Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Марксистская философия:
-выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
-показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
-осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
-рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
-дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
-выступала с атеистических позиций.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
-основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
-сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
-материя находится в постоянном движении и развитии;
-Бога нет. Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду;
-Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
-важным фактором развития является практика-преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
-развитие происходит по законам диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Разновидностью немецкого материализма XIXв. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты - Фохт, Бюхнер, Молешотт - смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).
В частности, они:
-механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
-рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень-желчь»).
Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.
Иррационализм -направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788-1860).В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.
Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия-бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире, то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Одним из основоположников «философии жизни» является Фридрих Ницше(1844-1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, о движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти»-экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).
В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений: прагматизма и экзистенциализма.
2.8 .Русская философия-феномен IX – XXI вв. как мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонности, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
-сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
-специфическая форма выражения философских мыслей-художественное творчество, литературная критика, публицистика ,искусство, «эзопов язык»(что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
-целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной, а всем комплексом актуальных проблем;
-большая роль проблем морали и нравственности;
-конкретность;
-широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Можно выделить следующие этапы русской философии:
-период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
-философия становления и развития централизованного русского государства (Русь Московская);
-философия XVIIIв.
-философия XIXв.
-русская и светская философия XXв.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси (IX-XIIIвв.)
Наиболее яркие представители этого периода являются - митрополит Илларион, Владимир Маномах, Климент Столятич, Филипп Пустынник.
Основные темы ранней философии: моральные и нравственные ценности, объяснение сущности христианства; сущность и роль государства и права.
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, там и в философии приходится на XIII-XVIIвв.
(Сергей Радонежский, Андрей Курбский, Ния Сорокин, Васеиан Патрикеев, Аввакум и Никон, Юрий Киржанич.)
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание.
Русская философия XVIIIв. включает два этапа своего развития:
- Философия эпохи петровских реформ (Феофан Прокович, В.Н.Татищев,
А.Д.Кантимир.), имела социально-политическую направленность и рассматривала
вопросы: устройства монархии; императорской власти, ее божественности и
нерушимости; прав императорской нерушимости; прав императора; войны и
мира.
- Материалистическая философия. (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.), дает
материалистическое обоснование законов природы, социально-политического устройства общества, а также большое внимание вопросам этики, морали, нравственности.
Русская философия XIXв. включает в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское, революционно-демократическое, атеистическое, теологическое.
- Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.
Основная направленность философии декабристов – социально - политическая. Ее опорными идеями были: приоритет естественного права, необходимость для России правового строя, отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает, личная свобода человека, ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
|