Тема №2. Единство и многообразие историко-философского процесса. План лекций:
1. Происхождение философии.
2. Особенности и специфика античной философии (VII до н.э. – V в. н.э.)
3. Теологическая философия средних веков (V – XVI вв. н.э.)
4. Основные направления и характерные черты философии Возрождения (XIV – XVI вв.)
5. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)
6. Философия французского Просвещения XVIII в.
7. Немецкая классическая философия XIX в.
8. Русская философия (IX – XXI вв.)
9. Особенности и специфика современной западной философии (XX – XXI вв.)
2. 1. Процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет особой науки — истории философии. Эта наука рассматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже JI. Фейербах показал, что человек, философствуя, выступает от имени всего человеческого рода.
Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой», или пра- (пред-) философии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.
Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды — сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.
В VI-V в. до н. э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии.
Первыми письменными источниками предфилософии Древнего Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI-I в. до н. э., отражали воззрения на космос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и человека, отношение к божествам.
В VII-III в. до н. э. возникают философские школы: конфуцианство, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа инь-ян (натурфилософы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индийской философии, существуют и сегодня.
Воззрения философского характера возникали в Древнем Египте, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и совершенствовались по мере передвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой.
В западной (средиземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки — граждане древних городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря.
Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что еще раньше они же «изобрели» демократию, а еще раньше осознали самоценность умственной деятельности, радость от свободного искания истины.
История философии - неотъемлемая часть истории культуры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен дневных греков и древних римлян). Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства.
В историческом плане принято выделять пять основных типов философии:
- философия Древнего мира(VII до н.э. – V вв. н. э.);
- философия Средневековья (II-XIV вв.);
- философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.);
- философия Нового времени (XVII-XIX вв.);
- современная философия (XX – XXI вв.)
2. 2. Первый исторически крупный этап в развитии философии — античная философия (VII в. до н.э. — V в. н.э.). Ее творцы — древние греки и древние римляне (последние в позднюю античность). Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческом достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другом, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» познания — созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.
Античная философия возникла как стихийно-диалектическая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысячелетия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы вещества. Идеалист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.
Древнегреческая (античная) философия в своем развитие прошла четыре основных периода:
- демократический VII – V вв. до нашей эры (милетская школа «физиков- Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский,; школа атомистов – Демокрит, Левкипп; пифагорийская школа –Пифагор; элейская школа – Парминид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский).
- класический (сократический) – середина – конец IV вв. до н. э. (школа софистов – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, Ликофрон, Алкидамант, Трассимах; Киренская школа – Аристипп; Мегарская школа – Евклид,, Евбулит, Крон; классическая философия Сократа, Платона, Аристотеля).
- эллинистический – конец III-I вв.до н. э (школа киников- Антисфен, Диоген Синопский, Кратет; школа стойков, Зенон Китийский, Клеанф, Христип,Панеттий, Посидоний)
- римский – I в до н.э. – V в. н. э. (стойки – Санека, Эпиктет, Марк Аврелий; школа неоплатоников – Плотин.)
Сократ, отказавшись от космологии, перенес свои исследования в нравственную область, стремясь к самопознанию, т.е. к тому, чтобы найти всеобщее и безусловное знание, имеющее основу не в чем-либо внешнем, а в самом себе. Высшего расцвета греческая философия достигла в лице Платона и Аристотеля, положивших начало двум главнейшим направлениям философской мысли: идеализму и материализму. Ученики Платона и Аристотеля основали в Греции, Риме и Александрии несколько философских школ: стоиков (Зенон, Хрисипп), эпикурейцев (Эпикур), киников (Антисфен, Диоген Синопский), скептиков (Пиррон, Карнеад). Позже из синтеза учений различных школ возникло эклектическое направление (Цицерон, Плутарх), а из сочетания греческой философии с восточными и еврейскими элементами — неопифагорейство (Никомах) и неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).
Для философии античности характерны:
- Органическая связь натурфилософии и космологии с этико-политическими
учениями, отсутствие противопоставления человека и природы;
- понимание добродетели как принципа космического единства и жизни
согласно этому принципу;
- подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам
нравственности состоит в правильном осуществлении добродетели;
- отсутствие субъективного восприятия мира: любое философское знание
проникает в разум индивида извне (в качестве частицы Логоса, единого
бытия или потенции перводвигателя);
- в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, т.к.
сама Вселенная является символом единства зримого (линия Демокрита) и
идеального (линия Платона) в философии, выражая противостояние
чувственного восприятия и умозрительного знания;
- инерционность любого движения, которое характеризуется непременным стремлением к покою: античным философам было неизвестно понятие вечного движения, зависящего от физических законов;
- отсюда обязательная цикличность мирового исторического процесса:
вечным может быть лишь бесконечное повторение цикла «возникновение —
гибель»;
- тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии.
2. 3. Второй этап в развитии европейской философии — философия средневековья (V—XV вв. н.э.). По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и укреплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (католическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опиралась на могущество церкви и упорную борьбу с «ересями», «вольнодумством», т.е. с малейшими отступлениями от догм и канонов Ватикана. Хотя и в этих условиях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции.
Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания: их стали почитать как «отцов» Церкви.
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 - 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура (XIV в.).
Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о
творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом Себе) в Библии;
- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Многие особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма.
Реализм — философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно заметить, что средневековый реализм близок учению Платона об идеях. Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в Божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Отсюда следовало, что познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.
В номинализме подчеркивался приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам общее понятие есть только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей, и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Наиболее яркими представителями номинализма были: Росцелин, Уильям Оккам, Иоганн Буридан, Николай из Отрекура.
Характерной чертой философии Средневековья является повсеместное обращение к теоцентризму — христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первооснове сотворенного им мира. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, тесно связанных между собой: идеи творения и идеи откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии.
В средневековой философии выделяются две основные вехи — патристика и схоластика, определяющие и отражающие ее становление и развитие. Для патристики характерно стремление решить основные философские вопросы с опорой на Священное писание, и в первую очередь на Евангелие. Среди представителей данного движения можно отметить Юстина, Матира, Эрнея, Теофана Антиохийского и др. Однако самым известным представителем патристики является Блаженный Августин. Бог, по его мнению, первичен, только он один обладает необходимым существованием, бытие же всего остального в той или иной степени случайно. А потому первичны душа и воля, которые превосходят по своей важности тело и разум. Разум это всего лишь проявление земной природы человека.
Хотя на ранних этапах развития христианства союз между религией и античной философией казался невозможным и неприемлемым, со временем положение изменилось на прямо противоположное. Постепенно христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуждаются в нем. Так появилась схоластика, называемая также «школьной философией». Среди ярких представителей этого направления следует назвать Эриугену, Иоанна Росцелина и Пьера Абеляра. Однако наиболее крупным представителем схоластики по праву считается Фома Аквинский. Отдавая дань авторитету Аристотеля, он предпринял грандиозную попытку соединить, органически связать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т.е. вера христианская. Его учение пользовалось большим влиянием и было официально признано римской церковью.
Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:
- стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;
- сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
- способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании);
- способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
- положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии;
- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.
2. 4.Философия эпохи Возрождения является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мышлением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода является ярко выраженный гуманизм. В целом философию эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления становится не Бог, а человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
- совершенствование орудий труда и производственных отношений; .кризис феодализма; развитие ремесла и торговли;
- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
- появление первых парламентов;
- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
- повышение уровня образованности в Европе в целом;
- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно- технические достижения).
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
гуманистическое (XIV - XV вв.) представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое(сер. XV - XVI вв.), представители которого Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское(XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.,) представители: - Томас Мои. Томмазо Кампанелла и др. - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
- антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);
- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма;
- широкое распространение идеи социального равенства.
В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С точки зрения пантеизма Бог — это то же самое, что и мир. Одним из первых к пантеизму пришел Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом.
Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневного вмешательства в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, т.е. безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свои предсказания о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества в небожественной предопределенности.
Культура эпохи Возрождения, таким образом, характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих устоев, на всех его уровнях – от религиозного до художественно-эстетического, от философского до обыденного, в центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не космос античности, не бог средневековья, а человек.
2. 5. Для философии Нового времени, которую можно обозначить как исторический период от Декарта до Гегеля характерным является представление о философии как о форме рационально – теоретическое сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообразные явления духа и действительности. В ее основе лежит систематическое и целостное объяснение мира. Главной особенностью этой философии выступает ее принципиальная установка на познаваемость мира. Человек при этом рассматривается как особый субъект познания, очищенный от своих личностных характеристик и выступает в качестве конструирующего мыслящего начала.
И наконец, существенной особенностью данной философии выступает ее просветительский пафос, на основе которого мыслитель, выдвигая ту или иную систему рациональных, этических или эстетических норм, выступает от имения разума, с помощью которого он достиг высшей степени истинности.
Главный девиз философии этого периода: не «наука для науки», а расширение власти человека над природой с помощью науки, совершенствование самого человека. В философии Нового времени в рамках гносеологии (учения о познании) выделяют такие направления, как эмпиризм и рационализм.
Для эмпиризма характерно признание чувственного опыта главным источником знания. С этих позиций содержание знания может быть представлено либо как описание опыта, либо как сведение знания к нему.
Эмпиризм– направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт : «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте(в чувствах)» , «знание - сила». Получил широкой распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.
Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон, а так же Томас Гоббс, Джон Локк. Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.
Основоположник рационализма Рене Декарт – видный французкий философ, ученый математик, обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанциях, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем пытался примерить материалистическое и идеалистическое направления в философии.
Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гносеологическое.
Согласноонтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).
Основная идеягносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии - схоластики, представители которой видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - "Знание - сила").
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
- сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
- разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путём.
Также в качестве направления рационализма выделяетсяэтический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.
Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считаетсяФрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ и политический деятель (в 1620 - 1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона -эмпиризма - заключается в том, чтов основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо:"Знание - сила".
Томас Гоббс (1588 - 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона: решительно отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
разработал теорию государства первым выдвинул идею, согласно которой в осно ве возникновения государства лежалобщественный (совместный) договор.
Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени.
Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:
- мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");
сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт - tabula rasa);источником опыта выступает внешний мир;
цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции; теория познания; этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый-математик, юрист, философ считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма.
В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции, познания. Основоположник теории «монадологии».
2. 6.Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 - 1794 гг.
В философии французского Просвещения можно выделитьтри основных направления:
-деистическое;
- теистическо-материалистическое;
- утопическо-социалистическое.
Деистическое направление в философии, сторонники которого:
- отвергали идею личного Бога;
- не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
- видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Другим важным направлением философии французского Просвещения былоатеистическо-материалистическое.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Утопическо-социалистическое направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Смысл понятия «Просвещение» - прогресс науки и культуры, который должен приблизить становление нового государственного строя, изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение – течение в области духовной и культурной жизни, целью которого является замена воззрений, основанных на религиозном или политическом авторитете, такими, которые исходят из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивидуума в отдельности. Понятие Просвящения стало выражением общего прогресса и прежде всего в странах Европы.
2. 7. Немецкая классическая философия XIX в. является влиятельным течением мировой философской мысли. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории, по новому ставит многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни реализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Под «классической» понимается высокий уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией проблем. Немецкая философия XIX в. - это уникальное явление философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
-глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
-совместить в себе почти все известные в тот период философские направления от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
-открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
-немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
-классический материализм (середина и вторая половина XIX в.);
-вульгарный материализм (XIX в.)
-иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».
Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII-первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта (1724-1804),Иогана Фихте (1762-1814),Фридриха Шеллинга (1775-1854),Георга Гегеля (1770-1831),Людвига Фейербаха (1804-1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
-объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
-субъективный идеализм (Фихте);
-материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; особое внимание уделила проблеме развития; значительно обогатила логико - теоретический аппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804):
-дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
-выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
-выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
-сформулировал моральный закон («категорийный императив»);
-выдвинул идею о «вечном мире» в будующем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Георг Гегель (1770-1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, всего материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией разработка диалектики-учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоган Фихте (1762-1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я-концепция»).
Фридрих Шеллинг (1775-1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804-1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.
Другим направлением немецкой философии XIXв. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распростронение во второй половине XIXв.
Немецкий материализм XIXв. представлен главным образом:
-философией Людвига Фейербаха;
-марксистской философией;
-творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого
|