Тема №1. Философия, круг её проблем и роль в обществе План лекции:
1. Философское мировоззрение и предпосылки его возникновения.
2. Природа и специфика философского знания.
3. Предмет, методы и функции философии.
4. Основной вопрос философии и его стороны.
5. Место и роль философии в системе культуры.
1.1. Философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество создало более простые, хотя и менее важные для бытия человека, формы мировидения. В глубины истории, чуть ли не к самому зарождению первобытно-общинного строя уходят начальные моменты формирования мифологической, а вместе с ней и обыденной форм мировоззрения. Предпосылками являлись изначально присущие человеку мышление и чувства, его стремление к размышлению о наблюдаемом в обычном созерцании и в первых практических действиях, имевших тенденцию к превращению в первоначальное производство с его производительными силами. Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Так наряду и, вероятно, одновременно с обыденным мировоззрением складывалась, охватывающая разные стороны мира и мир в целом, мифологическая картина мировоззрения. Что характерно для этой формы?
1. Антропоморфность, т.е. рассмотрение явлений природы (например, движение облаков, землетрясения и т.п.) по аналогии с человеком: им приписывались те свойства, которые имелись у человека: ощущения, реакция на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и т.п.
2. Дескриптивность (от англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Нептуне, Зевсе, Меркурии, Аполлоне и др.).
3. Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этого мировоззрения.
4. Связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действии колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет опровергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не было связано с практикой, а являлось лишь пассивно-созерцательным.
Религиозная форма мировоззрения возникла на основе конвергированного развития представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения и постепенного осознания того, что кроме субъективного и природного мира существует ещё и сверхприродный, сверхъестественный мир, образующий целое божественное, духовное царство. Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Но в отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном, широкой области божества и его атрибутов, структур божественного. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в сверхъестественные силы, Бога, возможность человека прожить Богочеловеческую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие. Религия тесно связана не только с верой, но и с молитвой, с рядом культовых обрядов.
Философская форма мировоззрения начинает вызревать на ещё более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Её первые признаки проступают в XII-VIII вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Египте. Её зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный переворот в Древней Греции в VIII-V вв. до н.э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, приоткрывшей возможность для свободного мышления. Крупнейший знаток истории философии Гегель писал: вследствие «общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный политический строй… Философия поэтому начинается лишь в греческом мире».
Из общекультурных предпосылок наиболее важным было противоречие между возросшим научным знанием в недрах магии, стремившимся к автономии и к объяснению природы и природных явлений из них самих, и мифологически-религиозной формой, с которой генетически было связано это знание. Размышления над спецификой научного знания привели к появлению нового отношения между человеком и миром – «теоретико-познавательного» - и к оформлению теоретикопознавательного отношения между человеком и миром в рамках предмета мировоззрения.
Философия в течение целого ряда столетий развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. В дальнейшем, к концу XVIII – первой половине XIX столетия внутри этого общего научного знания стало проявляться стремление к формированию натуралистской формы мировоззрения.
В отличие от натуралистской формы, философия как форма мировоззрения опиралась в решении мировоззренческих проблем на обобщения данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и данные обыденной жизни человека. Она трансформировала свои связи с естествознанием, находила пути к гармонической связи с ним и в то же время устанавливала связи с идеологией, с гуманитарным знанием, с обыденным мировоззрением людей. Она казалась недалёкой от веры, от трансценденции, от герменевтики, порой включая их в свои понятия. К ней стало возвращаться то, что некогда, в античности, было лишь её привилегией, - стремление к мудрости (мудростью владеют боги, а философам свойственно лишь стремление к мудрости). Платон отмечал: название мудреца для философа «слишком громко и пристало только богу. Любитель мудрости – философ или что-нибудь в этом роде – вот что более ему подходит и более ладно звучит». «Можно ли или нельзя научиться мудрости… Ей можно научиться… Она одна делает человека блаженным и счастливым».
Философия отличается от натуралистской формы не только своими всеобщими понятиями (категориями), своей многообразной (или многоканальной) связью с действительностью. Всё её содержание пронизано мудростью и она может быть определена через это понятие (греч. – phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – её начало и конец.
Предмет её – всеобщее в системе «человек – мир», и он может быть представлен в своих общих контурах как предмет мировоззрения: две подсистемы субстратного типа (человек и мир) и четыре подсистемы отношений между ними: 1) генетические, 2) познавательные, 3) аксиологические и 4) праксиологические, или духовно-практические.
Философию здесь отличает постижение всеобщего в этой системе (в числе прочего здесь и всеобщие законы развития, и всеобщие формы познания). И хотя её стержень – мудрость, ведущим началом в философии как в сложном, гетерогенном виде знания выступает рационалистическая – умозрительная её сторона. С этой точки зрения её можно определить ещё и так: Философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи.
Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
· Основано на знании (а не на вере или вымысле);
· Рефлексивно (имеет место обращённость мысли саму на себя);
· Логично (имеет внутреннее единство и систему);
· Опирается на чёткие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
· Космоцентризм;
· Теоцентризм;
· Антропоцентризм.
Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы или Бога (был распространён в средневековой Европе).
Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
1.2. Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость, т. е. буквально означает «любовь к мудрости». Sophia - в изначальном смысле слова есть такое знание всеобщего, которое позволяет понимать причины частного явления, видеть то, «что было, что есть и что будет». Подобного рода мудрость, считали древние греки, присуща богам, человек же может только стремиться к ней. Таким образом, философия есть любовь к Знанию или Истине (но не само это Знание или Истина как таковые). Подобная любовь выражается в том, что человек задает «бесполезные» вопросы типа «детского»: «Почему светит солнце?» Важно заметить, что любой ответ (достигнутое знание) лишь отсылает нас к следующему «почему?», тем самым имея в виду вопрос: «почему вообще что-либо существует?» Таким образом, в конечном итоге философия всегда задает вопрос о мире в целом, причем так, что сам спрашивающий (человек) подпадает под него:
- Почему вообще этот Мир есть?
- Как возможно познание этого Мира человеком?
- Какое место занимает человек в Мире?
- Каковы условия возможности формирования человека и его жизнедеятельности?.
Что заставляет человека задавать подобного рода «бесполезные» вопросы? Или, что то же самое, какова природа этой бескорыстной любви к Знанию? Решение этих вопросов и раскрывает смысл философии как человеческого духовного предприятия.
Хотя в истории философии решений такого рода вопросов (а точнее, постановок проблем) было достаточно много (примерно столько же, сколько было великих мыслителей), но, оглядывая этот путь с высоты современного опыта и жертвуя деталями, можно ответить, что человек не способен избежать названных предельных вопросов потому, что такова его собственная универсальная природа или, точнее, такова природа его разума. Разум устанавливает человека как существо, бесконечно открытое миру. Философия, таким образом, предстает как специфическая деятельность разума («чистого разума»). Эта деятельность выглядит как «движение мысли в логике понятий». Пропедевтикой (учебным введением) в эту логику является задача определения понятий.
Аристотель полагал, что «философия начинается с удивления ». Видение «дивности» мира и заставляет думающего задаться вопросами о первопричинах сущего. Вопрос есть парадоксальное знание о своем незнании. Когда Сократ говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю» и в то же время: «познай самого себя», это и означает: «познай свое собственное незнание». Словами Николая Кузанского, «философия это есть ученое незнание».
Тот же смысл вкладывают в понимание философии и современные авторы, утверждая, что «философия есть вопрошание» (М. Хайдеггер), «философия есть сам процесс философствования» (К. Ясперс).
Философию можно рассматривать не только как особую духовную деятельность, но и как совокупность некоторых утверждений о Мире в целом. В этом случае она предстанет как особый тип мировоззрения, который отличается от обыденного, мифологического, религиозного или общенаучного. В отличие от последних философское мировоззрение носит проблемизирующий и рационально-критический характер.
Лучше понять, что есть философия, можно, прояснив ее отличие от других форм интеллектуального и духовного опыта: позитивной науки, религии, искусства.
В целом многослойную структуру философского познания (и как деятельности, и как системы знания) можно представить следующим образом:
1. «Ядро» философии - любовь к всеобщему знанию, или Истине, которая находит свое выражение в стремлении задавать предельные вопросы или ставить проблемы.
2. Задается самый предельный вопрос о Мире в целом. Философия обретает облик учения о Бытии (о Всеобщем, Абсолютном, Едином и т. п.) и об условиях познания Бытия.
3. Ставится вопрос о месте человека в Мире, смысле его теоретической, практической и творческой деятельности.
4. Задаются вопросы о месте и о смысле того или иного явления (отдельного предмета теоретической, практической и творческой деятельности) в мире как целом.
5. Предлагается анализ знания и той картины мира, которую дают наука, религия, искусство. Главным вопросом становится способ (метод) получения знания.
6. Философия выходит за собственные пределы и предлагает свои научные, религиозные (теологические), художественные (поэтические) решения.
Как правило, все эти шесть уровней, или «слоев», философского познания можно обнаружить у большинства выдающихся философов. При этом у каждого философа есть своя центральная тема: Бытие. Человек, Искусство, Наука и др.
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
· Имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
· Однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Все наше знание, считал Аристотель, а философское знание в особенности, обязано своим происхождением счастливой способности человека удивляться. Чем богаче, сложней духовный мир личности, тем сильней развита у нее эта способность искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным, не разгаданным.
Способность удивляться (любознательность) — драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь высоким смыслом, ожиданием все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. (Бог, по Аристотелю, есть абсолютный, все знающий философ.)
Также, как здоровому, физически развитому человеку приятна игра мускулов, так и человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», — писал великий философ и ученый Р. Декарт. Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира, говорили по своему Б. Спиноза и Г. Гегель, К. Маркс и А. Эйнштейн. Маркс добавлял: «духовно богатый человек — всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить». А Эйнштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем.
Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным из них является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (V в. до н.э.) вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, и это и есть философствование.
Чисто интеллектуальный источник философской мудрости не просто дополняется, но вдохновляется смысложизненным, ценностным нравственным побуждением. По мнению И. Канта, в соотношении теоретического и практического разума первенство принадлежит последнему.
Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории - предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы.
1.3. Философия может существовать на обычном и абстрактно-логическом уровне. Обыденное философствование - первая форма обобщенного отражения жизни людей, окружающего мира, самого человека. На абстрактно-логическом уровне мышления формируются философские учения, концепции и теории. Результатом этого мышления является и научная философия.
Научной философией считается теоретическое, систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов и суждений. Научной философией признаются те учения, теории и институты, которые приобрели статус науки как явления общества. Основными признаками науки являются: получение истинного теоретического знания, наличие объекта и предмета исследования, наличие кадров и институтов науки, категорийный аппарат, методология исследования, система критериев проверки истины.
Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объект и предмет философии отличаются от объектов и предметов других наук, прежде всего их всеобщностью, высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия - это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном и других проявлениях бытия. Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался. Он уточняется по сей день различными философскими школами и направлениями. Предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений; натурфилософских школ - природа и космос; школ антропологического направления - человек, его существование, смысл жизни.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют основные разделы:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• логика (учение о формах и методах познания);
• аксиология (учение о ценностях);
• философская антропология (учение о человеке);
• социальная философия (учение об обществе);
• этика (учение о нравственности и морали);
• эстетика (учение о прекрасном);
• история философии.
В рамках данных основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия, происхождение бытия, материя (субстанция), ее формы, сознание, его происхождение и природа, взаимоотношение материи и сознания, бессознательное, человек, его сущность и существование, душа, духовный мир человека, общество, общество и человек, природа, природа и общество, духовная сфера жизни общества, материально-экономическая сфера жизни общества, социальная сфера общества, общественно-экономические формации, цивилизации, перспективы человека, общества, экология, проблемы выживания, особенности познания, влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты, ограниченность и безграничность познания, движение, философские категории, диалектика и ее законы, иные вопросы.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
• диалектика;
• метафизика;
• догматизм;
• эклектика;
• софистика;
• герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусстно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно, кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика - метод правильного прочтения, истолкования и интерпретации смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
· материализм;
· идеализм;
· эмпиризм;
· рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи.
Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен на Западе.
Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)
Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого
содержания от человеческих потребностей и интересов определяет широкий спектр философских функций
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. Принято выделять: мировоззренческую,методологическую,мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую,аксиологическую,социальную,воспитательно-гуманитарную, прогностическую.
Мировоззренческая функцияспособствует формирования целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные универсальные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функциявыражает в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая функция– одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающиймир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, что бы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижения познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
1.4. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Он возвышается над всей философской проблематикой.
Ф.Энгельс определил основной вопрос философии следующей формулировкой: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и место человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в тоже время противоположные характеристики бытия. В связи этим существует две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а так же эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделять такие направления, как:
-объективный идеализм;
-субъективный идеализм;
-материализм;
-вульгарный материализм;
-дуализм;
-деизм;
-гносеологической (познавательной) стороны;
-гностицизм;
-агностицизм;
-эмпиризм (сенсуализм);
-рационализм.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
материализм;
идеализм;
дуализм.
Материализм(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
- материя реально существует;
- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
- материя является самостоятельной субстанцией не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
- материя существует и развивается по своим внутренним законам;
- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
- сознание определяется материей (бытием), оно вторично.
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро и иные французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.
Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализма выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт, Бюхнер) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Идеализм («линия Платона») –направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяют два самостоятельных направления:
- Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
- Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте, Сократ)
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
- Реально существует только идея;
- Идея первична;
- Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
- «Мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);
- «Мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
- Каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);
- Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
- Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
- Все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
- Идеи существуют в разуме человека;
- Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
- Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Р. Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
- Существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством притяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
- Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);
- В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;
- Материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
- Основного вопроса философии (что первично – материя или сознания) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющих никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
- Эмпиризмом (сенсуализмом);
- Рационализмом.
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. В основе иррационалистического познания – интуиция, инстинкт, воля.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что:
- Мир принципиально познаваем;
- Возможности познания неограничены.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):
- Мир принципиально непознаваем;
- Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия, антиномии), которые человеком не будут разгаданы никогда.
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».
|