Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема №2. Единство и многообразие историко-философского процесса.

План лекций:

1. Происхождение философии.

2. Особенности и специфика античной философии (VII до н.э. – V в. н.э.)

3. Теологическая философия средних веков (V – XVI вв. н.э.)

4. Основные направления и характерные черты философии Возрождения (XIV – XVI вв.)

5. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

6. Философия французского Просвещения XVIII в.

7. Немецкая классическая философия XIX в.

8. Русская философия (IX – XXI вв.)

9. Особенности и специфика современной западной философии (XX – XXI вв.)

2. 1. Процесс возникновения и развития философских идей составля­ет предмет особой науки — истории философии. Эта наука рас­сматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже JI. Фейербах показал, что человек, философствуя, вы­ступает от имени всего человеческого рода.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилиза­ции стали формироваться устойчивые формы «первой», или пра- (пред-) философии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.

Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды — сборники гимнов богам, песнопений, ри­туалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.

В VI-V в. до н. э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии.

Первыми письменными источниками предфилософии Древне­го Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга пере­мен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI-I в. до н. э., отражали воззрения на кос­мос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и челове­ка, отношение к божествам.



В VII-III в. до н. э. возникают философские школы: конфуцианст­во, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа инь-ян (натур­философы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индий­ской философии, существуют и сегодня.

Воззрения философского характера возникали в Древнем Егип­те, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и со­вершенствовались по мере передвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой.

В западной (средиземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки — граждане древних городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря.

Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что еще раньше они же «изобре­ли» демократию, а еще раньше осознали самоценность умствен­ной деятельности, радость от свободного искания истины.

История философии - неотъемлемая часть истории культуры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен дневных греков и древних римлян). Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства.

В историческом плане принято выделять пять основных типов философии:

- философия Древнего мира(VII до н.э. – V вв. н. э.);

- философия Средневековья (II-XIV вв.);

- философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.);

- философия Нового времени (XVII-XIX вв.);

- современная философия (XX – XXI вв.)

2. 2. Первый исторически крупный этап в развитии философии — ан­тичная философия (VII в. до н.э. — V в. н.э.). Ее творцы — древние греки и древние римляне (последние в позднюю античность). Ве­личайшим достижением этих философов была сама постановка веч­ных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свобо­де и необходимости, жизни и смерти, мес­те и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о пре­красном и возвышенном, о мудрости и человеческом достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другом, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» поз­нания — созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.

Античная философия возникла как стихийно-диалектичес­кая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеобщей свя­зи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтерна­тивных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысячелетия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы вещества. Иде­алист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще раз­работал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

Древнегреческая (античная) философия в своем развитие прошла четыре основных периода:

- демократический VII – V вв. до нашей эры (милетская школа «физиков- Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский,; школа атомистов – Демокрит, Левкипп; пифагорийская школа –Пифагор; элейская школа – Парминид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский).

- класический (сократический) – середина – конец IV вв. до н. э. (школа софистов – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, Ликофрон, Алкидамант, Трассимах; Киренская школа – Аристипп; Мегарская школа – Евклид,, Евбулит, Крон; классическая философия Сократа, Платона, Аристотеля).

- эллинистический – конец III-I вв.до н. э (школа киников- Антисфен, Диоген Синопский, Кратет; школа стойков, Зенон Китийский, Клеанф, Христип,Панеттий, Посидоний)

- римский – I в до н.э. – V в. н. э. (стойки – Санека, Эпиктет, Марк Аврелий; школа неоплатоников – Плотин.)

 

Сократ, отказавшись от космологии, перенес свои исследования в нравственную область, стремясь к самопознанию, т.е. к тому, чтобы найти всеобщее и безусловное знание, имеющее основу не в чем-либо внешнем, а в самом себе. Высшего расцвета греческая философия достигла в лице Платона и Аристотеля, положивших начало двум главнейшим направлениям философской мысли: идеализму и материализму. Ученики Платона и Аристоте­ля основали в Греции, Риме и Александрии несколько философ­ских школ: стоиков (Зенон, Хрисипп), эпикурейцев (Эпикур), киников (Антисфен, Диоген Синопский), скептиков (Пиррон, Карнеад). Позже из синтеза учений различных школ возникло эклектическое на­правление (Цицерон, Плутарх), а из сочетания греческой филосо­фии с восточными и еврейскими элементами — неопифагорейство (Никомах) и неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

Для философии античности характерны:

- Органическая связь натурфилософии и космологии с этико-политическими

учениями, отсутствие противопоставления человека и природы;

- понимание добродетели как принципа космического единства и жизни

согласно этому принципу;

- подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам

нравственности состоит в правильном осуществлении добродетели;

- отсутствие субъективного восприятия мира: любое философ­ское знание

проникает в разум индивида извне (в качестве части­цы Логоса, единого

бытия или потенции перводвигателя);

- в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, т.к.

сама Вселенная является символом единства зри­мого (линия Демокрита) и

идеального (линия Платона) в фило­софии, выражая противостояние

чувственного восприятия и умо­зрительного знания;

- инерционность любого движения, которое характеризуется не­пременным стремлением к покою: античным философам было неизвестно понятие вечного движения, зависящего от физиче­ских законов;

- отсюда обязательная цикличность мирового исторического про­цесса:

вечным может быть лишь бесконечное повторение цик­ла «возникновение —

гибель»;

- тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии.

2. 3. Второй этап в развитии европейской философии — философия средневековья (V—XV вв. н.э.). По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и ук­реплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (като­лическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опиралась на могущество церкви и упорную борьбу с «ересями», «вольнодумством», т.е. с малейшими отступлениями от догм и канонов Ватикана. Хотя и в этих услови­ях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции.

Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания: их стали почитать как «отцов» Церкви.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической филосо­фии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 - 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура (XIV в.).

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологи­ческой философии:

- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о

творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом Себе) в Библии;

- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божествен­ного предопределения;

- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

- мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванно­стью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Многие особенности средневековой философии проявились в про­исходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма.

Реализм — философское учение, согласно которому подлин­ной реальностью обладают только общие понятия, или универса­лии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно заметить, что средневековый реализм близок уче­нию Платона об идеях. Согласно реализму универсалии существу­ют до вещей, представляя собой мысли, идеи в Божественном ра­зуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Отсюда следовало, что познание возмож­но лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

В номинализме подчеркивался приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам общее понятие есть только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей, и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, об­щих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Наиболее яркими представителями номинализма были: Росцелин, Уильям Оккам, Иоганн Буридан, Николай из Отрекура.

Характерной чертой философии Средневековья является повсе­местное обращение к теоцентризму — христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первооснове сотворенного им мира. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принци­па, тесно связанных между собой: идеи творения и идеи откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесто­ронняя зависимость средневековой философии от теологии.

В средневековой философии выделяются две основные вехи — патристика и схоластика, определяющие и отражающие ее станов­ление и развитие. Для патристики характерно стремление решить основные философские вопросы с опорой на Священное писание, и в первую очередь на Евангелие. Среди представителей данно­го движения можно отметить Юстина, Матира, Эрнея, Теофана Антиохийского и др. Однако самым известным представителем патристики является Блаженный Августин. Бог, по его мнению, первичен, только он один обладает необходимым существовани­ем, бытие же всего остального в той или иной степени случай­но. А потому первичны душа и воля, которые превосходят по сво­ей важности тело и разум. Разум это всего лишь проявление земной природы человека.

Хотя на ранних этапах развития христианства союз между ре­лигией и античной философией казался невозможным и неприем­лемым, со временем положение изменилось на прямо противопо­ложное. Постепенно христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуж­даются в нем. Так появилась схоластика, называемая также «школь­ной философией». Среди ярких представителей этого направления следует назвать Эриугену, Иоанна Росцелина и Пьера Абеляра. Однако наиболее крупным представителем схоластики по праву считается Фома Аквинский. Отдавая дань авторитету Аристотеля, он предпринял грандиозную попытку соединить, органически свя­зать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т.е. вера христианская. Его учение пользовалось большим влиянием и было официально признано римской церковью.

Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:

- стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;

- сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку воз­никла на основе античной философии христианского учения;

- способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо он­тологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной филосо­фией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании);

- способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

- положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии;

- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

2. 4.Философия эпохи Возрождения является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мыш­лением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода является ярко выраженный гуманизм. В целом филосо­фию эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцен­тризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления ста­новится не Бог, а человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрож­дения были:

- совершенствование орудий труда и производственных отношений; .кризис феодализма; развитие ремесла и торговли;

- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, куль­турные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

- появление первых парламентов;

- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

- повышение уровня образованности в Европе в целом;

- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопе­чатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно- технические достижения).

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV - XV вв.) представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизи­ровало над догматами Церкви;

неоплатоническое(сер. XV - XVI вв.), представители которого Нико­лай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точ­ки зрения идеализма;

натурфилософское(XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Нико­лай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся раз­венчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттер­дамский и др. стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.,) представители: - Томас Мои. Томмазо Кампанелла и др. - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулирова­нии со стороны государственной власти.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

- антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслу­живающей интересы Церкви философии - схоластики);

- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окру­жающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Зем­ли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма;

- широкое распространение идеи социального равенства.

В период Возрождения формируются новые философские направ­ления: пантеизм и деизм. С точки зрения пантеизма Бог — это то же самое, что и мир. Одним из первых к пантеизму пришел Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства на­турфилософских учений, противостоящих религиозному учению о со­творении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с приро­дой, пока не стал по существу ее псевдонимом.

Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневного вме­шательства в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, т.е. безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свои предсказа­ния о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали незави­симость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общест­ва в небожественной предопределенности.

Культура эпохи Возрождения, таким образом, характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих устоев, на всех его уровнях – от религиозного до художественно-эстетического, от философского до обыденного, в центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не космос античности, не бог средневековья, а человек.

2. 5. Для философии Нового времени, которую можно обозначить как исторический период от Декарта до Гегеля характерным является представление о философии как о форме рационально – теоретическое сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообразные явления духа и действительности. В ее основе лежит систематическое и целостное объяснение мира. Главной особенностью этой философии выступает ее принципиальная установка на познаваемость мира. Человек при этом рассматривается как особый субъект познания, очищенный от своих личностных характеристик и выступает в качестве конструирующего мыслящего начала.

И наконец, существенной особенностью данной философии выступает ее просветительский пафос, на основе которого мыслитель, выдвигая ту или иную систему рациональных, этических или эстетических норм, выступает от имения разума, с помощью которого он достиг высшей степени истинности.

Главный девиз философии этого периода: не «наука для науки», а расширение власти человека над природой с помощью науки, совершенствование самого человека. В философии Нового време­ни в рамках гносеологии (учения о познании) выделяют такие на­правления, как эмпиризм и рационализм.

Для эмпиризма характерно признание чувственного опыта глав­ным источником знания. С этих позиций содержание знания мо­жет быть представлено либо как описание опыта, либо как сведе­ние знания к нему.

Эмпиризм– направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт : «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте(в чувствах)» , «знание - сила». Получил широкой распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон, а так же Томас Гоббс, Джон Локк. Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

Основоположник рационализма Рене Декарт – видный французкий философ, ученый математик, обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанциях, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем пытался примерить материалистическое и идеалистическое направления в философии.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гно­сеологическое.

Согласноонтологическому рационализму в основе бытия лежит разум­ное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первично­сти идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идеягносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии - схоластики, представители которой видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппо­нентами эмпиристов - сторонников философского направления, рас­пространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - "Знание - сила").

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были сле­дующие:

- сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

- разум способен самостоятельно делать открытия, которые первона­чально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путём.

Также в качестве направления рационализма выделяетсяэтический рацио­нализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии счи­таетсяФрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ и полити­ческий деятель (в 1620 - 1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона -эмпиризма - зак­лючается в том, чтов основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному зна­нию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических ре­зультатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, раз­витию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выра­зил все его философское кредо:"Знание - сила".

Томас Гоббс (1588 - 1679), ставший учеником и продолжателем фило­софской традиции Ф. Бэкона: решительно отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятель­ности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; кри­тиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и госу­дарства;

разработал теорию государства первым выдвинул идею, согласно которой в осно ве возникновения государства лежалобщественный (совместный) договор.

Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и ма­териалистическую традицию английской философии Нового времени.

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

- мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");

сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным выс­казывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записы­вается опыт - tabula rasa);источником опыта выступает внешний мир;

цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятель­ности;идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добива­ется хороших результатов в своей профессии;

идеал государства - государство, построенное на основе разделения вла­стей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) стал автором наиболее разра­ботанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представите­лем европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции; теория познания; этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый-математик, юрист, философ считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма.

В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции, познания. Основоположник теории «монадологии».

2. 6.Французскую философию XVIII в. принято называть философией Про­свещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представле­ния о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подго­товили Великую французскую революцию 1789 - 1794 гг.

В философии французского Просвещения можно выделитьтри основных направления:

-деистическое;

- теистическо-материалистическое;

- утопическо-социалистическое.

Деистическое направление в философии, сторонники которого:

- отвергали идею личного Бога;

- не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

- видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир пос­ле сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Другим важным направлением философии французского Просве­щения былоатеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и ес­тественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочте­ние эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопическо-социалистическое направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в се­редине XVIII в., но особое распространение получило во время Вели­кой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принад­лежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равен­стве и социальной справедливости.

Смысл понятия «Просвещение» - прогресс науки и культуры, который должен приблизить становление нового государственного строя, изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение – течение в области духовной и культурной жизни, целью которого является замена воззрений, основанных на религиозном или политическом авторитете, такими, которые исходят из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивидуума в отдельности. Понятие Просвящения стало выражением общего прогресса и прежде всего в странах Европы.

2. 7. Немецкая классическая философия XIX в. является влиятельным течением мировой философской мысли. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории, по новому ставит многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни реализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Под «классической» понимается высокий уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией проблем. Немецкая философия XIX в. - это уникальное явление философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

-глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

-совместить в себе почти все известные в тот период философские направления от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

-открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

-немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

-классический материализм (середина и вторая половина XIX в.);

-вульгарный материализм (XIX в.)

-иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII-первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта (1724-1804),Иогана Фихте (1762-1814),Фридриха Шеллинга (1775-1854),Георга Гегеля (1770-1831),Людвига Фейербаха (1804-1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

-объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

-субъективный идеализм (Фихте);

-материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; особое внимание уделила проблеме развития; значительно обогатила логико - теоретический аппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс.

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804):

-дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

-выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

-выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

-сформулировал моральный закон («категорийный императив»);

-выдвинул идею о «вечном мире» в будующем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Гегель (1770-1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, всего материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией разработка диалектики-учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоган Фихте (1762-1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я-концепция»).

Фридрих Шеллинг (1775-1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах (1804-1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

Другим направлением немецкой философии XIXв. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распростронение во второй половине XIXв.

Немецкий материализм XIXв. представлен главным образом:

-философией Людвига Фейербаха;

-марксистской философией;

-творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.