели и задачи учебной дисциплины
«Философия»
Дисциплина «Философия» предназначена для бакалавров всех специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философско-мировоззренческого познания. Философия как базовая отрасль научного знания рассматривается в широком социокультурном контексте и его историческом развитии. Курс ориентирован на анализ основных мировоззренческих и методологических научно-философских проблем, взаимосвязь философии с проблемами развития личности и общества. Компетенции предполагают: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
Основными задачами курса «Философия» является:
• овладение понятийным аппаратом философии;
• понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного типов познавательной деятельности на основе целостного взгляда на окружающий мир;
• более глубокое понимание отличия и единства научно-рационального и художественно-образного способов освоения духовного мира;
• осознание исторического характера развития философского познания;
• формирование ясного представления о современной философской и естественнонаучной картинах мира, как системы фундаментальных знаний об основаниях, целостности и многообразии объективной реальности;
• осознание содержания современных глобальных проблем в их связи с основными законами природы, общества, человека;
• формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики и их возможного приложения к анализу процессов, протекающих не только в природе, обществе, но и в познании;
• ознакомление с методикой научно-философского познания, возможностями переноса методологического опыта в естественные и гуманитарные науки;
•формирование представлений о радикальном качественном отличии научно-философского знания от разного рода форм квазинаучного мифотворчества, эзотеризма, оккультизма, мистицизма и др.
Студент должен знать:
- историю возникновения и развития философии, как особой формы духовной деятельности человека;
- иметь представление о естественнонаучных, философских и религиозных картинах мира;
- особенности и специфику функционирования научно-философского знания в
современном обществе;
- сущностное представление о назначении и смысле жизни человека;
- систему духовных ценностей, их место и роль в жизни человека.
Студент должен уметь:
- выделять и оценивать общие онтологические, гносеологические и аксиологические вопросы бытия;
- с научной мировоззренческой позиции оценивать процессы социальной экономической, политической, идеологической и других сторон жизни современного общества;
- понимать роль и значение философии, как науки в современной цивилизации, проблемы и перспективы ее дальнейшего развития;
- разбираться в общих проблемах естественнонаучного, социального экономического и гуманитарного знания.
Студент должен владеть:
- основами методологии, методами и методикой философско-мировоззренческой оценки объективной действительности;
- всеобщими универсальными философскими и естественнонаучными методами познания;
- общенаучными методами познания и преобразования действительности;
- элементами методологической рефлексии.
- глубоким пониманием философских концепций науки и владением основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени.
3. Связь с предшествующими дисциплинами
«Философия» не есть простое механическое наложение общих философских схем на материал естествознания, технических и социально-гуманитарных наук, это, прежде всего, некий творческий синтез философского и конкретно научного знания. В то же время, при изложении проблем философии баланс между философией и конкретными науками должен быть существенно смещён в пользу познания и самопознания их сущности. Исторически с того периода, когда философия рассматривалась как «наука наук», проблемам природного и социально-гуманитарного бытия уделялось особое внимание. Ознакомление с любой отраслью науки начинается с философского овладения её основными категориями, принципами и закономерностями. Тесная диалектическая взаимосвязь философии и конкретно научного знания обоснована исторически.
4. Связь с последующими дисциплинами
Проблемы философии не могут быть ни поставлены, ни решены вне связи с идеями и концепциями всей совокупности научного знания и, прежде всего, с прикладными научными дисциплинами, а также с физикой, химией, биологией и другими отраслями естествознания, изучаемых в вузе. Кроме этого, все технические дисциплины опираются на философское знание. Таким образом, введение курса «Философии» следует рассматривать как интегративный курс, который способствует повышению общей философско-методологической и профессиональной культуры молодого специалиста.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе.
Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. Возникновение философии. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных типов мировоззрения. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм – стадии эволюции философского мировоззрения. Специфика философского знания. Определение философии и её место в системе научного знания. Предмет и методы философии. Структура философии. Сущность философских проблем. Функции философии. Основной вопрос философии. Место и роль философии в системе культуры. Соотношение истории и теории философии.
|